Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 11. Этнополитика в современном мире
Проблема национальных отношений выдвинулась на одно из первых мест среди наиболее острых проблем современности. Именно под натиском этих проблем прекратила свое существование после первой мировой войны Австро-Венгрия; после второй мировой войны распались крупнейшие колониальные империи — Великобритания, Франция, Португалия, Испания; после окончания "холодной войны" — СССР, Югославия, Чехословакия. Национальные проблемы до сих пор не решены в Англии (Ирландия), в Бельгии, Индии, Канаде, США и других странах. В настоящее время на земном шаре проживает более 2000 наций и народностей. До 90% из них входят в состав многонациональных государств (на планете их более 200). Поэтому национальный вопрос является, по существу, мировым вопросом. Если нации начали складываться с возникновением капиталистических отношений, то многонациональные государства — к концу ХIХ в. Почти сразу же вслед за этим возник лозунг самоопределения. Национальное отделение в условиях цивилизованного демократического общества, наряду с положительным явлением, чревато разрывом сложившихся экономических, политических, культурных связей, отрицательно отражающихся на социальной жизни, как отдельного народа, так и других народов бывшего единого государства. Многие политики не только в теории, но и на практике смешивают понятие государственного и национального суверенитетов, допускают их отождествление, что, в конечном счете, приводит к негативным последствиям. Отдельные национально-государственные и территориальные образования объявляют себя суверенными, хотя суверенитет может и должен быть присущ только государству. Национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономизации. Как показывает опыт образования новых суверенных государств (особенно небольших), они вынуждены создавать необходимые государственные институты (бюрократический аппарат, армию, полицию, дипломатические представительства), расходы на содержание которых существенно подрывают их экономику, вызывают обесценивание их власти. Сам факт существования на планете более 2000 наций и народностей и немногим более 200 государств свидетельствует о том, что в масштабах этих государств и между ними сложились и складываются определенные отношения, которые получили наименование национальных (межнациональных) отношений. Национальные отношения — это отношения между субъектами национально-этнического развития: нациями, народностями, национальными группами и их государственными образованиями. Нация — это общность людей, которая имеет общий язык, общую территорию, общую культуру, единство экономических, социально-политических и духовных интересов. Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом и психологическом самоопределении. Политологи различают три типа национальных отношений: равноправные, отношения господства и подчинения и непримиримые враждебные отношения с попытками взаимного уничтожения. Определяющее воздействие на национальные отношения оказывают экономические и политические факторы. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений, как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание благоприятных условий для свободного развития национальных языков и культур, подготовка и расстановка национальных кадров. На развитие политических установок, политического поведения и политическую культуру оказывают влияние: исторические традиции, социальные чувства и настроения, географические и культурно-бытовые условия наций и народностей. Главные вопросы в национальных отношениях — это вопросы равноправия наций; о неравенстве уровней экономического и культурного развития; о национальных противоречиях, распрях, вражде и подозрениях на национальной почве. На уровень национальных отношений влияет недостаточная разработка теории этнических отношений, так как сейчас, по существу, нельзя привести в пример ни одной страны, где бы проблемы национальных отношений были решены до конца. На основе анализа опыта функционирования многонациональных государств определены основные сферы межнациональных противоречий: 1. Отношения между центральными органами и автономиями (землями, штатами, кантонами, доминионами и т.д.). 2. Отношения между республиками. 3. Отношения между автономными образованиями внутри республик. 4. Проблемы национальных групп внутри республик, а также национальностей, не имеющих собственных национально-государственных образований. 5. Проблемы разделенных государственными границами народов (азербайджанцы, таджики, корейцы, курды, до недавнего времени — немцы). По существу, в этих противоречиях проявляются две тенденции развития национальных отношений: стремление наций к самоопределению и создание интернациональных объединений. Эти две противоположные тенденции присущи всем политическим системам мира. Течение, которое противоположно интернационализму, является национализм — образование многоликое и многообразное, имеющее как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным сторонам этого течения можно отнести национальное самосознание, национальную гордость, национальный стыд, стремление к национальному саморазвитию, равноправию. К отрицательным сторонам — признание национальной исключительности, противопоставление другим нациям, стремление обеспечить превосходство своей нации за счет ущемления интересов других народов, попытка объяснить трудности жизни и неурядицы своей нации влиянием других наций и народов. Все эти негативы составляют в национальном националистическое. Национализм — явление сложное и бороться с ним можно только совершенствованием национальных отношений, постепенно, без коренной ломки, корректно. Все национальные отношения могут регулироваться в масштабах государства проводимой национальной политикой. Национальная политика представляет собой систему мер, всесторонне обоснованных, направленных на реализацию национальных интересов. Политическая борьба за различные национальные интересы в процессе распределения ресурсов, благ и привилегий является, по существу, борьбой за власть. Дискриминация или привилегированное положение отдельных этнических групп всегда приводят к конфликтам, если эти противоречия не разрешаются парламентским, законным путем. В большинстве стран этнические конфликты разрешаются изменением законодательства. Анализ существующих в мире полиэтнических систем и путей решения этнических конфликтов дает возможность выделить научно обоснованные принципы построения национальной политики в современных условиях. 1. Принцип научного анализа и творческого осмысления собственной и зарубежной национальной политики. Основные положения: равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, взаимное уважение интересов и ценностей всех народов, непримиримость к национализму, политическое и моральное осуждение людей, социальных групп, стремящихся достичь благополучия своего народа за счет ущемления интересов других народов. 2. Принцип стабильности территориальных границ национально-государственных образований. Территориальные претензии становятся во многих странах все более взрывоопасным фактором. 3. Учет взаимосвязей и взаимодействия реформ в экономический, политической, духовной и национальной сферах. 4. Целостность национальной политики, учет всех ее компонентов. Стратегия обновления национальных отношений должна быть направлена на уважение чести и достоинства каждого гражданина, на более полное раскрытие потенциала всего общества. 5. Оказание помощи малочисленным народам в развитии экономики, культуры, в сохранении среды обитания. 6. Формирование этики межнациональных отношений путем полного исключения из этой сферы всех форм несправедливости и насилия. Опыт многих стран, где реализованы эти принципы, свидетельствует о том, что такая национальная политика способна содействовать консолидации наций и народностей, преодолевать уже возникшие конфликты.
Контрольные вопросы 1. Раскройте содержание понятий "этнос", "нация". 2. Какой смысл вы вкладываете в содержание понятий "национальные отношения" и "национальный вопрос"? 3. Приведите примеры и охарактеризуйте следующие национально-государственные формы объединения этносов: унитарное государство, федерация, конфедерация. 4. Назовите основные направления отечественной национальной политики на современном этапе.
Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В ОБЩЕСТВЕ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ, ТИПОЛОГИЯ, ПОИСКИ ПУТЕЙ УРЕГУЛИРОВАНИЯ Конфликт – это столкновение интересов, действий, взглядов, позиций тех или иных субъектов конфликтной ситуации, к которым относятся отдельные личности, обладающие достаточной значимостью в сфере политики, или различные социальные группы, политические партии, военно-политические и экономические блоки и союзы, социально-политические и экономические мировые системы. Любой конфликт может быть внутриполитическим, внешнеполитическим, лежащим сфере экономики, социальных отношений, культуры, его предметом могут быть территориальные, межэтнические, региональные, расовые отношения. Политология изучает конфликты, возникающие в сфере общественных отношений, связанные с проблемами свержения или сохранения власти, ее укрепления или подрыва. Рассматривая политические конфликты на различных уровнях социальной организации, следует обратить внимание на такие крупные явления, как мировые войны, "холодная война", сопровождаемые огромным количеством локальных войн, возмущений на различных континентах планеты. В современной социальной и политической структуре общества конфликты характеризуются масштабами, уровнем распространения, остротой, сферой возникновения. В политическом аспекте наибольшую опасность представляют конфликты, которые одновременно охватывают все уровни социальной и политической структуры общества и вовлекают максимально возможное в конкретных условиях количество участников. Происходящие в различных сферах конфликты приобретают политическую значимость, если затрагивают международные, классовые, межэтнические, национальные, общинные, религиозные и локальные отношения. Политологи рассматривают конфликт как результат взаимодействия несовпадающих по интересам элементов системы общественных отношений. Конфликт, по их мнению, является отнюдь не патологией, а нормой жизни общества. Проблема состоит лишь в том, чтобы не исключать его из жизни, но уметь находить его причины, конфликтующие стороны, движущие силы, пути разрешения. Такая оценка потребовала коренного пересмотра существующих до определенного времени понятий и роли конфликтов в развитии общества. Ведь политическая мысль XIX в. развивалась под влиянием классового антагонизма между наемным трудом и капиталом. Основываясь на учении К. Маркса об основных структурных противоречиях и революционных изменениях, она включала теорию регулирования кризисов, концепцию преодоления конфликтов в процессе деятельности, основанной на разделении труда. Одни теоретики, находящиеся под влиянием теории классовой борьбы Маркса, считали, что конфликты в обществе имеют классовый или групповой характер, объясняли их основными противоречиями между трудом и капиталом и, как следствие этих противоречий — противоположными интересами классов. Они были единодушными во мнении о необходимости изменения самой системы. Другие особое внимание уделяли индивидуализации конфликтов. С их точки зрения, противоречия отражаются в ориентациях и направлении деятельности самих субъектов, в них же они должны стабилизироваться и разрешаться. Если в центре внимания первой группы исследователей находится "политизация" конфликтов, коллективно демонстрируемая группами и классами, то вторая группа изучает "приватизацию" конфликтов в индивидуальных биографиях и часто делает вывод о необходимости конфликтов для поддержания стабильности в обществе и сохранности самой системы. Новые подходы к теории конфликтов, получившие развитие в 50-е годы XX века, объединили некоторые важные элементы обоих направлений исследования в этой области. Кроме того, эти подходы обозначили переход от "классовой борьбы" XIX в. к "индустриальному конфликту" XX в. В соответствии с новым подходом предприниматели и рабочие рассматривались как конфликтующие стороны с противоположными интересами, но противоречия между ними перестали нести прежнюю взрывную силу, так как ни одна из сторон не стремилась устранить его путем революционных изменений. Для новых теоретиков противоречия между трудом и капиталом стали неотъемлемой составной частью непрерывных общественных изменений, его движущей силой. По их мнению, этот конфликт потерял свой драматический характер по двум соображениям. Во-первых, он интерпретируется как регулируемый, допускающий компромиссы и даже временное равновесие сил, во-вторых, он уже, как следствие первого, не играет роковой роли для общественной системы и становится обычным, в ряду других, конфликтом. Классовая принадлежность, определяющая конфликтное поведение, постепенно заменяется более ограниченной и специфической принадлежностью к группам интересов, участие в которых позволяет каждому высказывать свои требования. Вместо групповой ориентации, нашедшей наиболее яркое выражение в политизации идеологического конфликта между правительством и оппозицией, возникают мелкие конфликты внутри организаций, выражающих интересы отдельных субъектов. Внутренние конфликты всегда есть в любой организации, так как они порождаются противоположными интересами ее членов. Перенос конфликтов в межличностную сферу является, по мнению многих исследователей, одним из важнейших условий стабильности современных демократических обществ. Таким образом, конфликты поддаются регулированию, являясь двигателями политического и социального прогресса. Последние связаны с такими понятиями, как "согласие", "стабильность", "порядок". В зависимости от масштабов и последствий конфликты можно разделить: на межличностные, групповые и межгрупповые, между институтами и ассоциациями, а также между культурами и типами культур (религий). Важное место среди перечисленных конфликтов занимают внутригосударственные конфликты, так как с ними и их последствиями связаны изменения политического строя, политической ориентации граждан и политического режима; межнациональные конфликты. Корни межнациональных конфликтов носят глубоко исторический характер, связанный с территориальными, языковыми, межконфессиональными проблемами, которые по различным причинам не получили своего разрешения. В политологии различают четыре стадии протекания конфликтной ситуации: к первой стадии относятся латентное (скрытое) напряжение, обусловленное неравным социальным, экономическим, политическим положением двух и более групп, представители этих групп стремятся к улучшению условий или повышению их статуса; признаком второй стадии является напряженность, которая характеризуется появлением межличностных столкновений, поскольку различия начинают рационально и идеологически осознаваться представителями групп; третья стадия характеризуется несовместимостью групповых интересов, враждебностью более высокого уровня, когда стороны готовятся к соперничеству и пробе сил; четвертая стадия — сам конфликт, ему присущи открытые столкновения противодействующих сторон, демонстрация их мощи, влияния. Существенным аспектом теории конфликта является вопрос об управлении и регулировании политических конфликтов. Этими проблемами занимается самостоятельная отрасль знаний — конфликтология. 0дин из важнейших ее разделов направлен на познание закономерностей возникновения, предотвращения, развития и разрешения политических конфликтов во избежание расколов, конфронтации и тупиков, ведущих к ожесточению, нетерпимости и насилию. Конфликтология различает два различных варианта управления конфликтом. Первый: конфликт успешно разрешается и тем самым достигается приемлемая, удовлетворяющая обе стороны ситуация. При этом они сохраняют взаимное доверие, одинаково воспринимают информацию, не создают в своей среде образа врага, адекватно реагируют на поступающую информацию. По существу, этот вариант можно расценивать как вариант эффективного управления конфликтом. Второй вариант: конфликт подавляется силой, когдадостигается однозначная победа одной стороны над другой или создается ситуация "взаимного поражения" (временный, шаткий компромисс, обращение к третьей стороне, подкуп, применение права, а также других мер формального порядка). При этом социальные и политические позиции стороны остаются неизменными, "нервные узлы", вызвавшие конфликт, не ликвидируются и спустя некоторое время конфликт может возникнуть вновь. Один из основоположников конфликтологии Р. Дорендорф сравнивает грубо задавленный конфликт с опаснейшей злокачественной опухолью на теле общественного организма. Такой конфликт сохраняет способность выйти из-под контроля, может принять форму "народной революции" или гражданской войны. В этой связи особенно опасными являются международные конфликты, подавляемые силой оружия (Ирак, Югославия). Наличие ракетно-ядерного оружия и других современных средств вооруженной борьбы делает эти конфликты чрезвычайно опасными для всей человеческой цивилизации. Такое "управление" конфликтной ситуацией политологи называют весьма неэффективным. Различают три этапа улаживания конфликтов: на стадии скрытого их развития, на ранней стадии протекания и на затяжной фазе (наиболее длительной и острой). Подходя к проблеме регулирования конфликтов, следует руководствоваться принципом В. Шекспира, который отмечал, что небольшой костер нетрудно затоптать, но если дать ему разгореться, то рек не хватит, чтобы потушить пожар. В любом случае культура разрешения конфликтов должна способствовать переходу в стадию совместного поиска противоборствующими сторонами компромиссных решений и снижению эмоциональной напряженности, исключать возможность разрастания конфликта, направлять его в русло прогрессивной и созидательной деятельности. Контрольные вопросы 1. Проанализируйте причины возникновения политических кризисов и их взаимосвязь. 2. Раскройте сущность понятий "конфликт", "кризис". 3. Назовите стадии развития конфликта, принятые в конфликтологии. 4. Обоснуйте приемлемые пути урегулирования конфликтов. 5. Каковы пути и формы урегулирования межнациональных конфликтов? Date: 2015-09-24; view: 627; Нарушение авторских прав |