Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Политический процесс и политическое управление





Существует множество интерпретаций понятия "политический процесс". Но все эти определения признают, что политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политичес­кой системы. Он представляет собой совокупность действий инсти­тутов власти и общественных организаций (партий, движений) по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ве­дущих к изменению и развитию (или упадку) политической систе­мы общества.

С содержательной точки зрения осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе рас­пределение и перераспределение ресурсов власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности людей. По существу, все формы политического поведения субъектов системы в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью: по­влиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому центральная проблема политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые бы интегрировали интересы различных социальных групп, классов, слоев. Центральную роль в этом процессе играют высшие институты государственной власти.

Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всем его многообразии для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные ре­жимы, создать правовое государство, которое обеспечивало бы приоритет закона, соблюдение прав и свобод граждан, политичес­кий плюрализм, разделение властей, национальную автономию, местное самоуправление. В России и других странах СНГ завершает­ся трудный, не имеющий аналогов в мировой истории процесс перехода от "государственного социализма" к новым формам эко­номической, социальной и политической жизни, представляющим собой слияние социалистической и капиталистической систем (про­цесс конвергенции), очевидно, судя по происходящим во всех стра­нах СНГ процессам, на капиталистической основе.

При этом следует отметить, что в России отсутствуют характер­ные для западных стран механизмы взаимосвязи в системе обще­ство — партии — власть. Партии не имеют прямого выхода на власть, их платформы размыты, водораздел между ними происходит глав­ным образом по линии лояльности или враждебности к существу­ющей власти. Общество фактически не имеет механизмов воздей­ствия на власть. Выборы и президентские, и парламентские, как форма влияния на политику власти, носят эпизодический харак­тер.

В системах с демократическими формами правления политичес­кий процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населе­ния приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В содержании по­литического процесса представляется возможным раскрыть круп­ные структурные звенья, определяющие его внутреннее строение и природу. В качестве первого такого звена можно рассматривать про­цесс представления политических интересов групп и граждан ин­ститутам, принимающим политические решения. Вторым элемен­том политического процесса является этап выработки и принятия политических решений, выражающих коллективные цели в поли­тической системе общества. Третий элемент политического про­цесса — этап реализации политических решений.

Различают три режима политического процесса. Первый из них — это режим функционирования, не выводящий политическую сис­тему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институ­тов власти. Второй — это режим развития, заключающийся в том, что механизмы и структуры власти выводят политику государства на новый уровень, прогнозируя возможные вызовы времени. Этот режим свидетельствует о возможности властных структур адапти­роваться к новым условиям обстановки. Третьей разновидностью политического процесса является режим упадка или даже распада политической целостности общества и государства.

Преобладание того или иного режима существования полити­ческого процесса зависит от эффективности политического управ­ления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной, относительно самосто­ятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические про­цессы, происходящие в общественных системах, носят относитель­но самостоятельный характер, а управление ими, регулирование ими осуществляется на трех уровнях.


Первый уровень — это государственно-администра­тивное управление, включающее законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития.

Второй уровень – партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том, что каждая из партий выражает инте­ресы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а, получив ее, стремится удержать с целью реализации ин­тересов поддерживающих ее социальных групп.

Третий уровень — это управление со стороны об­щества. Обширные сферы общественных отношений, существую­щих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан, вовлечение их в политику. Эта деятельность носит сугубо общественный характер и остается вне контроля госу­дарства.

Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, сниже­ние элементов стихийности и конфликтности, повышение их це­ленаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффек­тивность политического управления обществом определяется рав­новесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотруд­ничества.

Все общество является объектом политического управления, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов.

Субъектами политического управления выступают различные политические институты, прежде всего центры, принимающие политические решения (парламент, совет безопасности, правитель­ство), которые оказывают реальное влияние или определенные виды воздействия на государство, политические и общественные орга­низации и человека. В результате вся система управления обществом приобретает либо устойчивость, либо вступает в кризисную транс­формацию и начинает перестраиваться в новую модель. Взаимодей­ствие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике.

Процесс выработки и принятия решений дает возможность вы­делить в нем крупные структурные звенья. Важнейшие из них явля­ются: представление политических интересов групп и граждан ин­ститутам, принимающим политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических ре­шений. Анализ политических процессов в странах со стабильными режи­мами развития позволяет выделить научные принципы управле­ния политическими процессами.

1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенность, структура, результаты) и их прогнозирование.

2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей ад­министративно-государственного управления, адекватных страте­гическим задачам в политике, особенно при проведении реформ.

3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (не противопоставляя и не отождествляя их).

4. Применение принципа "внешнего дополнения", предусмат­ривающего определенный механизм компенсации последствий при­нятых политических решений.

5. Использование принципа “гарантированной устойчивости” управления, который достигается посредством правовой регламен­тации и эффективной системой контроля за реализацией принятых политических решений.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию "политический процесс".

2. Перечислите наиболее актуальные проблемы современного российского государства.

3. Раскройте роль России в мировом политическом процессе.

4. Дайте определение понятию "политическое управление".

5. Перечислите наиболее важные научные принципы управления политическими процессами в обществе.







Date: 2015-09-24; view: 612; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию