Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Политический процесс и политическое управление
Существует множество интерпретаций понятия "политический процесс". Но все эти определения признают, что политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы. Он представляет собой совокупность действий институтов власти и общественных организаций (партий, движений) по осуществлению своих специфических функций в сфере власти, ведущих к изменению и развитию (или упадку) политической системы общества. С содержательной точки зрения осуществление политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение и перераспределение ресурсов власти, политическую мобилизацию граждан, принятие решений, контроль за элитами и другие формы политической активности людей. По существу, все формы политического поведения субъектов системы в конечном счете объединены одной и той же внутренней потребностью: повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому центральная проблема политического процесса состоит в принятии и реализации таких политических решений, которые бы интегрировали интересы различных социальных групп, классов, слоев. Центральную роль в этом процессе играют высшие институты государственной власти. Важной тенденцией мирового политического процесса является движение по пути демократизации. При всем его многообразии для всех регионов характерно стремление упразднить авторитарные режимы, создать правовое государство, которое обеспечивало бы приоритет закона, соблюдение прав и свобод граждан, политический плюрализм, разделение властей, национальную автономию, местное самоуправление. В России и других странах СНГ завершается трудный, не имеющий аналогов в мировой истории процесс перехода от "государственного социализма" к новым формам экономической, социальной и политической жизни, представляющим собой слияние социалистической и капиталистической систем (процесс конвергенции), очевидно, судя по происходящим во всех странах СНГ процессам, на капиталистической основе. При этом следует отметить, что в России отсутствуют характерные для западных стран механизмы взаимосвязи в системе общество — партии — власть. Партии не имеют прямого выхода на власть, их платформы размыты, водораздел между ними происходит главным образом по линии лояльности или враждебности к существующей власти. Общество фактически не имеет механизмов воздействия на власть. Выборы и президентские, и парламентские, как форма влияния на политику власти, носят эпизодический характер. В системах с демократическими формами правления политический процесс формируется и функционирует, как правило, в связи с избирательными циклами. Пик политической активности населения приходится на время выборов в высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти. В содержании политического процесса представляется возможным раскрыть крупные структурные звенья, определяющие его внутреннее строение и природу. В качестве первого такого звена можно рассматривать процесс представления политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Вторым элементом политического процесса является этап выработки и принятия политических решений, выражающих коллективные цели в политической системе общества. Третий элемент политического процесса — этап реализации политических решений. Различают три режима политического процесса. Первый из них — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти. Второй — это режим развития, заключающийся в том, что механизмы и структуры власти выводят политику государства на новый уровень, прогнозируя возможные вызовы времени. Этот режим свидетельствует о возможности властных структур адаптироваться к новым условиям обстановки. Третьей разновидностью политического процесса является режим упадка или даже распада политической целостности общества и государства. Преобладание того или иного режима существования политического процесса зависит от эффективности политического управления. Под политическим управлением в политологии понимают любое целенаправленное воздействие одной, относительно самостоятельной системы на другую с целью вызвать желаемое изменение процессов, происходящих в управляемой системе. Политические процессы, происходящие в общественных системах, носят относительно самостоятельный характер, а управление ими, регулирование ими осуществляется на трех уровнях. Первый уровень — это государственно-административное управление, включающее законодательные, исполнительные, правовые, бюрократические и другие публичные властные институты. Оно формирует организационные рамки всего общества, необходимые для поддержания порядка и стабильного социально-экономического развития. Второй уровень – партийно-политическое управление. Сущность его состоит в том, что каждая из партий выражает интересы определенных социальных групп, обязательно стремится к власти, а, получив ее, стремится удержать с целью реализации интересов поддерживающих ее социальных групп. Третий уровень — это управление со стороны общества. Обширные сферы общественных отношений, существующих в обществе и государстве, регулируются через политическую активность граждан, вовлечение их в политику. Эта деятельность носит сугубо общественный характер и остается вне контроля государства. Стратегической целью политического управления процессами в обществе является обеспечение социального прогресса, снижение элементов стихийности и конфликтности, повышение их целенаправленного развития вплоть до саморегулирования. Эффективность политического управления обществом определяется равновесием между стабильностью и переменами. В функциональном плане задачи политического управления состоят в регулировании социальных и экономических процессов, сфер духовной жизни общества, национальной безопасности и международного сотрудничества. Все общество является объектом политического управления, но реализуется оно в рамках различных типов политических процессов. Субъектами политического управления выступают различные политические институты, прежде всего центры, принимающие политические решения (парламент, совет безопасности, правительство), которые оказывают реальное влияние или определенные виды воздействия на государство, политические и общественные организации и человека. В результате вся система управления обществом приобретает либо устойчивость, либо вступает в кризисную трансформацию и начинает перестраиваться в новую модель. Взаимодействие между центрами принятия решений и институтами власти отражают динамику в политике. Процесс выработки и принятия решений дает возможность выделить в нем крупные структурные звенья. Важнейшие из них являются: представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения; этап выработки и принятия политических решений; реализация политических решений. Анализ политических процессов в странах со стабильными режимами развития позволяет выделить научные принципы управления политическими процессами. 1. Систематический анализ политических процессов в обществе (особенность, структура, результаты) и их прогнозирование. 2. Сочетание преемственности и выработка новых моделей административно-государственного управления, адекватных стратегическим задачам в политике, особенно при проведении реформ. 3. Сочетание текущих задач в управлении и стратегических целей (не противопоставляя и не отождествляя их). 4. Применение принципа "внешнего дополнения", предусматривающего определенный механизм компенсации последствий принятых политических решений. 5. Использование принципа “гарантированной устойчивости” управления, который достигается посредством правовой регламентации и эффективной системой контроля за реализацией принятых политических решений.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию "политический процесс". 2. Перечислите наиболее актуальные проблемы современного российского государства. 3. Раскройте роль России в мировом политическом процессе. 4. Дайте определение понятию "политическое управление". 5. Перечислите наиболее важные научные принципы управления политическими процессами в обществе. Date: 2015-09-24; view: 612; Нарушение авторских прав |