Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 8. Политические элиты и политическое лидерство
Понятие "элита" (от лат. eligere и фр. elite — лучшее, отборное, избранное) в политологии применяется для характеристики управляющих в отношении управляемых. Истоки теории элиты, взгляды на особую роль ее в обществе уходят в глубь веков и берут свое начало с распада родового строя. Но наиболее последовательно эти взгляды получили свое изложение в трудах Конфуция, Платона, Макиавелли, Ницше. На рубеже XIX — начала XX в. возникли и получили свое развитие в трудах Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса современные классические концепции элит. Авторы этих концепций работали независимо друг от друга, но практически в одно и то же время высказали очень близкие идеи. Так, Г. Моска принадлежит идея, что любое общество делится на господствующее меньшинство и политически зависимое, управляемое большинство. По его мнению, фундаментом общественного развития является не экономика, а политика и с переходом общества из одной исторической эпохи в другую состав правящего класса меняется, но его господствующие функции остаются неизменными. Залогом здоровья общества он считал изменения в элите, приток в ее состав из масс новых людей, способных к управлению, обладающих организаторскими способностями, материальным, моральным и интеллектуальным превосходством в отношении других. В отличие от Г. Моска, В. Парето рассматривал общество как большую систему, находящуюся в состоянии неустойчивого равновесия. А равновесие в любом обществе, по его мнению, достигается сменой господствующих элит. В отличие от Г. Моска он делит элиту на две части: "львов" — решительных политиков, опирающихся на силу, и "лис" — гибких политиков, для которых характерны ловкость, притворство, лживость, закулисные интриги. Каждому типу элит присущи свой стиль правления: "львам" — агрессивность, авторитарность, склонность к применению силы; "лисам" — лавирование, спекуляция, обман, интриги. Ключ к объяснению взлета и падения определенного типа элит следует искать во взаимоисключающем характере двух типов правления. Для вычленения элиты он предлагал использовать статистический метод. Высокий балл по десятибалльной шкале он давал лицам, обладающим более высокими способностями. История, по мнению Парето, есть постоянный процесс сменяемости элит. Революции — кульминационные итоги этого процесса. Первопричиной столкновения элит и контрэлит он считал борьбу за политическую власть. Сравнивая взгляды Парето и Моска, мы видим, что они достаточно близки. Но наряду со сходством их взглядов нельзя не отметить и различия. Так, если Парето залогом стабильного развития общества считал замену одного типа элит другим, то Моска исходил из другого постулата — постепенного проникновения лучших представителей низов в элиту. Для Моска элита — политический класс, у Парето понимание элиты значительно шире. Перечисление основоположников элитологии было бы не полным без упоминания Р. Михельса — немецкого политолога, родившегося и получившего образование в Германии, в зрелом возрасте переехавшего в Италию и получившего гражданство и вузовскую кафедру в Турине. Первый его труд "Социология политических партий в условиях демократии" вышел в 1911 г. в Лейпциге. Он исследовал политические механизмы, рождающие элитарность общества; подчеркивал, что существующие иерархические структуры общества стимулируют элитарность и способствуют возвышению управляющего строя. По мнению Р. Михельса, в обществе действует "железный закон олигархических тенденций". Суть этого закона состоит в том, что создание крупных организаций неизбежно ведет к их олигархизации и формированию элиты. Происходит все это вследствие действия целого ряда взаимообусловленных факторов. К ним он относил в первую очередь такой объективный фактор, который состоит в том, что современная человеческая цивилизация просто не может существовать без создания крупных организаций, к тому же руководство такими организациями не может осуществляться всеми ее членами. Создание организационного ядра, аппарата управления приводит к тому, что он неизбежно выходит из-под контроля рядовых членов организации и подчиняет политику своим интересам, сохраняя при этом свое привилегированное положение. Михельс подчеркивал, что масса, делегируя свой суверенитет, перестает быть суверенной. Но интересы масс никогда не совпадают с интересами лидеров бюрократических организаций. Это приводит к тому, что вожди становятся независимыми, освобождаясь от влияния масс. Взгляды, изложенные Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом, получили свою трансформацию в современных условиях в виде теории демократического элитизма, ценностных теорий, концепций плюрализма элит и леволиберальных концепций элит. Сторонники теории демократического элитизма исходят из того, что только демократия дает возможности для конкурентной борьбы претендентов на руководство обществом во время избирательных кампаний. Они утверждают, что только в условиях демократии появляется по существу совершенно новый способ рекрутирования элиты (борьба за поддержку на выборах народными массами), который привел к существенному изменению самосознания политической элиты, зависящей в своей политической судьбе от рядовых граждан. В их работах элита рассматривается как поборница либерально-демократических ценностей — свободы, равенства, верховенства права в отличие от масс, радикально и эмоционально настроенных в борьбе за свои права на труд, социальное обеспечение. По их мнению, элита в демократическом обществе не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, которое они выражают, участвуя в свободных выборах. Сторонники ценностной теории рассматривают элиту как слой общества, наделенный способностями к управлению, и признают, что положение элиты как высшего слоя общества вполне оправдано, так как оно отвечает интересам общества. Они исходят из того, что элита образуется в результате естественного отбора в обществе его наиболее ценных представителей. Этот отбор не противоречит принципам демократии, и элитарность якобы закономерно вытекает из равенства возможностей. Ценностные теории элит претендуют на наиболее соответствующие реалиям современного демократического общества. Концепция плюрализма элит (или функциональные теории элит) и сторонники этой концепции выводят свои взгляды из множественности элит, утверждая, что власть в демократическом обществе распределена между различными группами элит и ни одна из них не способна оказать решающего воздействия на принятие решений и на все области жизни общества одновременно. Отстаивая свои интересы, каждая из групп элиты вступает в борьбу с другими группами. Конкурентная борьба между группами исключает возможности создания целостной элитарной группы и делает возможным контроль со стороны масс за деятельностью элиты. По мнению сторонников этой концепции, элита доступна контролю массами посредством выборов, референдумов, опросов, прессы, групп давления. А границы между элитой и массами условные, их по существу нет. Доступ в элиту открыт не только представителям богатого сословья, но всем, кто обладает высокими личными способностями, знаниями, активностью. Концепция множественности элит выступает важной составной частью идейно-теоретического арсенала плюралистической демократии. Наиболее крупным представителем леволиберальной концепции элит является американский политолог Р. Миллс, который еще в 50-е годы XX века пытался доказать, что США управляются не многими, а одной властвующей элитой. Основные положения этой концепции заключаются в следующем: 1) в реальной жизни элита находится на высшей ступени власти и по существу не допускает массы к участию в политике, так как выборы, референдумы не могут оказать решающего влияния на положение элиты; 2) элита занимает стратегические позиции в обществе, посредством которых обеспечивает себе власть, богатства, известность и использует их в своих интересах; 3) между элитой и массой существуют непреодолимые различия, выходцы из народа могут войти в элиту, лишь заняв высокие посты в общественной иерархии. Таким образом, на основе анализа современных теорий элит видно, что сторонники одних концепций пытаются сгладить существующие различия между элитой и массами и представить современную демократию как общество равных возможностей; сторонники других концепций признают существующие различия и провозглашают их незыблемыми, но подавляющее большинство авторов современных элитарных теорий вынуждены признать: во-первых, наличие в любом обществе психологического и социального неравенства людей, их неадекватные способности и желание участвовать в политике; во-вторых, наличие элиты обусловлено законом разделения труда, который требует профессионализма для достижения эффективности и высокого статуса; в-третьих, наличие определенных привилегий и благ, предоставляемых работникам государственных структур, и невозможность осуществления жесткого контроля со стороны масс за деятельностью элиты; в-четвертых, политическая пассивность масс, их нежелание участвовать в политике создает для элиты столь благодатные условия деятельности. Теперь о проблемах политического лидерства (лидер — от англ. leader — ведущий, управляющий другими людьми). В политологии существует несколько подходов к трактовке понятия политического лидерства. Наиболее распространенным из них является рассмотрение лидерства как способность влиять на других людей с помощью авторитета, власти и контроля. Для такого подхода характерно соблюдение следующих трех условий: влияние лидера на людей должно быть постоянным на протяжении длительного времени; руководящее воздействие должно осуществляться не на отдельную группу лиц, организацию, а на все общество, при этом учитывается и обратное воздействие общества на лидера; общество или организация ощущают приоритетное воздействие лидера. Иначе говоря, сторонники этого подхода определяют политическое лидерство как постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица (лидера) на все общество, организацию, группу. Сторонники другого подхода рассматривают лидерство как управленческий статус, социальную позицию, связанную с принятием властных решений. Это, по существу, руководящая должность. Такой подход обусловлен рассмотрением общества как сложной иерархической организационной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. В этом случае лидерство рассматривается как положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов. Сторонники, еще одного — третьего подхода рассматривают политическое лидерство как особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации политического товара, его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании его товара как "общего блага". Такое толкование понятия "политическое лидерство" вполне применимо к демократическим структурам: государствам, партиям. В политологии различают несколько теорий, объясняющих политическое лидерство. Одна из них — теория черт, которая создавалась на основе анализа и выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть ее сводится к попыткам выявить набор желательных или обязательных психологических особенностей личности лидера. Сторонники этой теории утверждают, что превосходящие интеллектуальные дарования определяют выдающееся положение личности, рано или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих лидеру-политику, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям и, особенно, готовность брать на себя ответственность и компетентность. В ряде стран, кроме этих качеств, обычно добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность, ораторские способности. Вместе с тем нередко, особенно в демократических государствах, лидерами становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью. Это в значительной мере способствовало появлению еще одной теории — ситуационной. Ее суть состоит в том, что она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими группами свойств лидера могут быть существенные различия. Эта концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его вторую природу. Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, но не абсолютизирует их, отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства требованиям объективных обстоятельств. На основе этой теории ряд ученых пришли к выводу, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. По существу, и эта теория имеет недостатки, так как она неполно отражает активность лидера, его способность предвидеть будущее развитие ситуации, переломить ситуацию, раньше других заметить новые, прогрессивные тенденции и возможности использовать их, предотвратить развитие неблагоприятных из них, заблаговременно решить острые социально-политические задачи. Недостатки уже приведенных теорий потребовали их совершенствования, и как результат этих усилий появилась еще одна теория — теория конституентов, которая является, по существу, уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории. Она объясняет феномен лидера через его последователей и конституентов. Достоинством такого подхода является рассмотрение его как особого рода отношения между руководителями и его последователями, выступающими в виде взаимосвязанных звеньев: последователи — активисты — лидер. Таким образом, лидер и конституенты составляют систему. В этой системе особая роль отводится активистам. Именно они достаточно компетентно оценивают личностные качества лидера, его возможности, организуют кампании в его поддержку, выступают своего рода приводными ремнями, связывающими лидера с массами, т.е., по существу, они делают лидера. В демократических государствах претенденты на должности лидеров различного масштаба могут рассчитывать на успех лишь в случае, если их лозунги, с которыми они идут на выборы, совпадают с ожиданиями масс, кроме того, эти лозунги должны быть доведены массам его последователями. Взаимодействие лидеров и его последователей следует рассматривать как двусторонние. Причем известны случаи, когда лидеры по мере достижения определенного положения меняют свою социальную опору (можно привести примеры из истории Германии и России, когда такие лидеры, как Гитлер и Сталин, уничтожили тех последователей, которые их сделали). Таким образом, и данная теория не лишена недостатков. Поэтому, поскольку природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначному объяснению, появилась психологическая концепция лидерства, которая позволяет в определенной степени объяснить природу лидерства. Основоположники психологической концепции (З. Фрейд, Э. Фром, Т. Адорно и др.) объясняют стремление к лидерству подавлением либидо. По Фрейду, у многих людей обладание властью, руководящими позициями позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности. Именно этими обстоятельствами можно объяснить лидерство таких политиков, как Бонапарт, Гитлер, Сталин и др. Дальнейшему развитию концепции Фрейда способствовали работы французских психологов Фрома и Адорно. Они выявили тип личности, предрасположенной к авторитаризму и стремящейся к власти. Такие личности формируются в нездоровых условиях, которые порождают у человека стремление уйти от них в сферу государства. Обладание безраздельной властью над другими, их полное подчинение доставляет такому человеку истинное наслаждение. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой она восхищается и поклоняется ей. Слабость других вызывает у такой личности презрение. Политический лидер является одновременно субъектом и объектом политического процесса. Различные эпохи, различные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами, в основе которых постоянно действующий критерий — эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. Политические лидеры, выражая интересы определенных классов и партий, оказывают значительное влияние на политические процессы в своих странах. Особенно велика роль лидеров в переломные периоды развития, когда требуется способность оценить ситуацию, быстрое принятие решений и проведение этих решений в жизнь. Несмотря на некоторое несовершенство существующих теорий лидерства, политическая наука способна выделить наиболее характерные черты, присущие современному политическому лидеру: умение учитывать, выражать и отстаивать взгляды класса или общественной группы, которая его рекрутировала, способность организовать активные действия по выполнению стоящих перед обществом задач; высокая политическая культура, коммуникабельность, ораторские способности, высокие нравственные качества (честность, порядочность, воля, целеустремленность, настойчивость), способность завоевать и вести за собой массы, высокий уровень компетентности в руководстве государством и обществом. Существует множество подходов и признаков, по которым осуществляется классификация политических лидеров. Наиболее распространенной типологией является классификация, предложенная М. Вебером. Он делил их на традиционных (вожди племен, монархи) — их авторитет основан на обычаях, традициях; рационально-легальных, или рутинных — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой "благодатью", выдающимися качествами и способностью к руководству. По Веберу, в основе первого типа лежит привычка, второго — разум, третьего — вера в эмоции. Вебер особенно большое внимание уделил харизматическому лидерству. Он ценил его как генератора революционного обновления общества, особенно в кризисные периоды, как лидера, способного мобилизовать массы на решение задач социального обновления общества. Кроме того, в связи с усилением в индустриальном обществе бюрократии М. Вебер считал, что только харизматический лидер способен укротить неуемное стремление и претензии бюрократии на власть. Американские политологи предложили классификацию политического лидерства, в основе которой заложены черты личности политического лидера и конкретные ситуации, в которых он действует. На этой основе выделены четыре типа политических лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец" и "пожарный". Лидер - "знаменосец" — это крупный стратег. Он формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Это человек с сильной волей и собственным видением действительности. Его приверженцы или последователи не оказывают на него практически никакого влияния (К. Маркс, В. И. Ленин). Лидер - "служитель" — ориентируется в основном на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера "знаменосца" он не сам формирует задачи в соответствии с собственным видением политических реалий, а именно его последователи определяют задачи, которые становятся для лидера - "служителя" центральными (Р. Рейган, Г. Коль). Лидер - "торговец" как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Особенность этого типа политиков состоит в особом характере их взаимоотношений с избирателями. От такого лидера требуется развитая способность убеждать своих избирателей в достоинствах своих идей, программ, так как их реализация зависит от поддержки масс. Лидер - "пожарный" занимается "тушением пожаров", т.е. реагирует главным образом на те проблемы, которые встают перед его избирателями. В реальной жизни трудно встретить в чистом виде эти четыре типа лидерства. Они, как правило, сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях. Имеются и другие классификации лидерства. Так, лидеры-политики делятся на правящих и оппозиционных; крупных и мелких; кризисных и рутинных; пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д. (марксистская классификация). Предназначение политических элит и политического лидерства отражается прежде всего, в тех функциях, которые они выполняют. Эти функции многообразны, сложны и связаны с большой ответственностью. Содержание и границы функций политической элиты в политически стабильном обществе определяются конституцией страны. Наиболее важными из них являются: стратегическая, коммуникативная, организаторская и интегративная. Остановимся более подробно на каждой из них. Стратегическая функция. Не случайно она названа первой, наиболее важной. Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития общества, определении политической программы действия. Она проявляется в генерировании новых идей, отражающих потребности общества в радикальных переменах, в определении стратегического направления общественного развития, выработке концепции назревших реформ. Реализуется эта функция на высшем уровне политической элиты — парламентариями, членами кабинета министров, экспертами, советниками, помощниками президента, с использованием специалистов научно-исследовательских институтов, аналитических центров, крупных ученых. Выполнение этой функции требует от всех участников процесса выработки стратегического курса высокого уровня профессионализма и компетентности, учета общественного мнения, ориентации на сохранение стабильности в стране. Коммуникативная функция. Она предусматривает эффективное отражение, представление и выражение в политических программах интересов и потребностей возможно большего количества различных социальных групп, слоев населения и их реализацию в своих практических действиях. Коммуникативная функция предполагает также защиту социальных целей, идеалов и ценностей общества (мир, безопасность, всеобщая занятость). Выполнение данной функции требует от элиты определенных качеств, особенно умения общаться с большими массами людей, способности четко и интересно отвечать на вопросы, реагировать на запросы масс, обладать авторитетом, привлекать массы на свою сторону. Политическая элита всегда сталкивалась с необходимостью организации масс. Не менее актуальной эта проблема остается и сейчас. Среди элитных групп идет острейшая борьба за поддержку своих программ массами. Организаторские функции предполагают не только борьбу за признание и поддержку своих программ массами, но и воплощение этих программ в жизнь. К системе политических мер, направленных на воплощение политических программ на практике, относятся: законодательные, мобилизующие, регулирующие, координирующие, контролирующие и корректирующие действия. Выполнение этих действий требует от элиты наличия в ее составе профессионалов высочайшего уровня. Интегративная функция. Ее сущность состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации политических структур. Главная задача интегративной функции — создание устойчивого равновесия политических сил, развертывание интеграционного процесса. Неспособность элиты выполнять интегративную функцию может привести, как свидетельствует опыт истории, к самым катастрофическим последствиям. Примером этого могут служить революции между общественно-экономическими формациями во всех странах. С функциями политической элиты взаимосвязаны функции политического лидера. Его функции обычно сводятся к своевременному учету общих потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на их осуществление. Рассмотрим содержание этих функций. 1. Интеграция общества, объединение масс для решения целей и задач, стоящих перед обществом. Лидер призван воплощать в себе национальное единство, подавать пример служения народу, государству, отечеству. 2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. В силу того, что политические решения влияют на все стороны жизни общества, они должны тщательно готовиться; до их принятия необходимо осуществлять политическое прогнозирование с целью выявить характер влияния этих решений на общество. Кроме того, опытный политик должен в совершенстве владеть интуицией и обязан предвидеть уровень восприятия и поддержки массами политических решений. Нахождение и принятие оптимальных политических решений способствуют, в свою очередь, стабильности политической системы и длительности пребывания политического лидера у власти. 3. Организация в стране социального арбитража, защиты масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Реализация этой функции поддерживает в массах веру в "отца народов", "хорошего царя", покровителя слабых и т.д. 4. Коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. Для любого лидера регионального или государственного масштаба важно эффективное использование каналов прямой и обратной связи для оперативного реагирования на потребности масс. В современных условиях широкие возможности для этого представляют средства массовой информации, особенно радио и телевидение. 5. Генерирование оптимизма и социальной энергии, инициирование обновления, мобилизация масс на реализацию политических целей. Лидер призван охранять традиции, сложившиеся в стране, народе, своевременно замечать ростки новых, прогрессивных явлений, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этой функции присуще харизматическим лидерам. Однако, если уделять решению этих проблем достаточно пристальное внимание, то выполнение этой функции может оказаться под силу также традиционным и рутинным лидерам. 6. Легитимация строя. Эта функция чаще всего присуща лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями и в большей или меньшей мере обожествляются (Мао Цзе-дун, Ким Ир Сен, Сталин). Для выполнения всех этих функций политический лидер должен обладать комплексом необходимых качеств. Наиболее важными из них являются следующие: • способность аккумулировать и адекватно выражать интересы широких масс. При этом лидер должен выдвигать новые идеи или комбинировать и совершенствовать уже ранее высказанные. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю благодаря новшествам, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Ленин и др.); • политическая информированность. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидание различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни "мелкая", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни "сверхкрупная", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, не есть политическая информация. Политическая информация должна служить тому, чтобы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств.
Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятию "политическая элита". 2. Раскройте функции, выполняемые политической элитой. 3. Назовите основные качества, которыми должны обладать представители политической элиты. 4. Дайте развернутое определение понятий "лидер" и "лидерство". 5. Перечислите основные функции, выполняемые политическими лидерами. Date: 2015-09-24; view: 641; Нарушение авторских прав |