Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет источников финансирования капитальных вложений





Таблица 3

Показатели по капитальному строительству

№ п/п Показатель Сумма, тыс.руб.
Объем капитальных вложений, в т.ч. q затраты на техническое перевооружение и реконструкцию q затраты на непроизводственное строительство
Из общего объема строительно-монтажных работ (СМР), работы выполняемые хозяйственным способом  
Плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом, %   9,5
Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия  

Таблица 4

Расчет источников финансирования капитальных вложений

Капитальные вложения
п/п Источники финансированиия производственного назначения непроизводственного назначения
Ассигнования из бюджета, тыс.руб.  
Прибыль предприятия, тыс.руб.
Амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов, тыс.руб.    
Экономия от выполнения СМР хозяйственным способом, тыс.руб.    
Поступление средств на жилищное строительство в порядке долевого участия, тыс.руб.      
Прочие источники, тыс.руб.  
Долгосрочный кредит банка, тыс.руб.  
Итого

К расчету источников финансирования капитальных вложений:

- экономия от выполнения СМР хозяйственным способом:

Э х/с = О СМРх/с х Н пл.СМР

О СМРх/с - объем СМР, выполняемых хозяйственным способом (табл11, стр.2)

Н пл.СМР - плановые накопления по смете на СМР, выполняемые хозяйственным способом (табл.1, стр.3)

Э х/с = 10000 х 9,5 / 100 = 950 (тыс.руб.)



 

 

4 .2. Источники финансирования ремонта основных фондов

Эффективное использование основных фондов осуществляется путем поддерживания его в исправном состоянии в процессе эксплуатации.

В связи с непрерывным характером процесса использования основных фондов и по мере его износа восстановление изношенных машин осуществляется в виде обслуживания ремонтов:

— текущего,

— среднего и

— капитального.

В соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость любой вид ремонта может быть отнесен на себестоимость. И если предприятие считает необходимым оно может создавать ремонтный фонд для равномерного списания этих средств в себестоимость. Поэтому затраты по текущему и среднему ремонту относятся на себестоимость продукции полностью.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ является одной из форм воспроизводства основных фондов, который возмещает частичный износ средств труда путем замены изношенных конструкций и деталей более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные показатели ремонтируемых объектов. Экономическая целесообразность капитального ремонта основных фондов определяется сопоставлением затрат на капитальный ремонт со стоимостью ремонтируемых объектов.

Капитальный же ремонт предусматривает полную разборку объекта (эти затраты так же относят на себестоимость), но часто капитальный ремонт сочетается (сопровождается) с реконструкцией и модернизацией основных фондов. В свою очередь — модернизация и реконструкция - формы расширенного воспроизводства — основных фондов. представляет собой воспроизводство основных средств сверх имеющихся в данное время их наличия и связано с увеличением производственных мощностей, внедрением передовых технологий, освоения новых видов продукции, определяемых на основании повышенного спроса в условиях развития современной экономики.

Поэтому, реконструкция и модернизация должна быть учтена отдельно и финансироваться так же как и капитальные вложения (то есть за счет прибыли и других финансовых ресурсов предприятия).

Если затраты по ремонту основных производственных фондов включаются в себестоимость производимой продукции, то ремонт основных непроизводственных фондов финансируется из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, так как они не принимают непосредственного участия в производстве продукции.

Финансирование капитального ремонта осуществляется в соответствии с планом капитального ремонта. Он составляется на год в целом по предприятию на основе сметно-финансовых расчетов по ремонту отдельных объектов с учетом действующих норм, цен, тарифов и утверждается руководителем предприятия.

Порядок финансирования капитального ремонта в основном зависит от способа его проведения (подрядного или хозяйственного). При проведении капитального ремонта машин, оборудования и транспортных средств подрядным способом на основании договоров или нарядов-заказов расчеты производятся по счетам за полностью законченные ремонтом работы по объекту в целом или по отдельным узлам, к которым прилагаются акты приемки выполненных работ.



Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, производятся, как правило, по отдельным элементам затрат (выплата заработной платы, оплата материалов, деталей и других расходов).

В условиях рыночной экономики все предприятия независимо от подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов (текущего и капитального) в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Однако предприятие может самостоятельно выбирать вариант отнесения на себестоимость затрат на ремонт:

1) относить на себестоимость фактические затраты на проведение ремонта непосредственно после его осуществления;

2) создавать за счет себестоимости ремонтный фонд (резерв денежных средств);

3) относить в случае необходимости фактические затраты на проведение ремонта на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.

Вариант отнесения затрат по ремонту на себестоимость зависит от способа проведения работ. Так, при ремонте основных производственных фондов хозяйственным способом, силами персонала вспомогательных цехов, фактические затраты на эти цели учитываются на сч. “Вспомогательные производства”. По мере завершения ремонтных работ и оформления их актом приемки произведенные расходы списываются на сч. “Основное производство”, “Общепроизводственные расходы”и другие (в зависимости от назначения затрат).

При выполнении ремонтных работ подрядным способом предпочтительнее покрытие этих затрат за счет создаваемого на предприятии ремонтного фонда. Он образуется с целью более равномерного включения расходов на ремонт в себестоимость продукции (работ, услуг).

Ремонтный фонд создается за счет относимых ежемесячно на себестоимость продукции отчислений по утвержденным самим предприятием нормативам в процентах от балансовой стоимости соответствующих основных фондов. В этом случае фактические затраты на ремонт по мере предъявления подрядной организацией счетов за законченные и оформленные актом приемки работы финансируются за счет средств ремонтного фонда. Разница между фактическими затратами на ремонт и произведенными отчислениями в ремонтный фонд отражается в балансе как расходы будущих периодов или резерв предстоящих расходов и платежей.

Третий вариант отнесения на себестоимость затрат по ремонту применим при капитальном ремонте арендатором арендованных ( на условиях текущей аренды) основных фондов. Эти расходы ежемесячно резервируются равными долями на сч. “Резервы предстоящих расходов и платежей”исходя из срока аренды и сметной стоимости работ. По окончании работ фактические затраты по капитальному ремонту арендованных помещений (за вычетом ранее зарезервированных средств) относятся на сч. “Расходы будущих периодов” и списываются ежемесячно на производственные затраты равными частями на протяжении оставшегося срока аренды.

При разборке ремонтируемых объектов могут быть получены пригодные для дальнейшего использования материалы, запасные части и другие возвратные материалы. Они приходуются, оцениваются, отражаются в учете и в дальнейшем могут быть использованы в процессе ремонта основных производственных фондов.

 

Вопрос 5. Нематериальные активы, источники приобретения, амортизация

Наряду с основными средствами, долгосрочными финансовыми вложениями и прочими внеоборотными активами они учитываются в I разделе актива баланса. Их появление в составе активов предприятия связано с переходом к рыночным отношениям, необходимостью приближения к мировой практике хозяйствования.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ представляют собой долгосрочные вложения предприятия в приобретение прав на имущество, не имеющее материальной формы, но приносящее предприятию доход. К нематериальным активам относят: приобретенные предприятием за плату патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, другие права по использованию производственной информации, земли и природных ресурсов, программные продукты для ЭВМ, оплату брокерских мест на биржах, права на интеллектуальную собственность (ноу-хау) и др. Нематериальные активы числятся в составе активов предприятия до тех пор, пока они приносят доход. В течение расчетного срока действия активов их необходимо амортизировать, то есть постепенно перенести их стоимость на выпускаемый продукт. Затраты в нематериальные активы окупаются за счет дополнительной выручки или дополнительной прибыли (снижения себестоимости), которые получает предприятие в результате их применения или использования в своей хозяйственной деятельности. Нематериальные активы —это стоимость объектов промышленной и интеллектуальной собственности и иных имущественных прав.

К нематериальным активам относятся: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, программное обеспечение, авторские права, монопольные права и привилегии (включая права на изобретение, модели, промышленные образцы, использование художественно-конструкторских решений), организационные расходы на покупку брокерского места на бирже, торговые марки, товарные и фирменные знаки. “ноу-хау”. По характеру применения нематериальные активы похожи на основные средства, так какиспользуются длительное время, приносят прибыль, и с течением времени большая их часть теряет свою стоимость. Особенностью нематериальных активов является отсутствие материально-вещественной структуры, сложность определения стоимости, большая неопределенность при выявлении прибыли от их применения.

На каждый объект этих активов открывается отдельный субсчет по сч. 04.

1. Права на использование имуществом

2. Права на объекты производственной или интеллектуальной собственности (изобретения, патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, модели, фирменные знаки и пр.).

3. “Ноу-хау”

4. Гудвилл

Рассмотрим подробнее некоторые виды нематериальных активов.

1. Права на использование земельных участков —составляют часть стоимости взносов российских участников в уставный капитал совместного предприятия с участием иностранных граждан или фирм. Стоимость этих прав зависит от оценки земли и определяется по соглашению участников. Она должна быть полностью погашена амортизационными отчислениями до истечения срока пользования этим правом.

2. Права на объекты производственной или интеллектуальной собственности (изобретения, патенты, лицензии, товарные знаки, промышленные образцы, модели, фирменные знаки и пр.).

Патенты дают их владельцам исключительные права пользования, производства и продажи продуктов или процессов на период, предусмотренный законодательством. Патентные права приобретаются предприятием за плату, включающую и расходы на оплату юридических и консультационных услуг. Патенты могут вноситься участниками предприятия в качестве своего вклада в уставный капитал. Стоимость патентов также погашается путем амортизационных отчислений в течение полезного срока их использования.

Товарный знак должен выделять выпускаемую продукцию и услуги производителя из аналогичной продукции и услуг его конкурентов. Право использования товарного знака принадлежит только его собственнику или тому, кому он передал свои права. В условиях рыночной экономики товарный знак является дорогостоящим активом компании, поскольку она может продать свой товарный знак или передать право пользования им в качестве вклада в уставный капитал. Для определения первоначальной стоимости товарного знака следует рассчитать затраты компании по его разработке, регистрации и рекламе. Учет коммерческих операций, связанных с товарным знаком, ведется отдельно.

3. “Ноу-хау” — это представляющие большую ценность, накопленные предприятием научные и технические знания, производственный опыт. Это понятие широкое, оно охватывает коммерческую, административную, финансовую, научную и другие виды информации. “Ноу-хау”зачисляются на баланс по стоимости приобретения какого-либо документа о праве пользования такими средствами или информацией или по стоимости, определяемой по соглашению учредителей предприятия. “Ноу-хау”вносится участником в счет своего вклада в капитал предприятия.

4. ГУДВИЛЛ (goodwill) (цена репутации или цена престижа фирмы) — возникает при покупке целых предприятий по рыночной цене, которая учитывает доходность предприятия, его претиж на рынке и другие факторы. Превышение покупной стоимости предприятия над балансовой стоимостью его активов и составляет “цену фирмы”, которая будет учтена в балансе как один из нематериальных активов.

Превышение покупной стоимости предприятия над балансовой стоимостью его активов и составляет “цену фирмы”, которая будет учтена в балансе как один из нематериаль Нематериальные активы представляют вложения денежных средств предприятия в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход.

Инвестиции в нематериальные активы называют интеллектуальными. Источниками финансирования этих инвестиций могут быть любые финансовые ресурсы: собственные и заемные средства предприятия, состав которых был рассмотрен применительно к финансированию основных фондов и других внеобротных активов в целом.

Оценка нематериальных активов производится по согласованию сторон при их взносе в уставной капитал на основе цен мирового или внутреннего рынка.

В стоимость нематериальных активов входят покупная цена, расходы, связанные с приобретением и приведением в состояние готовности этих активов.

Стоимость нематериальных активов включается в себестоимость продукции путем начисления износа, т.е. амортизационных отчислений.

Износ нематериальных активов исчисляется ежемесячно.

Применяются следующие способы начисления амортизации:

q Линейный, исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного пользования;

q Пропорционально объему произведенной продукции.

Если используется линейный способ, то по норма амортизации применяется к их первоначальной стоимости:

А = Опер х Н

Норма амортизации нематериальных активов (Н) определяется, (в долях) исходя из срока их полезного использования, но не более срока деятельности хозяйствующего субъекта по формуле:

Н = 1\Т,

где Т —срок службы нематериальных активов.

Предприятие самостоятельно определяет срок полезного использования объекта нематериальных активов, а значит и норму износа. По тем нематериальным активам, по которым невозможно обоснованно определить срок полезного использования, норма износа устанавливаются в расчете на 10 лет (но не более срока деятельности предприятия). Амортизационные отчисления прекращаются после полного погашения стоимости объектов нематериальных активов.

Если нематериальные активы получены безвозмездно или в порядке приватизации, то амортизация на них не начисляется.

 


Сердюкова И.Д. "КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ": Учебное пособие для специализаций: БуиА, ФиК и МиМ (первое и второе высшее образование).- Брянск: Изд-во факультета дистанционного обучения, 1998. - 48 с.

ТЕМА 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВОЙ РАБОТЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ЛИТЕРАТУРА

1. Финансы предприятий. под ред. Бородиной/ЮНИТИ, 1995

2. Балабанов /Финансовый менеджмент. ФиС1995г

3. Общая теория финансов. под ред Дробозиной/ ЮНИТИ, 1995

4. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. — М.: Финансы и статистика, 1993 или ЮНИТИ 1996 г.

5. Хоскинг Д. Курс предпренимательства М. Межд. отнош. 1993.

6. Финансы: под ред. Родионовой В.М.- Ф и С, 1993.

7. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. /Под ред. Ю.М.Осипова — М., МГУ, 1992.

8. Чеблоков А.Т. Финансовое планирование на предприятиях.//Финансы, 1993, № 10.

9. Бизнес-план: Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. — М.:Финансы и статистика, 1994

Другая литература:

1. Финансы капитализма/ под ред/ Б.Г. Болдырева/ М: Ф и С,1990

2. В.Н. Дробов, В.И. Крашениников/ Финансирование и кредитование в промышленности.- Ф и С,1991

3. Справочник финансиста промышленного предприятия/ М: Ф и С,1990. другие аналогичные издания 1995,1996.

4. Закон об акционерных обществах (принят в декабре 1995)/Экономика и жизнь №3—г

5. Гражданский кодекс России (1‑я и 2‑я часть)

6. Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”от 1 марта 1993 г.

7. О налоге на прибыль предприятий и организаций: Закон РФ // Экономика и жизнь, 1992, № 10.

8. О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции. Положение. Комментарии. — М.: Финансы и статистика, 1992 .

Периодическая литература:

журналы: “Финансы”(и приложения к нему), “Деньги и кредит”, “Бухгалтерский учет”; газеты: “Экономика и жизнь”, “Финансовая газета”, “Налоги”.

Вопросы:

1. Финансовые службы предприятий, их задачи и функции

2. Содержание финансового планирования на предприятии

Вопрос 1. Финансовые службы предприятий, их задачи и функции

Аппарат управления финансами становится важнейшей частью общего аппарата управления хозяйствующего субъекта. На крупных предприятиях может быть создана финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Она образуется по решению правления акционерного общества или дирекции предприятия.

Финансовая дирекция имеет структуру, зависящую от характера хозяйственной и финансовой деятельности, организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта. Подразделениями финансовой дирекции могут быть, например, финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, бюро или сектор экономического анализа, отдел валютных операций и др. Структура, функции и ответственность всех подразделений, их взаимоотношения с другими звеньями управления должны быть определены Положением о финансовой дирекции.

В функции финансовой дирекции входят:

— обеспечение финансирования хозяйственной деятельности предприятия;

— разработка финансовой программы развития хозяйствующего субъекта;

— разработка инвестиционной политики;

— определение кредитной политики;

— установление смет расходов денежных средств для всех подразделений предприятия;

— разработка валютной политики и обеспечение валютной деятельности;

— финансовое планирование, участие в составление бизнес-планов;

— осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, подрядчиками, банком, бюджетом;

— обеспечение страхования от финансовых рисков;

— проведение залоговых, трастовых, лизинговых и других операций;

— анализ финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности;

— ведение финансового учета, составление бухгалтерского баланса и других финансовых документов.

В зависимости от размеров предприятия и поставленных целей перечисленные функции могут детализироваться или расширяться. Например, инвестиционная политика может быть связана не только с осуществлением капитальных вложений, но и с вложением средств в уставный капитал другого предприятия или выпуском собственных акций, средства от размещения которых должны быть использованы наилучшим способом.

Профессиональный уровень финансового менеджера определяется его знаниями в области финансов и кредита, законодательства в области налогов, банковской, биржевой и финансовой деятельности, бухгалтерского учета, умением анализировать баланс предприятия. Финансовому менеджеру необходимо уметь ориентироваться в валютном законодательстве, работать на финансовом рынке.

Поскольку в западных странах такие должностные обязанности может выполнять только высококвалифицированный специалист, его труд соответственно оплачивается. Обычно финансовый менеджер является не собственником предприятия, а наемным работником по контракту. Финансовый менеджер в зависимости от квалификации и результатов своей управленческой деятельности может получать не только заработную плату, но и процент от прибыли.

По соображениям экономической целесообразности на небольших предприятиях финансовым менеджментом может заниматься один человек.

Под финансовой службой предприятия понимается самостоятельное структурное подразделение, выполняющее определенные функции в системе управления предприятием. Обычно таким подразделением является финансовый отдел. Его структура и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, характера хозяйственной деятельности, объема производства и общего количества работающих на предприятии.

Основные направления финансовой работы на предприятии —финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

ВОПРОС 2. Содержание финансового планирования на предприятии

Финансовое планирование на предприятии —это планирование всех

его доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать в развитых капиталистических странах при создании нового предприятия или обосновании производства новых видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, но он необходим для разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора на определенных условиях к участию в создании нового предприятия или финансированию новой производственной программы.

В качестве инвестора может выступать банк, другие кредиторы (например, при размещении облигационных займов), частные инвесторы, в том числе иностранные, юридические и физические лица при создании и расширении акционерного общества и т.п.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Бизнес-план заставляет менеджеров анализировать и прогнозировать ситуацию, изучать возможности фирмы, что позволяет принимать более квалифицированные решения. Профессиональное составление бизнес-плана позволяет сохранить средства инвесторов, что немаловажно с точки зрения юридической ответственности, и снижает вероятность банкротства.

Основная часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер. Соответствующие разделы бизнес-плана в обобщенном виде дают представление о продукции, планируемой к производству, ее основных качествах, дизайне, упаковке, организации сбыта, сервиса после продажи. Обязательно обосновываются примерная цена продажи и затраты на ее производство. В состав бизнес-плана входят детально проработанный производственный план, а также результаты маркетинговых исследований, так как для организации сбыта необходимо оценить

рынок с точки зрения конкуренции, насыщенности аналогичными видами продукции. Это, в свою очередь, определяет методику проведения рекламной компании и т.д.

Для решения проблем финансового обеспечения нового предприятия имеет значение юридический план, в котором определяется организационно-правовая форма предприятия (от нее зависят конкретные способы привлечения капитала) и виды деятельности, что может быть связано с получением лицензий и патентов.

В других странах принято оценивать хозяйственный риск и страховать его отдельные виды, что находит отражение в разделе плана по оценке рисков и страхованию. Для оценки хозяйственного риска необходим тщательный анализ инвестиционных проектов на основе специальных методик и экспертных оценок специалистов. Другие виды риска (кредитные, валютные и пр.) анализируются с позиций источников их возникновения и вероятности наступления. Цель составления этого раздела бизнес-плана —профилактика рисков и разработка программы страхования.

Завершающая часть бизнес-плана представляет собой финансовый план, обобщающий все предыдущие разделы в стоимостном выражении. В нем должны быть отражены данные об объеме продаж и общей прибыли, объеме инвестиций, использовании собственных средств, а также заемных —с указанием источников и сроков погашения задолженности, срок окупаемости вложений, издержки производства и обращения, процентное отношение доходов и расходов, сроки выплаты дивидендов (если речь идет об акционерном обществе).

Прогноз объемов продаж составляется по конкретному виду продукции на три года: для первого года —помесячно, для второго —поквартально, для третьего —в целом на год. Это и понятно, в первый год производства уже должны быть известны покупатели продукции. Расчеты на второй и третий год имеют характер прогнозов, составленных на основе маркетинговых исследований, обоснованность которых крайне важна, так как под запланированный объем производства производится закупка оборудования, сырья, привлекается определенная численность работников и т.п. Прогноз объемов продаж по конкретному виду продукции может быть оформлен следующей таблицей (см.табл.1).

Баланс доходов и расходов по конкретному виду продукции составляется для сопоставления выручки от реализации продукции и затрат на ее производство во временном разрезе, так как в первый год

Таблица 1

  1994г.(месяцы) 1995г.(кварталы) 1996г.
ПОКАЗАТЕЛИ      
  ... I II III IV  
‑Объем продаж в нату-                  
ральном выражении                  
‑Цена за единицу про-                  
дукции                  
‑Объем реализации в                  
денежном выражении                  
Итого за год                  

производства продукции компании, как правило, несут убытки. Значительную часть расходов предполагается осуществлять за счет привлеченных и заемных источников. Доля заемных средств зависит от многих факторов, в том числе от величины активов и их структуры, отдачи вложенного капитала, размера ссудного процента, но вместе с тем заемные средства не могут быть преобладающими в общем объеме источников финансирования. Форма баланса доходов и расходов по конкретному виду продукции представлена табл.2.

В состав финансового плана входит план доходов, план расходов и баланс активов и пассивов фирмы, которые также разрабатываются для первого года помесячно, для второго —поквартально, для третьего —в целом за год.

План доходов содержит в указанной динамике следующие показатели:

1. Остаток денежных средств на начало соответствующего периода (месяца, квартала, года) всего и в том числе в кассе и на счете в банке;

2. Поступления: выручка от продаж, дебиторы, заемные средства;

3. Всего наличных средств;

4. Расходы (издержки): прямые затраты, управленческие, затраты на сбыт, арендные платежи, платные услуги, затраты на маркетинг, проценты за капитал, страховые взносы, прочие расходы;

Таблица 2

  1994г.(месяцы) 1995г.(кварталы) 1996г
ПОКАЗАТЕЛИ      
  ... I II III IV  
Выручка от реализации                  
продукции                  
Расходы, в том числе                  
постоянные                  
переменные                  
Баланс                  
Превышение(+),недоста-                  
ток(-)денежных средств                  

5. Итого расходов;

6. Общий доход (убыток) до уплаты налогов (стр.3 —стр.5).

План расходов охватывает показатели:

1. Весь капитал;

2. Доход (убыток) до уплаты налогов;

3. Приобретение активов;

4. Выплаты по займам;

5. Резервы;

6. Организационные и прочие расходы;

7. Итого (стр.1+2————)

Баланс активов и пассивов предприятия составляется, чтобы оценить, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать приобретение или создание этих активов. Среди активов баланса выделяются текущие активы (счет в банке, касса, прочие поступления, дебиторская задолженность) —как наиболее мобильная часть средств, запасы и фиксированные активы. В пассиве отражаются собственные и заемные средства, причем важное значение имеет их структура, ее изменение на протяже-

нии планируемого трехлетнего периода.

При проведении прогнозного анализа прибыли используется метод “затраты-объем-прибыль”или, как еще его называют, метод критического объема производства*.

Методологические основы этого метода разработаны достаточно давно, но практическому его использованию способствовала система учета затрат costing”, в основе которой лежит разделение затрат на постоянные и переменные, которые по-разному реагируют на изменение объема производства. Использование метода “затраты-объем-прибыль”позволяет определить минимально допустимый объем производства, при котором достигается безубыточность производства.

Определение этой критической точки объема производства осуществляется графическим и расчетным способами.

При расчетном способе пользуются следующей формулой:

где S —сумма постоянных расходов;

V —критический объем производства в натуральном выражении;

P —цена единицы продукции;

S —сумма переменных расходов на единицу продукции.

Тогда прогнозная величина прибыли (PR) рассчитывается:

PR = q * P —q * S —S = V —S — S,

где V —объем производства (продаж);

S —сумма переменных расходов;

q —предполагаемый объем производства (продаж) в натураль-

ном выражении.

Определение точки критического объема производства графическим методом показано на рис.1.

Как видно из рис.1, по горизонтали показывается объем произРис.1

9 ┼ Издержки и доходы

8 ┼ объем / прибыль

│ сбыта/

7 ┼ /

│ суммарные /

6 ┼ издержки /

│ /

5 ┼ / │
│ / │
4 ┼ / │
│ / │
3 ┼──────────────┼────────────── постоянные издержки
│убыт- / │ переменные
2 ┼ ки / │ издержки
│ / │
1 ┼ / │
│ / │
0└──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴──┴───

10 20 30 40 50 60 70 80 90 Единицы продукции

Точка безубыточности

водства в натуральном выражении (в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности), а по вертикали —затраты на производство (с их разделением на постоянные и переменные) и выручка от реализации. Пересечение прямой линии, отражающей зависимость между выпуском продукции и себестоимостью, и прямой линии выручки от реализации показывает критическую точку объема производства. Ниже этой точки заштрихован убыток предприятия, так как до достижения определенного объема производства выручка от реализации не покрывает затраты. Но превышение критической точки объема производства дает прибыль.

Рассматриваемый метод применяется для выбора вариантов уста-

новления цены на реализуемую продукцию, определенных видов используемых ресурсов, системы сбыта продукции, поэтому расчет критической точки объема производства дополняется прогнозами об изменении прибыли в зависимости от изменения условий и объемов производства и реализации продукции.

Эффективность метода “затраты-объем-прибыль”позволяет использовать его при прогнозировании величины финансовых ресурсов, но при его внедрении в практику планирования российских предприятий необходимо иметь в виду следующее:

— и графический, и расчетный способы определения прогнозируемой величины прибыли предполагают в качестве исходных данных затраты по производству продукции с их разграничением на постоянные и переменные расходы, что вытекает непосредственно из системы учета затрат;

— построение графика основано на данных по одному виду продукции, поэтому необходима разработка методов обобщения используемых данных о выпуске тех видов продукции, которые предполагает производить предприятие;

— выделение постоянных затрат связано с понятием маржинального дохода, который состоит из прибыли и постоянных затрат, и, как известно, в нашей стране не применяется в планировании и учете.

Зарубежный опыт финансового планирования в условиях рыночного хозяйства представляет интерес в научном и практическом плане, но его изучение необходимо не для копирования, а для использования с учетом особенностей современного состояния экономики и степени развития экономических реформ.

В настоящее время, когда прежняя система отраслевого планирования потеряла свое значение и полностью разрушена, на большинстве предприятий не уделяется должного внимания финансовому планированию, а плановые расчеты имеют сиюминутный характер, например, планирование прибыли для определения более или менее точного размера авансовых взносов налога на прибыль. В известной степени внимание к составлению финансовых планов на предприятиях ослаблено из-за высоких темпов инфляции. Да и постоянно меняющиеся условия хозяйствования, нестабильность налоговой системы, значительный налоговый пресс, разрыв хозяйственных связей, взаимные неплатежи предприятий делают расчеты финансовых показателей недостоверными. Вместе с тем отказ от финансового планирования равнозначен отказу от разработки

способов финансового обеспечения поставленных задач в области развития предприятия.

Развивающееся предприятие постоянно нуждается в финансовых ресурсах, что не всегда можно обеспечить за счет внутренних источников, и тогда возникает необходимость привлечения заемных средств или дополнительного акционерного капитала.Поскольку финансовое планирование является завершающей стадией производственного планирования, при составлении финансового плана необходимо решить главные задачи. В общем виде их можно сформулировать следующим образом:

— выявление резервов увеличения доходов предприятия и способов их мобилизации;

— эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений инвестиций предприятия, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;

— увязка показателей производственного плана предприятия с финансовыми ресурсами;

— обоснование оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом и банками, а также другими кредиторами.

Так как предприятия не располагают более совершенной методикой составления финансовых планов, то известную форму баланса доходов и расходов можно использовать с учетом изменившихся возможностей предприятий в формировании собственных доходов, привлечении средств извне. Важно, чтобы составление финансового плана не являлось пересчетом производственных показателей, наоборот, аналитический характер работы в области финансового планирования должен сделать финансовый план инструментом воздействия на результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Период действия перспективного (или долгосрочного ) финансового плана зависит от общей финансовой стратегии предприятия, экономической стабильности, возможностей прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направлений их использования. В нем определяются важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. При разработке долгосрочного финансового плана применяются укрупненные методы расчетов доходных и расходных статей, которые определяются ориентировочно в виде прогноза и уточняются в текущих планах конкретного года.

Текущий или годовой план предприятия как часть перспективного плана составляется на основе показателей долгосрочного плана и представляет собой документ, в котором обеспечивается балансовая увязка доходных и расходных статей планируемого года. Баланс доходов и расходов в годовом финансовом плане —необходимое условие, которое достигается привлечением заемных и других источников финансирования при недостаточности собственных финансовых ресурсов. В текущем финансовом плане детализируются доходные и расходные статьи, применяются более точные по сравнению с перспективным планом методы расчетов.

Если исходить из целесообразности отражения в годовом финансовом плане прибыли как конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия, то отпадает необходимость введения в финансовый план таких статей, как выручка от реализации продукции и затраты на ее производство и реализацию. Планирование выручки и затрат производится в отдельных расчетах, что необходимо для определения плановой суммы прибыли от реализации продукции (работ, услуг). Кроме прибыли в состав собственных финансовых ресурсов включаются амортизационные отчисления, которые планируются в сумме износа основных средств и нематериальных активов. Примерное содержание разделов финансового плана можно представить следующими основными статьями доходов и расходов предприятия:

I.Доходы и поступления средств

1.Прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

2.Прибыль от прочей реализации (основных средств,других активов);

3.Планируемые внереализационные доходы,

в том числе:

— доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий,

— доходы, полученные по ценным бумагам,

— доходы от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях,

— доходы от сдачи имущества в аренду;

4. Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и по нематериальным активам;

5. Поступление средств от других предприятий,

в том числе:

— в порядке долевого участия в строительстве,

— по хоздоговорам на научно-исследовательские работы;

6. Поступления из внебюджетных фондов;

7. Прочие доходы;

II. Расходы и отчисления средств

1. Налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов);

2. Распределение чистой прибыли,

в том числе:

— на накопление (по направлениям использования),

— на потребление (по направлениям использования);

2. Долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций),

в том числе:

— за счет амортизационных отчислений,

— за счет других источников финансирования (по видам источников);

3. Прочие расходы.

В финансовом плане акционерного общества в доходной части необходимо выделить средства, мобилизуемые посредством размещения ценных бумаг, а также расходные статьи, отражающие отчисления прибыли в резервный фонд и выплату доходов по акциям или облигациям.

Другой подход к составлению финансового плана акционерного общества освещается в статье “Некоторые вопросы разработки финансового плана акционерного общества”*. В доходной части отражается не прибыль, а выручка от реализации продукции (работ, услуг). В расходной —затраты на производство и реализацию продукции (работ,услуг) в разрезе основных элементов затрат. Прибыль и ее распределение выделяются в самостоятельную часть финансового плана, в которой показываются и налоги, уплачиваемые акционерным обществом.

Управление производственными процессами и регулирование расчетов с покупателями, поставщиками, работниками предприятия, финансовой системой, кредитными учреждениями, обеспечение платежеспособности предприятия в значительной мере зависит от организации оперативного финансового планирования.

Оперативное финансовое планирование включает составление платежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочном кредите.

Содержание оперативного планирования при разработке платежного календаря заключается в определении конкретной последовательности и сроков осуществления всех расчетов, что позволяет своевременно перечислить платежи в бюджет и внебюджетные фонды и обеспечить финансирование нормальной хозяйственной деятельности предприятия. Платежный календарь составляется на короткие промежутки времени (месяц, 15 дней, декаду, пятидневку). Срок определяется исходя из периодичности основных платежей предприятия. Наиболее целесообразно составление месячных планов с подекадной разбивкой. Платежный календарь охватывает все расходы и поступления средств предприятия как в наличной, так и безналичной форме, включая взаимоотношения с бюджетной системой и банками.

Первым разделом календаря является его расходная часть, отражающая все предстоящие расчеты и перечисление средств, вторым —доходная часть. Соотношение между обеими частями календаря должно быть таким, чтобы обеспечивалось их равенство, либо, что еще лучше, превышение доходов и поступлений над расходами и отчислениями. В последнем случае излишки средств осядут на расчетном счете предприятия, что означает большую устойчивость финансового состояния предприятия, его платежеспособность в предстоящем периоде.

Превышение расходов над поступлениями свидетельствует о снижении возможностей предприятия в покрытии предстоящих расходов. В таком случае следует часть непервоочередных платежей перенести на другой календарный период, ускорить по возможности отгрузку и реализацию продукции, принять меры по изысканию дополнительных источников.

При составлении платежного календаря используют данные учета операций по расчетному счету в банке, учета сдачи расчетных документов в банк, сведения о срочных и просроченных платежах поставщикам, учитывают график отгрузки продукции и сдачи платежных документов в банк, финансовые результаты реализации продукции, а также плановые взносы в бюджет налога на прибыль, на имущество и другие налоги, отчисления в социальные внебюджетные фонды, состояние расчетов с дебиторами и кредиторами.

Примерная форма платежного календаря имеет следующий вид:

Платежный календарь на _______ месяц, тыс.руб.

Статьи   По декадам
РАСХОДЫ  
1. Неотложные нужды  
2. Заработная плата и приравненные к ней платежи  
3. Налоги  
4. Оплата счетов поставщиков за товарно-материальные ценности  
5. Просроченная кредиторская задолженность поставщикам
6. Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы по капитальному строительству (капитальному ремонту)  
7. Погашение просроченных ссуд банка  
8. Погашение срочных ссуд банка  
9. Уплата процентов за кредит  
10. Прочие расходы  
Всего расходов  
ПОСТУПЛЕНИЯ  
1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг  
2. Выручка от реализации излишних основных фондов, материалов и других активов  
3. Поступление просроченной дебиторской задолженности
4. Поступление краткосрочного кредита банка  
5. Остаток средств в кассе и на расчетном счете  
6. Прочие поступления средств  
Всего поступлений  
Превышение поступлений над расходами  
Превышение расходов над поступлениями  

┌─────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐│ │По декадам ││ Статьи ├───┬───┬───┤│ │ 1 │ 2 │ 3 │├─────────────────────────────────────────────────────┼───┴───┴───┤│ РАСХОДЫ │ ││ 1. Неотложные нужды │ ││ 2. Заработная плата и приравненные к ней платежи │ ││ 3. Налоги │ ││ 4. Оплата счетов поставщиков за товарно-материальные│ ││ ценности │ ││ 5. Просроченная кредиторская задолженность поставщикам ││ 6. Оплата счетов подрядчиков за выполненные работы по ││ капитальному строительству (капитальному ремонту)│ ││ 7. Погашение просроченных ссуд банка │ ││ 8. Погашение срочных ссуд банка │ ││ 9. Уплата процентов за кредит │ ││10. Прочие расходы │ ││─────────────────────────────────────────────────────┼────────── ││ Всего расходов │ ││ ПОСТУПЛЕНИЯ │ ││ 1. Выручка от реализации продукции, работ и услуг │ ││ 2. Выручка от реализации излишних основных фондов,│ ││ материалов и других активов │ ││ 3. Поступление просроченной дебиторской задолженности ││ 4. Поступление краткосрочного кредита банка │ ││ 5. Остаток средств в кассе и на расчетном счете │ ││ 6. Прочие поступления средств │ ││─────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤│ Всего поступлений │ │ │ ││ Превышение поступлений над расходами │ ││ Превышение расходов над поступлениями │ │└─────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘

Кассовый план —это план оборота наличных денег предприятия, который необходим для контроля за их поступлением и расходованием. Он разрабатывается на квартал и в установленный срок представляется в коммерческий банк, с которым предприятие заключило договор о расчетно-кассовом обслуживании.

Кассовый план составляется по типовой форме и содержит 4 раздела.

Первый раздел отражает поступление наличных денег (кроме денег, полученных в банке) на предприятие в планируемом квартале по конкретным источникам поступлениям —торговая выручка, выручка железнодорожного, водного и воздушного транспорта, квартирная плата и коммунальные платежи, выручка местного (ведомственного) транспорта, выручка зрелищных мероприятий, выручка предприятий бытового обслуживания, прочие поступления. Из общей суммы поступлений необходимо указать суммы, которые расходуются на месте из выручки и сдаются в кассу банка.

Во втором разделе показываются виды расходов предприятия наличными деньгами: на заработную плату, стипендии, постоянные надбавки и прочие виды оплаты труда, на выплату пенсий и пособий по социальному страхованию, на командировочные и хозяйственные расходы.

Третий раздел содержит расчет выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда на планируемый квартал с учетом всех возможных удержаний ( налогов, платежей за форменное обмундирование, платежей по добровольным видам страхования работников, погашение ссуд и др.). Если зарплата работников перечисляется в банки в качестве вклада или платежным поручением переводится по почте, то эти виды перечислений также показываются в третьем разделе. Все виды удержаний и перечислений, а также стоимость натуральных выдач и льгот, учтенных в фонде заработной платы, исключается из общего фонда оплаты труда.

В четвертом разделе заполняется календарь выдач заработной платы рабочим и служащим, где в установленные сроки (конкретные числа каждого месяца) указываются суммы выплат предприятию наличными деньгами. Эти суммы в соответствии с договором расчетно-кассового обслуживания банк выдает предприятию за установленную в договоре плату. Если фактически кассовая заявка в конкретном месяце превышает сумму, указанную в кассовом плане, то банк, как правило, взимает повышенный процент за выдачу наличных денег, что также заранее оговаривается в договоре расчетно-кассового обслуживания.

Кассовый план необходим предприятию для того, чтобы по возможности более точно представлять размер обязательств перед работниками предприятия по заработной плате и размер других выплат. Банку, обслуживающему предприятие, также необходим его кассовый план, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов в установленные сроки.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Табиица № 14

Проверочная таблица (шахматка) к балансу доходов и расходов, тыс. руб.

─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────────┐\ Финансовые │При-│Амор│Пла- │Доле-│Долго│Посту│Поступ│При- │Ассиг│Про│Итого │ \ ресурсы │быль│тиза│новые│вое │сроч-│ления│ления │рост │нова-│чие│дохо- │ \ │бала│цион│на- │учас-│ный │по │сред- │устой│ ия │до-│дов │ \ │нсо-│ от-│коп- │тие │кре- │дого-│ств │чивых│ из │хо │ и │ \ │вая │чис-│ления│в │дит │во- │роди- │пас- │ бюд-│ды │посту │ \ │ │лен-│по │жилищ│ │рам │телей │сивов│ жета│ │пле- │ \ │ │ния │СМР, │ном │ │на │на │ │ │ │ния │ \ │ │ │вы- │строи│ │НИОКР│ дет. │ │ │ │ │Общие \ │ │ │полн.│тель │ │ │ дошк.│ │ │ │ │расходы \ │ │ │хоз. │стве │ │ │ учреж│ │ │ │ │предприя- \ │ │ │спо- │ │ │ │ дения│ │ │ │ │тия \ │ │ │соб. │ │ │ │ │ │ │ │ │____________\│____│____│_____│_____│_____│_____│______│_____│_____│___│_____ │1.Налог на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │добавленную │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │стоимость ├────┼────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼───┼──────┤2. Налог на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ прибыль │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │3. Налога на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ имущество │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │4. Затраты на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ техническое│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ перевооруж.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ и реконстр.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │5.Затраты на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ непроизводс.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ строительсво│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │6.Прирост │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ оборотных │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ средств │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ 7.Расходы на│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ НИР │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │8.Расходы на │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │содержание │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │детей в детс-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ких садах │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │9.Прочие рас-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ходы на содер│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │жание социаль│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ной сферы │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │10.Расходы по│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │погашению │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │долгосрочного│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │кредита и уп-│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │лате %по нему│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │11.Прочие │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │затраты, ││││││││││││финансируемые││││││││││││за счет ││││││││││││прибыли ││││││││││││12.Затраты на││││││││││││капитальный ││││││││││││ремонт ││││││││││││─────────────┼────┼────┼────






Date: 2015-09-24; view: 540; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию