Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объема реализации и прибыли предприятия





№ п/п Показатель Сумма, тыс.руб.
  Остаток нереализованной продукции (на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении) на начало года а) по производственной себестоимости (табл.4, стр.1а) б) в отпускных ценах (табл.4, стр.1б) в) прибыль    
  Товарная продукция на планируемый год а) по полной себестоимости (табл.1, стр.17) б) в отпускных ценах (табл.1, стр. 18) в) прибыль  
  Остаток нереализованной продукции (на складе, в товарах отгруженных) на конец года в днях а) по производственной себестоимости б) в отпускных ценах в) прибыль    
  Реализация продукции в планируемом году а) по полной себестоимости (стр.1а+стр.2а-стр.3а) б) в отпускных ценах (стр.1б+стр.2б-стр.3б) в) прибыль  
  Прибыль от прочей реализации  
  Доходы (расходы) от внереализационных операций, в т.ч. доходы от государственных ценных бумаг  
  Балансовая прибыль: а) полная себестоимость реализованной продукции (стр.4а) б) валовая выручка (стр.4а+стр.5+стр.6) в) прибыль  

К расчету объема реализации и прибыли:

- остаток нереализованной продукции на конец года:

Н II = О х Н

Н - норма запаса в днях (табл.4, стр.2)

З 4кв.

О = ----------

О - однодневный запас

а) по производственной себестоимости:

З 4кв. - производственная себестоимость товарной продукции в 4 квартале (табл.1, стр.15)

О = 60780 / 90 = 675 (тыс.руб.)

Н II = 675 х 12,5 = 8437,5 (тыс.руб.)

б) в отпускных ценах:

З 4кв. - товарная продукция в отпускных ценах в 4 квартале (табл.1, стр.18)

О = 74070 / 90 = 823 (тыс.руб.)

Н II = 823 х 12,5 = 10287,5 (тыс.руб.)

 


Сердюкова И.Д. "КОРПОРАТИВНЫЕ ФИНАНСЫ": Учебное пособие для специализаций: БуиА, ФиК и МиМ (первое и второе высшее образование).- Брянск: Изд-во факультета дистанционного обучения, 1998. - 48 с.

Тема 3. ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Литература

Основная

1. Финансы предприятий. под ред. Бородиной/ЮНИТИ, 1995

2. Балабанов /Финансовый менеджмент. ФиС1995г

3. Общая теория финансов. под ред Дробозиной/ ЮНИТИ, 1995

4. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент в предприятиях и коммерческих организациях. Управление денежным оборотом. — М.: Финансы и статистика, 1993 или ЮНИТИ 1996 г.

5. Хоскинг Д. Курс предпренимательства М. Межд. отнош. 1993.

6. Финансы: под ред. Родионовой В.М.- Ф и С, 1993.

7. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. /Под ред. Ю.М.Осипова — М., МГУ, 1992.

Другая литература:

1. Финансы капитализма/ под ред/ Б.Г. Болдырева/ М: Ф и С,1990

2. В.Н. Дробов, В.И. Крашениников/ Финансирование и кредитование в промышленности.- Ф и С,1991

3. О налоге на прибыль предприятий и организаций: Закон РФ // Экономика и жизнь, 1992, № 10.

4. О составе затрат, включаемых в себестоимость продукции.

5. Положение. Комментарии. — М.: Финансы и статистика, 1992.

6. Справочник финансиста государственного предприятия (объединения) /Под ред. М.В.Романовского,И.П.Лазарева,В.В.Бочарова.- М.: Финансы и статистика, 1990.

7. М.И.Литвин. О факторном методе планирования прибыли и рентабельности. —Финансы, 1994, № 2

Вопросы:

1. Прибыль как чистый доход предприятия.

2. Распределение и использование прибыли предприятия

3. Показатели рентабельности

4. Планирование прибыли

Практическое занятие:

“Планирование прибыли и ее распределение”(продолжение сквозного примера из темы 2)

Вопрос.1. Прибыль как чистый доход предприятия.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Финансовый менеджер, напротив думает о стабильности получения потока доходов, включая собственные финансовые ресурсы.

Упрощенно прибыль исчисляется как разница между предпринимательским доходом и текущими расходами на производство и реалихацию продукции. Прибыль и убыток называют финансовым результатом деятельности предприятия. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки —отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротства.

На микро- уровне чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли.Емким информативным показателем является балансовая прибыль.

1.2. Понятие балансовой прибыли, ее состав

Балансовая прибыль представляет сумму прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина “балансовая прибыль”связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненные элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.

 

БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ = 1. ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗ.ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ + 2. ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗ. ОСНОВНЫХ ФОНДОВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА + 3. ДОХОДЫ ОТ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ +

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) —это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ,услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

По реализации продукции, имеющей натурально-вещественную форму, расчет прибыли ведется исходя из выручки и полной себестоимости продукции, определяемыми на объем реализуемой продукции.

Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.

Например, в строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. Она определяется по документам, являющимся основанием для расчета между заказчиками и подрядчиками (субподрядчиками). Для определения прибыли используется фактическая себестоимость сданных работ. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). Валовой доход исчисляется как разница между продажной и покупной стоимостью реализованных товаров. Для определения прибыли из него исключаются издержки обращения торговых, снабженческих, сбытовых организаций. На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам. В качестве себестоимости используется показатель эксплуатационных расходов предприятий транспорта (связи) с учетом расходов по экспедиционным и погрузо-разгрузочным работам.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия —это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Финансовые результаты от внереализационных операций —это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен (см. Положение о составе затрат, относимых на себестоимость №552 и Закон о налоге на прибыль). Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия).

Доходы от сдачи имущества в аренду формируются из получаемой арендной платы, которую арендатор платит арендодателю.

Вопрос 2. Распределение и использование прибыли предприятия

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

— величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

— прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь, направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части —на потребление.

— При планировании прибыли к распределению следует учесть фактор налогообложения. То есть иногда нужно уменьшить налог на прибыль не только применив льготы, но и уменьшив объем прибыли.

Конкретно же распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия —это многоцелевой источник финансирования его потребностей, но основные направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление и потребление определяют перспективы развития предприятия.

Сейчас государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли —одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается сооветствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения как фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам удорожания стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две принципиально разные части. Использование первой свидетельствует об увеличении имущества предприятия и процессе накопления. Использование второй —не приводит к образованию нового имущества и характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Показатель нераспределенной прибыли в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствует о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеет свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.

(Мы будем рассматривать на примере АО)

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов; себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим их них является себестоимость.

Формирование, распределение и использование
прибыли предприятия

-‑----------┐ ‑‑--------┐ -‑----------┐ -‑--------┐
│БАЛАНСОВАЯ │ │Налоги на-│ │Налоги на-│ │Налоги │
│ │‑ │балансовую│-│валовую │‑│на чистую│ =
│прибыль │ │прибыль │ │прибыль │ │прибыль │

L‑----------- L‑--------- L‑---------- L‑--------- L

v‑------------------

-‑---------┐ ‑‑----+--------┐ ‑‑----------┐
│накопление+-<-+ прибыль +‑>-+потребление│

L‑---------- L к распредел-ю‑ L‑----------

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения. Но в значительной мере эта работа обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли за счет снижения себестоимости исключена. Динамика изменения себестоимости в промышленности, например, свидетельствует об увеличении затрат на рубль товарной продукции в последние годы (см.табл.2) Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.

На величину прибыли от реализации продукции влияет состав и размер нереализованных остатков на начало и конец отчетного периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли.

Влияние остатков готовой продукции на складе имеет место на предприятиях, которые выпускают продукцию, имеющую натурально-вещественную форму. Выполненные работы и оказанные услуги в силу своей специфичной формы как товара не могут принимать вид остатков продукции на складе. То же относится и к продукции некоторых отраслей, например, электроэнергетики, транспорта, связи;

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Таблица №6

Распределние балансовой прибыли,

тыс.руб.

-‑---------------------------------------------------------------

№ пп│ П О К А З А Т Е Л Ь │ Сумма
-‑--│-‑-----------------------------------------------│-‑---------
1. │ Балансовая прибыль │
2. │ Прибыль, направляемая в бюджет —всего │
│ в том числе:
а)налог на прибыль │
│ б) налог на имуество │
3. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия
и направляемая на: │
│ а) техническое перевооружение, реконструкцию и │
│ расширение производства │ 300
│ б) научно- исследовательские и опытно-конструк- │
│ торские работы │ 412
│ в) непроизводственное строительство │ 250
│ г) расходы по погашению долгосрочного кредита │ 750
│ д) уплата процента по долгосрочным ссудам │ 103
│ е) содержание детских дошкольных учреждений │ 610
│ ж) прочие расходы по финансированию социальной │
│ сферы:всего: │
│ —расходы на содержание лагерей отдыха для детей│ 120
│ —содержание объектов социальной сферы │ 115
│ —содержание комбината питания │ 770
│ —расходы по организации и развитию подсобного │
│ сельского хозяйства │ 135
│ з) покрытие прироста оборотных средств * │
│ и) нераспределенная прибыли * │

-‑------------------------------------------------------------ *) Определить

Таблица № 9.

Расходы на научно-исследовательские и опытно-

конструкторские работы

-‑--------------------------------------------------------------

№ пп│ П О К А З А Т Е Л Ь │
-‑--│-‑----------------------------------------------│-‑---------
│ Всего расходов │ 1800
│ Источники:
1) поступления по договорам 320
2) прибыль в распоряжении предприятия *
3) кредит *

-‑---------------------------------------------------+-----------

Таблица № 10

Расходы на содержание детских дошкольных учреждений

-‑--------------------------------------------------------------

№ пп│ П О К А З А Т Е Л Ь │
-‑--│-‑----------------------------------------------│-‑---------
│ Всего расходов │ 800
│ Источники финансирования:
1) средства родителей 68
2)прибыль в распоряжени предприятия │
│ в) ассигнования из бюджета │

-‑---+------------------------------------------------+------------

Вопрос 3. Показатели рентабельности

Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств, используются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы: рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность вложений в предприятие.

I.Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.

II. Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.

III. Последняя группа показателей —рентабельность вложений в предприятие, которая определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.

Рентабельность собственных средств предприятия определяется по отношению чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В целом ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Таблица № 8

Определение показателей рентабельности

-‑------------------------------------------------------------------

№ пп│ П О К А З А Т Е Л Ь │ Сумма тыс.руб.
-‑--│-‑-----------------------------------------------│-‑-------------
1. │ Полная себестоимость реализуемой продукции │
2. │ Балансовая прибыль │
3. │ Рентабельность продукции % │
4. │ Выручка от реализации продукции │
5. │ Рентабельность продаж, % │
6. │ Стоимость реального производственного капитала │

(имущества предприятия) │

7. │ Рентабельность капитала │

-‑----------------------------------------------------+--------------

Вопрос. 4. Планирование прибыли

Следующая стадия —планирование прибыли и других финансовых результатов с учетом выводов экономического анализа. Главной целью при планировании является максимизация доходов, что позволяет обеспечивать финансирование большего объема потребностей предприятия в его развитии. При этом важно исходить из величины чистой прибыли. Задача максимизации чистой прибыли предприятия тесно связана с оптимизацией величины уплачиваемых налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

Планирование прибыли —составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль, а другие —облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать обеспечивающий максимальную прибыль.

При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли в квартальном разрезе. Поскольку с 1993 г. планирование прибыли “привязано”к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной.Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

В наиболее общем виде прибыль —это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.

П = Ц — С,

где П —прибыль по товарному выпуску планируемого периода;

Ц —стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С —полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Прибыль на реализуемую продукцию рассчитывается иначе:

П = В — С,

где П —планируемая прибыль по продукции, подлежащей реализации в предстоящем периоде;

В —планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость,акцизов, торговых и сбытовых скидок);

С —полная себестоимость реализуемой в предстоящем периодепродукции.

Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течение планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода, то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид:

Пр = П' + П — П”,

где Пр- прибыль от реализации продукции в планируемом периоде;

П'- прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода;

П —прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

П”прибыль в остатках готовой продукции, которая не будетеализована в конце планируемого периода.

Рассмотрим, как же планируется прибыль от остатков нереализуемой продукции на конец планируемого периода:

В составе остатков продукции на конец планируемого периода рассчитываются только первые два элемента, так как товары, не оплаченные покупателем в срок и находящиеся на ответственном хранении у покупателей, являются следствием нарушения расчетной и договорной дисциплины, а потому не планируются. При определении остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода исходят из однодневного выпуска продукции по производственной себестоимости и нормы запаса в днях. (В данном случае мы применяем метод прямого счета при планировании потребности в оборотных средствах и именно норматив на конец года по готовым изделиям). При годовом планировании используются данные IV квартала, при квартальном планировании —данные соответствующего квартала.

С = (С IV кв.: 90 дн.) х Д,

где С —производственная себестоимость остатков нереализованной продукции на конец планируемого периода;

С IV кв. —производственная себестоимость товарной продукции IV квартала;

Д —норма запаса в днях.

Норма запаса в днях, хоты бы ориентировочно, может быть рассчитана на каждом предприятии. Она имеет разное содержание для остатков готовой продукции на складе и для товаров отгруженных, срок оплаты которых не наступил. По готовой продукции на складе норма в днях —это количество дней, в течение которых продукция находится на складе. Она определяется как сумма дней, необходимых для подборки готовой продукции, ее комплектации, упаковки, накопления до размеров транспортной партии, выписки расчетных документов. По товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил, норма в днях соответствует сроку документооборота, то есть времени, необходимого для пробега расчетных документов из банка поставщика в банк покупателя и обратно.

Например, по данным табл. 1 полная себестоимость товарной продукции в планируемом году составит 45242 тыс.руб., в IV квартале —12153 тыс.руб. Если принять, что остатки нереализованной продукции по производственной себестоимости на начало планируемого года ожидаются в размере 2850 тыс.руб., норма запаса в днях по готовой продукции на складе —5 дней, норма по товарам отгруженным —15 дней, то можно рассчитать затраты на реализуемую продукцию.

Остатки нереализованной продукции по производственной себестоимости составят: по готовой продукции на складе —(12153 тыс.руб.: 90 дн.) * 5 дн. = 675,2 тыс.руб.; по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил —(12153 тыс.руб.: 90 дн.) * 15 дн. = 2025,5 тыс.руб.; итого остатки нереализованной продукции по производственной себестоимости на конец периода планируются в размере 2700,7 тыс. руб.(675,2 + 2025,5). Полная себестоимость реализуемой товарной продукции или затраты на реализуемую продукцию составят: 2850 + 45242 —2700,7 = 45391,3 (тыс.руб.).

Во втором случае, если выручка планируется по отгрузке продукции, затраты на реализуемую продукцию планируются только с учетом остатков готовой продукции на складе предприятия.

Затраты на реализуемую продукцию возмещаются за счет выручки, поступающей от реализации продукции.

Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Другая разновидность метода прямого счета —метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. -‑---------------------------------------------------T------T----

Наименование изделия │ А │ Б

-‑---------------------------------------------------+------+----

Объем товарной продукции без остатков нереализован- │ │
ной продукции на конец планируемого периода, шт. 100
Цена за единицу изделия, руб. │ 1800│
Объем реализуемой продукции в действующих ценах │180000│
Плановая себестоимость единицы изделия, руб. 1200
Полная себестоимость реализуемой продукции, руб. │120000│
Прибыль от реализации продукции, руб. 60000

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.

Прежде метод прямого счета был основным при планировании прибыли, так как предприятия исходили из однозначно определенного объема реализованной продукции, круга покупателей, фиксированных цен. В условиях скрытой, подавленной формы инфляции цены на потребляемое сырье оставались практически неизменными. Заработная плата и амортизационные отчисления не оказывали такого влияния на себестоимость, как в нынешних условиях. Расчет прибыли был,по существу, производным показателем от объема реализуемой продукции и ее себестоимости. А поскольку каждое предприятие производило установленную ему номенклатуру продукции, то не требовалось искать альтернативных решений для увеличения массы прибыли.

В современных условиях хозяйствования метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли.

Содержание аналитического метода планирования прибыли рассмотрим кратко, лишь с той целью, чтобы показать его отличие от метода прямого счета*. В этом случае расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции.

Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность (Р):

Р = (П: С) * 100%,

где П —ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще неизвестен);

С —полная себестоимость товарной продукции базисного года.

* Метод прямого счета и аналитический метод планирования прибыли достаточно подробно рассмотрены в учебной и справочной литературе.

ПРИМЕР:

Допустим, П составляет 100 млн руб., С —400 млн руб., тогда

Р = (100: 400) * 100% = 25%.

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по себестоимости базисного года.

Если объем товарной продукции планируемого года по себестоимости базисного года составляет равна 500 млн руб., то прибыль ориентировочно будет равна: 500 * 25% = 125 (млн руб.). В этом расчете учтено влияние первого фактора —объема производства. Далее расчет ведется в определенной последовательности:

1. Рассчитывается изменение (+,-) себестоимости продукции в планируемом году. Допустим, на основе прогноза о росте цен на сырье, увеличении амортизационных отчислений и прочих факторов себестоимость продукции планируемого года по сравнению с базисным годом возрастет на 20 млн руб.;

2. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве и сортности. Допустим, прибыль возрастет за счет этих факторов на 25 млн руб.;

3. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста цен. Допустим, увеличение цен на реализуемую продукцию в предстоящем году может дать 30 млн руб.;

4. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов определяется путем их суммирования. Прибыль от производства сравнимой товарной продукции в предстоящем году составит: 125 —20 + 25 + 30 = 160 (млн руб.);

5. Теперь следует учесть изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало (10 млн руб.) и на конец планируемого периода (5 млн руб.): 10 + 160 —5 = 165 (млн руб).

В отличие от метода прямого счета аналитический метод планирования прибыли показывает влияние факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности прежде всего из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.


 

Date: 2015-09-24; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию