Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Уголовная ответственность за нарушения права на торговую марку и коммерческое наименование
Уголовная ответственность за незаконное использование коммерческих наименований и торговых марок предусмотрена отдельной статьей Уголовного кодекса Украины – ст. 229 «Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара». Эта статья расположена в разделе «Преступления в сфере хозяйственной деятельности». Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 229 УК Украины, представлена тремя составами: 1. Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара, или ином умышленном нарушении прав на эти объекты, если это причинило материальный ущерб в значительном размере. 2. Те же действия, если они совершены повторно или по предварительному сговору группой лиц, или причинили материальный ущерб в крупном размере. 3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения или организованной группой, или если они причинили материальный вред в особо крупном размере. За совершение действий, предусмотренных ч.1 данной статьи, установлена уголовная ответственность в виде штрафа от двухсот до тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок, с конфискацией соответствующей продукции, орудий и материалов, которые специально использовались для ее изготовления.За совершение действий, предусмотренных ч.2, - в виде штрафа от тысячи до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до двух лет, или лишения свободы на срок от двух до пяти лет, с конфискацией соответствующей продукции, орудий и материалов, которые специально использовались для ее изготовления. За совершение действий, предусмотренных ч.3, - в виде штрафа от двух тысяч до трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или лишения свободы на срок до шести лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с конфискацией соответствующей продукции, орудий и материалов, которые специально использовались для ее изготовления Характеристика объективных и субъективных признаков преступления, предусмотренного ст. 229 УК Украины, имеет важное значение для его правильной квалификации и отграничения от других смежных преступлений. Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 229 УК Украины, являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правомерного использования объектов интеллектуальной собственности – коммерческих наименований и торговых марок в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Родовым объектом данного преступления является право интеллектуальной собственности как субъективное право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности или на другой объект права интеллектуальной собственности, определенный настоящим Кодексом и другим законом. Непосредственным объектом выступает право интеллектуальной собственности на торговую марку, коммерческое наименование, квалифицированное указание происхождения товара. При этом высокая общественная опасность преступных действий в виде незаконного использования знаков для товаров и услуг, коммерческого наименования имеет многоаспектный характер и заключается также в посягательстве на сложившиеся правила и обычаи добросовестной конкуренции, права и интересы потребителей, предусмотренные законодательством об интеллектуальной собственности правила приобретения и осуществления прав на средства индивидуализации. Поэтому в науке уголовного права выделяют дополнительные объекты рассматриваемого преступления: установленный порядок (механизм) использования правовых средств индивидуализации участников хозяйственного оборота, произведенных товаров и услуг, как объектов права промышленной собственности в сфере хозяйственной деятельности[237]; права и законные интересы потребителей товаров и услуг[238]. Предметом преступления, предусмотренного ст. 229 УК Украины, выступают знак для товаров и услуг, коммерческое наименование, квалифицированное указание происхождения товаров. С объективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется совершением действий, указанных в диспозиции ч.1 ст.229 УК Украины: 1) незаконное использование: знака для товаров и услуг фирменного наименования квалифицированного указания происхождения товара 2) нарушение прав на: знак для товаров и услуг фирменное наименование квалифицированное указание происхождения товара. Используемые при описании объективной стороны данного преступления понятия в УК Украины не раскрываются. Поэтому толкование этих понятий должно осуществляться с учетом их определения в нормах специального законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Так, использованием знака для товаров и услуг следует считать применение торговой марки на любом товаре, для которого она зарегистрирована, на упаковке, в которой содержится такой товар, на вывеске, связанной с ним, этикетке, нашивке, бирке и другой прикрепленный к товару предмет, хранение такого товара с указанным нанесением знака с целью предложения для продажи, предложение его для продажи, продажа, импорт (ввоз), экспорт (вывоз); применение его во время предложения и оказания любой услуги, для которой торговая марка зарегистрирована; применение его в деловой документации или рекламе, а также в сети Интернет (ст. 16 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг»). Способы использования фирменного наименования в законодательстве не определены. Поэтому для толкования понятия «незаконное использование коммерческого наименования» представляется возможным взять за основу вышеприведенные способы использования знака для товаров и услуг. Незаконность использования указанных в ст. 229 УК Украины средств индивидуализации следует понимать их использование без разрешения уполномоченного лица, за исключением действий, которые не требуют такого разрешения. Содержание действий, выражающихся в незаконном использовании знака для товаров и услуг, коммерческого наименования более подробно рассмотрено во втором, третьем и четвертом вопросе данной темы. Содержание понятия нарушение прав на знак для товаров и услуг, коммерческое наименование, квалифицированное указание происхождения товара в диспозиции ст. 229 УК Украины также не раскрывается. Поэтому при его характеристике следует основываться на определениях этого понятия в нормах специального законодательства. Так, согласно ч. 1 ст. 20 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» нарушением прав на знак для товаров и услуг признается «любое посягательство на права владельца свидетельства, предусмотренные ст. 16 Закона, в том числе совершение без согласия владельца свидетельства действий, требующих его согласия, а также приготовление к совершению таких действий». Виды действий, являющихся нарушением прав на использование квалифицированное указание происхождения товара, определены в ст. 23 Закона Украины «Об охране прав на указание происхождения товаров»: а) использование зарегистрированного квалифицированного указания происхождения товара лицом, которое не имеет свидетельства о регистрации права на его использование; б) использование зарегистрированного указания географического происхождения товара, если этот товар не происходит из зарегистрированного для этого указания географического места, даже если настоящее место происхождения товара или географического указания его происхождения используется в переводе или сопровождается словами: «вид», «тип», «стиль», «марка», «имитация» и т.д.; в) использование зарегистрированного квалифицированного указания происхождения товара или подобного ему обозначения для отличных от описанных в Реестре однородных товаров, если такое использование вводит в заблуждение потребителей относительно происхождения товаров и его отличительных особенностей или иных характеристик, а также для неоднородных товаров, если такое использование причиняет вред репутации зарегистрированного указания или является неправомерным использованием его репутации; г) использование зарегистрированного квалифицированного указания происхождения товара как видового названия. Характеристика нарушения прав на коммерческое наименование возможна на основе системного анализа норм гражданского и хозяйственного законодательства. Так, учитывая содержание норм ч.1 ст. 490,ч.4 ст. 489 ГК Украины, ч. 5 ст. 159 ХК Украины нарушением прав на коммерческое наименование следует считать использование коммерческого наименования без разрешения правообладателя, если эти действия вводят в заблуждение потребителей относительно товаров, которые производят и (или) реализуют потерпевший и нарушитель, или услуг, которые ими оказываются. Квалифицирующим признаком объективной стороны рассматриваемого преступления выступает причинение в результате незаконного использования или нарушения прав на средства индивидуализации материального ущерба в значительном, крупном, особо крупном размере. Из этого следует, что состав преступления, предусмотренного ст. 229 УК Украины, является материальным, т.е. преступлением считается не любое незаконное использование коммерческого наименования, знака для товаров и услуг, а только причинившее материальный ущерб в определенном размере. Так, материальный ущерб считается причиненным в значительном размере, если его размер в двадцать и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан; в крупном размере – в двести и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан; в особо крупном размере – в тысячу и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан (примечание к ст. 229 УК Украины). Содержание понятия «материальный ущерб» УК Украины не раскрывает. Поэтому его следует характеризовать с позиции общим норм ГК Украины о возмещении убытков и иных способах возмещения имущественного вреда. Согласно ст. 22 ГК Украины, понятие «убытки» складывается из двух составляющих: 1) реальные убытки: расходы, которые лицо понесло в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы для восстановления своего нарушенного права; 2) упущенная выгода доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено. По общему правилу, установленному в ч. 3 ст. 22 ГК Украины, убытки возмещаются в полном объеме, т.е. и реальные убытки и упущенная выгода. Таким образом, объективная сторона основного состава преступления, предусмотренного ст. 229 УК Украины, характеризуется тремя обязательными объективными признаками: · наличие деяния в виде незаконного использования Незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара, или ином умышленном нарушении прав на эти объекты, · наличие последствий в виде причинения материального ущерба в значительном размере, · наличием причинно-следственной связи между деянием и последствием. Субъектом рассматриваемого преступления является физическое вменяемое лицо, которому исполнилось 16 лет. В качестве субъектов данного преступления выступают, например, граждане – предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица; должностные лица предприятий, принявшие решения о неправомерном использовании знака для товаров и услуг, фирменного наименования. При этом наличие у определенного должностного лица обязанности соблюдать требования добросовестной конкуренции должно устанавливаться в каждом конкретном случае с учетом осуществляемого им фактического или юридического контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия[239]. Субъектами данного преступления могут также выступать физические лица, которые, являясь учредителями юридического лица, приняли решение о внесении в виде вклада в его уставный фонд права на использование торговой марки без наличия соответствующих правовых оснований (договора с владельцем свидетельства на эту торговую марку). Специальные признаки субъекта рассматриваемого преступления указаны в ч.2 и ч.3 ст. 229 УК Украины: ч. 2 предусматривает действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или причинившие материальный ущерб в крупном размере; ч. 3 – действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения или организованной группой. С субъективной стороны это преступление характеризуется виной в форме умысла. Психическое отношение к последствиям в виде причинения потерпевшему субъекту права интеллектуальной собственности материального вреда в значительном размере может выражаться в форме умысла или неосторожности. Мотив и цель являются факультативными элементами субъективной стороны и на квалификацию преступления не влияют[240]. В ходе квалификации преступления «незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного указания происхождения товара» правоохранительные органы учитывают тесную связь этого преступления со смежными преступными посягательствами. Чаще всего речь идет обмане покупателей и заказчиков (ст. 225 УК Украины), выпуске или реализации недоброкачественной продукции (ст. 227 УК Украины), признаки которой (несоответствие установленным стандартам, нормам, правилам, техническим условиям) обычно характерны для подделок – продукции, маркированной чужим знаком или коммерческим наименованием. Связь рассматриваемого преступления с указанными преступными посягательствами объясняется тем, что объектами подделок чаще всего становятся именно товары народного потребления (алкогольные и безалкогольные напитки, табачные изделия, лекарственные средства и т.д.). Производство подделок, которые по своему внешнему виду сходны с оригинальным товаром, осуществляется обычно без надлежащего оборудования, качественного сырья, соблюдения санитарных требований, в результате чего они являются некачественными, не соответствуют установленным стандартам, нормам, что нарушает и нормы о защите прав потребителей. Иными словами, неправомерное использование торговых марок, фирменных наименований свидетельствует в большинстве случаев о нарушениях прав потребителей (на надлежащее качество товаров, на достоверную информацию), и, соответственно, наоборот. Наиболее распространенным местом неправомерного распространения продукции, незаконно маркированной чужой торговой маркой или коммерческим наименованием, являются торговые точки и рынки. Для выявления таких преступлений правоохранительными органами в большинстве случаев проводится контрольная закупка фальсифицированной продукции. Затем осуществляются мероприятия по установлению потерпевшего обладателя прав на средство индивидуализации для получения его согласия на подачу заявления. Если правообладатель не установлен направляется запрос в Государственный департамент интеллектуальной собственности с целью получения информации о факте и дате регистрации торговой марки, владельце свидетельства на нее, наличии зарегистрированных договоров о передаче права на торговую марку и другим вопросам, имеющим отношение к установлению состава преступления[241].
Date: 2015-09-24; view: 455; Нарушение авторских прав |