Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие политической культуры общества и ее структура. Типология политической культуры





Теория политической культуры возникла в 50-е году ХХ века на фоне множества попыток объяснить специфику политического поведения отдельных наций и народов, и прежде всего, достаточно популярных и распространенных исследований национального характера и разного рода идеологий.

Значение концепции политической культуры состоит в том, что она разрабатывает общие объективные критерии для сравнительных исследований политического поведения в различных странах, вместо произвольных спекуляций относительно врожденных, генетически обусловленных национально-типических черт. Создается эмпирически сопоставимый базис, позволяющий установить связь между индивидуальным политическим поведением и социально-политическим опытом и традициями страны.

Предрасположенность отдельных обществ к идеям демократии и невосприимчивость к ним других, особенно к принципам толерантности, политической конкуренции и плюрализму объясняется господствующими в обществе идеалами, установками, убеждениями, предписывающими населению ориентацию на определенные образцы человеческого поведения. Использование методологии сравнительных исследований взаимодействий власти и индивида, а также практики функционирования политических институтов различных стран способствовало быстрому становлению концепции политической культуры.

В целом политическая культура является качественной характеристикой политической сферы, ее зрелости. Введение термина «политическая культура» было вызвано потребностью определения направленности политической деятельности. Определяя характер и содержание политических взаимодействий политическая культура является конечной детерминантой политики, основополагающим объяснительным принципом.

Политическая культура – это часть духовной культуры общества, включающая в себя совокупность исторически сложившихся, устойчивых, воплощающих опыт предшествующих поколений идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, которые проявляются в деятельности людей и обеспечивают преемственность политической жизни общества.

Приоритет в разработке идеи политической культуры принадлежит американскому политологу Г.Алмонду. Алмонд в анализе политической культуры использовал функциональный подход, с позиций которого политическая культура преимущественно рассматривалась как психологический феномен.

В разработке данной концепции принимали активное участие Л.Пай, С.Верба, Дж.Ласуэлл. В частности С.Верба дал следующее определение политической культуре: «политическая культура общества состоит из системы эмпирических убеждений, экспрессивных символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие. Она формирует субъективную ориентацию на политику».

Признавая наличие в обществе множества конкурирующих политических ориентаций, авторы концепции обнаружили, что политические культуры отличаются друг от друга некоторыми основополагающими политическими позициями. Политическая позиция обусловливает предрасположенность к определенным типам поведения в рамках существующей политической системы.

С точки зрения концепции политической культуры как части общей культуры общества, в нее включены следующие компоненты:

- познавательный (когнетивный) компонент составляющий знания и представления о различных сторонах политической жизни общества, о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах властвования, о принимаемых решениях и их реализации и т.д.;

- эмоционально-чувственный (аффективный) компонент составляют чувства и переживания, которые испытывает субъект политики в связи с его участием в политической жизни общества, отношения к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение и отвержение, симпатии и антипатии и т.д.;

- оценочный (аксиологический) компонент составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия социально-политическим ценностям, нормам и идеалам;

- поведенческий компонент – это результат познавательного, аффективного и оценочного компоненте, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни процессы.

При социологическом анализе политической культуры в ней выделяют те же элементы, что и в духовной культуре общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке. Составной частью политического языка является язык жестов: голосование, аплодисменты, приветствия в различных вариантах, демонстративный уход в знак протеста с политических мероприятий и т.п.


Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Они выступают непосредственным мотивом политических действий и поступков.

Ядро политической культуры составляет ценностно-нормативная система, включающая социальные ценности, ценностные установки, социальные нормы (обычаи, традиции, ритуалы, правовые нормы).

Объективированной формой политических ценностей и норм являются политические институты – относительно устойчивые типы и формы социального взаимодействия, посредством которых организуется политическая жизнь, обеспечиваются ее стабильность и преемственность.

О политической культуре можно говорить, анализируя общество в целом, а также в связи с анализом его отдельных частей. В этом случае в рамках единой культуры выделяют более или менее автономные структурированные образования, именуемые в науке субкультурами.

Субкультура – это совокупность политических ориентаций, значительно отличающихся от культурных ориентаций, доминирующих в обществе.

Особенности политических субкультур могут быть обусловлены различиями в положении общественных групп в экономической, социальной структуре; этническими, религиозными, половозрастными признаками. Например, в многонациональных государствах выделяют субкультуры национальных меньшинств, или религиозно-политические субкультуры.

Единство и близость субкультур способствуют стабильности общества, а их разнородность часто становится источником дестабилизации.

Политическая культура явление полиструктурное и многоуровневое. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отображают технологию формирования политического поведения индивида, раскрывают различные способы его ценностной ориентации на определенном уровне. В частности: на мировоззренческом уровне – где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину восприятия; на гражданском уровне – где, осознавая возможности органов государственной власти и собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса; на собственно политическом уровне ценностных представлений – где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления, своим союзникам и оппонентам.

На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления о определенных политических событиях и ходе политического процесса в целом. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории осуществляется крайне неравномерно.

Под влиянием общественных условий, а также получивших массовое распространение норм и образцов поведения граждан, особенностей быта различных социальных групп и т.д. политическая культура вырабатывает свойства, имеющие как всеобщее, так и достаточно четко выраженное групповое значение, характерное как для отдельных стран, так и для различных слое населения, регионов государства. При этом, в целом, политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты.


Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводится традиционные формы политической жизни.

Во-вторых, политическая культура может порождать новые, нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни.

В-третьих, политическая культура может комбинировать элементы прежнего и перспективного политического устройства.

В политической жизни общества политическая культура выполняет определенные функции. К важнейшим из них можно отнести следующие:

- функция идентификации, которая раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

- функция ориентации, которая характеризует стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

- функция адаптации, которая выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

- функция социализации, которая характеризует обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

- функция интеграции (дезинтеграции), которая обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохраняя целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

- функция коммуникации, которая обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В различных исторических условиях – чаще всего при нестабильных политических процессах - некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие.

На протяжении исторического развития разнообразных государств и народов выработано множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического поведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями, а так же иных элементов, сложившихся под воздействием географических, духовных, экономических и прочих факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно приземленные факторы, отражающие, к примеру, специфику разнообразных политических систем, стран и регионов, восприимчивость к инокультурным контактам, внутреннюю целостность культурных компонентов, идеологические различия.

Особую известность в науке получила классификация политической культуры, предложенная Г.Алмондом и С.Вербой в работе «Гражданская культура». Анализируя и сопоставляя различные компоненты и формы функционирования политических систем Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики, они выделили три «чистых» типа политической культуры: патриархальный, подданнический и активистский.


Патриархальный тип политической культуры (приходская культура) характеризуется ориентацией на местные ценности (клана, рода), местный патриотизм, семейственность, слабой восприимчивостью индивида к глобальной политической культуре и выполнению политических ролей. Такой тип политической культуры характерен для молодых независимых государств с разнообразными местными субкультурами.

Подданнический тип политической культуры (культура подчинения) характеризуется пассивным отношением индивида к политической системе, ориентацией на традиции и ожидание от власти, которой подчиняется, различных благ.

Активистский тип политической культуры (культура участия) характеризуется гражданской активностью, вовлеченностью граждан в политическую жизнь, рациональностью, стремлением активно воздействовать на власть с помощью законных средств – выборы, демонстрации и др.

Авторы данной классификации подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Ими были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры – патриархально-подданнический, подданническо-активистский и патриархально-активистский.

Политические культуры можно классифицировать и по более общим основаниям, способным обнажить более универсальные черты разнообразных стилей политического поведения граждан. Так можно выделить:

- рыночную политическую культуру, где политика понимается людьми как разновидность бизнеса и рассматривается в качестве акта свободного обмена деятельностью граждан;

- этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру, которая демонстрирует главенствующую роль государственных институтов в организации политической жизни и определении условий политического участия индивида.

Существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности спецификой цивилизационного устройства особых полумиров – Востока и Запада, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире политических культур.







Date: 2015-09-24; view: 613; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию