Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие № 14
Тема: Глаголы-антонимы. Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, строить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чувство языка. Ход занятия Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совершаем каждый день». Логопед рассказывает детям историю: — Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все делал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Просит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился. После чтения рассказа логопед уточняет действия с противоположным значением: ложиться — вставать, убирать — разбрасывать и т. п. 2. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия: опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот — закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п. 3. Игра «Картинки-перевертыши». Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предложения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны. На первой картинке изображен мальчик, который чинит машинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение». Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как составлено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие. Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам: Девочка снимает фартук (надевает). Папа вешает картину (снимает). Малыш строит башню (ломает). Мальчик пачкает костюм (чистит). Бабушка выдергивает морковку (сажает). Мальчик ловит мяч (бросает). Девочка ловит бабочку (выпускает). Обращается особое внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные действия. 4. Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоятельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в котором будет противоположное действие — антоним (уже без наглядной опоры). У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующими противоположными действиями: подплыть —. отплыть, завязать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др. 5. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей. ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ При проведении занятий данного профиля мы предлагаем тематическую последовательность несколько отличную от той, что описана в специальной литературе. Наши многолетние исследования показали, что дети с указанной патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства мы выделили моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В.К. Воробьева и В.П. Глухов. Учитывая вышеизложенное, мы проанализировали все используемые при обучении дошкольников виды самостоятельного рассказывания (сюда не включаются разучивание стихов, заучивание текстов, восстановление деформированных текстов и т. п.). Затем мы отобрали те из них, в которых в наибольшей степени присутствуют оба означенных фактора, и расположили виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также «свертывания» смоделированного плана. Обозначился следующий порядок: — воспроизведение рассказа, составленного по следам демонстрируемого действия; — составление рассказа по демонстрируемому действию; — пересказ рассказа с использованием фланелеграфа; — пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок; — составление рассказа по серии сюжетных картинок; пересказ рассказа с использованием одной — составление рассказа по одной сюжетной картинке. К этим видам рассказывания мы предлагаем, добавить описание а также, сравнение предметов и объектов но проводить их с помощью вспомогательных средств. Экспериментальными данными подтверждается, что при описании и сравнении предметов и объектов дети испытывают затруднения, связанные: — с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств; — установлением последовательности в изложении выявленных признаков; — удержанием в памяти этой последовательности. В работе воспитателя группы для детей с общим недоразвитием речи мы советуем вначале использовать те виды работ, которые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи. Ими могут быть: — чтение и раэбор коротких рассказов и сказок; — рассматривание сюжетных картинок; — рассматривание объектов и предметов; — беседа по картинке, а также виды работ для логопеда, указанные выше. Однако для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда. При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем учитывать следующие методические принципы: 1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4,-словным, от фраз к рассказу). 2. Постоянная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов. 3. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимание наих успехах и достижениях с целью повышения речевой активности. 4. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней). 5. Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении.) Date: 2015-09-24; view: 336; Нарушение авторских прав |