Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категориальное пространство осмысления техники





Категория – предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Изучение категорий заключается в определении наиболее фундаментальных и широких классов сущностей. Русский философ XX в. Давыдов Ю.Н. утверждал: нужно исходить из сущности техники, раскрыть ее так, чтобы получить решение и объяснение основных проблем: превращение мирного атома в фактор смерти (Чернобыль), разрушения природы, порабощение техникой человека. Сущность – такие представления, которые позволяют осмыслить технические явления, объяснить парадоксы технического развития, ориентировать теоретическую деятельность, направленную на изучение формирования и функционирования техники, построить знания для решения прикладных задач философии техники (социальная экспертиза технических проектов, прогнозирование в сфере технической деятельности, этические ограничения). Сущность техники нельзя задавать как объект, как прямое описание того, что такое техника. Надо: наметить категориальное пространство, в котором техника может быть осмыслена и описана, каждая координата пространства – подходы и методы описания техники. «Техника», описанная в таком категориальном пространстве – это сущность техники или, с методологической точки зрения, взаимосвязь подходов и методов, которые можно применять при задании и анализе техники, имея в виду указанные выше ценностные установки относительно техники.

Сущность техники раскрывается в следующих основных планах:

1. Техника как сфера деятельности, природы и культуры,

2. Техника как искусственная предметность («артепредмет», аспект технологии),

3. Техника как историческая и культурная форма использования сил природы

4. Техника деятельность, т.е. особый способ существования и реализации идей и действий человека.

С одной стороны, техника есть бытие деятельности, духа, интеллекта, сознания, с другой – бытие природы, реализация ее процессов. С одной стороны, технические устройства – средство и цель человеческой деятельности (средство для достижения целей, известная человеческая деятельность), с другой стороны, в технических устройствах всегда реализуются процессы, силы и энергии природы и лишь за их счет осуществляется сама деятельность. Т.е. техника — это деятельно-природное образование (осуществление деятельности посредством природы, «симбиоз» деятельности и природы).

В архаической культуре в орудиях, простейших механизмах присутствуют духи, помогающие человеку. В Средние века в технических устройствах – замысел, творение и действие Бога. В технике Нового времени человек видит действие законов природы, поставленных на службу человека – культурное существование техники. В культуре техника развивается по законам существования идей, культурных форм сознания, смысловых представлений мира. Т.е. техника не только бытие деятельности и природы, но и бытие культуры. Техника как артепредмет (как искусственное образование) – предмет культуры, специально изготовленный, сделанный человеком, именно предмет, а не знак.

Следующий план сущности техники — различие двух исторических форм использования в технике сил и энергий природы. Любая техника во все исторические периоды была основана на использовании сил природы. Техническое творчество в Античности, Средние века: хитрость – творить мог только Бог. В Новое время природа: автономный, бесконечный источник материалов, энергий, сил; техническое творчество: сознательный расчет сил природы, сознательное приспособление их для деятельности человека.

Еще один способ выявления сущности техники — раскрытие ее демиургической природы, новые возможности современной техники, позволяющие в сжатые сроки решать поставленные сложнейшие технические задачи. Человек – демиург («Бог-Творец, создатель мира»): по собственным замыслам творит необходимые ему «демиургические комплексы». Во второй половине XX в. человек превратился в «планетарного демиурга», его творчество ведет к уничтожению жизни на Земле, к самоубийству его самого. Виновата не только наука/техника, но и желание, воля новоевропейской личности реализовывать свои идеалы, формирование массовой культуры и сферы потребления.

Третье положение, ориентирующее исследования техники: изучение истории техники. Этапы:

1. Нулевой цикл (до эпохи древнего Египта). Техника создания простейших орудий и сооружений, использование домашних животных, устная передача технического опыта, сакральные сценарии осмысления техники.

2. Развитие техники в древних государствах (Египет, Вавилон). Появление письменности и знаковых средств (чисел, чертежей). Создание сложных технических сооружений (пирамиды, корабли), более совершенное оружие и орудия труда.

3. Развитие техники в античной культуре и в Средние века. Влияние науки на развитие техники. Создаваемые в науке знания используются при конструировании машин.

4. Инженерный этап развития техники (Новое время). Техника создается на основе знаний естественных наук и технических знаний. Основные направления деятельности: изобретение и инженерное конструирование (требуется изучение законов природы и осуществление на их основе действия, а также знания технологии, технических сооружений, машин и механизмов).

5. Промышленный этап развития техники. Одновременное формирование на основе достижений инженерии и форм организации деятельности технического проектирования, промышленности и сферы массового потребления.

6. Технологическая революция. Между технологическими процессами, состоянием науки, техники, производства, которые сложились в культуре/стране и социально-культурными процессами есть тесная взаимосвязь. Разработка и производство полупроводников, ракетной техники оказались зависящими от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, инженерных разработок, характера организации труда, наличия необходимых ресурсов, соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и продукции и многих других факторов. Технология в широком современном понимании – это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

Date: 2015-09-24; view: 600; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию