Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология и философия в современной интеллектуальной культуре
Научная методология – это своеобразная организация научного знания. Методология – учение о методе. Метод – способ деятельности субъекта. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально: практические формы взаимоотношений людей с миром, затем предмет рационального познания и система правил и нормативов познания и действия, соотносящихся со свойствами и законами действительности. Понимание методологии как науки о методах мышления сегодня отходит на второй план затрудняет развитие. Развитие методологии показывает, что методы мышления в ней фактически не изучаются. В настоящее время без методологии трудно представить существование и развитие мышления, науки, знания. Первая точка зрения методологов (Щедровицкий): методология пришла на смену философии и науке, ее самостоятельное существование, выделенное из философии и обособленности от нее. Вторая точка зрения: философия и методология одна дисциплина, философия дает для науки методологию, а методология – часть философии. Но: философия для других наук поставляет не методы, а категории, картины мира и общие схемы (через них косвенно влияет на методы); в частных науках методология выделилась и дисциплинарно, и как особый подход к действительности. Самостоятельная дисциплина методология: с 50-х гг. XX века. В философии: Декарт, характеризуя природу и особенности метода и мышления, подготовил почву для понятия «методология». Кант: перешел к анализу условий и возможностей мышления. Философское мышление как интеллектуальная работа разума, сознания, интеллекта, духа. Методология в Новое время стала выделяться из философии, т.к., возросла значимость методологической работы: планирования способов решения философских задач, анализа внутренних противоречий, общей организации философского мышления. Со 2-ой половины XIX в. возникла потребность в самостоятельной методологической деятельности в различных науках и дисциплинах. Ученые перестали доверять философским построениям. Методология — это форма рефлексии, без которой методологическая работа не существует. Но философия тоже особая форма рефлексии. Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собств. действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. В философии рефлексия связана с критической точкой зрения и способствует построению общих схем онтологии. Другими словами, философ не только старается понять и объяснить мир, но он трактует свои построения и рефлексию как всеобщую норму и идеал (Гуссерль). Только философия может взять на себя функции целостного осмысления мира, ценностного самоопределения человека и культуры, критического самосознания в форме частной, ограниченной субъективностью (Юнг). Иной смысл имеет рефлексия в методологии. Требования: понять, проанализировать, осмыслить возникшие в определенной дисциплине препятствия, проблемы, противоречия и наметить пути, способы разрешения этих затруднений и тем самым способствовать развитию предмета. Две основные ориентации методологии: критически-аналитическая (методолог как исследователь мышления, деятельности, осуществляет рефлексию исследовательскую) и проектно-конструктивная (помогает специалисту перестраивать и развивать свой предмет). В отличие от специалиста методолог имеет дело не с содержаниями как таковыми (например, в науке – не со знаниями, идеальными объектами, доказательствами и т.п.), а с мышлением в предмете, с научным предметом как особым интеллектуальным или деятельностным образованием. Т.е. результатом одной стороны его деятельности является «распредмечивание» (понятий, идеальных объектов, процедур решения задач, доказательств, обоснований и т.п.). Результат второй стороны деятельности методолога – обратная процедура, т.е. «опредмечивание» – построение новых предметных понятий, идеальных объектов, процедур. Т.к. методолог ориентирован на построение нового предмета, он аргументирует необходимость такого построения, выявляет нужные, соответствующие для этого средства и методы, разрабатывает план и стратегию построения нового предмета (дисциплины). Поэтому сложившуюся в предмете деятельность и сам предмет методолог анализирует под другим углом зрения по сравнению с философом. Чтобы перейти от существующего состояния деятельности (предмета) к новому ее состоянию (т.е. чтобы ее развить, способствовать ее эволюции), методолог вынужден преодолевать предметную точку зрения и предметные способы мышления. Он показывает, на чем они основываются, где их границы, какая познавательная установка их обусловливает; анализирует состав и структуру сложившейся в предмете деятельности, механизм ее порождения и развития, показывает, как все эти компоненты сосуществуют в предмете. Date: 2015-09-24; view: 643; Нарушение авторских прав |