Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностные установки философии техники
Создатель философии техники, в которой орудия и оружие рассматриваются им как различные виды продолжения (“проекции“) человеческих органов, Э. Капп также обсуждал этические аспекты техники. Как и большинство ученых XIX в., Капп оптимистически оценивает возможности техники: средство культурного, нравственного и интеллектуального совершенствования и спасения человечества. Но в настоящее время философы техники чаще утверждают: техника – источник сложных проблем, зло. Хайдеггер (как и Ясперс,немецкий экзистенциалист – уникальность человеческого бытия): основная проблема – техника поставила на службу человека. Ясперс: человек вид сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться от созданной им техники. В результате природа и человек разрушаются, становятся простыми функциональными элементами и материалом бездушной машины – производства. Хайдеггер предлагает, чтобы человек осознал, что он сам и природа находятся на службе техники. Мамфорд: философ техники, рассматривал цивилизации как социотехнические системы (состоят из технической подсистемы, подсистемы персонала, внешней среды, взаимодействующей с системой) – мегамашины, где люди – стандартизированные и взаимозаменяемые компоненты. Техника не простой инструмент, а сама активный субъект реальности, трансформирующая человека по своему образу и подобию. Нельзя решить проблемы, порожденные техникой, опять же с помощью техники, пусть даже более гуманной и совершенной. Но отказаться от технологии или остановить ее развитие: невыгодно, необходимо развивать технологии, находящиеся в гармонии с природой. Чисто объективное, незаинтересованное изучение техники малопродуктивно, может лишь усугубить кризис, вызванный не только техникой. Изучение техники предполагает признание неблагополучия, кризиса культуры и требование понять технику как момент этого неблагополучия. Техника: неотъемлемая сторона современной культуры и цивилизации, органически связанная с их ценностями, идеалами, противоречиями. Техническое мышление становится ориентиром общественной жизни, которая превращается в цивилизацию, зависящую от технической аппаратуры и профессионализма. Изучение техники поможет в разрешении кризиса культуры, идеи ограничения экстенсивного развития техники, трансформации технического мира, концепции создания принципиально новой техники, которая обеспечивает безопасное развитие и существование человека и общества. Давыдов Ю.Н., напротив, утверждал: необходимо исходить из центрального онтологического факта (а не сущности) – авария в Чернобыле. Нужно исходить из сущности техники, раскрыть ее так, чтобы получить решение и объяснение основных проблем: превращение мирного атома в фактор смерти, разрушения природы, порабощение техникой человека. Сущность – такие представления, которые позволяют осмыслить технические явления, объяснить парадоксы технического развития, ориентировать теоретическую деятельность, направленную на изучение формирования и функционирования техники, построить знания, необходимые для решения прикладных задач философии техники (социальная экспертиза технических проектов, прогнозирование в сфере технической деятельности, этические ограничения). Сущность техники нельзя задавать как объект, как прямое описание того, что такое техника. Надо: наметить категориальное пространство, в котором техника может быть осмыслена и описана, каждая координата пространства – подходы и методы описания техники. «Техника», описанная в таком категориальном пространстве – это сущность техники или, с методологической точки зрения, взаимосвязь подходов и методов, которые можно применять при задании и анализе техники, имея в виду указанные выше ценностные установки относительно техники. Перспективы развития №1 и №2: Технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, но попытка гуманизировать современную систему, внедряя в нее человеческие ценности, может быть обречена на провал, поскольку система может проявить устойчивость. Вариант №3: за техникой стоят механизмы культуры и ценностей человека, решение проблемы техники путем совершенствования общества, демократических механизмов контроля, образования. Сформулировав различные взгляды на сущность техники и перспективы развития, современные философы обнаружили связь техники с другими сферами деятельности (наукой, инженерией, производством, образом жизни), но не сумели создать отвечающее этим связям понятие техники. Философские размышления должны подтолкнуть и ориентировать исследования в других дисциплинах, прежде всего в методологии, культурологии, социологии, аксиологии, психологии, науковедении, истории, экологии. Исследования техники в этих дисциплинах, влияния на другие сферы жизнедеятельности позволят сделать следующий шаг в самой философии техники, дадут ей новые проблемы, материалы, факты. Date: 2015-09-24; view: 601; Нарушение авторских прав |