Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первые философы техники
Эрнст Капп (1808–1896) соединил вместе понятия "философия" и "техника". В центре его книги "Основные направления философии техники" лежит принцип "органопроекции". По мнению П.К.Энгельмейера, этот принцип Каппа не выдерживает критики. Сегодня отношение философов техники к идеям Э.Каппа иное. Основоположениями его философии техники являются "антропологический критерий" и "принцип органопроекции". Э.Капп проводит четкое разграничение "естественного" и "искусственного": то, что вне человека, состоит из созданий природы и созданий человека. Принцип органопроекции. Н-р паровая машина сравнима с организмом человека. Но когда паровая машина начинает функционировать, например, в локомотиве, то обнаруживается сходство с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение отбросов и продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если, разрушена важная часть машины, сходны с жизненными процессами животного. Капп подчеркивает, что это уже не бессознательное воспроизведение органических форм, а проекции. Концепция органопроекции – первая попытка философской экспликации генезиса техники и ее "антропных" начал. Попытки ответить на вопрос: что такое техника и каков ее генезис – и в дальнейшем сохраняет свою эвристическую роль и составляет важный раздел в философии техники. Альфред Эспинас в книге "Возникновение технологии", формулирует понятие технологии. Эспинас прямо заявляет, что говорит о полезных искусствах. Технологией он называет учение об этих искусствах. А.Эспинас подчеркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже предварительно обладал. Не бессознательная практика, а лишь зрелые искусства порождают технологию. Каждое из таких искусств предполагает специальную технологию, а совокупность этих частных наук (т.е. этих технологий) естественно образует общую, систематическую технологию. Вот эту-то общую технологию Эспинас и именует праксеологией, которая представляет собой науку о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. По мысли Эспинаса, технология охватывает три рода проблем. Во-первых, производить аналитическое описание ремесел. Во-вторых, исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. В-третьих, комбинация динамической и статической точек зрения дает возможность изучать зарождение, апогей и упадок каждого из этих органов в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества. Анализируя тексты древнегреческих авторов, Эспинас демонстрирует важные изменения в эллинской культуре VII–V вв. до н.э., связанные с появлением искусства (тесно слитого в это время с техникой). Весь этот период Эспинас обозначает как физико-теологическую технологию. В следующий за ним период, характеризующийся сменой традиционалистского режима олигархии тиранией, техника становится утилитарной, искусственной и светской, сознательной, искусственной фабрикацией, "техникой орудия". "Человек, изобретатель искусств, осознает роль мышления и опыта в изобретении: роль богов уменьшается. Фред Бон в 1898 году издал концептуально-аналитическое исследование "О долге и добре". В термине "долг" (долженствование) Бон выделяет два значения: долг категорический и долг гипотетический. Эти две разновидности мы можем назвать долгом нравственным и долгом техническим. Фред Бон пытается выяснить сущность техники и технического. Техника невозможна без лежащей в ее основе науки. Чтобы выяснить суть технического и развести технику и науку, Бон анализирует структуру научного и технич. высказывания. Ф.Бон выделяет три проблемы, над которыми работает техника: первая это поиск средства, если дана цель; вторая, это задача так присоединить к данному процессу другой процесс, чтобы была достигнута данная цель, а также установить связь между средством и целью; третья проблема заключается в том, чтобы для данного средства найти цель (т.е. возбудить потребность), достижение которой само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей. Фред Бон касается также очень важного вопроса разграничения понятий "техника" и "практика". По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Практика – это любая профессиональная деятельность, в то время как техника дает лишь руководство к осуществлению этой деятельности. 2. Распространение технических знаний в России в XIX – начале XX вв. как предпосылка развития философии техники в Росcии Возникновение инженерного образования. Распространению технич. знаний в России началось со времен Петра1. Техническому образованию в России положили начало Инженерная и Математ.-навигатская школы (1701 г.). Практич. работа требовала квалиф-ых инженерных кадров. В 1773 г. открыто Горное училище. Учебные пособия приходилось переводить самим студентам, в типографии училища печатались и собственные сочинения. Методика препод-ия носила ха-ер ремесленного ученичества: инженеры-практики объясняли студ-ам, как возводить тип сооружений или машин, как осуществлять инженер. деятельность. Новые теор. сведения сообщались по ходу объяснений, учебные пособия носили описательный характер. После основ-я Гаспаром Монжем в 1794 г. Парижской политехнической школы, ситуация в инженерном образовании в мире меняется. В России по ее образцу в 1809 г. создан Институт корпуса инженеров путей сообщения. Этот институт оказал огромное влияние на развитие инженерной деятельности в России. Бетанкур разработал проект, для учреждения училищ для подготовки среднего технического персонала: военно-строительная школа и школа кондукторов путей сообщения в Петербурге. Позже (в 1884 г.) эта идея была реализована И.А.Вышнеградским, считал что техническое образование должно быть распространено на все ступени промышленной деятельности, высшие школы, готовящие инженеров, средние, готовящие техников, и училища для мастеров, заводских рабочих. В конце XIX и начале XX вв. в России возникает бесплатных воскресные и вечерние школы при фабриках и заводах. К концу XIX века научная подготовка инженеров становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты. Н-р, Технологический институт в Петербурге, созданный в 1862 г. на основе школы мастеров (для низших сословий: крестьян, ремесленников, разночинцев); Петербургский электротехнический институт на базе Почтово-телеграфного училища (1886 г.); Московское высшее техническое училище. Большое внимание в этих институтах стало уделяться именно теоретической подготовке будущих инженеров. Видоизменялись и сами научные исследования, приспосабливаясь к нуждам развивающейся инженерной практики. Основной упор делался на физику и математику. Инженерные общества и журналы. Кроме учебных заведений распространены стали технические общества. Например, Русское техническое общество 1866 г., цель "содействовать развитию техники и технической промышленности в России" посредством: 1) чтений публичных лекций о технических предметах; 2) распространения теорет. и практич. сведений; 3) содействие к распространению технич. образ-ия; 4) предложения к разрешению технических вопросов, с назначением премий и медалей; 5) устройства выставок мануф-ых и заводских изделий; 6) исследования заводских и фабричных материалов, изделий; 7) учреждение технич. библиотеки и химической лаборатории и технического музея; 8) посредничество м/д техниками и лицами, нуждающимися в их услугах; С 1867 г. общество стало издавать труды "Записки Императорского русского технического общества". С 1876 г. Труды постоянной Комиссии по техническому образованию, учрежденной в 1868 г., а затем особый журнал – "Техническое образование". В конце прошлого века издавался журнал "Техник".Его редактором был П.К.Энгельмейер. журнал "Технический сборник и вестник промышленности" – ежемесячный журнал открытий, изобретений, и вообще новостей по всем отраслям техники и промышленности. В 1877 г. в Москве было организовано Политехническое общество. Оно выпускало "Бюллетени", на основе которых и "Вестника общества технологов" в 1915 г. был создан журнал "Вестник инженеров". Было и специальное Общество распространения технических знаний. Особого внимания заслуживает также Общество содействия успехам опытных наук и их практических применений при Императорском Московском техническом училище имени Х.С.Леденцова. Опыт работы этого Общества может быть полезен и сегодня, особенно его идея – финансовая поддержка не готовых продуктов, а идей, которые могут стать практически полезными. Роль философии техники. Важную роль в распространении технич. знаний играет фил-ия техники. В 1898 году в брошюре "Технический итог XIX века" П.К.Энгельмейер формулирует задачи: 1. В любой человеческой активности, при переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач ф. техники состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее? 2. В каких отношениях нах-ся техника со всей культурой? 3. Соотн-ие тех-ки с экон-ой, наукой, искусством и правом. 4. Разработка вопросов технического творчества. Петр Климентьевич Энгельмейер (1855–1941) первый Ф.Т. в России, редактор журнала "Техник", учитель механики в средней технической школе, в воскресной и вечерней работал в школе для рабочих, и т.д. Его научная деятельность проходила в различных инжен-ых общ-ах Москвы, в Русском техническом и Политехническом общ-ах, а также в Обществе содей-ия успехам опытных наук и их практич. применений им. Х.С.Леденцова и других. Написал около 100 статей, брошюр и книг (20 на немец. и франц. языках). Одной из главных задач философии техники, является гуманизация инженерной деятельности и инженерного образования. В 1912 г. выпускает книгу "Философия техники". Поэтому и сегодня одной из главных практических задач философии техники остается формирование гуманитарного представления о технике и не только в инженерной среде, но и в обществе в целом. А решение этой задачи заключается в обязательном преподавании философии техники по крайней мере в высших технических учебных заведениях. В этом – один из путей гуманизации науки и техники через образование. Date: 2015-09-24; view: 700; Нарушение авторских прав |