Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Занятие 1. Гласные звуки. Скороговорки. артикуляция. речевой тактСтр 1 из 17Следующая ⇒
В.И. АННУШКИН ТЕХНИКА РЕЧИ Учебное пособие для студентов филологического факультета Москва 2011 ББК … Аннушкин В.И. Техника речи. Учебное пособие для студентов филологического факультета. М., Гос. ИРЯ им. А.С.Пушкина, 2011.
Данное пособие по курсу «Выразительное чтение» адресовано студентам, осваивающим речеведеские дисциплины: риторику, культуру речи, педагогическое общение. Пособие позволяет сформировать навыки хорошей и правильной русской речи через отработку её «технической» стороны, включающей тренировку и постановку дыхания, голоса, артикуляции, ритмики, интонации и других параметров произношения. Материалы пособия могут быть использованы на различных тренингах и практических семинарах по ораторскому искусству и культуре общения. Предисловие Занятие 1. Гласные звуки. Скороговорки. Артикуляция. Речевой такт. ……………………………………… Занятие 2. Дыхание……………………………………………. Занятие 3. Голос………………………………………………. Занятие 4. Диапазон голоса…………………………………. Занятие 5. Мелодика и интонация………………………….. Занятие 6. Дикция…………………………………………….. Занятие 7. Темп и ритм……………………………………… Занятие 8-е. « Тянем-потянем…»: протяжённость голоса и речи…………………………………………… Занятие 9. Логическое ударение …………………………………. 38 Занятие 10. Тембр и тембрирование. Вопросительный? Восклицательный! …………………………………. 43
ПРЕДИСЛОВИЕ Развитие речевых способностей всегда сопровождается внешней выучкой и тренировкой – работой над техникой речи. Само понятие техники, происходящее от греческого «τεχνη» («искусство»), было заимствовано в русский язык через немецкий Technik из латинского technica. Если техника предполагает искусное владение речью, то ясно, что искусство требует тренировки навыка, постоянной и упорной отработки того или иного приёма, сосредоточения усилий в выполнении упражнений. Совершенная техника речи означает «техническое» владение речевым аппаратом, которое выражается в ясном и чётком произношении звуков, выразительной интонации, своеобразной эстетике произношения, которая должна соответствовать лучшим образцам русской речи. Хотя техника речи относится, скорее, к внешней стороне исполнения речи, она не может быть формальным инструментом, её необходимо одухотворить, вкладывая в каждое произносимое слово «душу живу». Поэтому для эффективного результата занятий требуются и воля, и вдохновение, и рациональное понимание смысла текста, умение передать его слушателям при взаимном удовольствии общения. На занятиях техникой речи потребуется тренировать дыхание, ибо оно не только основа жизни, но и главное в искусстве произношения. Умение ценить слово должно сочетаться с «техническим» умением держать паузу, делить фразу на части. Одновременно ищется нужный темп речи, мысли передаются вдумчиво и целенаправленно. Поскольку голос создаётся вполне определёнными «телесными» органами речи, необходима работа не только над собственно голосом, мышцами губ, языка, но и над теми частями тела, которые сопровождают речь. Требуется чувствовать и тренировать свое тело, поскольку человек говорит всем телом. Наши глаза, лицо, руки, плечи, наклон спины, положение ног – все части тела участвуют в знаковом общении с нашими партнерами. Как сделать себя привлекательным и уместным, как правильно стоять или сидеть, куда девать руки, каким должен быть глазной контакт с аудиторией? Сотни вопросов встают перед человеком, сознательно задумывающимся над секретами своего речевого успеха, но они решаемы при постоянном размышлении, наблюдении и, главное, упражнениях и работе над речью.
Каждое занятие курса построено по следующей схеме: вначале предлагается работа над звуками и скороговорками, затем следует небольшой теоретический раздел, Занятие 1. Гласные звуки. Скороговорки. артикуляция. речевой такт Упражнение 1. Произнесите ясно и четко основные русские гласные звуки (4-5 раз): Ы – Э – А – О – У И – Е – Я – Ё – Ю Хорошо открывайте рот (особенно на широкие звуки – как будто у вас во рту «арбуз» или «горячая картошка»). Упражнение 2. Добавим к этому ряду гласных главный тренировочный звук “М”. Звук «М» - волшебный звук, прочищающий носовые и грудные ходы; к нему обращались и индийские йоги, и К.С.Станиславский: МЫ – МЭ – МА – МО – МУ МИ – МЕ – МЯ – МЁ – МЮ Упражнение 3. Произнесите каждый слог 3-5 раз, словно вы утверждаете свою мысль решительно и твердо: МЫМЫМЫ – МЭМЭМЭ – МАМАМА – МОМОМО – МУМУМУ Упражнение 4. Произнесите ясно и выразительно следующие скороговорки, имеющие звуки [М] и [А]. Следите за выделением логически главных слов, на которые приходится основная выразительная интонация во фразе. Постарайтесь вложить свой смысл и отношение в эти фразы. Произнося, хорошо открывайте рот, четко артикулируйте каждый звук: - Не красна изба углами, / а красна пирогами. - Сам алый сахарный, / а кафтан – зеленый, бархатный. - На горе Арарат растет крупный виноград. - Маланья-болтунья молоко болтала, / выбалтывала, да не выболтала.
Советы 1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените каждое произносимое слово: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным. 2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т (у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом. 3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам и нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö, хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок. 4. Старайтесь четко произносить все звуки вашей речи, хорошо открывая рот. Есть ораторы, «жующие» слова или говорящие со стиснутыми зубами и «закрытым» ртом. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания. Чёткость произношения не должна превращаться в нарочитую напряжённость каждого артикулируемого звука. Занятия техникой речи чем-то похожи на хорошую спортивную гимнастику. Для того чтобы стать хорошим спортсменом, требуется тренировка тела, постоянные упражнения (бег, подтягивания на перекладине, махи руками и ногами и проч.), в работе над речью и речевым аппаратом происходит то же самое: если их не тренировать, мышцы рта становятся неподвижными, а вместе с ними неподвижными становятся и мысли, и чувства, и воля.
Date: 2015-09-24; view: 658; Нарушение авторских прав |