Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Параметры памяти





Известно множество параметров для классификации видов и типов человеческой памяти. Один из них – деле- ние памяти по времени сохранения материала (мгновен- ная, кратковременная, оперативная, долговременная и генетическая память). Другой – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведе- ния материала анализатору. Именно о втором параметре сейчас и пойдет речь.

Существует четыре основных типа памяти по пре- обладающему анализатору. Это зрительный, слуховой, моторный (двигательный) и смешанный. Рассмотрим их и дадим им краткое определение.

Зрительная память связана с сохранением и воспроиз- ведением зрительных образов. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что чело- век может себе визуально представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Человек со зритель- ной памятью хорошо запоминает то, что охватывает его зрительный взор, в частности, предметы, иллюстрации книги, формулы, диаграммы, схемы, чертежи. Один раз побывав в незнакомом ранее доме, он может запо мнить дорогу, по которой до него добирался. Вспоминая чтолибо, такой человек очень ярко воспроизведет визу- альные картинки происходившей ситуации: кто и во что был одет, где стоял, как говорил и т.д. Стремясь вспо мнить, например, цитату или цифру из учебника, чело- век со зрительной памятью сразу вспомнит ее располо- жение на странице и то, каким именно шрифтом она была отпечатана. При чтении этот человек особенно легко запоминает то, что сам читает и подчеркивает карандашом (как правило, цветным).


 

Слуховая память отличается хорошим запоминанием и точным воспроизведением разнообразных звуков, например, музыкальных или речевых. Если вы легче запоминаете то, что слышали или читали вслух, значит, у вас развита именно слуховая память. Ко всему прочему, данный тип памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить логику рассуждений, смысл событий или читаемого текста, передачу которого он легко и точно осуществит собственными словами.

Моторная память представляет собой запоминание, сохранение и воспроизведение с достаточной точно- стью разнообразных сложных движений. Совершен- ствование движений рук у человека напрямую связано с этим видом памяти. Если вам удобнее и лучше всего усваивать материал при одновременном совершении какихлибо движений, например, чтото записывать или зарисовывать, у вас моторный тип памяти.

Так как «чистые» типы памяти (в смысле безуслов- ного доминирования одного из перечисленных типов) довольно редки, имеет смысл говорить о смешанном типе памяти у большинства людей. Проще говоря, чаще всего можно встретить различные сочетания зритель- ной, слуховой и двигательной памяти. Если вы человек смешанного типа памяти, старайтесь пользоваться при работе приемами всех типов памяти: запоминать картинку и ее детали, слушать или произносить текст, записывать и т.д.

Психологи считают, что для эффективности любой деятельности лучше, если человек для запоминания использует все три основных способа запоминания (зри- тельный, слуховой, двигательный), а не какойто один. Емкость памяти. Известно, что человеческий мозг способен вместить в себя огромное количество ин-


 

формации – примерно 2,8 х 1020бит (понятие «бит» в основном используется в вычислительной технике и означает двоичную единицу информации). По оценкам ученых, это очень высокая степень информационной емкости, и естественно, что повышение скорости чте- ния в 3–5 раз при таких возможностях ни в коем случае не приведет к «перегрузке», ведь резервы емкости мозга очень велики.

Объем памяти. Это количество информации, запо- минаемой человеком при одномоментном ее предъяв- лении. Первым человеком, который смог придумать тест для количественного одномоментного восприятия предметов внешнего мира, был шотландский философ XIX в. У. Гамильтон, писавший: «Если вы бросите на пол горсть шариков, то обнаружите, что трудно сразу охватить взглядом больше шести, максимум семи шариков без ошибки». Впоследствии ученые, применив точную аппаратуру и методы контроля, подтвердили мнение У. Гамильтона: человек действительно способен воспринимать в один момент без ошибки до семи предметов, а при увеличении количества предъявляемых предметов испытуемый на- чинает ошибаться. Интересный аспект ограниченного объема человеческого восприятия был замечен многими исследователями, но научное обоснование этому аспек- ту дал американский психолог прошлого столетия Дж. Миллер, писавший в своей статье «Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию» (1945 г.) так: «Повсюду меня преследует один знак. В течение семи лет это число буквально следует за мной по пятам, я непременно сталкиваюсь с ним в своих частных делах, оно встает передо мной на страницах самых распространенных наших журна- лов. Это число принимает множество обличий, иногда оно несколько больше, а иногда несколько меньше, чем бывает обыч-


 

но, но никогда не изменяется настолько, чтобы его нельзя было узнать. Та настойчивость, с которой это число преследует меня, объясняется чемто большим, нежели простым совпаде- нием. Здесь чувствуется какаято преднамеренность, все это подчинено какойто определенной закономерности».

Те странные совпадения, которые иногда нас пора- жают, то мистическое значение числа семь получили материалистическое объяснение ученых. Помните на- родные пословицы и поговорки: Семь раз отмерь – один раз отрежь; Один с сошкой, семеро с ложкой и т.д.? А сказки? Сколько примерно в них персонажей? В «Репке», напри- мер, семь: репка, дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Известный ученый В.Я. Пропп, изучавший фольк лорные сказки, считал, что многие русские сказки, различаясь по фабуле повествования, абсолютно одно- типны по количественному и качественному составу героев, которых, как правило, именно семь: герой, ложный герой, царевна (или ее отец), вредитель, да- ритель, помощник, отравитель. Очевидно, что сказки, будучи истинным народным творчеством, подчиняются законам обычного человеческого восприятия, а оно, в свою очередь, подчиняется непреложным законам своего существования.

Исследователи в области взаимосвязи лингвистики и умственнойдеятельностисчитают, чтовсемязыкаммира присуща оптимизация объема словаря, исходя из непо средственных возможностей мозга, а не разнообразия структуры внешней действительности. Таким образом, существует некий предел информации, которую чело- век может воспринимать одномоментно. Как считают ученые, этот порог одномоментного восприятия может быть обусловлен или процессом научения, или самим строением нашей нервной системы.


 

Дж. Миллер, проводя эксперименты по исследова- нию возможностей восприятия, впоследствии сделал вывод, что при восприятии является чрезвычайно значимым именно общее число блоков информации, а не их содержательная часть. Проще говоря, чело- век способен воспринимать информацию большими

«кусками», число которых не меняется и равно семи (плюсминус два). Кодируя информацию цифрами, словами, идеями или текстом, обученные люди могут экономично и емко «укладывать» в мозг огромные блоки информации, поступающей из окружающего мира. Для нашей программы освоения быстрого чтения это имеет колоссальное значение, ведь число блоков информации, воспринимаемых человеком в один момент, постоянно, а значит, возможно повышать скорость чтения путем увеличения объема содержания. Соответственно, если при чтении объединить считываемую информацию в большие информативносмысловые блоки, то через повышение эффективности восприятия и запоминания значительно повысится скорость и качество усвоения информации.

Как правильно организовать этот процесс? Сущест- вуют методические приемы по улучшению запоминания при обучении быстрому чтению, суть которых заключа- ется в том, чтобы выработать у читателя навыки «пере- кодирования» исходных текстов с учетом вышеописан- ной закономерности Дж. Миллера. Напомним, что одно из первых упражнений нашей методики способствует решению данной задачи через семь блоков интегрально- го алгоритма. Как вы уже убедились, блоки интегрально- го алгоритма являются эффективным средством закреп- ления получаемой из текста информации и основаны на указанной закономерности 7 плюсминус 2.


 

Как же мы запоминаем информацию, связывая новое знание с известным нам ранее? Почему в нашей памяти не всегда сохраняется все то, что мы прочи- тываем или, например, заучиваем? Запоминание как активный психический процесс, «укладывающий» в памяти новую информацию и сохраняющий старую, избирателен и во многом зависит от психофизических и личностных характеристик человека. По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизве- дения материала память делят на произвольную и непро- извольную. Также запоминание информации может быть механическим и смысловым.

В первом случае – при произвольном запоминании – человеком ставится какаялибо мнемическая задача (на узнавание, запоминание, воспроизведение в речи, повторение прочитанного, генерацию зрительного об- раза, составление плана или сохранение), и сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Вовторомжеслучае– при непроизвольномзапоминании – имеется в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи. Это вид деятельно сти, обеспечивающий активные познавательные и практические действия, при котором процесс запоми- нания не является целенаправленным. В данном случае обо всем, что запомнилось, можно сказать: «Запомнил случайно, вовсе не ставил такую цель». Не обязательно, как можно было подумать, непроизвольное запомина- ние является более слабым, чем произвольное, даже наоборот, во многих ситуациях оно превосходит про- извольное. Исследователи считают, что непроизволь- ное запоминание имеет две разновидности. Первая –


 

в которой легче всего запоминается чтолибо яркое и необычное, притягивающее наш взгляд и вызыва- ющее сильные переживания. Вторая же разновидность имеет большое значение для процесса быстрого чте- ния. В данной разновидности непроизвольно лучше запоминается материал, с которым связана интересная и сложная умственная работа и который имеет для человека определенную значимость. Доказано, что в том случае, если работа носит творческий, «захватыва ющий» характер, когда человек пытается в новой информации установить внутренние (структуру) и внешние (ассоциации) связи, постоянно осмысливает, преобразовывает и классифицирует рабочий материал, информация может непроизвольно запоминаться чело- веком намного лучше, чем произвольно. Иначе говоря,

«сама собой».

И это чрезвычайно важно для режима быстрого чте- ния, в условиях которого умственные процессы носят свернутый характер. В начале проработки текста имен- но непроизвольное запоминание помогает впоследствии сознательно и эффективно воспроизвести весь текст, а произвольное запоминание, на помощь которого можно было бы надеяться в данной ситуации, наоборот, сказывается на понимании и запоминании материала крайне негативно. Отсюда авторы методики быстрого чтения и делают вывод, что обучение технике (особенно на начальных этапах) должно проходить при эмоцио- нально благоприятных условиях, в которых может ак- тивизироваться непроизвольное запоминание.

Механическое запоминание происходит без осознания внутренних и внешних связей материала, например, путем повторения, «зарубежки». Для объяснения этого вида запоминания следует сделать небольшое отступле- ние. Как мы уже упоминали, человеческую память мож-


 

но условно разделить на несколько видов, и два из них сейчас для нас чрезвычайно важны. Это кратковремен- ная память и долговременная память. Кратковременная память представляет собой способ хранения информа- ции в течение короткого промежутка времени, объем ее равен 5–9 единицам информации. Поступающая в процессе восприятия информация вначале откладыва- ется именно в кратковременной памяти, длительность удержания здесь не более нескольких десятков секунд (без повторения). Далее информация либо «стирается»,

«отсеивается» как ненужная, либо переходит в другие виды памяти, например, в долговременную память, как потенциально полезная. Память долговременная – это память, способная хранить информацию в течение не- ограниченного времени. Информация не может попасть в долговременную память, минуя память кратковремен- ную, ибо последняя выступает в виде некоторого сита, через которое пропускается значимая информация на

«склад длительного хранения».

Итак, вернемся к механическому запоминанию. По- лучив информацию и отправив ее в хранилище кратков- ременной памяти, человек может удерживать ее там в те- чение нескольких секунд. При повторении материала и сознательном напряжении, усилии человек может про- должать удерживать материал в течение еще некоторого времени. За этот период повторяемая информация, периодично поступающая в кратковременную память и превышающая тем самым ее индивидуальный объем, постепенно переводится в память долговременную. Таким образом, механическое повторение обеспечивает запоминание нужного материала. Здесь остается только отметить, что при наличии других, более эффективных способов запоминания, продуктивность механического повторения становится низкой.


 

Осмысленное запоминание – более эффективный, ем- кий и экономичный способ запоминания материала. Он основывается на сокращении поступаемого коли- чества информации путем его фильтрации. По данным профессора Н.А. Рыбникова, продуктивность осмыслен- ного запоминания в 20 раз выше механического.

Мы рассмотрели основные виды запоминания ма- териала и можем идентифицировать их с процессами понимания. Материал, понятый в процессе чтения, будет более эффективно «укладываться» в памяти, что свидетельствует о ведущей роли оптимального переко- дирования во время чтения. Воспроизводя осмыслен- ные тексты путем перевода сложных грамматических конструкций и слов в более простые и легкие, читатель попрежнему способен сохранять смысл прочитанного, так как при чтении в память «закладываются» не столько слова и предложения, сколько именно мысли, которые возникают у человека, его ассоциации. Отсюда можно сделать вывод, что содержание запоминаемого мате- риала, переведенное при чтении на язык собственных мыслей, улучшает запоминание текста.

Каким же образом хранится информация в нашем мозге? Известно, что воспринятая информация не прос то покоится в «хранилищах» мозга, но и постоянно пре- образовывается. При этом часть материала, оказываясь излишней, вытесняется из памяти, вследствие этого долговременная память не страдает информационными перегрузками. Данный процесс вытеснения информа- ции, или, как его называют, забывание – весьма сложен и неравномерен. Обратите внимание на рис. 34. На нем показана кривая забывания, вычерченная немецким психологом Г. Эббингаузом на основе проведенных исследований.


       
   
 
 
 
 

 


 

 

Рис. 34. Кривая забывания

 

Как мы видим, в первые же часы после запоминания информации происходит резкий спад кривой вниз, то есть объем усвоенной информации в течение первых восьмидесяти часов после запоминания стремитель- но уменьшается примерно в 2,5 раза (со 100 до 35%). Естественно, что повторять материал в такой ситуации следует сразу же после его прочтения, ибо, как писал К.Д. Ушинский, здание нужно укреплять, когда оно стоит, а не пытаться чинить его, когда оно уже в развалинах.

Поэтому, если предметом запоминания является текст, то наличие правильной организации запомина емой информации способствует его эффективному запоминанию, так как облегчает последующий поиск необходимой информации в «хранилищах» памяти, ко- торый, в свою очередь, требует системы планомерных и экономичных действий. В нашем случае предотвратить резкое снижение памяти сразу же после окончания чте- ния текста поможет следующая организация работы:

1. Повторить изученный материал сразу же после окончания чтения, пересказывая при этом содержа-


 

ние текста в соответствии с блоками интегрального алгоритма;

2. Дать собственную интерпретацию прочитанному и перевести его на язык собственных мыслей.

Если же вы хотите улучшить свою природную память, обратитесь ко многим методикам, приведенным в книгах о памяти, в которых рассказывается о разнообразных мнемических приемах и упражнениях по совершенство- ванию этого психического процесса. Однако помните, чтолюбыеприемыхорошилишьтогда, когдаонивампод- ходят, когда вы сами их выбрали, придумали или адапти- ровали, исходя из собственных возможностей и вкусов. К тому же, вам обязательно нужно знать, что эффектив- ность подобной работы базируется на следующих усло- виях: вашей вере в себя; целеустремленности и заинте ресованности в успехе тренировок; убежденности в необходимости совершенствования памяти; а также умении самостоятельно и творчески работать с воспри- нимаемой информацией.

Date: 2015-09-24; view: 365; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию