Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что такое память?





Известный русский психолог С.Л. Рубинштейн в учебнике «Основы общей психологии» (1989 г.) писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прош лом». Слова великого психолога максимально точно отображают значимость для нас сложнейшего психи- ческого процесса – памяти, являющегося системой получения, хранения и воспроизведения жизненного опыта человека. Память является базисом способностей человека, условием любого научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

С давних пор ученые, исследователи и философы пытались объяснить механизмы запоминания. Однако, несмотря на длительную историю изучения данного психического процесса, вплоть до начала прошлого столетия не существовало какихлибо четких и науч- но доказанных объяснений функциональной работы механизма запоминания. Далее, благодаря мощному эволюционному рывку в области науки и техники, были созданы и подтверждены экспериментальным путем не-


 

сколько гипотез, слегка приоткрывающих для нас завесу структуры и функционирования механизмов памяти.

Так, например, открытия, сделанные в области био- химии, позволили выявить роль нуклеиновых кислот в хранении и воспроизведении генетического матери- ала. Согласно данной гипотезе, информация, поступа- ющая в мозг, кодируется и запоминается с помощью перестройки нуклеотидов – молекул РНК. Следующая гипотеза связывает механизм запоминания с возраст- ным разрастанием нервной ткани и образованием в мозге нейронных блоков памяти. Процесс биосинтеза, происходящий в составе деятельности нервных клеток и позволяющий восполнять энергетическое расходова- ние белков, способствует образованию роста нервных клеток и их нейронных отростков, сплетающихся друг с другом в различные нервные цепочки, а затем и сети. Этот же процесс является и основой образования следов памяти в образовавшейся нервной сети. Естественно, что влияние на синтез молекул рибонуклеиновой кисло- ты и белка значительно отражается на процессе памяти, улучшая ее при ускорении роста отростков нервных клеток (и наоборот).

Тем не менее, несмотря на явные успехи в исследо- вании процесса памяти, загадка попрежнему остается не разгаданной, ибо единая мегатеория, объясняющая механизм этого сложного явления, до сих пор не созда- на. Обобщая основные взгляды современной науки на механизмы памяти в книге «Нейропсихология памяти», профессор А.Р. Лурия писал, что память есть сложней- шая, активная по характеру, функциональная система, развертывающаяся во времени, разбивающаяся на ряд энергетических потенциальных звеньев и организован- ная на ряде иерархических уровней.

Если допустить, что память является динамическим процессом, в этом случае ее показатели, безусловно,


 

определяются степенью и характером активности пси- хической деятельности человека. Определение памяти Г. Уолтера в книге «Живой мозг» полностью отвечает вы- шеприведенной гипотезе о динамике памяти: «Память – это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча». Мы можем сократить определение и сказать, что память есть процесс. Процесс накопления знаний и ин- дивидуального опыта длиной в жизнь человека. В самом деле, без приобретения и обновления такого опыта, его воспроизведения в подходящих условиях люди не смогли бы адаптироваться к быстро меня-ющимся событиям жизни. И чем выше мобилизация всех интеллектуальных процессов человека к изменению окружающей среды, тем эффективнее работает и его память.

Всем нам встречались люди творческие, ищущие, раз- мышляющие, активно и много читающие, воспринима ющие мир в ярких красках. Их память и мышление, речь и воображение работают настолько эффективно, что остается только дивиться, насколько высоким может быть человеческий гений. Но мы знаем и «лентяев», которые за всю свою жизнь прочитали не более пяти книг, не утруждали себя размышлениями, их воображе- ние бедно, речь однообразна, а память достойна лишь снисходительного сожаления.

Несколько слов о тренировке памяти. Как считают многие психологи, поскольку механизм запоминания неясен, а природа его остается загадкой, известные на сегодняшний день упражнения по тренировке памяти, к сожалению, неэффективны, ибо «работают» узкона- правленно и не охватывают все процессы, обеспечиваю- щие процедуру запоминания. Но нашей научной группе посчастливилось найти упражнение, решающее задачу улучшения памяти максимально эффективно. Звучит оно чрезвычайно просто: «Читать ежедневно как можно больше и как можно быстрее».


 

Date: 2015-09-24; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию