Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное сотрудничество в области охраны труда





Построение

демократического

правового

государства,

основанного на рыночной экономике с различными формами

собственности, должно сопровождаться признанием и развитием

приоритетов правового регулирования труда. В новом тысячелетии на

первом плане должна стоять идея правовой защиты высших

ценностей общества и государства, а именно: охрана интересов

человека труда, защита его прав, свобод, обеспечение социальных

гарантий и так далее. Новые законодательные акты о труде и

принимаемые

решения

должны

отвечать

самым

высоким

требованиям,

соответствовать

общемировым

стандартам

прав

человека и международным нормам трудового права.

Общепринятой

формой

международно-правового

регулирования труда являются конвенции, акты, рекомендации о

труде, принятые ООН и Международной организацией труда (далее

МОТ). Содержание международных стандартов труда, особенно

универсального

значения,

принятых

ООН,

МОТ

-

это

концентрированное выражение мирового опыта. В этой области эти

нормы - объект самого пристального изучения, заимствования и

практического

использования

в

качестве

признанного

в

цивилизованном мире эталона, своего рода международного

трудового кодекса.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и

международные договоры Республики Беларусь имеют приоритет

перед внутренним законодательством. В соответствии с

Конституцией Республики Беларусь (ст. 8) наше государство признает

приоритет общепризнанных принципов международного права и

обеспечивает соответствие им законодательства. Обеспечение прав и

свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью

государства (ст. 21 Конституции).

С

года

Республика

Беларусь

является

членом

Международной организации труда – специализированного агентства.

Организация объединенных наций, занимающейся распространением

социальной

справедливости

и

международно

признанных

человеческих и трудовых прав.

Международная организация труда появилась вместе с Лигой

Наций на основании Версальского договора в 1919 г. Она была

учреждена в связи с растущей озабоченностью по поводу социальных

реформ после первой мировой войны. МОТ выработала такие

критерии индустриального общества, как восьмичасовой рабочий

день,

защита

материнства,

законодательство,

запрещающие

использование детского труда, и целый ряд мер, способствующих

безопасности

на

рабочих

местах

и

нормальным

трудовым

отношениям.

Секретариат МОТ, исследовательский центр и издательство

находятся в Международном бюро труда в Женеве. Управление

осуществляется через региональные и отраслевые бюро, находящиеся

более чем в 40 странах.

Высшим органом МОТ является созываемая ежегодно

Международная

конференция

труда,

которая

состоит

из

представителей

государств-членов

МОТ.

Каждое

государство

представлено четырьмя делегатами: двумя от правительства, одним от

предпринимателей и одним от наемных работников. Характерной

особенностью структуры МОТ является то, что формирование всех

его

главных

и

вспомогательных

органов

основывается

на

трехстороннем представительстве: правительств, предпринимателей,

наемных работников.

Деятельность МОТ в Беларуси координируется расположенным

в Москве Субрегиональным бюро МОТ для стран Восточной Европы

и Центральной Азии при общей координации Регионального бюро

МОТ для стран Европы и Центральной Азии (Женева, Швейцария).

В марте 1999 года в Беларуси была учреждена должность

Национального корреспондента МОТ в Минске. В основные

обязанности Национального корреспондента входят формирование

запросов в региональные и другие структуры МОТ о необходимости

содействия в решении возникающих в стране социально-трудовых

проблем и информирование социальных партнеров и правительства о

реализуемых программах и выдвигаемых МОТ инициативах.

Важными моментами являются также распространение информации

МОТ

о

путях

решения

социально-трудовых

проблем,

представляющих интерес для Беларуси, и участие в координации

деятельности по оказанию стране технической помощи.

За прошедшие годы МОТ приняла свыше 370 конвенций и

рекомендаций, охватывающих самые различные области социально-

трудовых отношений. Конвенции МОТ принимаются на основе

консенсуса на сессиях Международной конференции труда и

подлежат ратификации государствами — членами МОТ. Будучи

ратифицированными, они возлагают на государство юридические

обязательства по их практическому применению. Рекомендации МОТ

ратификации не подлежат, но их положения, как правило,

развивающие нормы соответствующих конвенций, имеют важное

значение, представляя собой модельные акты в сфере трудового

права.

Функциональное назначение конвенций и рекомендаций МОТ

состоит в том, чтобы служить дополнительным стимулом развития и

совершенствования национального законодательства в социально-

трудовой области и системе социальной защиты трудящихся.

Вся

деятельность

Международной

организации

труда

основывается

на

следующих

четырех

стратегических

целях

организации:

1) развитие и реализация норм и основополагающих принципов и

прав в сфере труда;

2) создание более широких возможностей для женщин и мужчин по

обеспечению достойной занятости;

3) расширение охвата и повышение эффективности социальной

защиты для всех;

4) укрепление трехсторонней структуры и поддержание

социального

диалога

между

представителями

работников,

нанимателем и правительством.

Эти цели достигаются следующими путями:

1) разработка международных мер и программ по содействию

осуществлению основных прав человека, улучшению условий

труда и жизни и расширению возможностей для занятости;

2) разработка международных трудовых норм

(подкрепляющаяся уникальной системой контроля над их

применением), которые служат в качестве руководящих

принципов для национальных органов власти при реализации

этих мер;

3) всесторонняя

программа

международного

технического

сотрудничества, разрабатываемая и осуществляемая при

активном партнерстве с учредителями в помощь странам при

проведении в жизнь этих мер;

4) подготовительная, учебная и издательская

деятельность, способствующая реализации всех этих усилий.

Основополагающими документы МОТ Конвенция № 155 1981

года о безопасности и здоровье трудящихся, Конвенция № 81 – 1947

года об инспекциях труда, Руководство МОТ по системам управления

охраной труда (МОТ – СОУТ 2001) и др. представляют собой важный

инструмент формирования механизма улучшения охраны труда,

ратифицированы почти 130 государствами участниками МОТ (всего

170).

Всего до настоящего времени принято более 70 конвенций

МОТ, полностью или частично затрагивающих вопросы охраны

труда. Многие конвенции касаются вопросов, связанных с этой

проблематикой – о свободе объединений, коллективном договоре,

детском труде и т.д.

Нормы МОТ в области охраны труда подразделяются на

четыре основные категории (политические директивы):

1) Конвенция MOT об охране и гигиене труда, которая

предписывает предпринять последовательные профилактические

меры, разработать и принять четкую национальную политику в

области

охраны

и

гигиены

труда.

Эти

документы

также

устанавливают ответственность работодателей за организацию

безопасных и не наносящих ущерба здоровью условий труда, за

использование безопасного оборудования, а также определяют права

и обязанности работников;

2) специальные конвенции, охватывающие наиболее

опасные

отрасли: горную промышленность, строительство, работу в доках.

Кроме того, в 2001 г. принята Конвенция МОТ об охране и гигиене

труда в сельском хозяйстве;

3) специальные

конвенции,

охватывающие

особые

риски,

характерные для воздействия химических веществ, ионизирующего

излучения, бензола, асбеста и др.;

4) нормы,

регламентирующие

требования

безопасности

оборудования,

медицинского

обследования

молодых

рабочих,

определения максимального веса, который может переносить один

работник.

Еще одна группа практических документов МОТ — ряд программ в

области охраны и гигиены труда, разработанных в сотрудничестве с

международными и национальными организациями. В качестве

примера можно назвать Международную программу химической

безопасности.

За прошедшие годы нормотворческая деятельность МОТ в сфере

охраны и гигиены труда претерпела существенные изменения. Акцент

переносится с техники безопасности на производстве на охрану и

гигиену труда на рабочем месте (иными словами, на адаптацию

условий труда к потребностям работника). Современные нормы в

области охраны и гигиены труда четко формулируют не только

коллективную

ответственность,

но

и

роли

и

обязанности

работодателей, работников и их представителей, а также формы

взаимного сотрудничества.

Еще одна важная тенденция в нормотворчестве — переход к

профилактике взамен простого предписания мер защиты, упразднении

принудительного труда, недискриминации в трудовой сфере, свободе

объединения социальных партнеров и ассоциации, проведении

коллективных переговоров, минимальном возрасте приема на работу,

охране труда на предприятиях.

При непосредственной консультативной поддержке МОТ в стране

разработан новый Трудовой кодекс, в достаточной мере отражающий

основные права трудящихся в соответствии с вышеупомянутыми

конвенциями МОТ.

Исходя

из

интересов

страны,

к

основным

приоритетам

сотрудничества с МОТ отнесены:

• содействие развитию демократии в социально-трудовыx

отношениях;

• совершенствование систем социального партнерства в стране;

• улучшение законодательной базы в социально-трудовой сфере.

Головным органом по взаимодействию с МОТ Правительством

Республики Беларусь определено Министерство труда и социальной

защиты Республики Беларусь.

Вопросы для самопроверки знаний по теме

1. Сущность понятия «Охрана труда».

2. Цель и задачи дисциплины «Охрана труда»

3. Предмет и объект исследования охраны труда.

4. Что собой представляет система охраны труда в Беларуси?

5. Сущность трудоохранного менеджмента и его функции.

6. Социально-экономический ущерб от производственного травматизма.

7. Влияние научного прогресса на улучшение условий труда.

8. Социально-экономическая эффективность трудоохранных мероприятий.

9. Целевая программа по улучшению условий и охраны труда.

10. Эффективность международного сотрудничества в области охраны труда.

Date: 2015-09-24; view: 491; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию