Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности этапа





Самый ранний этап в жизни проекта – период, когда бизнеса как такового нет и помине, а есть лишь разработчик или группа разработчиков, воодушевленных какой-либо инженерно-технической идеей и имеющих на руках более или менее обнадеживающие предварительные результаты научно-исследовательских разработок. Источниками идей проектов на этой стадии выступают собственные научные разработки и собственные же предпринимательские идеи. Не характерными для идей оказались механизмы по приобретению разработок или развитие на средства государственного контракта.

Основными заказчиками проектов являются предприятия малого и среднего бизнеса. Причинами подобного распределения являются высокая конкуренция в этом сегменте, а также принятие решений на уровне собственников, заинтересованных в эффективности бизнеса. Таким образом, заслуживает внимание гипотеза о том, что проекты, которые ориентированы на узкие рыночные ниши, до сих пор развиваются и выходят на стадию продаж самостоятельно, в то время как проекты, получившие инвестиции венчурных фондов, ориентируются на более крупных заказчиков, однако развиваются медленнее и реже достигают своих целей. В инновационных проектах ранней стадии развития нередко работают студенты и знакомые учредителей. Существует сложность в подборе квалифицированных кадров. Финансирование инновационных проектов на этой стадии – собственные средства учредителей и государственных программ. Потребность в объеме НИОКР на данной стадии составляет до 5 млн рублей. Проблемы проведения НИОКР – это доступ к опытному производству, отсутствие лабораторий и недостаток научных кадров.

Финансирование проектов на ранней стадии – особый инвестиционный сектор, который пока еще только складывается в России. В 2009 г. 259 тысяч американских бизнес-ангелов проинвестировали в общей сложности 57 тысяч проектов на $17,6 млрд. Для сравнения: в нашей стране объем венчурных инвестиций в компании, находящиеся на ранней стадии, составляет, по данным Российской ассоциации прямого и венчурного инвестирования (РАВИ), около $60–70 млн в год. Чтобы венчурная индустрия стала функционировать нормально, нужно примерно $3 млрд. Ведь без целенаправленного «проращивания» проектов на самых ранних стадиях венчурные деньги последующих раундов неизбежно столкнутся с нехваткой качественных объектов для инвестирования. Собственно, так и произошло, когда несколько лет назад в России на рынок венчурных инвестиций пришли серьезные деньги через созданные государством институты развития (Российская венчурная компания и Роснанотехнологии). И тогда было принято логичное решение: государственные институты развития должны стимулировать инвестиционные процессы, в т. ч. и на посевной стадии. С этой целью в 2009 г. был создан Фонд посевных инвестиций РВК с уставным капиталом в 2 млрд рублей, а в 2010 г. – отраслевой БиоФонд РВК с капиталом 1,5 млрд рублей, цель которого – финансировать стартапы и сервисные компании в биофармацевтике и медицине.

Суть будущего бизнеса укладывается лишь в общих чертах, а вопросов больше, чем ответов: непонятно, реализуема ли идея практически, окажется ли разработка патентоспособной, сколько времени и денег придется потратить на коммерциализацию и существует ли вообще для грядущего продукта или технологии рынок и потребитель. У проекта на этом этапе полный набор рисков – от технологических до патентных. Чтобы убедиться в том, что в идее есть рациональное коммерческое зерно, необходимо дать ей пройти некий жизненный цикл, что потребует определенных вложений. И что может оказаться обиднее всего – придется потратиться, возможно, даже для того, чтобы всего лишь убедиться в бесперспективности разрабатываемой технологии.

Вложения в компании на ранней стадии – самый сложный и рискованный вид инвестирования. Для него характерно соотношение «3–3–3–1», когда из десяти проинвестированных компаний три приносят инвестору убытки, три способны обеспечить лишь возврат инвестиций, три позволяют получить умеренную доходность, зато одна дает сотни процентов прибыли, что делает портфель инвестора прибыльным в целом. Однако это соотношение не должно заставлять думать, что подобное инвестирование чем-то сродни игре в рулетку. Профессиональный инвестор обычно имеет четкие критерии отбора проектов и заключает сделку не наугад, а после процедуры duediligence (от англ. «должная осмотрительность» – термин, обозначающий в инвестиционном бизнесе всестороннее исследование деятельности компании как объекта инвестирования).


Что делает проекты или компании инвестиционно привлекательными?

1. Объект инвестиций, по оценке инвестора, имеет перспективы быстрого увеличения стоимости и потенциально способен обеспечить возврат вложенных средств за 5–7 лет с мультипликатором не менее 10.

2. Рынок, на который нацелена компания, объемный, быстрорастущий или может быть сформирован в результате усилий самой компании и в итоге достичь существенного размера.

3. Разработка компании уникальна и решает серьезную проблему, существующую на рынке.

4. Круг потребителей понятен, их ожидания и запросы предварительно подтверждены; в идеале – потенциальный потребитель способен легко переключиться с традиционного продукта на инновационный.

5. Команда сформирована и укомплектована не только научно-техническими специалистами, но и опытными управленцами; у нее есть понимание своего рынка и, в общих чертах, стратегии вывода продукта на рынок.

Разумеется, идеального проекта не существует. Поэтому, анализируя представленное предложение, потенциальный посевной инвестор всегда взвешивает риски, прикидывает, какие «пробелы» в проекте он сможет закрыть собственным участием, оценивает объем требуемой «предпринимательской» работы и финансирования. Все это, в конце концов, служит основой для определения условий инвестиционной сделки.

Инновационно-технологический проект чаще всего стартует на скромные средства самого разработчика и непрофессиональных инвесторов, которых в шутку называют «три Д» – друзья, домашние и дураки. Именно они в меру своих финансовых возможностей чаще всего соглашаются предоставить разработчику стартовый капитал – по личной благорасположенности или заразившись его верой в успех.

На первые по-настоящему серьезные инвестиции от профессионалов проект может рассчитывать много позже. Венчурные капиталисты, управляющие фондами особо рискованных венчурных инвестиций, обычно принимают к рассмотрению проекты, которые требуют вложений в размере от 1–5 млн долларов, в зависимости от собственной инвестиционной стратегии. Но им нужна не «голая идея», а сформировавшийся и правильно «упакованный» бизнес с более или менее просчитываемой перспективой. Средств одних лишь «трех Д» разработчику может банально не хватить, чтобы развить компанию до состояния, когда она станет привлекательной для венчурного инвестора. В таком случае проект рискует не преодолеть метафорическую «долину смерти». Так в теории венчурного инвестирования называют начальный период в жизни компании, когда ее развитие требует все новых финансовых ресурсов, а собственного положительного денежного потока у нее нет, поскольку продажи не стартовали.

Существующий на рынке инвестиционный «провал» призваны закрыть инвесторы особого рода: бизнес-ангелы и посевные фонды. Для инновационного проекта они играют роль проводников через «долину смерти». В обмен на долю в бизнесе эти инвесторы ранней стадии вкладывают в компанию сравнительно небольшие суммы – $50–450 тысяч. Однако принципиально важно то, что они приносят в проект не только деньги, но и собственные бизнес-компетенции и опыт. Они готовы тратить на проект личное время, участвуют в управлении компанией и используют имеющиеся связи, поскольку прекрасно понимают, что это снижает риск их вложений и повышает шансы на успех. Не зря такие деньги называют «умными». Кроме того, опытные бизнес-ангелы и посевные фонды, как правило, имеют хороший контакт с инвесторами следующего раунда – венчурными капиталистами, что в дальнейшем облегчает компании подъем по инвестиционной «лестнице».







Date: 2015-09-24; view: 362; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию