Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные группы, социальные общности и социальные организации





В учебном пособии «Общая социология» академик Е.М. Бабосов определяет, что исходной "клеточкой" социально-стратификационной структуры общества является социальная группа, т.е. совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом., осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами данной группы с точки зрения других. Характерными чертами социальной группы являются: 1) способ взаимодействия между членами; 2) осознание членства, принадлежности к данной группе; 3) осознание единства членов группы.

В социологии в настоящее время различают первичные и вторичные группы. Первичные – такие группы, которые характеризуются тесными, непосредственными связями и сотрудничеством (семья, игровая группа детей, соседство). Вторичные группы характеризуются отсутствием непосредственных эмоциональных связей, взаимодействия в них обусловлены стремлением к определенным целям, в них главную роль играют не личностные качества людей, а их умение выполнять определенные функции.

Наряду с первичными и вторичными группами социологи различают: условные группы, в которых, в интересах научного анализа, люди объединены условно, реально не взаимодействующие между собой, но представляющие определенную общность, обладающую сходством каких-либо признаков (половых, возрастных и т.п.), например, женщины Беларуси, белорусские студенты; лабораторные группы, в которых люди, не знающие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединяются исследователем для проведения эксперимента; реальные группы, в которых люди объединены реальными отношениями и взаимодействиями (школьный класс, футбольная команда); квазигруппы, которые образуются из случайно оказавшихся вместе, не связанных реальными взаимодействиями людей (аудитория, толпа, социальные круги).

Важнейшее значение имеет дифференциация социальных групп на малые и большие. Малая группа – это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаимодействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы подразделяются на формальные, в которых четко определены позиции и роли их членов, руководствующихся определенными групповыми нормами и ожиданиями (армейский взвод) и неформальные, складывающиеся стихийно, характеризующиеся отсутствием предписанных статусов, ролей, властных отношений (группа друзей, компания сверстников). Специфический вид малой группы – референтная группа, в которую индивиды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эталоном и на нормы, ценности, оценки, мнения которой ориентируются в своем поведении – подражание подростков поведению группы рокеров, богемы и т.п.

Большая группа – реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченная в общественную деятельность и соответствующую систему общественных отношений (коллектив вуза, предприятия, население страны или города, например, москвичи, минчане, украинцы).

Наряду с социальными группами в обществе существует дифференциация людей по определенным социальным общностям. В зависимости от того, по каким признакам объединяются люди и их группы в социальные общности, последние подразделяются на различные виды. Основными видами социальных общностей являются:1) семейные; 2) профессиональные; 3) социально-стратификационные (рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п.); 4) этнонациональные (белорусы, русские, чукчи и т.п.); 5) территориальные (горожане, сельчане, псковичане); 6) вероисповедальные (христиане, православные, католики, мусульмане); 7) культурные и субкультурные (поклонники классической музыки, поп-музыки и др.); 8) политические (члены коммунистической или либерально-демократической партии и т.п.).

Термин "организация" употребляется в нескольких значениях. Его употребляют, когда говорят: 1) об организованной, определенным образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внутренней упорядоченности, согласованности частей единого целого (например, деятельность цехов одного завода; 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третье значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.

В социологии принято деление организаций на формальные и неформальные. Под неформальными организациями понимается система межличностных связей, возникшая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу без соотнесенности с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность людей (товарищеская компания, объединение по любительских интересам и т.п.).








Date: 2015-09-24; view: 509; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию