Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социализация личности: сущность, стадии
Для понимания социализации важным является положение о том, что поведение и деятельность человека в обществе социально детерминированы. В этом плане человек – объект социальных отношений. Но он одновременно должен рассматриваться и в качестве активного действующего лица, субъекта постоянно изменяющейся социальной среды. Социализацию можно определить как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных взаимодействий с окружающими людьми, а с другой – процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и взаимодействия социального опыта. Центральным термином социализации является «освоение», а не «обучение» и «воспитание», хотя они и включены в процесс социализации. Это обусловлено тем, что социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий – как социально контролируемых и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Поэтому непременным условием социализации личности являются и культурная самоактуализация, активная работа над собой. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Весьма существенным средством социализации является ее идентификация – соотношение и отождествление человека с системой правил, норм, ценностей социальной среды (семья, учебная группа, трудовой коллектив). Слабая выраженность или отсутствие идентификации ослабляют, а в некоторых случаях делают невозможным процесс социализации (например, освоение субкультуры преступной группировки). Процесс социализации начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь, до глубокой старости. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Выделяют следующие стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18 – 25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции(появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: – сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; – изменение себя, «стать как все»; – конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадиясоциализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Важную роль в осуществлении социализации выполняют социальные агенты, институты социализации, т.е.: - семья; - школа; - учебные заведения; - группа сверстников; - трудовой коллектив; - средства массовой коммуникации; - социокультурные общности. Следует отметить, что усвоенные ранее нормы и правила не являются незыблемыми. Процесс разрушения ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих, называется ресоциализацией. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности человека, жизненные обстоятельства (например, пребывание в карцерных организациях).
Понятие «социальный статус»
Каждый человек в системе социальных взаимодействий с другими занимает определенные позиции. Каждая из этих позиций предполагает определенные права и обязанности. Определенная позиция, занимаемая человеком в обществе и связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей называется социальным статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, лексиконе и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.). Итак, социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых, а личный – среди знакомых людей. В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов. Оно возникает в дух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого или мешают их выполнению. Социологи отличают так же предписанные и приобретенные статусы. Предписанный – это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессионально-должностнойстатусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Профессионально-должностной – это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.). Социальный статус личности не остается неизменным, он может с течением времени изменяться, причем в некоторых случаях весьма существенно. Для выражения динамики изменения статусных позиций личности во времени употребляется понятие статусный профиль. Оно отражает изменение ранговых параметров всех статусов, которые в течение жизни индивида могут изменяться. При этом человек может занимать высокий должностной статус, но не относиться к числу богатых людей. Проблема социального статуса имеет большое практическое значение. Дело в том, что понятие социального статуса характеризует не только место и деятельность человека в социальной системе общества, но и оценку этой деятельности как со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплаты, премии, награды, звания, привилегий), так и самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы. Выделяются крайности в оценке личностью своего статуса: - низкая статусная самооценка связана с неуверенностью, пессимизмом, конформизмом; - высокая самооценка связана с активностью, предприимчивостью, жизненным оптимизмом, ориентированностью на статусный рост и т.п. Таким образом, статусная самооценка может быть важным показателем активности личности, освоения ею сложных социальных связей в структуре общества.
Date: 2015-09-24; view: 501; Нарушение авторских прав |