Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глада 8
СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Термин "сексуальное поведение", как и "репродуктивное поведение?'', заимствован из биологии. В этой науке они употребляются как синонимы. И это не случайно. Оба они используются биологами для обозначения комплекса физиологических и поведенческих реакций животного, направленных на удовлетворение половой (сексуальной) потребности, в результате чего на свет появляется потомство, или, другими словами, осуществляется процесс репродукции (размножения). Естественно, перенос этих понятии из биологии в социологию не мог не привести к изменению их содержания. В частности, понятия "сексуальное поведение" и "репродуктивное поведение" обособились друг от Яруга, перестали быть синонимами. Разумеется, это разделение не является чисто терминологическим. Оно стало возможным только потому, что и в реальности сексуальное и репродуктивное поведение представляют собой совершенно разные (хотя и близкие) явления, совершенно разные комплексы отношений. В современных условиях, когда вмешательство в процесс деторождения не только технически доступно благодаря производству искусственных абортов и достаточно эффективной контрацепции, но и социокультурно допустимо, более того — нормативно, сексуальное и репродуктивное поведение — это два различных и автономных типа социального (семейного) поведения. Они управляются различными потребностями и интересами, имеют свои собственные вполне определенные цели и мотивировки. Их связь друг с другом обнаруживается фактически лишь в том, что сексуальное поведение, как и прежде, пока еще остается единственным средством (если не считать экстракорпорального, искусственного оплодотворения) достижения целей репродуктивного поведения. Однако это такое средство, которое само по себе стало целью, самодостаточно и не нуждается, вообще говоря, ни в какой "внешней" поддержке и может реализовываться независимо от каких-либо внешних по отношению к нему потребностей, хотя бы и потребности в деторождении. Это — одно из тех фундаментальных изменений, которые привнесло в семью, семейные отношения общественное развитие. Обособление сексуального и репродуктивного поведения, ставшее результатом радикальных изменений брачно-семейных отношений, технически обосновано доступностью контрацепции и ис-
кусственных абортов, а социокультурно — действием социальных норм, разрешающих их использование и даже подталкивающих к нему1. В прошлом для сексуального и репродуктивного поведения в целом была характерна их слитность, единство и неразделенность (синкретизм), обусловленные действием соответствующих социальных норм, запрещавших как предотвращение наступления беременности, так и ее прерывание. И в этом плане применительно к прошлому можно говорить о репродуктивном поведении в широком смысле слова, поведении, в котором сексуальность, половые отношения были лишь одним из моментов, своего рода неизбежным злом, которое терпели лишь по необходимости. Сексуальное поведение было практически полностью подчинено (по крайней мере, в том, что касалось семьи, и в рамках европейской цивилизации) исключительно целям деторождения. Современным отголоском такого, резко негативного и репрессивного отношения к сексуальному поведению является половая мораль, которой придерживаются жители общины Гелтечте.. (Инис Биг) в Ирландии, изученной в 70-е гг. американским антропологом Дж. Мессенджером2. Глобальный процесс трансформации семьи выразился, повторим еще раз, и в том, что былая неразделенность сексуального и репродуктивного поведения оказалась снятой. Они автономизировались, обособились друг от друга. Их цели и мотивы разделились, более того, возникла их инверсия. Рождение детей остается одной из целей сексуального поведения, причем чисто условной, занимающей крайне ограниченное и сокращающееся место вообще на всем пространстве человеческой жизни. Что же такое сексуальное поведение? Согласно современным представлениям, сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности) Сексуальное поведение, и это надо постоянно иметь в виду, — это социальное, человеческое поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интересов, но на основе использования биологических механизмов. В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, но соединены таким образом, что первые оказываются подчинены, включены в контекст последних. В сексуальном поведении проявляется совместное действие как биологических (в том числе и генетически заданных), так и социальных, социокультурных сил (аскриптивный, т.е. определяемый при рожде кусственных абортов, а социокультурно — действием социальных норм, разрешающих их использование и даже подталкивающих к нему1. В прошлом для сексуального и репродуктивного поведения в целом была характерна их слитность, единство и неразделенность (синкретизм), обусловленные действием соответствующих социальных норм, запрещавших как предотвращение наступления беременности, так и ее прерывание. И в этом плане применительно к прошлому можно говорить о репродуктивном поведении в широком смысле слова, поведении, в котором сексуальность, половые отношения были лишь одним из моментов, своего рода неизбежным злом, которое терпели лишь по необходимости. Сексуальное поведение было практически полностью подчинено (по крайней мере, в том, что касалось семьи, и в рамках европейской цивилизации) исключительно целям деторождения. Современным отголоском такого, резко негативного и репрессивного отношения к сексуальному поведению является половая мораль, которой придерживаются жители общины Гелтечтеч (Инис Бит) в Ирландии, изученной в 70-е гг. американским антропологом Дж. Мессенджером2. Глобальный процесс трансформации семьи выразился, повторим еще раз, и в том, что былая неразделенность сексуального и репродуктивного поведения оказалась снятой. Они автономизировались, обособились друг от друга. Их цели и мотивы разделились, более того, возникла их инверсия. Рождение детей остается одной из целей сексуального поведения, причем чисто условной, занимающей крайне ограниченное и сокращающееся место вообще на всем пространстве человеческой жизни. Что же такое сексуальное поведение? Согласно современным представлениям, сексуальное поведение — это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворение полового влечения (сексуальной потребности) Сексуальное поведение, и это надо постоянно иметь в виду, — это социальное, человеческое поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интересов, но на основе использования биологических механизмов. В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, но соединены таким образом, что первые оказываются подчинены, включены в контекст последних. В сексуальном поведении проявляется совместное действие как биологических (в том числе и генетически заданных), так и социальных, социокультурных сил (аскриптивный, т.е. определяемый при рожде- нии пол, полоролевая структура общества, его половая и сексуальная культура и мораль и т.д.). Термин "сексуальное поведение", во многом синонимичный понятию "половая жизнь", мы будем употреблять, чтобы подчеркнуть социальное, активное, субъективно-деятельное начало половой жизни человека, чтобы поместить последнюю в социологическую систему координат, акцентировать те ее аспекты, которые отражают ее целеполагание, внутреннюю, ценностную и установочно-мотивационую сторону. Термин "сексуальное поведение" употребляется и для акцентирования самодостаточности половой жизни, ее отличия и отдельности от репродуктивного поведения, от целей деторождения. Характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых служит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потребностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию, свое, следовательно, символическое значение для индивида. Надо иметь в виду, однако, что в этой множественности целей сексуального поведения, в его отрыве от целей рождения детей может таиться опасность их (целей) отчуждения, дегуманизации, ориентации сексуального поведения на девиантные, отклоняющиеся формы (гомосексуализм, групповой секс, порнография и т.д. и т.п.). Масштабы, которые в современных условиях приняли подобные ано-мичные формы сексуального поведения, приобретение некоторыми из них квазинормативного статуса служат одним из выражений кризиса семьи, симптомом и предвестником ее возможного и весьма вероятного краха в будущем. Согласно современным представлениям, целями сексуального поведения могут быть3: — релаксация, снятие полового напряжения; — деторождение, удовлетворение потребности в зачатии и в акте рождения; — чувственное наслаждение как самоцель (гедонизм); — познание, удовлетворение полового любопытства. Эта цель особенно значима для начинающих половую жизнь, в первую очередь подростков; — коммуникация, обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком. По мнению И.С. Кона, эта цель является своего рода надцелью и сверхмотивом для всего вышеперечисленного, входящего в нее в качестве подчиненных компонентов (подцелей);
— сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убедительных доказательств собственной сексуальной состоятельности, потенции. Эта цель также является исключительно значимой для подростков, хотя и не только для них. Мотивирующая Сила стремления к сексуальному самоутверждению чрезвычайно высока; — внесексуалъные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению. Таковыми могут быть какие-либо материальные блага и выгоды, а также любые в принципе безличные социальные ценности, к приобретению которых может стремиться человек. Сюда же относится и поддержание определенного ритуала или привычки. Например, сексуальные отношения в браке могут одновременно и поддерживать стабильность супружеских взаимоотношений и символизировать ее; — компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицитных для индивида в силу каких-то причин, видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения. Этот плюрализм целей и мотивов сексуального поведения отражает его сложность и комплексный характер, соединение в нем индивидуального и социального, биологической основы и "научения", социализации, того, что привнесено в индивидуальное сексуальное поведение социальной системой, обществом. Классификация половой жизни (по Г.С. Васильченко) А. Экстрагенитальные формы. 1. Платоническая любовь. 2. Танцы. 3. Гейшизм. Б. Генитальные формы. I. Суррогатные и викарные (заместительные). 1. Поллюции. 2. Мастурбация. 3. Петтинг. И. Суррогатные формы коитуса. 1. Вестибулярный коитус. 2. Coitus intra femora. 3. Нарвасадата (coitus intra mammae), подмышечный коитус и др. 4. Coitus per anum: а) гетеросексуальный; б) гомосексуальный. III. Нормативный гетеросексуальный коитус. IV. Орогенитальные (лабиогенитальные) контакты (кейра, фелляция, куннилингус), V. Сексуальные действия с животными. Общая сексопатология / Под ред. Г.С.Васильченко. М., 1977. С. 179. Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексуального поведения как социокультурного феномена, являются понятия "половая роль", "половая культура", "сексуальный сценарий". Понятие "половая культура" характеризует совокупность званий, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различиям между полями и их взаимоотношениям. Взятое в более узком, специальном смысле, это понятие характеризует ту часть совокупности, о которой речь шла выше, которая выполняет регулирующую и нормативную роль по отношению к собственно половой жизни и сексуальному поведению человека. Половую культуру в этом, узком значении слова, часто называют также сексуальной культурой. Следовательно, когда мы говорим о половой (сексуальной) культуре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных. Сексуальная культура регулирует сексуальное поведение человека, формирует систему ценностей, запретов и правил, а также образцов поведения, которая, будучи усвоенной в процессе социализации, определяет сексуальный сценарий индивида, стиль его взаимоотношения с партнером, вводит половую жизнь в социально приемлемые рамки на благо общества, семьи, брака. Разумеется, при этом степень усвоения сексуальной культуры общества индивидом может быть совершенно различной, характеризуя индивидуальную сексуальную культуру. Понятие "половая (сексуальная)' культура" тесно связано с понятием "половая (сексуальная) роль". Под половой ролью обычно понимают совокупность социокультурных норм, определяющих то, какими должны или не должны быть мужчины или женщины, как они должны или не должны себя вести. Как видно' из этого определения, половая роль является конкретизацией понятия "социальная роль", предложенного американским социологом Дж.Мидом, который под социальной ролью понимал отвечающий принятым социокультурным нормам способ поведения
людей в системе межличностных отношений, который зависит от их места и позиции в обществе, т.е. от статуса. Доминирующим типом у мундугуморов были свирепые стяжатели — мужчины и женщины; нежные же и ласковые мужчины и женщины оказывались париями этой культуры. Женщина, которая проявила бы великодушие, накормив грудью ребенка другой женщины, овдовев, просто не нашла бы себе нового супруга. Как от мужчин, так и от женщин ожидалось, что они должны быть открыто сексуальными и агрессивными. Как правило, оба пола не любили детей, а в тех случаях, когда детям позволяли остаться на свете, родители сильно тяготели к детям противоположного пола. У арапешей женщин стремились отстранить от работы в огородах, защищая эти огороды, ямсу не нравилось иметь дело с женщинами. У мундугуморов пары совокуплялись в чужих огородах, чтобы испортить ямс владельцев. Как у арапешей, так и у мундугуморов я обнаружила сильную унификацию личностной культуры, причем и у мундугуморов считалось, что мужчины и женщины должны воплощать единый тип личности. Идея поведенческих стилей» отличающих мужчин и женщин, была чужда обоим народам. Мид М. Иней на цветущей ежевике // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 57. Соответственно под половой ролью обычно понимают совокупность норм, порождаемых культурой и обращенных к индивиду, которые говорят ему, какое поведение ожидается от него другими, что он должен и может делать как мужчина или как женщина. Сексуальной же ролью называют тот аспект роли половой, который относится к сексуальным отношениям и который характеризует (и предписывает) ожидания-требования к индивиду со стороны других, общества в сфере половой жизни. Понятие же "сексуальный сценарий" характеризует, как сказано выше, ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением "изнутри", будучи частью системы его диспозиций. Это понятие введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 г.4 Это понятие, смысл которого близок к смыслу таких слов, как "план", "программа поведения", и т.п., "обозначает достаточно ши- рокую когнитивную структуру, соединяющую многообразные символические и невербальные элементы в организованный и хронологически последовательный ряд, на основе которого люди могут одновременно предвосхищать свое поведение и оценивать его в данный момент. Нормативные компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане — в общих чертах задаются соответствующей культурой"5. Разумеется, наличие у индивидов общих для всех элементов сексуального сценария (общей, совпадающей части воспринятой от общества сексуальной культуры) не означает отсутствия тех или иных индивидуальных вариаций, обусловленных различиями происхождения и индивидуальной истории б. Дамы и рыболовство несовместимы Крупнейшее в Африке озеро Виктория в последние годы стало превращаться в своего рода братскую могилу для его обитателей. Специалисты объясняют это ухудшением экологической ситуации. Однако менее искушенные в науке жители угандийского острова Луверо на севере озера считают, что рыба исчезает по вине тех, кто допустил к ее ловле женщин. А такое вольнодумство, естественно, до добра не доводит. Старейшины утверждают, что еще совсем недавно местные рыбаки никогда не возвращались домой без рыбы. И все потому, что они следовали наказам стариков. На острове живут около тысячи мужчин и ни одной женщины. Как ни странно, кругом полная чистота. Все отходы сбрасываются в озеро. Местные жители убеждены, что сорить на земле — значит накликать на себя беду и навсегда остаться без рыбы. Еще хуже — появление на острове женщины. Даже жене и двум дочерям старейшины запрещено появляться на Луверо. Что касается представительниц властей, рыбаки требуют, чтобы те о своих визитах предупреждали заранее и появлялись только днем. Местное поверье гласит: окажись женщина на острове ночью, все рыбацкие лодки непременно затонут, а страшный ветер нагонит столько воды, что навсегда отрежет Луверо от внешнего мира. Сегодня, 1994, 26 февр. 177
Сексуальный сценарий, будучи частью дислозиционной системы, имеет трехкомпонентную структуру, включающую в себя как когнитивные (понятия, представления, оценочные суждения), так и эмоциональные в побудительные элементы, совместное действие которых определяет особенности индивидуального сексуального поведения — его цели, время начала половой жизни, частоту половых сношений, принимаемые и отвергаемые их формы, сексуальную направленность и т.д. Для характеристики индивидуального сексуального сценария и соответственно поведения чрезвычайно важным является также знание того, какая именно — более либеральная, пермиссивная, терпимая или более строгая, репрессивная — система сексуальных ценностей (половая мораль) усвоена индивидом.| Мы уже упоминали о половой морали ирландской общины Инис Бит. В действительности в мире существует широкий спектр культур и субкультур, различающихся по степени пермиссивности (терпимости) в отношении сексуального поведения и отражающих преобладание техили иных систем сексуальных ценностей. Эти системы современных сексуальных ценностей некоторые авторы подразделяют на следующие основные типы: легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм и рационализм. Легализм как этическая сексуальная система связан с принятием или отвержением, одобрением или осуждением сексуальных отношений на основе господствующей в обществе половой морали, репрессивной по преимуществу и признающей сексуальные отношения только с целью деторождения и на основе легально признанных брачных союзов. Приведенный выше пример ирландской общины Инис Бит является крайним, экстремистским выражением легализма, свойственного иудео-христианской половой морали. В ее рамках полевые сношения, рассматриваемые как дар божий, допустимы только в браке и только для рождения детей. В рамках легализма осуждаются также все формы половой жизни, кроме нормативного гетеросексуального коитуса. Ситуационная этика является одной из наиболее распространенных в настоящее время разновидностей половой морали. Как следует из. самого термина "ситуационная этика", в основе ее убеждение в том, что сексуальное поведение должно определяться актуальным ситуационным контекстом, т.е. конкретной ситуацией. Человек должен, согласно этому взгляду, руководствоваться только любовью, доброй волей и уверенностью в том, что последствия будут хорошими. Следование правилам и нормам сторонник ситуа ционной этики обусловливает характером ответа на вопрос о том, имеет ли место в том или ином случае взаимная симпатия и любовь. Если да, то принимаются и признаются любые сексуальные отношения. Гедонизм как этическая система исходит из того, что единственным основанием сексуальных отношений являются не моральные нормы и не ситуационный контекст, а исключительно наслаждение, удовольствие. "Делай то, что приятно!" — вот девиз гедониста, считающего, что половое влечение, подобно голоду и жажде, не должно быть объектом моральных ограничений. В своей крайней форме гедонистическая этика может оправдывать даже сексуальное насилие, а приверженец гедонизма может превратиться в своего рода "сексоголика" или "сексомана". Аскетизм связан с отказом от сексуальных отношений, как и от других "мирских удовольствий", с убеждением, что наибольшее удовлетворение человек получает не от чувственных наслаждений, а от духовного самосовершенствования, удовлетворения так называемых "высших" потребностей. К счастью, аскетическая мораль не имеет широкого распространения (особенно в своих крайних формах).' И, наконец, рационализм как одна из современных этических систем (в том числе и систем сексуальных ценностей) исходит из приоритета разума, из необходимости выявить рациональные основания для выбора стратегии сексуального поведения, оценить баланс возможных издержек и позитивных и негативных последствий вступления в половые отношения с тем или иным партнером. Говоря о сексуальной морали и ценностях, связанных с половой жизнью, необходимо также отметить, что во всем, что касается сексуальных отношений, в современном обществе продолжает сохраняться (в той или иной степени) половая, или, как теперь модно говорить, гендерная асимметрия, различия в том, что могут или не могут, должны или не должны делать мужчины или женщины. "Предписания сексуальной культуры всегда неоднородны и неоднозначны. Изучая сексуальные нормы и запреты, необходимо учитывать, кем, кому, что, с кем, насколько и почему запрещено"7. И гендерная асимметрия, или двойной стандарт,— один из наиболее ярких примеров такой неоднородности, касается ли это допущения добрачных связей, вне- или сверхбрачных отношений и многих других аспектов сексуального поведения. И хотя общая эволюция брач-
но-семейных отношений, в том числе и сексуального поведения, выражается, помимо прочего, и в постепенном изживании двойного стандарта (за что особенно активно выступают многие женщины), он пока еще не исчез окончательно, перемещаясь в довольно неожиданные формы. В частности, в настоящее время одним из выражений этого двойного стандарта является практически всеобщее убеждение, что контрацепция — это исключительно или почти исключительно "женское дело". Каковы же основные тенденции и закономерности сексуального поведения в современном мире? И каким образом социологическая наука исследует и интерпретирует сексуальное поведение? Первый вопрос, который нас интересует, — это вопрос о добрачном сексуальном поведении и, в частности, о сексуальном поведении подростков. Этот вопрос — первый не только потому, что, с точки зрения жизненного цикла семьи, добрачное сексуальное поведение предшествует браку, но и потому, что последовательное увеличение распространенности добрачных половых связей является одним из ярких проявлений кризиса семьи в современном обществе. За последние 20-30 лет во всем мире резко усилился интерес к проблемам, связанным с добрачным, особенно подростковым, сексуальным поведением. Особый упор на сексуальное поведение подростков неслучаен, поскольку именно на подростковый возраст приходится значительная и растущая часть добрачных половых связей и поскольку именно сексуальные связи подростков порождают наибольшее число экономических, социальных, медицинских и других проблем. Как отмечают авторы подготовленного ООН обзора репродуктивного поведения подростков в развитых странах мира, "доминантой многих высказываний и суждений по этому поводу является беспокойство. Беспокойство из-за растущего уровня рождаемости в самых молодых возрастах, из-за высокой доли нежелательных и незапланированных беременностей у подростков в контексте изменяющихся сексуальных установок и поведения и роста возраста первого брака. Это беспокойство связано с большим числом разнообразных негативных последствий сверхранних и ранних беременностей. Оно может только усиливаться в связи с тем, что число таких беременностей растет на фоне продолжающегося снижения рождаемости"8. В этой длинной для учебника цитате отражена общая для развитых стран проблематика и значение сексуального и репродуктивного поведения подростков и молодежи. Добрачное сексуальное поведение, добрачные половые отношения не являются чем-то новым, возникшим только в самое последнее десятилетие. Приведем в этой связи некоторые данные из работ демографов и историков семьи. Хотя приводимые оценки несколько отличаются друг от друга, все они, как правило, отражают общую тенденцию роста добрачных половых связей за последние два-три века. Так, американский историк семьи Э. Шортер, основываясь на имеющихся данных о внебрачных рождениях, пришел к выводу, что за 1750-1850 гг. практически во всех странах Европы имел место весьма существенный рост коэффициента внебрачной рождаемости. Доля внебрачных рождений за этот период выросла, по данным Э. Шортера, с 1-3 до 10-15% всех рождений. Выросло также число добрачных беременностей. По мнению Шортера, главным фактором этого роста было увеличение добрачных половых связей, оцениваемое им как "революция в эротизме" 9. Английский историк и демограф Питер Ласлетт, уже известный вам, подсчитал, что между 1750 и 1800 гг. от одной до двух пятых всех зачатий в Англии происходили вне брака. П. Ласлетт к тому же считал, что женихи и невесты в то время обладали гораздо большим сексуальным опытом, чем это принято думать. В американских колониях Англии, где в силу преобладания протестантских сект (пуритане, квакеры и др.) господствовала более строгая и репрессивная сексуальная мораль, за сто лет, с конца XVII до конца XVIII в. процент беременных невест увеличился более чем в пять раз10. Ученые расходятся в оценке причин такой динамики репродуктивного поведения (напомним, что в условиях низкого уровня применения контрацепции и искусственных абортов репродуктивное поведение практически совпадало с сексуальным). Одни, как Шортер, видят в ней выражение либерализации половой морали и даже "революции в эротизме". Другие, как французский историк Ж.-Л. Фландрен и бельгийский историк И. ван Уссель, видят в этих же явлениях результат усиления антисексуальных репрессий и подавления сексуальности, связанного с индустриализацией11. Как бы то ни было, с социологической точки зрения и с позиций теории кризиса семьи как социального института, весьма интересной представляется точка зрения, согласно которой распространенность добрачных половых связей обусловлена степенью прочности семьи и ее сплоченностью, строгостью семейного контроля за
поведением молодежи, подкрепляемого внесемейными институтами (соседская община, церковь и пр.), степенью интеграции и всеобщности системы социальных норм и ценностей. Чем прочнее семья, чем определеннее взаимоотношения поколений в семье, чем строже и.всеохватнее социальный контроль, тем выше "половая сдержанность до брака" и тем менее распространены добрачные сексуальные связи, в том числе среди молодых людей и подростков12. Как было показано выше, история XX в., в том числе и в нашей стране, это, по сути, — история углубляющегося кризиса семьи, расшатывания ее основ и внутренних ее связей. И потому неудивительно, в свете сказанного, что на всем протяжении столетия шел неуклонный рост добрачных половых связей, увеличивались масштабы сексуального поведения подростков. Об этом говорят как данные статистики, так и результаты проведенных в разных странах социологических исследований. Каковы же масштабы этого явления у нас в стране и в мире? Первое, хотя и не полное представление об этом, т.е. о вовлеченности подростков в сексуальные отношения, могут дать данные о числе, доле и динамике рождений у женщин в подростковых возрастах. Эти данные обобщены в уже цитировавшемся выше обзоре репродуктивного поведения подростков в развитых странах мира, подготовленном специалистами ООН. В послевоенные годы четко выделяются два периода, отличающиеся друг от друга динамикой подростковой рождаемости. Для первого из них (до 1970 г.) был характерен рост подростковой рождаемости почти во всех развитых странах. При этом общая рождаемость в этих странах довольно быстро падала. Особенно быстро (в два и более раз) выросла подростковая рождаемость13 в Норвегии и Великобритании, еще в семи странах показатели подростковой рождаемости выросли в полтора с лишним раза. Этот рост, по мнению многих авторов, был связан со снижением возраста полового созревания, возросшей автономией и свободой подростков (свободой прежде всего от семьи!) и ослаблением традиционной морали, что в совокупности результировалось в возрастании уровня добрачной сексуальной активности14. В дальнейшем, однако, ситуация изменилась. Динамика подростковой рождаемости (но не подросткового сексуального поведения!) обнаружила три различные модели своего изменения15. Для первой модели характерны низкий уровень подростковой рождаемости (100-200 рождений на 1000 женщин в возрасте до 20 лет), а также ее дальнейшее снижение к концу 70-х гг. По этой модели изменялась подростковая рождаемость в ряда западноевропейских стран и в Японии. Для второй модели были характерны б олее высокий, чем в первом случае, уровень подростковой рождаемости (от 200 до 400 промилле) в начале периода я его последующее крутое падение. Особенностью третьей модели был сравнительно невысокий уровень подростковой рождаемости (около 200 промилле) В начале 1970-х гг., который, однако, в противоположность первой модели затем резко повысился. Более чем у 1.1 млн детей и подростков в США в возрасте от 13 до 19 лет (т.е. более чем у 10% девочек-подростков этого возраста) ежегодно наступает беременность. По данным Института А. Гуттмахера, 7 млн американских мальчиков и 5 млн девочек в возрасте 13-19 лет живут активной половой жизнью. Исключением из правил может послужить особа, до 19 лет не имевшая интимных отношений. Б е ч к и Ш. Молодежь и помощь несовершеннолетним в США. Попытка структурного анализа. М., 1991. С. 121. По второй модели изменялась подростковая рождаемость в некоторых странах Западной и Северной Европы, в Австралии, Канаде. Этой же модели следовали и белые подростки в США. По третьей модели происходило изменение подростковой рождаемости в Восточной и Южной Европе. Истинной любви может помешать бедность Десятки тысяч молодых американцев дали обет девственности, отказавшись от добрачного сексуального опыта. "Истинная любовь умеет ждать", — считают они и участвуют в движении с аналогичным названием. Движение поддерживает ряд звезд спорта и эстрады, призывающих молодежь отказаться от безответственности, вседозволенности и ждать прихода настоящего чувства. Между тем эксперты полагают, что движение "Истинная любовь умеет ждать" вряд ли будет пользоваться популярностью у молодежи из бедных районов. По прогнозам статистиков, в этом году более одного миллиона девочек-подростков забереме-
неют, а более трех миллионов тинейджеров заразятся СПИДом или венерическими заболеваниями. Сегодня. 1994. 26 февраля. В нашей стране динамика подростковой рождаемости соответствует, скорее, третьей из описанных выше моделей, т.е. для нее характерен рост подростковой рождаемости со среднего уровня (см. примечание 13). Величина суммарного коэффициента подростковой рождаемости для нашей страны не рассчитывается, однако ее можно оценить, умножив повозрастный коэффициент рождаемости для возрастной группы 15-19 лет на 5. В итоге получается, что за период со второй половины 50-х гг. до 1992 г. этот показатель менялся в России следующим образом (табл. 8—1)16. Таблица 8—1 Динамика суммарного коэффициента подростковой рождаемости в Российской Федерации, промилле, 1958-1992
antonov 95 Правильная интерпретация этих данных предполагает, что даже умеренные относительные показатели рождаемости у подростков отражают значительные абсолютные их величины. Например, в 1991 г. в России у матерей в возрасте до 20 лет родилось почти 57 тыс. детей. Таковы масштабы проблемы. Но значимость проблемы не ограничивается только ее общими масштабами. Тревожным аспектом проблемы является рост добрачной сексуальной активности в самых младших подростковых возрастах. Например, с 1987 по 1990 г. число рождений у матерей моложе 18 лет возросло на 35.4% (в том числе в возрасте до 16 лет — на 34.3 %, у 16-летних — на 45.2% и у 17-летних — на 32.5%) при > сокращении общего числа рождений на 20.4%17. Однако данные о подростковой рождаемости не могут дать полной картины сексуального поведения в этом возрасте. Реальные его масштабы гораздо значительнее, поскольку сексуальные отношения — устойчивые или случайные, упорядоченные.или хаотические — редко заканчиваются рождением ребенка. Данные, приводимые авторами уже цитировавшегося обзора репродуктивного поведения подростков, показывают, что даже в тех странах, в которых уровень подростковой рождаемости снижается, сексуальная активность подростков растет, увеличивается доля имевших сексуальные контакты в подростковом возрасте, снижается возраст первой половой связи. В частности, согласно данным Национального обследования роста семей в США 1982 г. (NSFG-1982) около трех четвертей незамужних 19-летних женщин имели к этому возрасту сексуальный опыт, к 18 годам — более половины, к 17 годам — более 40%, к 16 годам — около трети и к 15 годам — около пятой части опрошенных американских девушек, не состоящих в браке. В Западной Германии в 1980 г. к 17 годам имели сексуальный опыт около 60% незамужних женщин. Другие страны имеют такую же или сходную динамику сексуального поведения подростков18. В нашей стране, к сожалению, представительные данные на общенациональном уровне отсутствуют. Однако данные немногочисленных локальных исследований говорят о том, что и у нас в стране наблюдается рост сексуальной активности подростков, отражающийся, в частности, в динамике числа рождений у этой возрастной группы. В частности, по данным опроса 1655 мужчин и женщин, проведенного в 1993 г. с целью выявления сексуальных представлений населения России, около 15% мужчин и 2% женщин начали половую жизнь в возрасте до 17 лет.
Добрачные и внебрачные сексуальные отношения сельского и городского населения (в %) Ижевск, 1976-1977
antonov 9 6 Петраков А. А. Демографический мир семьи. Ижевск, 1988. С. 41. Однако столь низкие по сравнению со странами Запада показатели возраста начала половой жизни являются явно и сильно заниженными. Об этом говорит и тот факт, что на соответствующий вопрос не ответили до половины опрошенных. К тому же менее личностно задевающий вопрос о допустимом возрасте начала половой жизни вызвал противоположную реакцию. Только 16% женщин и 11% мужчин высказались за более позднее (23 года и более) начало половой жизни. Только 19% мужчин и 30% женщин настаивают на недопустимости добрачных сексуальных отношений. Зато 22% мужчин и 10% женщин считают, что можно начинать половую жизнь и до 17 лет. При этом, хотя данные о возрастном распределении ответов на эти вопросы отсутствуют, автор публикации полагает, что главным "разделительным фактором оказывается возраст1'19. "Как Вы думаете, допустимо ли в наше время девушке начинать половую жизнь до вступления в брак?", %, Москва, Бишкек, 1010 девушек
antonov 9 6 Левитас С. Г. К вопросу о сохранении репродуктивного здоровья подростков // Здоровье и продолжительность жизни (Демография и социология. Вып. 7). М., 1993. С. 56. Эти данные хотя и фрагментарные, подтверждают общую, глобальную тенденцию расширения масштабов сексуального поведения подростков, снижения возраста приобретения первого сексуального опыта, а также значительные межпоколенные различия как в сфере Валовой морали, сексуальных установок, так и в сфере реального поведения. Поэтому неудивительно, что исследование добрачного сексуального поведения является одним из важнейших направлений социологии семьи. Распределение респондентов по возрасту начала половой жизни, %, Москва, Бишкек, 1010 девушек
antonov 9 6 Примечание. Данные в таблице относятся только к тем, естественно, кто в момент опроса имел опыт половой жизни. Таких среди опрошенных было в Москве 24.1%, в т.ч. среди школьниц — 9% и среди учащихся ПТУ — 41.9%; в Бишкеке — 2.7%. Левитас С.Г. К вопросу о сохранении репродуктивного здоровья подростков // Здоровье и продолжительность жизни (Демография и социология. Вып. 7). М., 1993. С. 56. Например, в американской социологии семьи отмечается неуклонный рост числа работ, посвященных добрачному сексуальному поведению, при увеличении внимания как к разработке методических аспектов изучения этой проблемы, так и к более глубоким теоретическим их интерпретациям. При этом надо отметить такую
особенность изучения добрачного сексуального поведения в США, как сочетание данных локальных исследований с результатами общенациональных опросов, проводимых регулярно. Другой особенностью является постепенное смещение акцентов с так называемых "чистых" концепций добрачного сексуального поведения подростков к теориям более общего плана, в которых сексуальное поведение рассматривается как частный случай социального поведения вообще. Прежде чем вкратце остановиться на теоретических концепциях общего плана, надо отметить, что в рамках "чистого" подхода была разработана так называемая "автономная теория гетеросексуальной пермиссивности" Айры Рисе, которая сыграла стимулирующую роль в развитии социологических исследований добрачного сексуального поведения20. Среди общих теорий добрачного сексуального поведения, в которых последнее предстает как одна из разновидностей социального, прежде всего так называемого проблемного поведения, выделяются такие, как теория референтной группы, теория социализации, теория согласованности установок и поведения и теория проблемного поведения, Заслуживают внимания и данные... о различии в добрачной сексуальной практике между мужчинами и женщинами....Из вступивших в брак в сельской местности среди... имевших добрачную и внебрачную сексуальную практику 30.4 процента приходится на женщин и 69.6 на мужчин, В городе — 39.2 и 60.8 процента. Повышение здесь доли женщин показывает оборотную сторону равноправия полов, существующую в связи с неправильным пониманием определенной частью женщин свободы поведения. Результатом этого являются участившиеся случаи проституции и курения среди женщин, пристрастия к спиртным напиткам и даже наркотическим веществам. Эти тревожные сигналы говорят и о том, что в городе ослаблена регулирующая сила общественного мнения. Здесь имеется больше объективных факторов дестабилизации семьи, чем • на селе. Петраков А.А. Демографический мир семьи. Ижевск, 1988. С. 41. Первая из них — теория референтной группы — давно и успешно применяется в социологии и социальной психологии для исследова- ния большого числа явлений. В центре ее — анализ воздействия различных референтных групп, с которыми связана жизнь человека, подростка в данном случае, на его установки и поведение. В частности, применительно к исследованию добрачного сексуального поведения подростков эта теория устанавливает сравнительную роль родителей и других ближайших родственников, друзей и более широкой социальной микросреды в формировании как установочной сексуальной пермиссивности, т.е. более строгого и репрессивного, или более либерального отношения к добрачным половым связям, так и реального сексуального поведения подростков. В частности, в рамках этого подхода была выявлена хотя и значительная, но меняющаяся под влиянием окружения ровесников и друзей роль семьи в этих вопросах. Теория социализации ориентирует на анализ соотносительного влияния различных агентов социализации на сексуальное поведение подростков. В рамках этого подхода в центре внимания оказывается процесс формирования сексуальной идентичности личности (т.е. осознания себя представителем определенного пола с принятием соответствующих половых и сексуальных ролей), а также научения сексуальному поведению как таковому. Хотя этот социализационный процесс начинается буквально с самых первых дней жизни человека, именно в подростковом возрасте происходит превращение усвоенных человеком полоролевых ожиданий и требований, социокультурных норм и установок в реальное сексуальное поведение. Именно в рамках социализационного подхода была предложена упоминавшаяся выше концепция сексуального сценария. Работы, выполненные в рамках теоретического подхода, акцентирующего внимание на согласованности установок и поведения, анализировали сексуальное поведение в связи с общей ценностно-ориентированной структурой личности (принятые ценности, степень религиозности и др.) и конкретным жизненным опытом подростков. В частности, в рамках этого подхода было показано, что на сексуальное поведение подростков наиболее существенное влияние оказывают: интенсивность прошлого сексуального опыта, сексуальное поведение ближайших друзей, а также длительность и характер текущих гетеросексуальных отношений. Наконец, в рамках общей теории проблемного поведения, разработанной С.Л. и Р. Джессорами21, сексуальное поведение рассматривается как проявление проблемного поведения (пьянство, наркомания, социальный протест и т.д. — другие его проявления).
В теории проблемного поведения рассматриваются два блока переменных, детерминирующих его возникновение и развитие. Это переменные, отражающие, с одной стороны, влияние демографических и других социальных структурных факторов, С другой — влияние социализации. Эти две группы факторов действуют на проблемное поведение двумя путями: прямо (непосредственно) и через два блока социально-психологических переменных. Один из них — это, по сути, структура личности. Он включает: мотивационную структуру, установочную структуру и личностную структуру контроля. Второй из этих двух социально-психологических блоков отражает индивидуальное восприятие окружающей социальной микросреды, включая так называемую дистальную структуру (родительская поддержка и контроль, поддержка и контроль со стороны друзей и "совместимость" двух этих источников влияния) и так называемую промежуточную структуру (родительское и дружеское восприятие проблемного поведения, модель проблемного поведения друзей). В теория проблемного поведения по существу синтезируются принципы других упомянутых выше подходов. Она рассматривает добрачное сексуальное поведение подростков целостно, системно. Одним из важных выводов из общей теории проблемного поведения является вывод о "сцепленности" проблемных поведений, что выражается, в частности, в том, что существует тесная связь между временем вовлечения в одно проблемное поведение (например, началом пьянства или злоупотреблением наркотиков) и временем начала другого (например, сексуального поведения подростков). В американской социологии семьи большое внимание уделяется межпоколенным взаимовлияниям как одному из факторов подросткового сексуального поведения, особенно в связи с анализом возраста рождения первого ребенка. В ряде исследований была, например, исследована связь между сексуальным поведением девочек-подростков и возрастом их матерей в момент их рождения. В частности, в исследовании Г. Прессер была зафиксирована четкая связь между возрастом матери в момент рождения респондентам и ее собственным репродуктивным поведением: дочери более молодых матерей сами рожали своего первого ребенка (соответственно начинали половую жизнь) в более раннем возрасте. Г. Прессер предположила, что эта связь отражает процесс "ролевого моделирования, в котором дочери в ходе социализации воспринимают тайминг материнства, схожий с тем, который был присущ их матерям22. Аналогичные результаты были получены в начале 80-х гг. Дж. Кард, которая на основе данных национального лонгитьюдного исследования TALENT (375 тыс. учеников старших классов в 1960 г.) обнаружила, что дети родителей-подростков имеют существенно более высокую вероятность родить ребенка в более раннем озрасте и иметь большее число детей в первые 11 лет после окончания школы, чем их одноклассники23. Дж.Р. Кан и К.Е. Андерсон, используя данные национального обследования формирования семьи 1988 г. (NSFG-1988), проанализировали тенденции влияния межпоколенных связей на подростковую рождаемость у женщин, достигших подросткового возраста между 50-ми и 80-ми гг.24. Особенностью их исследования было также то, что, помимо фиксации наличия или отсутствия межпоколенных связей в подростковом репродуктивном поведении, они пытались выявить механизмы передачи от поколения к поколению образцов (моделей) такого поведения. Результаты исследования позволили им прийти к выводу, что существует четкая взаимосвязь между сексуальным и репродуктивным поведением матерей и дочерей: дочери, рожденные их матерями в подростковом возрасте, также имеют существенно более высокую (например, белые женщины — в два раза более высокую) вероятность родить ребенка в подростковом возрасте, чем те, чьи матери родили их в более старшем возрасте. Они также установили, что решающую роль в межпоколенных связях играет не биологическое наследование, а социально-экономические факторы и "семейный контекст", в котором росли дети25. Весьма существенным представляется вывод о том, что тенденции, зафиксированные авторами, отражают, с одной стороны, ослабление социальных норм вообще, а с другой, — ослабление норм, направленных "против добрачных рождений", то, что современное "общество во все возрастающей степени рассматривает добрачные рождения как "нормальные", нормативные явления26. Иными словами, современные тенденции добрачного сексуального и репродуктивного поведения отражают ослабление ценностей традиционной семьи, основанной, как мы уже говорили, на единстве отношений супружества, родительства и родства. Они являются, следовательно, выражением глобального кризиса семьи как социального института. Сексуальное поведение в браке является другим важным пунктом, которому в социологии семьи уделяется значительное внимание. Это внимание отражает ту роль, которую сексуальное поведение играет в браке.
Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, подтверждают ту вполне ясную и очевидную мысль, что одним из залогов успешности брака, его стабильности является характер сексуальных отношений в браке, удовлетворенность супругов ими. В частности, И.С. Кон считает, что "сексуальная неудовлетворенность и дисгармония — одна из существенных причин разводов и нервных заболеваний; по некоторым данным, семейно-бытовые, включая сексуальные, трудности характерны для 65% неврологических больных"27. С.И. Голод приводит результаты проведенных им социологических опросов, которые говорят о том, что сексуальная удовлетворенность и гармония стоят на одном из первых мест среди условий благополучного и устойчивого брака28. А.А. Петраков в своем исследовании "демографического мира семьи" также подчеркивает роль удовлетворенности сексуальными отношениями в успешности и стабильности брака29. Зарубежные авторы аналогичным образом оценивают роль сексуальных отношений для оценки успешности или неуспешности брака. Например, в исследовании 9000 супружеских пар, проведенном во второй половине 80-х гг. П. Шварц и Д. Джексон, было установлено, что супруги, расценившие свой брак как "блестящий" или "очень хороший", видели главную причину этого в любви и половой страсти30. Всемирно известные исследователи сексуальных отношений в браке У.Мастерс и В.Джонсон полагают, что "половина всех американских браков разрушаются из-за различных форм сексуального дистресса"31. Именно роль сексуальных отношений в браке делает необходимым анализ основных аспектов брачного сексуального поведения. Главный вопрос здесь — динамика сексуального поведения в зависимости от длительности брака, а также от ряда других факторов. Отличительной особенностью сексуального поведения в браке является уменьшение частоты сексуальных отношений с увеличением стажа брака. На эту тенденцию обратил внимание еще А. Кинзи в своем классическом исследовании сексуального поведения. Согласно его данным, частота половых сношений менялась с возрастом супругов (который в данном случае до некоторой степени репрезентирует стаж брака) следующим образом: у супругов, чей возраст находился в интервале 16-25 лет, средняя частота половых сношений составляла 2,45 раз в неделю; в возрасте 26-35 лет — 1,95 раз в неделю; в возрасте 36-45 лет — 1,40 раз в неделю; в возрасте 46-55 лет — 0,85 раз в неделю и в возрасте 56 лет и старше — 0,50 раз в неделю32. Через четверть века (в 1972 г.) английский исследователь М. Хант зафиксировал ту же тенденцию. Частота половых сношений у опрошенных им мужчин составляла соответственно: 3.25; 2.55; 2.00; 1.00 и 1.00 раз в неделю33. Брачный coitus также характеризуется снижающейся час тотой. Как правило, в самом начале брака частота coitus составляет 3-4 раза в неделю; 25-ю годами позже — меньше одного раза в неделю. Причины снижения частоты: занятость на работе, дети, насыщение. Относитель но влияния занятости на сексуальные отношения в браке одна из женщин высказалась так (исследование Greenblatt, 1983, с. 296): "Истощение — это очень большая проблема. Я никогда не думала, что это может произойти. Когда я работаю, занимаюсь бизнесом, это втягивает ме ня целиком и в течение длительного времени заставляет стремиться к снятию напряжения ночью, в то время когда Джерри уже крепко спит. И я догадываюсь, что у Джерри в его положении много обязанностей — таков ущерб, который работа несет нашей сексуальной жизни!" Дети также снижают частоту coitus из-за того, что они есть, а также из-за энергии, которую на них приходится тратить. Knox D., Schacht C. Choices In Relationships. An Introduction to Marriage and the Family. 3rd Edition. Saint Paul et al. 1991. P. 320. Аналогичная динамика сексуального поведения в зависимости от стажа брака зафиксирована и в других исследованиях. Как пишет американская исследовательница К.С. Гринблат, снижение частоты половых сношений в браке универсально и не зависит от возраста, уровня образования брачных пар или от ситуации. После пятого года почти все, что происходит в семье — дети, работа, домашние обязан-ности, финансовые проблемы, — снижает частоту брачного секса34. По ее данным, с первого по шестой годы брака частота половых сношений уменьшается более чем в два раза: с 14.8 раз в неделю в среднем до 6.3 раз при соответственном уменьшении размаха вариа|ций с 4-45 раз до 2-15 раз в неделю35. Наиболее совершенное, по словам И.С. Кона, в методологическом отношении исследование Г. Джассо (опрос в 1970 и 1975 гг. 2000 американских супружеских пар) показало, что для супружеских пар с длительностью брака от одного месяца до 25 лет частота сношений уменьшается по мере роста стажа брака, хотя и нелинейно36.
Эти данные локальных социологических исследований подтверждаются и результатами Всемирного обследования демографии и здоровья (DHS), проведенного в конце 80-х — начале 90-х гг. Практически по всем странам мира зафиксировано снижение частоты половых сношений сростом стажа брака. "Наибольшая коитальная частота зафиксирована у новобрачных. Затем в течение нескольких первых лет брака коитальная частота снижается весьма заметно, после чего темп снижения замедляется до достижения длительности брака 15-19 лет. После этого времени частота половых сношений падает вновь. Джеймс назвал это явление — снижение коитальной частоты после первых лет брака вслед за увеличением его стажа эффектом медового месяца"37. Аналогичные тенденции в частоте половых сношений в браке зафиксированы и в нашей стране, в частности, в исследовании репродуктивного поведения двухдетных семей в 1978 г. С увеличением длительности брака уменьшается доля супругов с высокой частотой половых сношений: 52.7% со стажем до 5 лет и 39.6% при стаже 15 лет. Максимальная частота сношений различается еще больше — соответственно КЗ и 5.6%38. Говоря о причинах уменьшения частоты половых сношений с ростом стажа брака, исследователи обращают внимание на целый ряд факторов, среди которых на первые места обычно ставят профессиональную занятость и связанную с ними усталость, наличие детей, а также так называемое насыщение, или рутинизацию отношений между супругами, утрачивающих чувство новизны и спонтанность любви39. Другой, еще более важной особенностью брачного сексуального поведения является его связь с репродуктивным поведением. Хотя, как говорилось выше, в современном обществе сексуальное поведение обособилось от репродуктивного, эта автономность является относительной в том смысле, что рождение детей продолжает иметь в качестве своего предусловия сексуальное поведение, причем именно в браке. В современном обществе взаимосвязь сексуального и репродуктивного поведения должна проявляться прежде всего в зависимости частоты половых сношений от степени удовлетворения потребностей в детях (об эхом понятии подробно будет сказано ниже). Чем сильнее желание иметь то или иное число детей в семье и чем больше разрыв между тем числом детей, которое семья хочет иметь, и тем, которое она реально имеет, тем, при прочих равных условиях, выше должна быть частота половых сношений в браке (табл. 8—2). Таблица 8—2 Средняя месячная частота половых сношений в браке в зависимости от желания иметь еще детей (по данным Всемирного обследования демографии и здоровья)
antonov 9 10 Примечание: (+) — включая стерилизованных женщин в африканских странах; (—) — категория, не включенная в анализ; (...)— данные отсутствуют или ненадежны. Данные в таблице выравнены по длительности брака. Blanc Ann К., Rutenberg Naomi. Coitus and Contraception: The Utility of Data on Sexual Intercourse for Family Planning Programs // Studies in Family Planning. 1991. V. 22. No 3. P. 172. Например, по данным DHS, оказалось, что "женщины регулируют их коитальную частоту в соответствии с их желаниями относительно будущего числа детей. Во всех странах женщины, которые хотели иметь больше детей, отличались более высокой частотой половых сношений по сравнению с теми, кто не хотел больше детей, или с теми, кто не мог ответить на этот вопрос"40. Аналогичная тенденция прослеживается и в данных социолого-демографического исследования репродуктивного поведения двухдетных московских семей. У супругов с неудовлетворенной потребностью в детях максимальная частота сношений (4 раза в неде-
лю) отмечается чаще (15.3%), чем у супругов с полной удовлетворенной потребностью (9.3%). Высокая частота половых сношений (2-3 раза в неделю) фиксируется у 47 и 41 % женщин соответственно с неудовлетворенной и полностью удовлетворенной потребностью в детях41. Линии репродуктивного поведения двухдетных женщин и частота половых сношений Москва-1978, %
antonov 9 11 Примечание. В общее число опрошенных (1319) входят также 412 человек, чьи ответы были признаны неиск- ренними. Суммы по строкам могут быть меньше 100% из-за некоторого числа не ответивших на вопрос о частоте половых сношений. Антонов А. И., Медков В.М. Второй ребенок. М., 1987. С. 234. Интересный аспект взаимосвязи сексуального и репродуктивного поведения в браке раскрывают данные Всемирного обследования демографии и здоровья о зависимости частоты половых сношений от типа применяемой контрацепции. Наибольшей частотой половых сношений в браке отличаются женщины, подвергшиеся стерилизации или применяющие эффективные, так называемые коитус-независимые методы контрацепции (таблетки, внутриматочные спирали, инъекции, норплант) (табл. 8—З)42. Таблица 8—3 Средняя месячная частота половых сношений в браке в зависимости от применяемых методов контрацепции (по данным Всемирного обследования демографии и здоровья)
antonov 9 11 Примечание. Коитус-независимые методы: таблетки, ВМС, норплант. Коитус-зависимые методы: кондом (презерватив), вагинальные методы, прерванное сношение, периодическое воздержание и другие "традиционные" методы.
О чем говорят эти данные? Заметим прежде всего, что эти данные выровнены по продолжительности брака, т.е. не зависят от нее. По этой причине их можно рассматривать как характеристику собственно сексуального поведения, не зависящую от репродуктивных ориентации. Это — выражение тех функций сексуального поведения, прежде всего функции релаксации, снятия полового напряжения и функции собственно чувственного наслаждения (гедонистической), которые не связаны с рождением детей и которые характеризуют половую жизнь как самоцель. Женщины, подвергшиеся стерилизации, и женщины, применяющие эффективную контрацепцию, свободны "от страха нежеланной беременности"43, поэтому они, даже удовлетворив свою потребность в детях (иначе бы они не стали прибегать к стерилизации и эффективной контрацепции), имеют, повышенную частоту половых сношений, аналогичную той, которая свойственна женщинам, желающим иметь больше детей. Можно предположить, что в данном случае речь идет о "более продвинутых" женщинах, т.е. имеющих более высокое образование, профессионально занятых и т.п. Об этом может говорить тот факт, что наибольшая частота половых сношений в браке свойственна женщинам Бразилии — страны с более высоким уровнем индустриального и социально-экономического развития. Как-в социологическом плане можно было бы оценить отмеченные особенности брачного сексуального поведения? Обычно автономизацию сексуального поведения от репродуктивного, выражающуюся, в частности, в связи частоты половых сношений с применением высокоэффективной контрацепции, рассматривают как позитивное явление, отражающее рост индивидуальной свободы и возможности выбора любых моделей и образцов поведения, как свидетельство освобождения женщины и роста ее равноправия с мужчиной, становления современных брачно-семейных отношений. Безусловно, в такого рода утверждениях много справедливого. Однако одновременно — это и выражение глобального кризиса семьи, отмирания или трансформации ее социальных функций, прежде всего репродуктивной. Репродуктивная функция семьи реализуется через репродуктивное поведение, к рассмотрению которого мы и переходим. Ключевые термины: сексуальное поведение, половая жизнь, половая роль, сексуальная роль, половая культура, сексуальная культура, сексуальный сцена- рий, добрачное сексуальное поведение, возраст начала половой жизни, двойной стандарт, частота половых сношений (коитальная частота), контрацепция. Date: 2015-09-24; view: 613; Нарушение авторских прав |