Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 1 Применительно к репродуктивному поведению эта схема под­робно рассматривается в главе 9





1 Применительно к репродуктивному поведению эта схема под­робно рассматривается в главе 9.

2 Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 123.

3 Carlson A. Family Questions. N.Y., 1988. P. 229; Карлсон А. Семья и конституция // Семья в России. 1995. № 1-2; Карл­сон А. Вперед — к прошлому: перестройка семейной жизни в постсо­циалистической Швеции // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1995. № 2.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980; 1995.

2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.

4. Волков А.Г. Семья — объект демографии. М., 1986.

5. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.

6. Mud М. Культура и мир детства. М., 1988.

7. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.

8. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1993.

9. Смехзер Н. Социология (гл. 4, 11, 12, 13, 20). М., 1994.

10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

 

Раздел III

СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ

ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

И ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В этом разделе учебного пособия речь идет о типах семейного поведения личности. Семейное поведение личности реализует наи­более фундаментальные потребности — потребность в браке, сек­суальную потребность и потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное пове­дение — в своих конкретных формах брачного, сексуального и ре­продуктивного поведения — реализует и процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.

Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся (в Рос­сии, например, в 1993 г. ежедневно заключалось свыше 3000 браков и регистрировалось более 1800 разводов). Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатия­ми (около 15 тысяч зачатий в день), рожают детей (более 3800 рождений в день), совершают множество других действий и поступ­ков. Все это — частные, хотя и важные события в жизни отдельного человека, отдельной семьи.Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.

Решение сделать что-то, совершить поступок (например, вступить в брачную связь) — сугубо личное дело. Чтобы понять его, надо многое знать о данном конкретном человеке, о том, кто он, каковы его интересы, убеждения и т.д. Но этого даже, миллионы раз повто­ренного знания об индивидуальном, конкретном совершенно недо­статочно для того, чтобы понять эти явления как общественные, социальные.

Например, в России ежегодно рождается около трехсот тысяч детей, чьи матери не состоят в зарегистрированном браке. И хотя каждое такое рождение уникально и неповторимо, можно найти, однако, много общего в них, такого, что создает в этом явлении некие повторения, правильности и регулярности, устойчивость кото­рых намекает на то, что здесь речь идет об общественном явлении, о социальном процессе, подчиняющемся определенным закономерно­стям. Скажем, в сельской местности вероятность родить ребенка вне брака выше, чем в городах. Относительно чаще рожают вне брака женщины моложе 20 лет и те, чей возраст превышает 35 лет. Причем эти (и другие) соотношения весьма устойчивы и не меняются от года к году и от территории к территории.

Или возьмем вступление в брак. Молодоженам кажется, что это событие в их жизни неповторимо, непохоже ни на какое другое, что они вступают в брак "по любви" и что никакие внешние по от­ношению к этой любви обстоятельства не повлияли на их решение соединить свои жизни. А между тем, как и в случае с внебрачной рождаемостью, здесь также обнаруживаются свои правильности, ре­гулярности и закономерности. Оказывается, что с большей вероятно­стью вступают в брак люди, в чем-то похожие друг на друга, имею­щие некоторые одинаковые или близкие характеристики.

Эти примеры можно продолжать и продолжать. Однако и сказан­ного достаточно, чтобы констатировать: в частной жизни людей, в их сугубо индивидуальном поведении (семейном в данном случае) обна­руживается повторяющееся, закономерное, позволяющее говорить о существовании генерализованных, всеобщих моделей и образцов по­ведения и деятельности.

Включение этих общезначимых образцов человеческого поведе­ния, связанного с реализацией семьей ее важнейших социальных функций по упорядочению сексуальных отношений и по воспро­изводству человеческого рода, в социологическую систему коорди­нат — социальная структура, межличностная динамика и социо­культурная легитимность (нормативность) — и являются целью того раздела социологии семьи, который направлен на исследование се­мейного поведения и его основных форм, прежде всего поведения брачного, сексуального и репродуктивного.

Изложению основных теоретических и прикладных результатов исследования семейного поведения посвящен данный раздел учебно­го пособия. При этом логика изложения будет соответствовать "есте­ственному порядку вещей", в котором рождению детей предшествует вступление в брак (или в фактический брачный союз — сожительст­во) и нормальные сексуальные отношения.

 

Глава 7 БРАЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Брачное поведение — это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке, поведение, связанное с выбо­ром брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным от­бором понимается процесс, в результате которого из совокупнос­ти (пространства) возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается тот, в каждом данном конкретном случае единственный партнер (партнерша), который (которая) и становится мужем (женой) или тем, с кем "живут вместе".

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности процесса брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных вы­боров, так и степень свободы индивидуального выбора.

В первом отношении, то есть в том, как определяется пространст­во возможных выборов брачного партнера, все культуры различают­ся по тому, допускаются или нет в них повторные браки. Если повторные браки допускаются, если допускается "серийная монога­мия", то совокупность, из которой производится отбор брачного пар­тнера, является предельно широкой и включает в себя как не состо­ящих, так и состоящих в браке.

Правилом здесь является то, что человек, мужчина или женщина, постоянно доступен для брака, независимо от того, состоит он в браке или нет. Как пишет американский социолог Б. Фарбер, "каж­дый человек, по крайней мере, теоретически, всегда является потен­циальным супругом для всех других лиц противоположного пола. Здесь важно то, что состояние в браке ничуть не ограничивает чело­века в том смысле, что он продолжает оставаться возможным супру­гом в позднейших браках"1.

Напротив, в культурах, где повторные браки не допускаются, в культурах традиционной, жесткой моногамии, пространство возмож­ных выборов не включает в себя тех, кто уже состоит в браке. Человек вступает в это пространство по достижении установленного обычаем или законом брачного возраста и покидает его, вступив в брак.

В нашем обществе, то есть в обществе европейского, западного типа, историческая тенденция состоит в переходе от строгой монога-

мии, когда вступление в повторный брак даже в случае овдовения было затруднено (особенно для женщин), к моногамии серийной, когда повторные браки становятся обычным делом.

Например, в России в 1991 г. для четверти как мужчин, так и женщин, вступивших в брак, этот брак был повторным, причем из общего числа вступивших в повторный брак мужчин 88% сделали это после развода (для женщин аналогичная доля равняется 83%). Еще выше доля вступающих в повторный брак в Москве: в том же 1991 г. брак был повторным для 36,4% мужчин и для 32,1% жен­щин, причем на долю послеразводных приходилось 90% повторных браков мужчин и 88% повторных браков женщин2. Аналогичные данные можно привести и по США. В этой стране в середине 80-х гг. около 46% всех заключаемых браков были повторными по крайней мере для одного партнера3.

Во втором отношении, то есть в том, что касается степени свободы индивидуального выбора, между различными обществами также су­ществуют большие отличия. В некоторых культурах, а в прошлом практически повсюду преобладают браки, организуемые родителями или другими родственниками, под чьей опекой находятся молодые люди. В других доминирует "свободный" выбор, когда основными его "агентами" являются сами вступающие в брак. Однако в любом случае вступление в брак, выбор брачного партнера не являются произвольными. Они подчиняются действию определенных факторов культурного, социального, психологического и даже отчасти соци­ально-биологического характера, к краткому рассмотрению которых мы переходим.

Факторы брачного выбора. Наиболее широкими и одновременно действующими наиболее мощным образом являются культурологи­ческие факторы.

Важнейшим из них является так называемое правило эндогамии-экзогамии. Этот термин обычно применяется в этнологии для описа­ния того, как происходит брачный выбор между родами одного пле­мени. Его функциональная роль состоит в ограничении поля возмож­ных выборов брачного партнера, в исключении из него тех, кто не может быть брачным партнером.

В социологии семьи для характеристики процесса брачного отбора в современных условиях употребление этого термина может быть, разумеется, только условным и весьма ограниченным. При этом правило эндогамии следует понимать как предписание (принужде­ние) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило же изогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, то

 

есть направлено на предотвращение браков между близкими родственниками.

Правило эндогамии, или, как его еще называют, эндогамное давление, действует сильно и жестко, когда речь идет об этнической или расовой принадлежности.

Данные как демографической статистики, так и социологических исследований наглядно подтверждают это.

Бели рассматривать долю лиц, вступивших в брак с представителями другой национальности, среди всех вступивших в брак как выражение действия правила эндогамии, то получим, например, следующую картину. В 1989 г. в бывшем СССР среди основных национальностей тогдашних союзных республик доля лиц, вступивших в брак с представителями других национальностей, составляла (в общем числе браков): среди русских — 16.1% у мужчин и 17.7% у женщин; среди украинцев — 32.4% и 32.1%; среди белорусов -38.5% и 37.2%; среди узбеков — 6.5% и 5.2%; среди казахов -7.3% и 7.3%; среди грузин — 16.5% и 8.8%; среди азербайджанцев — 12.1% и 4.7%; среди литовцев — 11.5% и 12.0%; среди молдаван — 27.9% и 29.0%; среди латышей — 24.7% и 23.6%; среди киргизов — 6.1% и 5.8%; среди таджиков — 13.5% и 11.2%; среди армян — 21.5% и 14.0%; среди туркменов — 8.2% и 4.0%; среди эстонцев — 14.7% и 14.8%4.

Аналогичная ситуация наблюдается и в США. Правда, в этой стране основным избирательным признаком действия правила эндогамии является не этническая, а расовая принадлежность. В 1990 г. из более чем 50 млн брачных пар только 1,8% являлись межрасовыми, причем доля "черно-белых" пар, то есть браков между белыми и афро-американцами, не достигала и полупроцента5.

Правило эндогамии, впрочем, не универсально. В современных культурах, в которых его действие вообще является более слабым, оно к тому же практически снимается в случаях, если вступающему в брак более 30 лет, или если брак — повторный. В крупных городах правило эндогамии практически не действует. Его действие также резко ослабевает на территориях со смешанным по этническому составу населением, где контакты и общение между представителями различных национальностей являются более частыми и интенсивными.

Правило экзогамии, в противоположность правилу эндогамии, обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана. Хорошо известное всем табу инцеста является ярким примером социокультурного запрета, редуцирующего действие пра

вила экзогамии применительно к близким родственникам и не допу­скающего браков между родителями и детьми, братьями и сестрами, кузенами и кузинами.

К социологическим факторам брачного выбора относятся гомога­мия и близость (соседство).

Термин "гомогамия" обычно употребляется для обозначения тен­денции заключения браков между людьми, обладающими некоторы­ми общими или сходными характеристиками — социальными, психо­логическими, физическими и т. д. Противоположная тенденция обоз­начается термином гетерогамия6. Вероятность того, что у людей возникнет взаимная симпатия и притяжение друг к другу и что они вступят в брак выше в том случае, если они похожи друг на друга в том или другом отношении.

Обратите внимание, что понятия эндогамия и гомогамия зача­стую сближаются. Однако между ними есть разница, которая заклю­чается в том, что перенесенный в социологию семьи термин эндога­мия обозначает, по сути, некое социокультурное принуждение, за­ставляющее индивида действовать в брачном выборе определенным образом.

Термин же "гомогамия" (соответственно и гетерогамия) является чисто социологическим (хотя им также пользуются и этнологи), означающим, что браки между индивидами со сходными индивиду­альными характеристиками являются более вероятными, чем браки между индивидами, чьи характеристики сильно отличаются друг от друга. Это различие необходимо иметь в виду.

Социологические теории, рассматривающие гомогамию как один из основных факторов выбора брачного партнера, утверждают, что важнейшими характеристиками в этом отношении являются: воз­раст, этническая принадлежность, социальный статус, образование, уровень интеллекта, внешность и... совместимость внутренних ча­сов7. При этом наибольшей является роль возраста, этнической принадлежности и образования. О роли этнической принадлежности речь шла выше. Добавим только, что, помимо действия правила эндогамии, в том, что касается этнической принадлежности, дейст­вуют и чисто социологические факторы, прежде всего степень этни­ческой однородности той или другой территории.

Роль возраста в брачном отборе подтверждается многочислен­ными статистическими и социологическими данными. При этом роль возраста несколько специфична, поскольку в этом случае более вероятным является не совпадение (равенство) возрастов партнеров, а небольшое превышение возраста партнера мужского пола.

 

Например, в 1993 г. в Российской Федерации было заключено 1 106 723 брака. Из них браки, в которых невеста была старше жениха, составляли 11%. Браки, в которых жених и невеста имели одинаковый возраст (точнее говоря, их возраст находился в одном и том же пятилетнем возрастном интервале), — 40%. И, наконец, браки, в которых жених был старше невесты, — 49%. При этом почти две трети таких браков составляли те, в которых возраст жениха был на один пятилетний интервал больше, чем возраст не­весты8.

Аналогичные данные дают и социолого-демографические исследо­вания. Например, в проведенном нами исследовании репродуктивно­го поведения двухдетных московских семей "Москва—1978" было получено следующее совместное распределение возраста респонден-ток и их мужей на момент вступления в брак (табл. 7—1)9.

Таблица 7 - 1

Date: 2015-09-24; view: 342; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию