Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Antonov 8 3





Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора, наряду с гомогамией, является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, прожива­ние по соседству, а также работа в одной и той же организации (близость рабочих мест) или учеба в одном и том же учебном заве­дении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или учеба повышают вероятность встречи с партнером, который, к тому же, с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство цен­ностей, интересов.

Еще в начале 30-х гг. американский социолог Джеймс Боссард на материале 5000 браков, заключенных в г.Филадельфия, пока-

 

зал действие фактора близости. Согласно его данным, из этого числа брачных пар одна шестая, или почти 17%, проживали в одном и том же квартале Филадельфии, одна треть, или свыше 33%, в пяти ближайших кварталах и половина — в двадцати ближайших кварталах18.

Отечественные исследования не позволяют дать информацию, сопоставимую с данными Дж.Боссарда. Однако действие фактора близости прослеживается и в результатах, полученных и у нас в стране. В частности, по данным Г.В.Жирновой, в 70-е гг. в городах Центральной России примерно треть опрошенных ею брачных пар познакомились друг с другом на работе или в учебных заведениях, мес том знакомств остальных были или места общественного отдыха, культурно-массовых развлечений, или то, что называется "в гостях"19. И то, и другое полностью укладывается в смысл социологического фактора близости.

Соотношение мест знакомств будущих супругов, %

 

 

antonov 8 4

Петраков А.А. Демографический мир семьи. Ижевск, 1988. С. 27, 35.

Примечание. "Группа вступивших в брак по жела­нию" — это те, кто вступил в брак "из-за внутреннего, искреннего желания создать семью, иметь детей"; "группа вступивших в брак по обязанности" — это те, кто "вступил в брак, потому что так было нужно: пришло соответствую­щее время, боязнь остаться вне брака по возрасту, требо­вала обстановка(!)".

Действие социокультурных и социологических факторов брачного отбора объясняет, почему в процессе поиска "суженого" домини

рует тенденция к гомогамии, к тому, что любовники или супруги оказываются схожими (как правило) в своих наиболее существенных характеристиках. Но действие этих факторов не объясняет, как кон­кретно происходит отбор, каковы его социально-психологические ме­ханизмы, каким именно образом получается так, что одни браки оказываются гомогамными, а другие — гетерогамными. Ответы на все эти вопросы дают социально-психологические и психологические теории брачного отбора, в фокусе внимания которых такие пробле­мы, как комплементарные (дополнительные) потребности, обмены, социализационные факторы, в том числе влияние родителей.

В частности, одна из теорий, связывающих степень гомогамии с влиянием родителей, исходит из предположения, что тот факт, будет ли брак детей гомогамным или нет, зависит от характера чувств, эмоций, связывающих родителей и детей. Степень родительского влияния на брачный выбор детей (а это влияние направлено в сторо­ну гомогамного выбора, на повторение детьми родительского опыта) зависит от силы чувств, связывающих разные поколения в семье. При этом, как предполагается, если эти чувства позитивны, то веро­ятность того, что дети поступят так, как "делали" и как хотят их родители, выше, чем в случае, когда эти эмоции негативны. В по­следнем случае дети могут даже оказаться "девиантами", "уйти из семьи и из культуры, представляемой родителями". Но это — редкий случай. Гораздо чаще и даже чаще всего детей и родителей связыва­ют положительные эмоции, дети воспринимают опыт родителей как пример для подражания. Вот почему доминирует тенденция к гомо­гамии.

Еще одним аспектом, на который обращает внимание социализационный подход, является предположение о том, что в своих поисках будущего партнера люди, как правило, ориентируются на образ ро­дителя противоположного пола, т.е. дочери имеют тенденцию выби­рать партнеров, в чем-то похожих на отцов, а сыновья — на матерей. Вместе с тем моделью, так сказать, их "взрослого" для детей являет­ся родитель того же пола. Это предположение ведет свое происхож­дение от теории 3. Фрейда, утверждавшего, что в выборе сексуально­го объекта человеком проявляется смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, согласно 3. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина — мужа, похожего на отца.


В социологической литературе можно найти данные, подтверж­дающие этот тезис. В частности, Д. Едличка в своем исследовании 7000 супружеских пар обнаружил, что вероятность найти в опрошен­ной совокупности пары, в которых имелось сходство одного из парт-

 

неров с родителем противоположного пола, была выше, чем это теоретически возможно при случайном выборе20.

Д.У. Гленн и П.Т. Баррет со своей стороны показали, что стар­ший сын вступает в брак в среднем в более молодом возрасте, чем сыновья последующих очередностей; что мужчина с более старшим отцом в среднем женится позже; что дети из этнически смешанных браков предпочитают выбирать себе партнера из этнической группы родителя противоположного пола; что, наконец, люди более склонны к союзам с теми, кто в физическом отношении более похож на родителя противоположного пола, чем своего собственного21.

В социально-психологическом плане такой характер выбора брач­ного партнера находит свое объяснение в том, что человек, выбирая другого, похожего на родителя противоположного пола, как бы выби­рает уже что-то хорошо знакомое как в плане личностных характе­ристик, так и в плане разделяемых ценностей. Такой выбор "как бы заранее обеспечивает чувство комфорта и предсказуемости, а общие ценности помогают установлению связей партнеров друг с другом, поскольку людям нравятся те, кто соглашается с ними"22.

Еще одной социально-психологической теорией брачного выбо­ра является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча (ТКП-теория)23. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологиче­ские особенности противоположны и комплементарны (дополнитель­ны) их собственным. Например, человек робкий и склонный к за­висимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера силь­ного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремит­ся максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфи­ческие потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу. Суть ТКП-теории Уинча может быть афористически выражена, как "противоположности притягиваются". В основе ее — наблюдения, которые Уинч провел за 25 брачными парами в Северо-Западном университете. Хотя сам Уинч был убежден в правильности своей теории, другие исследователи отнеслись к ней критически. Характер­ным в этом плане было замечание Мейера и Пеппера о том, что "открытия Уинча — это артефакт. Или из-за неправильной методо­логии, или из-за того, что он изучал брачные пары"24.

Тем не менее другие авторы, отталкиваясь от подхода Уинча, пытались усовершенствовать его теорию. Одним из примеров этого является инструментальная теория Р.Сентера25, который исходил из предположения, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чье поведение и другие характеристики обес-

печивают (или кажется, что обеспечивают) максимум удовлетворе­ния и минимум затрат для их потребностей. При этом, в отличие от Уинча, Сентер полагает, что одни потребности более значимы, чем другие, причем для некоторых потребностей это различие значимо­сти одинаково для обоих полов, а для некоторых других — нет. Например, по словам Сентера, мужское доминирование — более значимая ценность для женщин, но для мужчин женское доминиро­вание менее привлекательно. Обратная ситуация имеет место в слу­чае с такой потребностью, как потребность в заботе. Отсюда, соглас­но выдвинутому Сентером принципу гендерной -конгруэнтности, вы­текает, что ценности (потребности), которые более типичны для мужчин, должны позитивно коррелировать с потребностями, более типичными для женщин. В частности, Сентер предполагал, что наи­большее притягивание будет иметь место в случае, когда мужское доминирование противостоит женской потребности в интимности, покровительстве, заботе26.


Хотя инструментальная теория Р. Сентера эмпирически и ме­тодически разработана более тщательно и хотя некоторые из его 239 гипотез (!) получили статистическое подтверждение, основные принципы ТКП-теории продолжают подвергаться критике со сторо­ны многих авторов. Как подчеркивают Кепхарт и Едличка, можно практически не сомневаться, что схожесть партнеров является важ­ным источником взаимной притягательности, но и комплементарность также значима для некоторых людей. Вопрос по-прежнему не ясен27.

Еще одной теоретической интерпретацией процесса брачного от­бора является теория обмена. Основанная на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, согласно которой базисом возникнове­ния нормативного порядка в обществе является взаимная полезность людей, выгоды, которые они получают в результате обмена между собой разного рода благами (не обязательно материальными), теория брачного обмена развивается различными авторами.

Согласно Хомансу, в обществе всегда существует некая шкала ценностей, которые могут быть вовлечены в обмен, и человеческое поведение строится в соответствии с нею. Человек "обменивает" некоторые свои качества на качества или свойства других людей: физическую привлекательность на благосостояние, богатство на громкий титул и т. п. При этом ценность человека как целого скла­дывается из суммы ценностей его отдельных, вовлекаемых в обмен качеств. Человек, имеющий более высокую ценность (обладающий более высоким статусом социальной привлекательности), получает "плату" от того, чья ценность ниже. Согласно Хомансу, "все без

 

исключения социальные взаимодействия на всех уровнях подчиняются принципам обмена эквивалентами"28. При этом человек приобретает способность производить оценку (приписывать "стоимость") личностным или социальным характеристикам людей (себя в том числе) в процессе социализации.

Соответственно этому теория брачного обмена постулирует, что на основе брачного выбора лежит процесс оценивания качеств (личностных и социальных) возможного партнера и определения того, кто из возможных партнеров может принести больший выигрыш при меньших затратах. Характеристики индивида при этом рассматриваются как некое благо, подлежащее обмену и имеющее определенную рыночную цену. В качестве такого блага может выступать в принипе все, что угодно, но обычно указывают на следующие важнейшие их классы29:


"индивид". В данном случае речь фактически идет о соотношении на брачном рынке численностей "подходящих" друг для друга мужчин и женщин. Это соотношение может измеряться по-разному, начиная от самого простого и грубого общего соотношения полов и населении до более тонких пропорции, учитывающих как возраст потенциальных партнеров, так и другие их важнейшие характеристики (образование, этническая принадлежность и т.д. и т.п.)30 Интуитивно ясно, что ценность каждого отдельного индивида на брачном рынке зависит от подобных соотношений, которые понижают ценность тех, чей пол имеет избыток, и наоборот, затрудняя или облегчая им вступление в брак31;

возраст. О роли этого "блага" речь шла выше;

внешний облик, включающий в себя не только физическую внешность, но и манеры поведения, умение себя вести и т, п.;

статус, рассматриваемый как комбинация различных социально-экономиических характеристик (благосостояние, происхождение, образование и т, п.). Подобно впечатлению от внешнего облика субъективная оценка статуса важна для принятия решения о продолжении или прекращении "романтических отношений";

социально-психологические характеристики личности (эмпатия, эмоциональностьг экспрессивность, способность к пониманию сотрудничеству и т, п.);

ценности, убеждения и т. д. Общие или совпадающие ценности облегчают взаимодействие с потенциальным партнером и могут служить фактором принятия решения а брачном выборе. Ценности сильно отличающиеся друг от друга, могут стать непреодолимым препятствием для брачного выбора даже в случае сильной страсти. Хрестоматийный пример этого — отказ Ф.М. Достоевского от брака

с А.В. Корвин-Круковской (сестрой знаменитой С.В. Ковалевской) из-за "диаметральной противоположности" их взглядов32. Душеч­ка — героиня одноименного рассказа А.П. Чехова — хрестоматий­ный пример другого рода, пример отказа от собственной личности, от убеждений в обмен на страсть, теплоту связей, положение в об­ществе и т.п.

Современные исследования показали, что число возмож­ных партнеров для брака, доступных для мужчин или для женщин, оказывает значительное влияние на основные структуры общества, включая их социальные, культурные, экономические и психологические элементы. Дисбаланс в относительной доступности мужчин и женщин сущест­венным образом влияет на их сравнительный статус и власть, на нормы сексуального поведения, на динамику коэффициентов брачности, стабильность семьи и рождае­мость. В современных США растущий недостаток мужчин для женщин в наиболее бракоспособных возрастах был проанализирован в его влиянии на увеличение возраста вступления в брак, рост доли одиноких, снижение брач­ной рождаемости, рост разводимости, внебрачной рожда­емости, женской занятости и на рост доходов женщин за последние два десятилетия. Действительно ли так уж плох недостаток мужчин? Удивительно мало усилий было за­трачено для оценки относительных источников поступле­ния мужчин и женщин на брачный рынок. Наиболее часто цитируемый показатель — соотношение полов во всем населении — слишком груб, поскольку включает в себя и тех, кто или еще слишком юн, или уже слишком стар, чтобы испытывать существенный риск вступления в брак, развода или рождения ребенка. Другие показатели опре­делялись относительно численности мужчин в тех возра­стных группах, из которых женщины с большей вероят­ностью выбирают себе мужей. Например, Гольдберг брал отношение численности женщин в возрасте 18-21 года к численности мужчин в возрасте 21-24 года, Аскер — численности женщин в возрасте 18-22 года к числу муж­чин в возрасте 20,25-25,25 года. Однако общим недостат­ком этих показателей является то, что они включают как состоящих, так и не состоящих в браке (одиноких). В этой связи Хиршман и Матрас ввели более подходящий ин­декс: отношение численности одиноких женщин в возра-

 

стном интервале к численности одиноких мужчин в трех или четырех возрастных интервалах, из которых эти жен­щины с большей вероятностью выбирают себе мужей. Эти отношения отражают определенную и фиксирован­ную разницу в возрастах мужчин и женщин в 2-3 года. Между 1950 и 1979 гг. разница медианных возрастов вступления в первый брак для мужчин и для женщин сократилась с 2,5 лет до 1,8 года. Соотношение полов в бракоспособных возрастах весьма чувствительно к уста­новленной фиксированной разнице возрастов супругов. В таблице приведены четыре оценки соотношения полов для белых женщин в возрасте 20-24 года, основанные на общей численности мужчин и женщин этого возраста, численности одиноких мужчин и женщин с фиксирован­ной разницей возрастов в 0 лет, 2 и 3 года.

Таблица 1

Соотношения полов в бракоспособных возрастах. США, белое население, 1970 и 1980

Число мужчин Показатель на 100 женин

1970 1980

Общая численность мужчин в возрасте 20-24

—---------'----------------------------------------------- 94,6 101,5

Общая численность женщин в возрасте 20-24

Число одиноких мужчин в возрасте 20-24

132,5 126,6 Число одиноких женщин в возрасте 20-24

Число одиноких мужчин в возрасте 22-26 Число одиноких женщин в возрасте 20-24

Число одиноких мужчин в возрасте 23-27 Число одиноких женщин в возрасте 20-24

Три из четырех показателей табл.1 показывают улучше­ние ситуации на брачном рынке для женщин в возрасте 20-24 года между 1970 и 1980 гг., однако масштаб этого улучшения различен для разных показателей.

Goldman N., Westoff Ch.F., Hammerlough Ch. Demo­graphy of the Marriage Market in the United States // Population Index. Vol. 50. P. 5-7.

Качества и характеристики личности, выступающие как подлежа­щие обмену блага, или личностные ресурсы, и втягиваемые на брач­ный рынок, оцениваются, как сказано выше, участниками процесса брачного отбора. При этом рыночные определения, или определе­ния обмена, действуют на трех уровнях взаимоотношений, детерми­нируя как возможных участников обмена, так и его условия и про­цесс принятия решения на брак. Попытку дать целостное описание процесса брачного выбора представляет собой теория "стимулов — ценностей — ролей" (СЦР-теория) Бернарда Мурштейна33.

СЦР-теория является общей теорией развития диадических взаи­моотношений. Первоначально она была разработана Мурштейном для анализа процесса ухаживания, затем применена для изучения межрасовых браков и затем с небольшими модификациями расши­рена применительно к исследованиям дружбы и супружеских вза­имоотношений. СЦР-теория является теорией обмена, устанавли­вающей, что "в условиях относительно свободного выбора аттрак­ция (привлекательность) и интеракции зависят от обмена ценностя­ми тех благ и обязательств, которые оба партнера предлагают друг другу"34. Согласно Мурштейну, процесс развития отношений детер­минируется тремя классами переменных, которые он называет сти­мулы, ценностное сравнение и роли. Эти переменные действуют на всем протяжении процесса брачного отбора (знакомство, ухажива­ние, решение на брак), но каждая из них имеет зону максимального влияния на соответствующей стадии этого процесса, которая соответ­ственно этому получает свое название — стадия "стимуляции", ста­дия оценивания и ролевая стадия35.

На стадии стимуляции действуют факторы, которые "притягива­ют" индивидов друг к другу, делают их привлекательными друг для друга благодаря их физическим, интеллектуальным, социальным и другим характеристикам. "Индивиды тянутся друг к другу на основе взвешенной амальгамы атрибутов стимуляции"36.

Следующей стадией является стадия ценностного сравнения, ког­да взаимному оцениванию подвергаются системы ценностей и уста­новок, в частности, представления и установки друг друга относи­тельно брака, половых ролей, числа детей в семье и т. д. По словам Мурштейна, "обозначение" ценностное сравнение "относится к ин­тересам, установкам, взглядам и даже потребностям, когда они вы­глядят как вытекающие из убеждений. Первичный фокус стадии ценностного сравнения — это сбор информации о другом путем вербальной интеракции с ним... Речь идет об информации, которую каждый получает о другом, такой, как отношение к религии, полити­ческие взгляды, отношение к людям, интерес к спорту, искусству, ганцам и тому подобное"37.

 

Некоторые люди могут вступать в брак на основе одной или двух первых стадий. Однако большинство проходит и ролевую стадию. Для них, говорит Мурштейн, сходство ценностей — необходимое, но не достаточное условие. Таковым для большинства является ролевая совместимость, сходство взаимных представлений о семейных (и вне-семейных) ролях мужчин и женщин. Достижение ролевой совмести­мости — это, вероятно, бесконечный процесс, поскольку ролевая притирка происходит на всем протяжении существования брачного союза и никогда не завершается полностью38.

В межнациональных браках всегда заложены трудности даже и без тех осложнений, которые вносят меняющиеся роли мужчин и женщин. Мужчины британского происхож­дения, как правило, принимают как раз те решения, кото­рые принимаются женщинами американского происхож­дения: как обставить дом, где развести розы на террасе, куда поехать в отпуск. Во время второй мировой войны было забавно наблюдать за этими двумя типами браков. Если жена была американкой, а супруг англичанином', то в доме велась непрерывная война из-за того, кому что надлежит решать. Но если супруг был американцем, а жена англичанкой, то браку, по всей вероятности, сужде­но было распасться, так как ни он, ни она не считали своим делом решать, кого пригласить на обед или пойти ли вечером в кино.

Мид М. Иней на цветущей ежевике // Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 41.

Вопросы к читателю:

1. Какие факторы брачного отбора действовали в опи­санных выше браках?

2. Какая из научных теорий, о которых шла речь выше наилучшим образом описывает эти семьи?

3. Какова, по Вашему мнению, вообще прочность меж­этнических браков по сравнению с браками моноэтни­ческими?

Таковы вкратце основные концепции брачного отбора, описыва­ющие брачное поведение. Разумеется, сказанное здесь не исчер­пывает ни всей сложности процесса брачного отбора, ни его теоре­тических Интерпретаций. Мы хотели дать материал, скорее, для первоначального знакомства с закономерностями брачного поведе­ния, брачного выбора. На схеме 7—1 брачный выбор представлен

Схема 7—1 ПРОЦЕСС БРАЧНОГО ОТБОРА

 







Date: 2015-09-24; view: 449; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию