Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Внутренние морские воды и их правовой режим





Внутренние морские воды являются частью терри­тории соответствующего государства, на которую рас­пространяется его суверенитет и юрисдикция в полном объеме.

Правовой режим внутренних морских вод регули­руется Конституцией Украины, Кодексом торгового мореплавания Украины, Законом Украины «О государ­ственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года и другими законодательными актами, а также норматив­но-правовыми актами подзаконного характера.

Во внутренние воды входят: воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, исторические воды, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных ли­ний, принятых для отсчета территориальных вод.

Правовой режим морских портов в основном регу­лируется нормами национального права. В Украине правовой режим портов установлен разделом IV «Мор­ской порт» Кодекса торгового мореплавания Украины (КТМ). В соответствии со статьей 73 КТМ морской порт является государственным транспортным предприяти­ем, предназначенным для обслуживания судов, пасса­жиров и грузов на отведенных порту территории и аква­тории, а также перевозки грузов и пассажиров на при­надлежащих порту судах. В Украине порты бывают торговые, рыбные и специализированные.

Кроме того, различают порты открытые и закры­тые. Прибрежные государства открывают для захода иностранных судов некоторые торговые порты. При­чем, вопрос о том, какие из портов должны быть откры­ты, относится к исключительной компетенции государ­ства. Для посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение прибрежного госу­дарства или уведомлять об этом. В открытые порты должен быть обеспечен свободный доступ всех судов независимо от флага и без какой-либо дискриминации.


В закрытые порты заход иностранных судов подверга­ется особому регулированию и здесь устанавливается разрешительная система захода. Судно, терпящее бед­ствие, может осуществить заход в любой порт прибреж­ного государства.

Внешней границей внутренних морских вод портов являются очерченные линией, проходящей через наибо­лее удаленные в сторону моря, точки портовых соору­жений. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года делает акцент на том, что это должны быть постоянные портовые сооружения (статья 11 Конвенции). К терри­тории порта относятся отведенные порту земли, а так­же намытые, насыпанные или созданные иными техно­логическими способами за счет территории порта пло­щади. Акваторией порта являются отведенные порту водные пространства. Территория и акватория морско­го порта являются государственной собственностью и предоставляются порту в пользование (статья 74 КТМ).

Иностранные невоенные суда могут заходить во внут­ренние воды только с разрешения прибрежного госу­дарства и должны соблюдать его законы.

Прибрежное государство может устанавливать в от­ношении иностранных судов следующие виды правово­го режима:

а) национальный режим (такой же, какой предо­ставляется своим судам);

б) режим наибольшего благоприятствования (предо­ставление условий не худших, чем те, которыми пользу­ются суда какого-либо третьего государства);

в) специальный режим (например, для судов с ядер­ными силовыми установками, перевозящими ядовитые, химические и другие материалы.

Иностранные суда должны во внутренних морских водах соблюдать законы и другие правила, установлен­ные прибрежным государством, в отношении иммигра-ционного, таможенного, санитарного контроля, безопас­ности плавания, охраны окружающей среды. Например, в иностранном порту суда подлежат санитарному конт-


ролю на основе Международных санитарных правил 1951 года (уточнены в 1969 году). Не выполнившее санитар­ных правил судно не подлежит задержанию в порту. Оно может выйти в море, но в течение всего рейса не может заходить в другие порты этого же государства.

На иностранные торговые суда, к которым обычно относят все суда, кроме военных и используемых для публичных целей (охрана побережья, рыбоохрана и т.д.), находящиеся во внутренних морских водах прибреж­ного государства, распространяется уголовная, граждан­ская и административная юрисдикция прибрежного государства.

В основе уголовной юрисдикции лежит общее прави­ло о том, что поскольку внутренние морские воды явля­ются частью государственной территории, то преступ­ления, совершенные на борту иностранных торговых су­дов, находящихся в пределах этих вод, подлежат юрисдикции прибрежного государства. Но на практи­ке, чаще всего в силу двусторонних договоров, власти прибрежного государства предпочитают воздерживать­ся от осуществления уголовной юрисдикции в отноше­нии моряков иностранного судна, если совершенные ими преступления не нарушают мир и добрый порядок в нем, если вмешательство не является международным обязательством прибрежного государства или если об ином не просят дипломатические или консульские дол­жностные лица государства флага судна. Иностранные торговые суда не должны предоставляться как убежи­ще для лиц, преследуемых властями прибрежного госу­дарства за совершенное преступление.


Гражданская юрисдикция над иностранными торго­выми судами заключается в том, что судебными властя­ми прибрежного государства могут рассматриваться гражданские иски в отношении иностранного торгового судна и имущества, находящегося на его борту, во время стоянки судна в порту. Такие иски могут быть заявлены к судну в связи с неисполнением контракта, причинени­ем ущерба, спасанием и т.п. Реализация гражданской


юрисдикции по отношению к иностранному торговому судну может включать в себя задержание или арест та­кого судна в обеспечение исковых требований или исполнения судебных или арбитражных решений. Ре­шение о задержании или аресте должно выноситься ком­петентным судебным органом прибрежного государства. Вместе с тем принадлежащие государству суда сохраня­ют иммунитет от задержаний и арестов, вытекающих из исполнения судебных решений по гражданским делам, либо в обеспечение заявленного иска. Однако, несмотря на это, в последнее годы ряд украинских торговых судов, в основном принадлежащих Черноморскому морскому пароходству, были арестованы в иностранных портах в целях обеспечения исковых требований иностранных кредиторов к пароходству.

Следует отметить, что в соответствии со сложившейся международной практикой прибрежное государство не осуществляет юрисдикции по делам, относящимся к внут­реннему распорядку на иностранном судне, включая гражданские споры между членами команды, возникаю­щие в связи с их службой на судах. Что касается трудо­вых правоотношений между членами экипажа иностран­ного торгового судна, то, в принципе, они подпадают под юрисдикцию прибрежного государства. Однако на прак­тике прибрежные государства обычно не вмешиваются в трудовые споры между членами такого экипажа, кро­ме случаев, когда спор касается заработной платы или выполнения обязанностей на борту судна, если иное не установлено соответствующим договором. Следует так­же помнить, что целый ряд социальных аспектов труда моряков регулируется конвенциями Международной организации труда и их нарушение в любой стране, в любом иностранном порту может повлечь вмешатель­ство иностранных общественных организаций, прежде всего национальных профсоюзных организаций. Подоб­ные случаи имели место в отношении моряков украин­ских и российских судов, арестованных в иностранных портах^ К наиболее важным из этих конвенций отно-


сятся: № 163 О социально-бытовом обслуживании мо­ряков, 1987 года; № 164 О здоровье и медицинском об­служивании моряков, 1987 года; № 165 О социальном обеспечении моряков, 1987 года; № 145 О непрерывной занятости моряков, 1976 года; № 133 О помещениях для экипажа на борту судна, 1970 года и др.

Административная юрисдикция в основном базиру­ется на нормах административного Права, устанавливаю­щих режим пребывания иностранных судов во внутрен­них морских водах прибрежного государства. Согласно этим нормам иностранные суда как государственные, так и частновладельческие, подлежат административ­ной юрисдикции прибрежного государства в полном объеме. Прежде всего это касается выполнения тамо­женных и санитарных правил, а также мер контроля, относящихся к безопасности судов, охране человеческой жизни, допуску иностранцев.


Иные правила установлены для иностранных воен­ных судов. Следует отметить, что прибрежные государ­ства всегда уделяли особое внимание регламентации захода иностранных военных кораблей во внутренние морские воды и порты. В законодательстве большин­ства государств установлен разрешительный порядок захода иностранных военных кораблей во внутренние воды и порты. В соответствии с этим порядком заин­тересованное государство по дипломатическим каналам не позднее определенного срока должно направить зап­рос государству, в чьи торговые порты предполагается заход его кораблей,.и получить на это соответствующее разрешение. Причем в запросе должны быть указаны цели захода, численность экипажа и время пребывания в порту. Что касается военных портов, то они, как пра­вило, закрыты для посещения иностранных военных судов. Особый порядок пребывания иностранных воен­ных судов.в территориальном море и внутренних во­дах, в том числе в портах Украины, вытекает из содер­жания статей 13, 14, 15и34 Закона Украины «О госу­дарственной границе Украины» от 4 ноября 1991 года.


Личный состав военного корабля в иностранном порту увольняется командиром корабля по согласованию с местными властями, а в случае нарушения установлен­ного порядка, судну может быть предложено покинуть порт и прибрежные воды принимающего государства.

Следует указать, что в связи с интенсивным разви­тием международного судоходства в настоящее время наметилась тенденция по ограничению юрисдикции при­брежного государства в отношении иностранных судов, находящихся в его внутренних водах. Рядом государств и международных морских организаций было выдвину­то предложение о необходимости заключения между­народной конвенции о внутренних морских водах, ко­торая кодифицировала бы базисные положения, выра­ботанные международной практикой, а национальное право конкретизировало бы и детализировало их.

К внутренним водам государства относятся морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не пре­вышает 24 морских миль. В случае если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом, чтобы ею ограничивалось, возможно, большее пространство. Водная территория, расположен­ная внутри этой линии, является внутренними водами.


Кроме того, внутренними считаются так называемые «исторические воды», перечень которых устанавли­вается правительством соответствующего государства. К историческим водам обычно относятся воды некото­рых заливов (независимо от ширины входа), которые в силу исторической традиции или международного обы­чая считаются внутренними водами прибрежного госу­дарства. Историческими, например, являются: залив Петра Великого на Дальнем Востоке Российской Феде­рации (ширина входа более 100 миль по линии от устья реки Тюмень-Ула до мыса Поворотный); Гудзонов залив в Канаде (50 миль), Габесский залив в Тунисе (50 миль), залив Делавэр в США и др.


В состав внутренних вод входят озера и внутренние моря. Если озера полностью окружены берегами одного государства» то они относятся к государственной терри­тории. Если лее они окружены территорией несколь­ких государств, между этими государствами практику­ется заключение соглашений о режиме вод, принадле­жащих каждому из них. К таким озерам относятся: Боденское озеро, окруженное территорией ФРГ и Швей­царии, Женевское озеро между Францией и Швейцари­ей, Великие озера, граничащие с Канадой и США. При отсутствии таких соглашений предполагается, что гра­ница определяется срединной линией.

Практически такие же правила относятся к так на­зываемым внутренним (замкнутым) морям, окружен­ным со всех сторон территорией одного государства. Если же такое море имеет в окружении берега двух или более стран, то суверенные права каждого из них распространяются только на его территориальные воды, а в центральной части устанавливается режим откры­того моря. Такое имеет место в Черном море. В Кас­пийском море в период существования СССР в основ­ном сохранялся правовой режим, установленный еще Гюлистанским и Туркманчайским мирными договора­ми, заключенными еще в 1813 и 1828 годах между Рос­сией и Персией (ныне Ираном). В этих договорах Пер­сия уступила России исключительное право на содер­жание в Каспийском море военных кораблей. После распада СССР и образования вокруг Каспийского моря ряда независимых государств встал вопрос о его разде­ле между Азербайджаном, Казахстаном, Россией и Тур­кменистаном, осложнерный наличием крупных место­рождений нефти в недрах каспийского шельфа. Прин­ципы такого раздела должны стать предметом переговоров между заинтересованными государствами. Законодательство Российской Федерации (Закон РФ «О государственной границе» 1993 года), в котором на­шла свое воплощение советская доктрина международ­ного права, относит к внутренним водам РФ по анало-


гии с «историческими» заливами сибирские моря: Кар­ское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Представляет интерес точка зрения канадского уче­ного Д. Фарана, полагающего, что главными критериями для отнесения морских вод к историческим являются следующие:

а) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных су­дов из него в случае необходимости;

б) долгое пользование им или истечение длительно­го времени, хотя длина конкретного периода зависит от обстоятельств;

в) молчаливое согласие других государств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом.

Прибрежное государство осуществляет во внутрен­них водах права, вытекающие из суверенитета. Оно ре­гулирует судоходство и рыболовство, на этой террито­рии запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными исследованиями без разрешения компетент­ных органов прибрежного государства. Следует обра­тить внимание на то, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 года содержит специальную статью 225, ко­торая регламентирует оказание помощи исследователь­ским судам. Все государства должны принимать ра­зумные нормы, правила и процедуры для содействия и облегчения морских научных исследований и в необхо­димых случаях для облегчения доступа в свои гавани морским исследовательским судам.

4. Территориальное море

(территориальные воды) и его правовой режим

Территориальное море (территориальные воды) — это морской пояс, расположенный вдоль берега или не­посредственно за внутренними морскими водами при­брежного государства и находящийся под его полным суверенитетом. Острова, находящиеся за пределами


территориального моря, имеют свое собственное терри­ториальное море. Однако прибрежные установки и ис­кусственные острова территориальных вод не имеют.

Каждое государство имеет право устанавливать ши­рину своего территориального моря до предела, не пре­вышающего 12 морских миль. Из 134 прибрежных го­сударств 78 государств установили 12-мильную зону (в том числе Россия, Польша, Украина, Болгария, Румы­ния, Куба, Франция, Испания, Португалия и др.), 5 госу­дарств — в 6 миль (в том числе Греция, Турция и др.), 2 государства — в 4 мили (Норвегия и Финляндия), 20 государств — 3 мили (в том числе Великобритания, ФРГ, Нидерланды, Дания, Австралия и др.). Вместе с тем име­ются государства, установившие в одностороннем порядке ширину территориальных вод, превышающих лимит, ус­тановленный Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Так, например, Ангола установила ширину террит-рриальных вод в 20 миль, Нигерия и Того — 30 миль, Гамбия, Танзания, Камерун, Мадагаскар — 50 миль, Мав­ритания — 70 миль. Имеются и более обширные притя­зания, которые международное право осуждает.

Существуют три основных способа отсчета террито­риальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега при­брежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи берега имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих наибо­лее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря являет­ся линия, каждая точка которой находится от ближай­шей точки прямой исходной линии на расстоянии, рав­ном ширине территориального моря (12 миль).

Боковая граница территориальных вод смежных го­сударств, а также границы территориального моря про­тиволежащих государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12) мили, определяется международным договорами.


Суверенитет прибрежного государства распространя­ется на водное пространство территориального моря, воз­душное пространство над ним, а также на поверхность дна и недра в этой зоне (статья 1 Конвенции о террито­риальном море и прилежащей зоне 1958 года). Террито­риальное море является частью территории соответству­ющего государства. Однако объем суверенных прав при­брежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мир­ного прохода. Невоенные суда всех государств пользу­ются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание че­рез территориальное море с целью:

а)пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод; или

б) пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у портового сооружения (статья 18 Конвенции 1982 года).

В соответствии со статьей 19 Конвенции по морско­му праву «проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность при­брежного государства».

Проход признается нарушающим «мир, добрый по­рядок и безопасность» прибрежного государства, если судно осуществляет:

а) угрозу силой или ее применение против суверени­тета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов между­народного права, воплощенных в Уставе ООН;

б) любые маневры или учения с оружием любого вида;

в) любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государ­ства;


г) любой акт пропаганды, имеющей целью посяга-тельство на оборону или безопасность прибрежного го­сударства;

д) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

е) подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

ж) погрузку или выгрузку любого товара или валю­ты, посадку или высадку любого лица вопреки тамо­женным, фискальным, иммиграционным или санитар­ным законам и правилам прибрежного государства;

з) любой акт преднамеренного и серьезного загряз­нения вопреки настоящей Конвенции;

и) любую рыболовную деятельность;

и) проведение исследовательской или гидрографиче­ской деятельности;

к) любой акт, направленный на создание помех фун­кционированию любых систем связи или любых дру­гих сооружений или установок прибрежного государ­ства;

л) любую другую деятельность, не имеющую прямо­го отношения к проходу.

В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О го­сударственной границе Украины» мирный проход че­рез территориальное море Украины осуществляется с целью его пересечения без захода во внутренние воды Украины, либо с целью захода во внутренние воды и порты Украины, либо выхода из них в открытое море. Проход считается мирным, если при этом не нарушает­ся мир, а также правопорядок и безопасность Украины. Иностранные невоенные суда при осуществлении мир­ного прохода должны следовать обычным навигацион­ным курсом либо курсом, рекомендованным компетен­тными органами Украины, а также морскими коридо­рами либо схемами разделения движения. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предполагает воз­можность следования по морским коридорам танке­рам, судам с ядерными двигателями либо перевозящим


ядерные и другие опасные или ядовитые по своей при­роде материалы. При этом такие суда должны иметь на борту документы и соблюдать особые меры предо­сторожности. Морские коридоры и схемы разделения движения, должны быть ясно определены прибрежным государством и публиковаться на соответствующих мор­ских картах.

При нарушении правил мирного прохода в террито­риальном море Украины капитан иностранного нево­енного судна может быть привлечен к ответственности по законодательству Украины.

Иностранные корабли в территориальном море Ук­раины и ее внутренних водах обязаны соблюдать пра­вила радиосвязи, навигационные, портовые, таможенные, санитарные и иные правила. В случае вынужденного их нарушения следует немедленно уведомлять админи­страцию ближайшего порта Украины.

Компетентные органы Украины вправе устанавли­вать районы в пределах территориального моря и внут­ренних вод Украины, плавание в которых иностранным судам запрещено. Об этом должно быть сделано надле­жащее уведомление. Хотя Закон Украины от 4 ноября 1991 года не упоминает об этом, при проходе через тер­риториальное море обычная практика требует следования без остановок. Однако Конвенция о территориальном море, принятая на Женевской конференции 1958 г., при­знавала право при проходе на остановку и стоянку на якоре, поскольку они связаны с обычным плаванием или оказались необходимыми вследствие непреодолимой силы или бедствия. Конвенция ООН по морскому пра­ву 1982 года в п. 2 статьи 18 признала это право в каче­стве исключения, закрепив, что проход должен быть непрерывным и быстрым.

Особый порядок прохода через территориальные воды установлен для военных кораблей. Определение воен­ного корабля дано в статье 29 Конвенции 1982 года. Под ним понимается «судно, принадлежащее к воору­женным силам какого-либо государства, имеющее вне-


шние знаки, отличающие такие суда его национально­сти, находящееся под командованием офицера, который состоит на службе правительства данного государства и-фамилия которого занесена в соответствующий список военнослужащих или эквивалентный ему документ, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине».

В период существования СССР, который настаивал на разрешительном порядке прохода иностранных военных кораблей через свои территориальные воды, о чем сде­лал соответствующую оговорку к статье 23 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, корабли военно-морского флота США, которые не разде­ляли позицию СССР в этом вопросе и толковали ее как нарушающую международное право, дважды, в 1986 и 1988 годах, предприняли попытку осуществить право мирного прохода пройдя через советские территориаль­ные воды в Черное море. Это привело к инцидентам, ко­торые в итоге дали импульс переговорному процессу по сближению позиций двух государств, касающихся права мирного прохода. 23 сентября 1989 года министр иност­ранных дел СССР Э.А. Шеварнадзе и госсекретарь США Дж. Бэйкер подписали соглашение «О единообразном толковании правил международного права в отношении мирного прохода». В нем стороны признали, что право мирного прохода распространяется на все суда, включая военные корабли, и не требует разрешительных проце­дур. Оба государства взяли обязательство привести в полное соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года свое законодательство, правила и прак­тику, относящиеся к мирному проходу.

В Украине военные корабли иностранных государств, а также подводные лодки осуществляют мирный про­ход в территориальном море Украины в порядке, уста­новленном Кабинетом Министров. При этом подвод­ные лодки должны плавать только на поверхности и под своим флагом. Невыполнение перечисленных пра­вил дает право компетентным органам Украины по-


требовать от нарушителя немедленно покинуть терри^ ториальное море Украины. Это соответствует положе­ниям статьи 30 Конвенции 1982 года.

Следует также иметь в виду, что государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, при­чиненные прибрежному государству в результате не­соблюдения военным или иным некоммерческим суд­ном правил прибрежного государства относительно плавания в территориальном море либо положений Конвенции 1982 года.

Однако указанная Конвенция (статья 24) устанавли­вает и обязанности прибрежного государства по орга-; низации судоходства в его территориальном море. Так, прибрежное государство не должно препятствовать мир­ному проходу иностранных судов, оно должно надлежа­щим образом объявлять о всех известных ему опасно­стях для судоходства в его территориальных водах.

Следует указать, что конкретные вопросы, связанные с юрисдикцией прибрежного государства в отношении иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода, решаются в зависимости от принадлежности этих судов к классу военных кораблей, а также госу­дарственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, или к классу торговых судов (подразделы А, В, С раздела 3 части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 года).

В отношении военных кораблей действует принцип иммунитета государственной собственности, в соответ­ствии с которым, они изымаются из-под юрисдикции прибрежного государства. В случае несоблюдения ими законов и правил прибрежного государства во время мирного прохода через его территориальные воды, влас­ти прибрежного государства могут потребовать, чтобы этот корабль немедленно покинул его территориальное море. При этом ущерб и убытки, причиненные кораблем-нару­шителем, покрываются государством его флага.

На борту иностранного торгового судна, осуществля­ющего право мирного прохода, действуют уголовная и


гражданская юрисдикция государства флага судна, за.
исключением изъятий, установленных в конвенционном
порядке. В соответствии со статьей 27 Конвенции OOI
по морскому праву, уголовная юрисдикция осуществ­
ляется прибрежным государством в отношении преступ­
ления, совершенного на борту иностранного торгового'
судна во время прохода через территориальное море,
если: '

1) последствия преступления распространяются на прибрежное государство;

2) преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;

3) капитан судна, дипломатический агент или кон­сульское должностное лицо государства флага судна обращаются к местным властям с просьбой об оказа­нии помощи;

4) принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотиками или психотропны-ми веществами.

Но не подлежит ограничению право прибрежного государства принимать любые меры для ареста или рас­следования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, после его выхода из внут­ренних морских вод. Это право направлено на обеспе­чение возможности прибрежного государства арестовы­вать и предавать суду лиц, несущих уголовную ответ­ственность за преступления, совершенные во время нахождения судна во внутренних водах такого государ­ства. При совершении преступления на борту иност­ранного судна до входа в территориальное море и при следовании этого судна без захода во внутренние мор­ские воды прибрежное государство осуществлять вме­шательство не должно (п. 5 статьи 27 Конвенции ООН по морскому праву).

Однако в исключительных случаях, связанных с на­несением ущерба морской среде или нарушением ре­жима исключительной экономической зоны, Конвенция 1982 года предусматривает условия вмешательства при-


брежного государства. В соответствии со статьей 28 ука-

i занной конвенции:

'• а) прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находя­щегося на борту судна;

б) прибрежное государство может применять в отно­шении такого судна меры взыскания или арест по лю­бому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства. При этом эти ограни­чения не затрагивают права прибрежного государства применять меры взыскания или арест по гражданско­му делу в отношении иностранного судна, находящего­ся на стоянке в территориальном море или проходя­щего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

5. Прилежащая зона и ее правовой режим

Прилежащая зона — это пояс морских вод, прилега­ющий к территориальному морю, в пределах которого прибрежное государство имеет право осуществлять кон­троль с целью недопущения нарушений определенных правил (таможенных, фискальных (налоговых), иммиг­рационных или санитарных). Прилежащая зона также устанавливается с целью реализации наказания за на­рушение таких правил в пределах территории или тер­риториальных вод прибрежного государства.

История возникновения таких зон начинается еще с XVIII века, когда ширина территориального моря у по­давляющего числа государств не превышала 3 миль. Именно тогда некоторые государства в одностороннем порядке стали устанавливать специальные зоны за пре­делами территориального моря, в которых они претен-


довали на осуществление юрисдикции в отношении ино­странных судов, главным образом в целях борьбы с кон­трабандой. Впервые 5-мильную таможенную зону объя­вила Великобритания в 1736 году. В 1799 году 12-миль­ная таможенная зона была установлена США, позднее/ прилежащие зоны были установлены Францией, Бель-' гией и другими странами. В основном они были на­правлены на пресечение контрабанды, но в некоторых случаях уже объявлялись фискальные, санитарные и другие виды прилежащих зон. С развитием и интенси­фикацией торгового мореплавания многие государства начали заключать двусторонние и многосторонние до­говоры о прилежащей зоне. Так, например, Мексика в период с 1882 по 1899 годы заключила 10 соглашений с различными государствами. Многосторонним дого­вором такого рода явилась конвенция, заключенная в 1925 году прибалтийскими странами для борьбы с кон­трабандной торговлей алкогольными напитками, в ко­торой государства-участники взаимно признавали осу­ществление таможенного контроля над частновладель­ческими судами в 12-мильной зоне.

Первая попытка кодификации обычных междуна­родных норм, касающихся прилежащей зоны, была пред­принята в 1930 году на Гаагской конференции, которая окончилась неудачей.

Кодифицированные нормы о прилежащей зоне впер­вые были установлены в статье 24 Конвенции о терри­ториальном море и прилежащей зоне 1958 года, а за­тем в статье 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Следует особо указать на то, что по своей юридиче­ской природе прилежащая зона — это часть открытого моря, но со специальным режимом. Поэтому обе указан­ные конвенции содержат положение о строго целевом характере прилежащей зоны. Она устанавливается только для предотвращения прибрежным государством нару­шений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил, т. е., в строго определен-


ных целях, и расширение этих целей, исходя из смысла \ положений конвенций, недопустимо. Следовательно, при-\лежащая зона может быть только четырех видов:

— таможенная;

— фискальная;

— иммиграционная;, — санитарная.

По Конвенции о территориальном море и прилежа­щей зоне 1958 года ширина прилежащей зоны не мо­жет превышать 12 морских миль от тех же исходных линий, от которых отмеряется и территориальное море. Иными словами, право на прилежащую зону имеют те государства, территориальное море которых меньше 12 миль (разграничение между сопредельными государ­ствами проводится по срединной линии при отсутствии соглашения об ином). Конвенции по морскому праву 1982 года содержит два положения, отличных от про­фильной Конвенции 1958 года: во-первых, прилежащая зона распространяется на расстояние до 24 миль, отсчи­тываемых от исходных линий; во-вторых, в пункте 1 статьи 33 опущена ссылка на то, что прилежащая зона является районом открытого моря. Несмотря на такое фактическое ее положение, последнее изменение было связано с разногласиями на III Конференции ООН по морскому праву относительно статуса экономической зоны, поскольку в случае установления такой зоны, при­лежащая зона будет перекрыта ею.

Прилежащую (санитарную) зону установили Арген­тина, Венесуэла, Индия; таможенную — Сирия, фискаль­ную — Индия, Югославия, Сирия; иммиграционную —

Индия, Португалия.

Украинское законодательство не предусматривает

создание прилежащей зоны.

Следует указать, что, несмотря на ограничение видов прилежащих зон в Конвенции о территорриальном море и прилежащей зоне 1958 года, некоторые прибрежные государства на практике начали устанавливать другие виды таких зон (например, зоны безопасности, уголов-


ной и гражданской юрисдикции, нейтралитета, предот- / вращения загрязнения, крепостные зоны и др^). В тех/ случаях, когда их ширина не превышала вместе с тер-/ риториальным морем 12 морских миль, их установле-j ние не вызывало каких-либо возражений, так как реч!| фактически шла о максимальном использовании сво*-их прав прибрежным государством. После же приня^ тия Конвенции по морскому праву 1982 года это, безус­ловно, является неправомерным.







Date: 2015-09-24; view: 1062; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию