Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исключительная экономическая зона
Институт исключительной экономической зоны является нововведением в международном морском праве. Его появление непосредственно связано с работой 6-й сессии III Конференции ООН по морскому праву. Одной из причин возникновения концепции экономической зоны, а затем и ее правовой регламентации, кроме научно-технической революции, открывшей реальные возможности добычи различных живых и минеральных ресурсов вдали от берега и на больших глубинах, послужило желание найти компромисс между большинством государств, придерживающихся 12-мильного предела территориальных вод, и сравнительно небольшим числом государств, которые настаивали на 200- мильном их пределе. В связи с тем что в Женевских конвенциях по морскому праву 1958 года не были решены такие вопросы, как ширина территориальных вод, закрепление в договорном порядке исключительной рыболовной зоны, признание преимущественных прав прибрежных государств на эксплуатацию живых ресурсов районов открытого моря, примыкающих к их территориальным водам, некоторые государства в одностороннем порядке начали заявлять требования на территориальные воды шириной до 200 морских миль. Предпринятые попытки ре- шить указанные вопросы на первых двух конференциях по морскому праву не увенчались успехом и поэтому международное сообщество пошло навстречу многим развивающимся государствам, выдвинувшим требование об установлении 200-мильных экономических зон. Наибольшие выгоды в результате этого получили государства Африки и Латинской Америки, имеющие обширные морские побережья, дающие географическую возможность установить такие зоны. Несомненную выгоду от этого получили США, Канада и другие промыш-ленно развитые государства. Термин «исключительная экономическая зона» стал использоваться в международных документах и внутригосударственных актах в конце 60-х — начале 70-х годов. Его содержание, по мнению многих ученых, означает, что в этой зоне исключительно прибрежное государство преследует и удовлетворяет свои экономические интересы, т.е. осуществляет суверенные права в сфере реализации своих экономических интересов. Согласно статье 55 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Таким образом, экономическая зона включает в себя также пространство территориального моря прибрежного государства (200 миль = 12миль + 188 миль). В этом отношении представляет интерес правовой режим этих пространств: в пределах 12 миль территориального моря прибрежное государство осуществляет полный суверенитет, а оставшаяся часть экономической зоны (188 миль), которая является открытым морем, представляет собой зону договорной юрисдикции прибрежного государства, имеющую строго целевой характер. Правовой режим исключительной экономической зоны предусматривает права, юрисдикцию и обязанно- Причем из различных признаков международных проливов на первое место выдвигался критерий важности для международного судоходства. В этом отношении датский юрист Э. Брюэль особо подчеркивал, что интерес к использованию таких проливов должен быть всеобщим. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства: а) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив (Баб-эль-Мандебский, Гибралтарский, Дрейка, Ла-Манш, Магелланов, Па-де-Кале, Сингапурский и др.); б) проливы между островом и континентальной,час-тью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальные и внутренние воды; в) проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода; г) проливы, правовой режим которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т. д.). ; Независимо от правового статуса вод пролива, а они могут относиться как к внутренним морским водам, так и к территориальному морю прибрежного государства, в соответствии с общими принципами международного права, вытекающими из положений статей 34— 36 Конвенции по морскому праву 1982 года, в проливах обеспечивается свобода судоходства, которая не затрагивает, однако, суверенитета прибрежного государства. С другой стороны, граничащие с проливом государства не должны препятствовать транзитному проходу или пролету над проливами морских и воздушных судов других государств и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства или пролета. В проливах устанавливается режим мирного прохода. Вместе с тем граничащие с международным проливом государства вправе в пределах, предусмотренных международными соглашениями, регулировать транзитный и мирный проходы судов и летательных аппаратов через пролив, в частности, устанавливать правила относительно: — безопасности судоходства; — предотвращения загрязнения с судов; — недопущения рыболовства; — погрузки и выгрузки товаров, посадки и высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, санитарных или Иммиграционных правил и т.п. Рассмотрим кратко правовой режим наиболее важных международных проливов. Географически Черноморские проливы не существуют. Под Черноморскими проливами понимают Босфор, Дарданеллы и соединяющее их Мраморное море. Через эти проливы осуществляется выход из Черного моря в Средиземное, и поэтому они являются важными морскими путями для государств, расположенных в бассейне Черного моря. Важнейшее значение имеют Черноморские проливы и для Украины, обладающей мощным торговым флотом, ведущей интенсивную торговлю через свои морские порты и предоставляющей их для торговли другим странам. Кроме того, Украина располагает и военно-морским флотом, а также рядом военно-морских баз, которые способны в своей совокупности оказывать существенное воздействие на политическую и военную обстановку в Черном и Средиземном морях. Берега проливов принадлежат одному государству — Турции, поэтому в прошлом от ее решений зависел их правовой статус. Первоначально, после захвата в 1453 году Турция закрыла проливы, и Черное море стало внутренним морем одного этого государства. Но в результате исторических изменений в военно-политическом положении Турции в последующие столетия статус проливов менялся, хотя и в нынешнем веке, например, во время Балканской войны 1912-1913 годов проливы объявлялись закрытыми. Конвенция о проливах, которая была заключена 20 июля 1936 года в швейцарском городе Монтре, действует до настоящего времени, «признавая и подтверждая принцип свободы прохода и мореплавания в Пролдвах». Конвенция устанавливает два режима: режим плавания для торговых судов и режим для военных судов. В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода днем и ночью, независимо от флага и груза. При этом исключается выполнение каких-либо формальностей, за исключением санитарного досмотра при входе в проливы, который проводится в соответствии с международными санитарными правилами, как днем, так и ночью с максимально возможной быстротой. Лоцманская проводка через пролив и пользование буксирными судами являются необязательными. При проходе по проливам осуществляется взимание платы сборов за проход. Кроме того, за проход с каждой нетто-тонны Турцией взимается санитарный и маячный сборы. Эти положения сохраняют силу и во время войны, если Турция не является в ней воюющей стороной. Некоторые ограничения могут быть введены в случае войны, когда Турция является воюющей стороной. Но и тогда торговые суда, которые принадлежат стране, не находящейся в состоянии войны с Турцией, будут по-прежнему пользоваться правом свободного прохода, при условии, что они не оказывают содействия противнику. Однако эти суда должны будут проходить через проливы днем и только по указанному властями маршруту. Это же относится к случаям, когда Турция оказалась бы под угрозой войны. Правовой режим, установленный конвенцией 1936 года для военных кораблей, в свою очередь, подразделяется на режим для кораблей черноморских и нечерноморских государств. Для последних устанавливаются определенные ограничения. Небольшие военные и вспомогательные суда независимо от флага проходят проливы днем, при этом о предстоящем проходе правительство Турции по дипломатическим каналам должно быть предварительно уведомлено: нечерноморскими государствами за 15 дней, черноморскими — за 8 дней. Линейные линкоры черноморских государств и корабли, приравненные к ним, тон-' нажем свыше 15 тыс. тонн проходят через проливы по одному, в сопровождении не более двух миноносцев. Только подводные лодки черноморских государств проходят через проливы в одиночку, днем и в надводном положении, в целях возвращения на свои базы после ремонта на верфях, расположенных вне Черного моря, либо в случае их покупки за пределами Черного моря. Турция уведомляется об этом заранее. Военные суда нечерноморских государств, к которым могут быть отнесены только легкие надводные корабли водоизмещением до 10 тыс. тонн или имеющие калибр орудий до 203 мм, проходят отрядами не более 9 кораблей. По духу конвенции нечерноморские государства не могут проводить через проливы корабли с ядерным оружием, ибо оно по мощности несравнимо со снарядами калибра 203 мм. Общий тоннаж всего отряда при транзите по проливам не может превышать 15 тыс. тонн. Общий тоннаж пребывающих в Черном море судов нечерноморских государств не может превышать 30 тыс. тонн, а время их пребывания — 21 день. Указанный тоннаж в исключительных случаях может быть доведен до 45 тыс. тонн. В случае, если Турция окажется в состоянии войны либо под угрозой военных действий, она может приостановить или ограничить прохождение через проливы военных кораблей. Конвенция установила порядок полетов над проливами: нерегулярные полеты требуют предупреждения за три дня, регулярные — общее уведомление о датах полетов. Гибралтарский пролив является естественным водным путем, который соединяет Средиземное море и Атлантический океан. Он расположен между южной оконечностью Пиренейского полуострова Европы и северо-западной частью Африки. Особая важность этого морского пути обусловлена тем, что на акваторию Средиземного моря выходят берега 20 европейских и африканских стран, имеющих мощные торговый и военный флоты. Гибралтарский пролив имеет длину 59 км, ширину — от 14 до 44 км. Территория пролива контролируется тремя крупными портами: Гибралтаром (принадлежит Великобритании), Альхесирасом (Испания) и Танжером (Марокко). Гибралтарский пролив омывает берега двух континентов: Европейского и Африканского. С африканской стороны на берега Гибралтара выходит Марокко, с европейской — Испания. Сам же Гибралтарский полуостров по-прежнему является колонией Великобритании. Это было установлено статьей 10 Утрехтского договора от 13 июля 1713 года между Великобританией и Испанией, согласно которой Испания уступила «короне Великобритании в полную и нераздельную собственность город и замок Гибралтар вместе с портом, укреплениями и фортами, к ним принадлежащими». В марте 1980 года Испания ввела в действие ордонанс о нейтральном судоходстве по проливу. Он не содержал каких-либо ограничений для плавания в целях транзита между Средиземным морем и Атлантическим океаном, предусматривая, что для нейтральных судов пролив остается свободным при условии, что их документы и груз будут «находится в добром порядке». В подписанной в апреле 1904 года совместной англо-французской декларации этими соперничающими в проливе державами была подтверждена свобода судоходства по проливу. В октябре 1904 года к этой декларации присоединилась и Испания. Впоследствии Франция, Испания и Великобритания в едином документе, принятом в ноябре 1912 года, подтвердили свободу судоходства в Гибралтаре. После обретения независимости, 26 мая 1956 года Марокко подписало договор с Францией, которым признало себя правопреемником договоров Франции, в том числе и относительно Гибралтара. Тем самым все прибрежные и иные заинтересованные государства подтвердили право беспрепятственного плавания в проливе. Под Балтийскими проливами имеют в виду три пролива, обеспечивающие выход из Балтийского в Северное море и Атлантический океан. Это Большой Бельт — 115 км (самый глубокий и широкий, и потому названный «большим»); Малый Бельт, имеющий наибольшую протяженность (125 км); и Зунд — самый короткий по своей протяженности (102 км). Воды Большого и Малого Бельтов перекрываются территориальными водами Дании, а воды Зунда — территориальными водами Дании и Швеции. В соответствии с Актами о вооруженном нейтралитете 1780 и 1800 годов Балтийское море было объявлено закрытым морем, в том смысле, что прибалтийские государства вправе принимать в отношении него необходимые меры для недопущения на море и его берегах военных действий или насилия. Поэтому проливы были закрыты для военных судов неприбрежных государств. По Копенгагенскому трактату от 14 марта 1857 года, заключенному между Данией, Россией и другими 14 заинтересованными государствами и не утратившему силы до настоящего времени, Дания отказалась от всех пошлин и сборов за прохождение через проливы, получив от участников соглашения взамен компенсацию в размере 30 476 325 риксдалеров. Почти треть этой суммы выплатила Россия. Трактат отменял взимание пошлин и сборов и содержал формулы, провозглашавшие свободу судоходства по проливам. Впоследствии, правда, Дания неоднократно в одностороннем порядке вводила различные ограничительные правила и требования, которые до сих пор не признаются законными мировым сообществом. К ним относятся, например, правила о запросе, ограничении количества военных кораблей, введенные в 1951 году, нормативный акт, предоставляющий право министру обороны Дании изменять условия прохода через проливы и пролета над ними, принятый в 1976 году. Проливы Ла-Манш и Па-де Кале, как называют их французы, отделяют берега Франции от берегов Великобритании. Англичане, несмотря на то, что это проливы, называют их Английским и Дуврским каналами. До принятия Конвенции ООН, по морскому праву 1982 года, судоходство в проливах регламентировалось общими принципами международного права относительно свободы судоходства. Правом транзитного прохода в проливах пользовались торговые суда и военные корабли любого государства. В настоящее время аналогичный порядок регламентирован нормами Конвенции. Магелланов пролив является одним из самых протяженных международных проливов. Он располагается между южной оконечностью Южной Америки и архипелагом Огненная Земля и соединяет Атлантический и Тихий океаны. Его длина составляет 575 км, наименьшая ширина — 2,2 км. Правовой статус пролива определялся взаимоотношениями Чили и Аргентины, которые еще в 1873 году в ответ на запрос Великобритании признали свободу судоходства по проливу, а 23 июля 1881 года в Буэнос-Айресе (Аргентина) заключили двусторонний договор, в статье 5 которого провозглашены свобода судоходства по проливу и его нейтрализация «на вечные времена». Договор между Аргентиной и Чили от 10 декабря 1941 года отменил нейтрализацию канала и предусмотрел только свободу судоходства по нему для плавания торговых и военных судов всех государств. Свобода судоходства и транзитного следования в Малаккском и Сингапурском, проливах провозглашена в заявлении правительств Индонезии и Малайзии от 16 ноября 1971 года, хотя до этого предпринимались попытки отрицать международный характер этих проливов. Такую же позицию занимал Сингапур. Вместе с тем эти государства испытывают особое беспокойство в связи со все возрастающими потоками сырой нефти, перевозимой через проливы, и предпринимают меры по сохранению экологической безопасности в них. Международные каналы представляют собой соединяющие моря и океаны искусственные сооружения, расположенные на путях интенсивного морского судоходства и используемые всеми государствами в соответствии с международным правом и национальным законодательством. Они приобретают статус международных, если используются в интересах интенсивного торгового судоходства и если их правовой режим регламентирован соглашениями, заключенными между государствами. Особенностью правового режима международных каналов как раз и является то, что они, будучи частью территории государства-владельца канала, подпадают под действие соответствующих международных договоров, существенно ограничивающих правомочия данного государства. Принципы правового режима международных каналов: — уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; — свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; — обязанность пользователя соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства-владельца канала. Режим судоходства по большинству каналов характеризуется следующими основными чертами: — каналы в мирное время открыты для всех невоенных судов и военных кораблей всех государств; — администрации канала предварительно сообщается название и принадлежность судна, получается свидетельство на судно (в большинстве каналов ограничивается прохождение судов определением размеров и тоннажа), предусмотрена уплата сборов; — устанавливаются правила прохождения канала. В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала, запрещается блокада. Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 года. Наиболее крупными каналами, имеющими к тому же существенное значение для судоходства, являются Суэцкий канал, Панамский канал, Кильский канал и некоторые другие. Суэцкий канал открывает путь из Индийского океана в Средиземное море через Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море, проложен по территории Египта. Археологические раскопки, проведенные в Египте в середине XX века, позволили узнать, что первое соединение Красного моря с Нилом и Средиземным морем посредством прорытия канала, относится еще к XIV веку до нашей эры к эпохе фараона Рамзеса П. Прорываемый время от времени и постоянно заносимый песками, канал во все времена имел огромное значение как в экономике, так и в политике региона. Фирман правителя Египта Сайда-паши 1855 года предоставил Всеобщей компании морского Суэцкого канала, основанной французом Ф. Лесепсом, право на прорытие канала и его последующую эксплуатацию в течение 99 лет, после чего территория канала и все его сооружения должны были перейти под суверенитет и в собственность Египта. Строительство канала началось в апреле 1859 года и завершилось его открытием 17 ноября 1869 года. Протяженность канала — 161 км, ширина — от 120 до 318 м. На канале отсутствуют шлюзы. Канал создавался в колониальные времена и его статус с 1880 года определялся режимом международной концессии. Он долгое время принадлежал Всеобщей компании морского Суэцкого канала, фактически являвшейся англо-французским предприятием с Прав- лением в Александрии и юридическим местонахождением в Париже. Всеми делами концессии ведал высший совет Компании Суэцкого канала, состоящий из 33 директоров, хотя фактическим хозяином канала и прилежащей к нему по обеим берегам территории являлась Великобритания, которая в 1875 году скупив акции египетского хедива (правителя Египта), стала обладательницей пакета 44% акций. Основные доходы компании складывались из достаточно высоких пошлин, взимаемых с каждой тонны провозимого груза и платы за проезд с пассажиров. В 1888 году в Константинополе представителями 9 государств (Австро-Венгрией, Великобританией, Германией, Голландией, Италией, Испанией, Россией, Турцией и Францией) была подписана конвенция, которая предусматривала свободное плавание по каналу коммерческих судов и военных кораблей всех государств в любое время, в том числе и в военное. Согласно Конвенции к каналу никогда не должно применяться право блокады. В военное время не допускается никаких враждебных действий ни в пределах собственно канала, ни в пределах трех морских миль от его входных портов. Военные корабли воюющих государств должны проходить через канал без промедления и не задерживаться в портах Суэц и Порт-Саид более 24 часов. Между уходом из этих портов военных судов воюющих государств должно пройти не менее 24 часов. В июле 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер издал указ о национализации Компании Суэцкого канала с передачей всего имущества, всех прав и обязанностей Египту. После этого последовал ряд драматических событий — решение Египта, спровоцировало против него вооруженную агрессию Великобритании, Франции и Израиля, которая была успешно отражена лишь благодаря эффективной помощи и поддержке со стороны СССР. В этот период канал продолжал функционировать. Однако, сделав для себя определенные выводы из этих событий, 24 апреля 1957 года Египет провозгла- сил обязательность для себя буквы и духа Константинопольской конвенции, решимость обеспечивать и поддерживать свободное и непрерывное судоходство. Только в 1967-1976 годах Суэцкий канал был закрыт в связи с оккупацией его территории и повреждениями, полученными в ходе египетско-израильского конфликта. В полном объеме он начал функционировать после заключения египетско-израильского мирного договора 1979 года. Панамский канал расположен в наиболее узкой части Центральной Америки, соединяющей Северную и Южную Америку. Канал соединяет порты Атлантического побережья (Кристобаль, Колон) и Тихого океана (Панама, Бальбоа). Панамский канал имеет длину 81,6 км (искусственное озеро Гатун и 65, 2 км собственно канала). Ширина канала от 150 до 300 м, он имеет на своем протяжении 12 шлюзов. Строился канал с 1881 по 1914 годы, первый океанский корабль прошел по нему 3 августа 1914 года, хотя официально он был открыт только в 1920 году. В строительстве такого канала были прежде всего заинтересованы Соединенные Штаты, которые по Хей-Паунсефотскому договору 1901 года, воспользовавшись затруднительным положением Великобритании в период англо-бурской войны, получили территорию Панамского канала в свое полное покровительство. Территория канала, получившая международно-правовой статус, объявлялась нейтральной, гарантировался свободный проход через канал военных и торговых судов всех государств, как в мирное, так и в военное время. В 1902 году США, угрожая строительством альтернативного канала на территории Никарагуа, за 40 млн. долларов выкупили у французов концессию на строительство Панамского канала. В результате поиска различных вариантов прокладки водного пути в 1903 году США получили от Колумбии полосу земли шириной 10 миль за единовременную плату в 10 млн. долларов и ежегодные платежи по 250 тыс. долларов в течение 100 лет. Но через некоторое время, в том же 1903 году, 12 августа, провинция, по территории которой проходил канал, не без вмешательства США, объявила себя независимым государством Панамой, которую 13 ноября сразу же признали США. Через три дня США заключили с Панамой договор, в соответствии с которым Соединенным Штатам предоставлялось право неограниченного контроля над зоной канала на вечные времена. Канал был объявлен неприкосновенным и свободным для доступа в любое время судам всех стран. Суверенитет Панамы над каналом был -восстановлен по Договору о Панамском канале от 7 сентября 1977 года, которым отменялись все прежние соглашения относительно канала, хотя до 1979 года территория всей зоны Панамского канала находилась под юрисдикцией США, а затем в соответствии с договором стала управляться специальной смешанной американо-панамской комиссией. Вместе с тем США сохраняли на срок до 31 декабря 1999 года право регулирования транзита через канал, как и ряд других прав. Вторым Договором о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала и Протоколом к нему, от того же числа, провозглашалось, что канал будет открытым для мирного транзита судов всех стран на условиях полного равенства и недискриминации. С 1 января 2000 года над Панамским каналом полностью восстановлен суверенитет Панамы. Кильский (Северо-Германский) канал соединяет Балтийское и Северное море, прорезая по территории ФРГ полуостров Ютландию, и имеет своей основной задачей обеспечение более спокойного, чем в Северном море, плавания между устьем Эльбы в Северном море и Киль-ской бухтой на Балтике. Протяженность канала, открытого в 1895 году, составляет 98,7 км. На канале действует система шлюзов. В настоящее время канал находится под полной юрисдикцией ФРГ. До конца первой мировой войны канал являлся внутренним водным путем Германии, поскольку целиком расположен на ее территории. На Версальской мирной конференции был установлен режим канала на принципах, применявшихся к режиму Суэцкого канала. Хотя во время второй мировой войны Германия, по сути, отменила свободу плавания по каналу, после окончания войны этот режим был восстановлен, но каких-либо нормативных предписаний на этот счет не имеется. Это же касается одного из самых коротких европейских каналов — Коринфского (длина 6,3 км), который соединяет Ионическое и Эгейское моря, целиком проходя по территории Греции, и одного из самых крупных искусственных водных путей — Берегового канала в США (около 900 км), который соединяет Бостон и Бофорт. Сайменский канал соединяет озеро Сайма и Финский залив (длина 55 морских миль). Канал был сдан в аренду Финляндии Советским Союзом в 1962 году сроком на 50 лет. Все эти каналы являются неотъемлемой частью государственной территории соответствующего субъекта международного права. Плавание по этим каналам, как и по Кильскому каналу, определяется общими нормами международного права, провозглашающими свободу судоходства. Date: 2015-09-24; view: 1173; Нарушение авторских прав |