Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие и пространственное действие международного морского права
Современное международное морское право — это отрасль международного права, которая регулирует исследование и использование пространств Мирового океана, его дна и ресурсов в мирных целях, а также полёты летательных аппаратов в воздушном пространстве над Мировым океаном. Следовательно, основным объектом.международного морского права является Мировой океан и составляющие его пространства и ресурсы, в эффективной связи с деятельностью субъектов международного права — государств и их объединений — международных организаций и органов, наделенных определенными правами и обязанностями в сфере дейстия морского права. Так как пространственная сфера действия современного международного права включает в себя не только воды Мирового океана, его-дно и недра, но и воздушное пространство над ним до границы с космическим пространством, представляется обоснованной и правомерной позиция ученых, считающих современное международное морское право комплексной отраслью, вклю- чающей в себя определенные положения и международного воздушного права. Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права, так как с давних времен Мировой океан, занимающий 71% территории планеты Земля, играл важную роль в удовлетворении хозяйственных нужд и потребностей населяющих ее народов. Этапы становления международного морского права напрямую связаны с этапами становления человеческой цивилизации. Следует указать, что когда говорят о международном морском праве рабовладельческого и феодального обществ и даже периода перехода к капитализму, употребление этого термина не связано с обозначением отрасли международного права, а обозначает отдельные нормы морского права, относящиеся в те времена в основном к системе внутреннего права, сферой правового регулирования которых, выступали прежде всего имущественные отношения частно-правового характера. Имевшие тогда использование своеобразные «кодексы» — Basilica, «Consolato del Mare», «Законы Висби», Кодекс Ганзы, «Оле-ронские свитки» и др. — не являлись источниками международного права, так как не содержали в себе ни обыч,-ные, ни кодифицированные нормы, а только обыкновения — правила поведения, сложившиеся в торговле между портами того или иного географического региона в результате многовековой практики, которые, по словам Д. Коломбоса, действовали как «несанкционированные какой-либо суверенной властью». Они не устанавливали правовой режим морских пространств, поскольку еще не сложились институты открытого моря, внутренних и территориальных вод. Вместе с тем уже в VI, V и IV веке до нашей эры были заключены договоры между Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии, которые оказали впоследствии влия- ние на формирование международно-правового режима территориальных вод. В праве Древнего Израиля морские пространства, расположенные к западу от Палестины, рассматривались в качестве доминиона этого государства. Однако в античном мире принцип свободы открытого моря еще не существовал, как не существовало и самой отрасли международного морского права в качестве системы норм, определяющих правовой режим морских пространств и правила их использования. Это объяснялось прежде всего низким уровнем развития экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка. В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и учитывало местные условия и традиции. Таким образом, появились упомянутые выше «кодексы» — в качестве региональных источников морского права. В основном эти источники представляли собой свод местных законов, обычаев и обыкновений, сложившихся и действовавших в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали существенное влияние на развитие международного морского права. В феодальную эпоху резко обострились претензии крупных морских держав на пространства Мирового океана. Так, Португалия претендовала на Атлантический океан к югу от Марокко, Испания — на Тихий океан и Мексиканский залив, Англия — на северную Атлантику, Венецианская Республика фактически установила суверенитет над Адриатическим морем, а Генуэская Республика над Лигурийским. Характерным для этого периода является активное участие в этих процессах католической церкви. Претензии ряда государств даже подкрепили буллами папы римские — Александр VI в 1493 году и Юлий II в 1506 году. Именно в этот период начинает формироваться принцип свободы открытого моря, который окончательно сформировался к концу XVII века. Его становление напрямую связано с острой борьбой между феодальными государствами — Испанией и Португалией — и государствами, в которых активно развивался капиталистический способ производства, —f Англией, Францией, а затем Голландией, выступившими за свободу морей. В это же время были предприняты первые попытки доктринального обоснования идеи свободы открытого моря. Развернутая аргументация в пользу свободы открытого моря была дана в труде основателя науки международного права голландского мыслителя и юриста Гуго Греция «Маге Liberum» («Свобода морей или право, которое принадлежит Голландии, принимать участие в торговле в Ост-Индии»). Он отмечал, что общие потребности человечества и интересы международной торговли требуют признания открытости морей. Г. Гро-ций писал о том, что открытое море не может быть предметом владения государств и частных лиц и что пользование им одним государством не должно препятствовать его использованию другими. Взгляды Г. Греция и других буржуазных ученых на свободу морей были основаны на частноправовых, ци-вилистических взглядах римских юристов. В определенной мере «рациональным зерном» обоснования свободы открытого моря буржуазными юристами (Г. Гро-ций, Л. Б. Отфейль, Л. Оппенгейм, Ф. Ф. Мартене и др.) была проводимая ими связь этой свободы со свободой международной торговли. Одновременно с институтом открытого моря формировались нормы, относящиеся к территориальным водам, или территориальному морю. Необходимость создания особого режима в этих водах обосновывалась интересами безопасности прибрежного государства и его исключительными правами в них на рыболовство. Еще в конце XIV века Л. Балд писал о том, что море, прилегающее к территории какого-либо государства, подчинено его юрисдикции. Уже во второй половине XVII века английский юрист А. Джентили включал в состав территории государства не только сушу, но и прилегаю- щее море, которое он называл территориальными водами. В это же время начались поиски критериев для определения их ширины. Вначале предлагалось определять ширину территориальных вод дальностью полетов пушечного ядра, пределами действия береговых батарей. В конце XVIII века итальянский юрист М. Галь-яни предложил считать пределом территориальных вод 3 морские мили. Однако на практике государства устанавливали ширину территориального моря, как правило, в пределах от 3 до 12 морских миль. Под влиянием принципа свободы открытого моря возникло и получило постепенно всеобщее признание право мирного прохода иностранных невоенных судов через территориальное море. Г. Гроций признавал возможность установления пояса территориальных вод прибрежным государством и право мирного прохода по нему судов других государств. В 1625 году П. Фрей-тас дал определение понятия «территориальное море», в которое было включено и положение о праве мирного прохода через него иностранных судов. История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций — защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права. Но только в XX веке, который ознаменовался революционными темпами развития промышленности, науки и техники, появлением системы мирохозяйственных связей и мирового рынка, существенным расширением деятельности государств в Мировом океане, объективно созрели условия для качественного развития норм и институтов международного морского права и их кодификации. Date: 2015-09-24; view: 380; Нарушение авторских прав |