Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Юридическая конструкция
Обычная форма, в которой право появляется в законах, - повелительная, т.е., непосредственно практическая форма запрещения или повеления. Эта форма проявления права, в которой форма и содержание еще совершенно совпадают, является в истории первоначальной, первой. В противоположность той, которая появляется впоследствии, Иеринг называет ее "низшей" формой. Пока юриспруденция оставляет материал в этой его форме, название "низшая" подобает также и ей. Различаются, таким образом, как низшая и высшая формы выражения права, так и низшая и высшая юриспруденция. Деятельность юриспруденции можно определить одним словом - толкованием. Задача толкования заключается в том, чтобы разложить материал, устранить кажущиеся противоречия, выяснить темные и неопределенные места, извлечь наружу полное содержание законодательной воли, следовательно, в особенности извлечь из данных отдельных положений лежащий в их основе принцип и, наоборот, из данного принципа вывести все последствия его. Толкование не есть специально юридическая операция: каждая наука, источники которой - письменные акты, должна заняться толкованием; поэтому и самый предмет не получает, благодаря ему, своеобразно юридического характера. Что бы юриспруденция ни извлекла таким путем наружу, оно не будет ничем специфически новым, а всегда только первоначальным правовым материалом, лишь разложенным. С толкования не только повсюду начала юриспруденция, но оно и должно быть всегда первым приемом, предпринимаемым ей над сырым материалом закона. Чтобы конструировать, она должна сперва интерпретировать, толковать; низшая юриспруденция - необходимая первая ступень к высшей, но она лишь первая ступень, и юриспруденция не должна на ней останавливаться больше, чем нужно. Только на высшей ступени ее задача и метод становятся специфически юридическими, лишь здесь она приобретает свой своеобразный научный характер, отличающий ее от всех других наук. "Правовой институт является не простым сборищем отдельных правоположений, касающихся одного и того же отношения, а чем-то существенно отличным от него. Положения права - материя, масса мыслей, они имеют лишь материальное существование; институты же права представляют собой существа, логические индивидуальности, юридические тела, мы охватываем и наполняем их представлением об индивидуальном бытии и жизни. Они возникают, погибают, действуют, вступают в столкновение с другими, они имеют свои задачи, цели, которым служат, и соответственно этому - своеобразные силы и свойства и т.д. Я назвал бы их, чтобы вызвать в читателе постоянное представление об их бытии и жизни, юридическими существами, если бы это название не казалось слишком искусственным. Я предпочитаю потому выражение "юридические" или "правовые тела" (в противоположность простой субстанции права или правовому материалу)". Социокультурная ценность символов как приемов юридической техники заключается в том, что символы позволяют выразить действительное во всем богатстве его содержания.
Вопросы для студентов, изучающих тему: 1. Назовите приемы юридической техники. 2. Объясните социокультурную ценность символов как приемов юридической техники. 3. Назовите взгляды авторов, упомянутых в параграфе на изучаемую тему.
Глава 3. ПРАВОВЫЕ АКТЫ
§ 1. Понятие права
1. Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. В Организацию Объединенных Наций входит 193 государства (www.un.org), и у каждого есть свое законодательство. Во все века были попытки создать универсальный закон, который бы обеспечил благополучие гражданам. Такой кодекс, например, был создан в иудео-христианской религии - Декалог Моисея или Десять заповедей, Закон Божий. Заповеди были даны Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19.10-25). Заповеди были изложены Моисеем, получившим этот закон(по мнению ученых) от различных афро-азиатских народов, особенно месопотамской культуры, интуитивно уловившим и соблюдавшим его. Моисей был не только военачальником, но и выдающимся знатоком древней и современной ему европейской культуры. Особенно хорошо он был знаком с утерянными для нас историческими сочинениями и жизнеописаниями таких цивилизаций как халдейская, шумерская, хеттская, а также с ученым наследием, восходящим к десятому тысячелетию до Рождества Христова. Сегодня в западной системе ценностей иудео-христианская культура стремится выступать в качестве идеологического обоснования любой морали. Это следующие заповеди: 1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим... 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего... Общепризнанного определения права в мире не существует. Более того, в науке рекомендуется избегать универсальных определений. В нашей жизни право мы наблюдаем в разных формах. Форма - (от лат. forma вид, образ, устройство) англ. form; нем. Form. Наружный вид, внешнее очертание; способ существования и выражения содержания. Сложность права состоит в том, что оно имеет множество форм. Перечислим основные формы существования права, их более десяти: 1) совокупность нормативных правовых актов, прецедентов, правовых обычаев, нормативных договоров (то есть всех источников права); 2) совокупность правил поведения; 3) наука; 4) система правоотношений; 5) правосознание; 6) как справедливость; 7) как свобода; 8) учебная дисциплина; 9) как добро и зло; 10) как правда и ложь; 11) как ценность; 12) как знание; 13) как сила; 14) как порядок и т.д. 2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Это объективная форма права, которая доступна всем, но тем не менее многие понимают право по-разному. Право, принимая форму законодательства (законодательство - это совокупность всех нормативных правовых актов), приобретает форму всеобщности, объективности. Право человек видит в форме напечатанного закона, указа Президента РФ, приказа министра и т.д. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных нормативных правовых актов, таких как закон, указ, постановление, приказ и т.д. Акт - письменный документ, содержащий норму. Эта норма является правовой. Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ГОСТ Р 51141-98). Письменный документ - это текстовый документ, информация которого зафиксирована любым типом письма. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый правотворческим органом и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. По юридической силе, т.е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты: а) федеральные нормативные правовые акты: законы. Существуют два вида законов: природы и правовые. Правовой закон - нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа. Природный закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Правовые законы регулируют наиболее важные вопросы государственной жизни. Существуют следующие виды законов: - Конституция (Основной Закон), которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законодательства; - закон о поправках к Конституции; - федеральный конституционный закон; - федеральный закон (кодифицированный и текущий); указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов; постановления (нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности) Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ. Например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009; приказы (это - нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации) и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства России. Законы публикуются в Собрании законодательства РФ (http:// www.szrf.ru/). Акты органов исполнительной власти публикуются в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" - www.szrf.ru; их можно найти на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru; б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации: Конституция - основной закон республики, определяющий ее статус; уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения; закон субъекта РФ - региональный закон; постановления представительного органа субъекта РФ; указы президента республики издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Конституции и законов республики; постановления правительства субъекта РФ; постановления главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения; приказы, инструкции (нормативный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо деятельность), постановления министерств, ведомств субъектов РФ, например, Приказ Минюста России от 18.02.2010 N 38 "Об утверждении Положения о Департаменте регистрации ведомственных нормативных правовых актов" (http://www.minjust.ru). Правовые акты можно найти на сайте соответствующего госоргана; в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления: постановления, распоряжения, приказы. Их можно найти на сайте соответствующего органа; г) нормативные правовые акты организаций. Руководитель организации издает приказы, инструкции, положения, распоряжения в соответствии со своей компетенцией. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 (СЗ РФ. 2000. N 12. Ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, на основании которого можно построить собственную юридическую библиотеку. Он включает следующие разделы: 010.0.000 Конституционный строй 020.0.000 Основы государственного управления 030.0.000 Гражданское право 040.0.000 Семья 050.0.000 Жилище 060.0.000 Труд и занятость населения 070.0.000 Социальное обеспечение и социальное страхование 080.0.000 Финансы 090.0.000 Хозяйственная деятельность 100.0.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело 110.0.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды 120.0.000 Информация и информатизация 130.000.000 Образование. Наука. Культура 140.0.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм 150.0.000 Оборона 160.0.000 Безопасность и охрана правопорядка 170.0.000 Уголовное право. Исполнение наказаний 180.0.000 Правосудие 190.0.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат 200.0.000 Международные отношения. Международное право 210.0.000 Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и иных званий. Нормативные правовые акты делятся на отрасли законодательства: конституционное, уголовное, гражданское, семейное, административное, трудовое, образовательное и т.д. 3. Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. За их нарушение применяются различные меры государственного воздействия. Правила поведения делятся на правовые и другие (морали, традиции, обычаи и т.д.). Особенности правовых правил состоят в следующем: они устанавливаются или санкционируются государством; защищаются от нарушения государством; должны выражать интересы большинства населения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т.д.; они обязательны для всех. Каждая форма существования права - будь то система норм, нормативных правовых актов, наука, правоотношения, правосознание - имеет свою структуру. Структура - это связь между элементами права. Структура права как совокупность норм состоит из групп норм, которые называются отраслями права. Отрасль права - элемент системы права, регулирующий определенный вид общественных отношений. Отрасли права состоят из институтов. Институт права - это группа норм, регулирующая определенную часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяют такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, труд молодежи, труд женщин, трудовые споры и др. Норма права является основным элементом структуры права. Это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой, регулирующее общественные отношения. Она состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза - часть правила, в которой содержатся обстоятельства, юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются права, обязанности, ответственность лиц. Гипотеза включается в нормы для того, чтобы ограничить права, например право работодателя на увольнение работника, на заключение договора (ст. 22 ТК РФ) и т.д. Диспозиция - указывает участников правоотношения, а также их права и обязанности. Санкция - указывает меры государственного принуждения, в ней перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушителю в двух случаях: если человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему ущерб; если человек не исполнил или некачественно исполнил свою обязанность. Субъективное право - обеспеченная законом мера возможного поведения человека или организации, направленная на достижение цели, связанная с удовлетворением их интересов. Субъективные права человека можно разделить по юридической силе на следующие виды: Первый вид - право, которое может быть реализовано собственными силами, без обязательного активного участия другой стороны. Это, например, право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ); свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ) и т.д. Второй вид - право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполнит другая, обязанная сторона. Это наиболее распространенный вид прав в образовательных правоотношениях. Например, учащийся может воспользоваться своим правом на участие в управлении образовательными организациями только с согласия образовательной организации (ст. ст. 3, 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Такой же порядок установлен и при реализации права обучающегося на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами. Третий вид - право, реализуемое лишь в договорном (консенсуальном) порядке. Например, право обучающегося на заключение договора с образовательной организацией (ст. 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Четвертый вид - право, реализация которого возможна только при наличии двух юридических фактов: выполнения обязанности обязанной стороной; признания законности действий должностным лицом, органом власти, разрешения на действия в местном нормативном акте. Например, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно только с согласия образовательного учреждения, если это право предусмотрено в уставе образовательного учреждения (ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Юридическая обязанность, долг - определенная нормой права мера необходимого поведения в интересах управомоченного субъекта. Обязанности можно разделить на три группы: Первая группа - постоянные обязанности, которые необходимо выполнять: например, обучающемуся - соблюдать требования устава, педагогу - честно и добросовестно работать, выполнять нормы труда (ст. 21 ТК РФ) и т.д. Вторая группа - обязанности, связанные с определенным событием, например, обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т.д. Третья группа - обязанности, которые выполняются по требованию правомочного лица, например своевременно и точно выполнить распоряжения работодателя, предоставить право гражданину обучаться на родном языке (ст. 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") и т.д. Кроме того, обязанности делят на активные (совершать действия) и пассивные (не совершать действия). Например, педагогу запрещается удалять с занятий обучающихся - это пассивная форма. Активной обязанностью является обязанность студента выполнять требования программы высшего профессионального образования. Юридическая ответственность - это применение к виновному лицу, нарушившему закон, мер государственного принуждения. В зависимости от характера правонарушения существуют следующие виды ответственности: уголовная ответственность наступает, если лицо совершило преступление; административная ответственность наступает, если лицо совершило административное правонарушение. Это - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность; материальная ответственность наступает, если лицо причинило ущерб организации, с которой оно состоит в трудовых отношениях; гражданская ответственность наступает, если лицо не исполнило обязанность, предусмотренную гражданским правом; дисциплинарная ответственность наступает, если человек совершил дисциплинарный проступок в трудовых, образовательных отношениях. Привлечь человека к ответственности можно, если он совершил правонарушение, которое традиционно должно включать четыре элемента: объект нарушения - общественные отношения, охраняемые законодательством; субъект правонарушения, т.е. лицо, совершившее нарушение; субъективная сторона - вина человека в форме умысла или неосторожности; объективная сторона - сам проступок, его последствия. Это - деяние, повлекшее общественно опасные последствия в виде действия или бездействия. Правила поведения содержатся в нормативном правовом акте. Они являются содержанием НПА. 4. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определенную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. N 59 утверждена Номенклатура специальностей научных работников. Современная юридическая наука права имеет 34 специальности, которые составляют 15 групп: Право изменяется, возникают новые специальности, например образовательное право, международное образовательное право, служебное право и т.д.
5. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это - связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные. После того, как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями. Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются физические и юридические лица. В разных правоотношениях стороны могут иметь специальные названия, выражающие особенности этих отношений, например продавец, покупатель и т.д. Физическое лицо - это человек как участник правоотношений. Его положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, госорган и т.д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам. Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов: правомерное поведение, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе; правонарушение - неисполнение обязанности, установленной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому человеку. Правоспособность человека - способность иметь юридические права и выполнять обязанности. Она признается в равной мере за всеми людьми. Правоспособность приобретается с рождения и прекращается со смертью. Какие права имеют люди? Например, они могут иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юридическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; выбирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литературы и искусства, изобретения; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Например, в имущественных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. Возникновение, изменение или прекращение правоотношений связано с определенной причиной, которой являются юридические факты. В зависимости от правовых последствий они делятся на: правообразующие, которые влекут возникновение правоотношений, например трудовой договор; правоизменяющие, которые влекут изменение прав, обязанностей, например приказ о переводе на другую работу; правопрекращающие, которые прекращают правоотношения, например приказ об увольнении. Правоотношение состоит из трех необходимых элементов: субъект правоотношения; объект правоотношения; содержание правоотношения. По различным оценкам право регулирует только 1% общественных отношений. Для юристов имеет большое значение мониторинг всех общественных отношений и их соотношение. 6. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это - система правовых взглядов, теорий, идей, убеждений, оценок и т.д. Это - представления каждого человека о праве, о его реализации и т.д. Индивидуальное правосознание делится на научное, обыденное и профессиональное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием других людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Но для того, чтобы соблюдать законы, их нужно знать. Научное правосознание - более точное представление о праве в отличие от обыденного правосознания. Это - правосознание человека, изучающего право. Профессиональное правосознание - это правовое сознание лиц, которые профессионально занимаются правом. Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является уровень свободы личности. Право является формой выражения свободы человека. Люди свободны тогда, когда они признаются равными и подчиняются не другим людям, а закону. Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т.е. ограничивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла Дополнительную конвенцию об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого человека, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, отмечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидированы еще не во всем мире, не во всех частях света. Обычаями, сходными с рабством, в Конвенции названы: долговая кабала - человек должен отработать долг, причем время отработки не ограничено, характер работы не определен; крепостное состояние - человек работает на земле другого человека и не может изменить свое положение; обычай выдавать женщину замуж за вознаграждение без права ее отказа от брака; право мужа передать женщину другому за вознаграждение; обычай после смерти мужа передавать женщину по наследству другому; случаи, когда ребенок передается другому лицу за вознаграждение с целью эксплуатации ребенка или его труда. По мнению И. Канта, человек считается свободным, если он подчиняется не другому человеку, а закону. 7. Право как справедливость. Право нередко понимают как справедливость. По определению Аристотеля (др.-греч. философ и ученый 384 - 322 до н.э.), справедливость есть равенство для равных людей. Справедливым считается и пропорциональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо. Справедливость нередко разделяют на природную и установленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый и несправедливый. На этом основано различие права и закона. Право - это справедливый закон. Закон, который не является правом, отличается от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон оказывается формой произвола какой-то группы населения и становится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нарушает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости. Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Л. Дюги утверждал, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Законодатель лишь констатирует норму, но не создает ее. Леон Дюги (фр. , 1859 - 1928; Википедия) - французский юрист, специализировавшийся на публичном праве и прибегавший к так называемому методу социологического позитивизма (влияние Дюркгейма и Конта). Профессор, а затем декан университета Бордо. Защитник теории общественной службы, он, с другой стороны, настаивал на социальной функции права собственности и разрабатывал критику института государства, которое для него было лишь одним из возможных способов управления неустойчивой формой, которая могла исчезнуть. Леон Дюги является главным представителем учения солидаризма. Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности. Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приводит к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь постольку, поскольку они отвечают социальной норме солидарности. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией. Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому - ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав. Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции. Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг. Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он считал, что современное общество движется к федерализации классов, соорганизованных в синдикаты - синдикальный федерализм. Всеобщее индивидуалистическое избирательное право он предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируются не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так, в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяются соглашением организаций предпринимателей и рабочих. В целом для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты: идеологическое противостояние индивидуализму и социализму (коммунизму); резко негативное отношение к учению о классовой борьбе (Леон Дюги называл его "отвратительной доктриной"); скептическое отношение к субъективным правам, поскольку они, по мнению солидаристов, разобщают членов общества. "Индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности". Дюги предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции. У него было отрицательное отношение к идеям равенства и естественным правам человека, выдвинутым в революционную эпоху и закрепленным в Декларации прав человека и гражданина. Дюги утверждал, что люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние; смотрел на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию и которые должны совместно и солидарно трудиться в общественном производстве; одобрительно относился к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность "свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника"; понимал социальную солидарность как "факт взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого"; идею о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению. Дюги писал: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". По мнению Дюги, норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др. Теория солидаризма оказала значительное и долговременное влияние на политико-правовую идеологию и практику. В России идеи Леона Дюги были поддержаны (хотя и не безоговорочно) такими видными правоведами, как Павел Иванович Новгородцев и Максим Максимович Ковалевский. На идеи Дюги о "социальных функциях" права благожелательно ссылались А.Г. Гойхбарг и другие советские юристы 1918 - 1920 гг. В дальнейшем доктрина Дюги о синдикалистском (корпоративном) государстве была использована фашистской партией Италии, франкистским и другими антидемократическими режимами, что подорвало доверие к фактически умеренным идеям солидаризма, ряд которых сохраняет актуальность и по сей день. Справедливость - понятие, которое многозначно. В русском языке есть понятие, которое имеет одно значение с понятием справедливости - это равенство. Равенство (справедливость) бывает двух видов: фактическое и формальное. В любой системе права используются оба вида справедливости, но какого-то вида справедливости в конкретной правовой системе больше. Примерами фактического равенства являются одинаковая для всех минимальная заработная плата, один для всех возраст выхода на пенсию и т.д. Формальное равенство состоит в том, что всем даны одинаковые права, но мы все живем по-разному. Почему? Потому что мы все по-разному пользуемся своими правами. Например, после окончания вуза один стал предпринимателем, создал собственное дело, а другой поступил на работу в качестве наемного работника. Date: 2015-09-22; view: 451; Нарушение авторских прав |