Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 7. Принцип гуманизма





1. Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

2. Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

 

Вопросы для студента, изучающего тему:

1. Дайте определение нормам-принципам.

2. Дайте определение юридическим презумпциям.

3. Какие из перечисленных принципов в УК РФ являются фикциями?

4. Какие из перечисленных принципов в ТК РФ являются фикциями?

 

§ 16. Юридические символы: понятие и виды

 

Символ (с греческого "знак, познавательная примета") - в науке то же, что знак. Элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков.

Специфическими неязыковыми средствами ЮТ являются правовые символы, среди которых можно выделить три частично пересекающиеся группы:

1) символы, закрепленные в официальных источниках права и охраняемые государством ("правовые символы" в узком смысле);

2) символы, используемые в праве, независимо от нормативного закрепления ("правовые символы" в широком смысле);

3) юридически-значимые символы (в том числе запрещенные действующим правом).

Приведем правовую позицию по отношению к символам права (Никитина А.В. Правовые символы: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01. Н. Новгород, 1999. 241 с.). Наибольшее практическое значение в качестве средств ЮТ имеет первая группа - символы, выраженные в НПП. Символическая форма совместима при этом с большинством функциональных разновидностей НПП (нормами, декларациями, дефинициями и т.п.) и служит для повышения эффективности права, оптимизации его регулятивных свойств. Требования, предъявляемые к качеству правовых символов, включают социальную, логическую, эстетическую и культурологическую составляющие.

Правовые символы выступают своеобразным элементом, связующим общую и юридическую культуру. Правовые символы являются одним из важнейших средств не только внутригосударственного, но и международного общения. Это универсальная форма взаимопонимания между людьми, разделенными государственными границами и языками.

В результате расширения сфер применения правовых регуляторов, активного взаимодействия права с другими видами социальных норм сложились и стали быстро распространяться новые нетрадиционные способы изложения государственно-властных велений в виде таблиц, формул, рисунков, картографических знаков, графиков, образцов документов (юридических шаблонов). Образование таких оригинальных компонентов в форме выражения права - закономерное явление для динамично развивающейся правовой системы. Формирование подобных средств правового регулирования приводит к появлению более совершенных и экономных способов их формального закрепления, чем традиционное текстуальное.

Правовые символы были присущи праву и играли важную роль в регулировании поведения людей в период так называемого неписаного предправа. История развития общества показывает, что символы не являются из "пустоты". Символы - своеобразное отражение своей эпохи. Они "умирают" вместе со сменой государственного строя, политического режима. Социальные перемены неизбежно сопровождаются пересмотром действовавшей системы правовых символов.

Символы часто являются наиболее удобным и доступным для понимания средством регулирования общественных отношений. Для них характерны наглядность, краткость и лаконичность. Если символы понятны и укоренились в сознании рядовых граждан, то государственно-властное веление, внешне выраженное в виде символа, будет реализовываться даже на подсознательном уровне.

Несмотря на достаточно широкое и длительное использование символов в регулировании самых разнообразных общественных отношений, природа правового символа изучена явно недостаточно.

Первые работы в этой области появились еще в период античности (Фалес, Анаксимандр, Диоген Аполлонийский, Платон, Аристотель). В настоящее время символы стали предметом изучения многих наук: философии, социологии, политологии, психологии. В юридической науке на символизм права обратили внимание в первой половине XIX века представители исторической и естественной школ права Дж. Вико, Я. Гримм, А.П. Куницын, П.Д. Калмыков и другие.

В разные годы отдельные вопросы символизации в праве рассматривались в связи с изучением тех или иных правовых проблем. Правовые символы анализировались в работах, посвященных логической природе права (В.К. Бабаев), юридической технике (Ю.В. Блохин, Н.А. Власенко, И.Ф. Казьмин, А.С. Пиголкин, А.А. Ушаков, А.Ф. Черданцев), правовой системе общества (В.Н. Синюков), правовой культуре общества (Л.И. Спиридонов, А.П. Семитко) и другим.

Как показывает анализ правотворческой и правоприменительной практики, процесс юридической регуляции не может обойтись без использования символов. Это говорит о символическом характере права. Изучение природы правовых символов, их роли в механизме правового регулирования, проникновение в их сущность, содержание, форму и особенности служат необходимыми предпосылками формализации правового материала, оптимизации правотворческой и правоприменительной деятельности, способствуют улучшению подготовки юристов, повышению уровня правосознания и правовой культуры граждан.

В праве развивается научное направление - теория правовой символизации.

 

Вопросы для студента, изучающего тему:

1. Раскройте понятие юридический символ.

2. Назовите виды юридических символов.

3. Расскажите о взглядах авторов, названных в параграфе по рассматриваемой теме.

 

§ 17. Право как знаково-символическая система

 

Историко-философский обзор проблемы знаков включает анализ ее понимания от античности до современных теорий (понимание знаков в первых философских школах Древней Греции, у Блаженного Августина, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля, Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Э. Кассирера, Ч. Морриса, Г.П. Щедровицкого, В.М. Розина и др.). С усложнением человеческой культуры возрастает роль семиотических средств в ее присвоении личностью. В научный оборот вошло такое понятие, как семиосфера, под которым понимают многомерное и потенциально бесконечное поле социокультурных и личностных смыслов. Понятие семиосферы рассматривается в определении Ю.М. Лотмана (Юрий Михайлович Лотман. 28 февраля 1922 г., Петроград - 28 октября 1993 г., Тарту - советский литературовед, культуролог и семиотике), определявшего ее как знаковый континуум, в котором осуществляются коммуникация человека, поиск новой информации, существует семиозис - означивание человеческим сознанием предметов и явлений с помощью языковых систем.

Семиотика (от греческого "знак, признак") - научная дисциплина, изучающая общее в строении и функционировании различных знаковых (семиотических) систем, хранящих и передающих информацию (Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 440).

Знаково-символическая деятельность в большей степени соотносится с пластом развития, который представлен в человеческой жизнедеятельности взаимосвязанными процессами учения, в том числе и правового учения и творчества.

Юридическую деятельность можно рассматривать как деятельность со знаково-символическими средствами.

В литературе выделяются два основных представления о специфике знака. Так, в широком значении любой заместитель, любая форма выражения мысли или вещи выступает как знак, и виды знаков различаются в зависимости от характера отношения знака к означаемым объектам. Различие знака и символа дано Э.В. Ильенковым (1984). Так, знак обозначает содержание, а символ раскрывает его. Функционально существование символа заключается в том, что он выступает средством, орудием выявления сути других чувственно воспринимаемых вещей, т.е. всеобщего.

Характеристика знаково-символических средств, их классификации в науке приведены в работе А.С. Турчина (Формирование деятельности со знаково-символическими средствами как условие психолого-акмеологического развития: Автореф. дис.... д-ра психол. наук. Кострома, 2011).

Знаково-символическая деятельность имеет всеобщий характер и существует как отдельно, так и в сочетании с другими видами деятельности. Е.Е. Сапогова (Сапогова Елена Евгеньевна - доктор психологических наук, зав. кафедрой психологии Тульского государственного университета) отмечает, что знаково-символическая деятельность человека представляет собой реализацию знакового отношения к себе и миру, она предполагает отражение через репрезентацию, различение обозначения и обозначаемого, выполнение актов кодирования и расшифровки, а также преобразование и создание новых знаковых систем.

В моделировании знаково-символические средства становятся объектом действия, из изменений которого извлекается новая информация о замещаемом содержании.

Право можно рассматривать как знаково-символическую систему, которая замещает порядок и свободу в обществе, отражая их в нормах права и правовых идеях.

 

Вопросы для студента, изучающего тему:

1. Дайте характеристику знаково-символической системе.

2. Раскройте особенности права как знаково-символической системы.

3. Расскажите о правовой позиции авторов, перечисленных в параграфе по изучаемой теме.

 

§ 18. Причины использования символов

в правовом регулировании общественных отношений

 

Символ (греческое "условный знак") - условный чувственно-воспринимаемый объект, вещественный, письменный или звуковой знак, которым человек обозначает какое-либо понятие (идею, мысль), предмет, действие или событие. Сама форма символа, как правило, не имеет сходства (подобия) с тем предметом, который символ представляет, на который символ указывает. Больше того, в одной и той же науке один и тот же предмет или процесс нередко обозначаются различными знаками (Логический словарь-справочник. М., 1975. С. 533).

Символика - система знаков (символов), служащая для обозначения выражения соответственно объектов, а также мысли, идей, чувств. Применение символов позволяет в сокращенном виде фиксировать различные сложные взаимозависимости и закономерности суждений, умозаключений, понятий.

Причины использования символов в науке объясняют функции символов. Функции правового символа - это система направлений правового воздействия на общественные отношения посредством правовых знаков, обусловленных его сущностью и назначением для общества.

Рассмотрим правовую позицию на функции символов П.Д. Шалагинова (Шалагинова П.Д. Функции правовых символов: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Шалагинов Петр Дмитриевич; Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород, 2007. 165 с.).

Функции правовых символов классифицируются, по мнению автора, по следующим критериям:

1) сфера общественной жизни, на которую направлено воздействие правовых символов (экономическая, идеологическая, политическая и другие);

2) семиотический подход (фиксации, хранения и передачи юридически значимой информации, сигнальная, номинативная (идентифицирующая), отличительная, сигнификативная, коммуникативная, замещения, аксиологическая и ориентационная);

3) назначение в правовой системе (выражения юридически значимой информации, унификации правового материала, праворазъяснительная, правоконкретизирующая, правоизменяющая, правопредписывающая, превентивная, охранительная, легитимации, придания официальности и легальности юридическому документу).

 

Вопросы для студента, изучающего тему:

1. Назовите причины использования символов в правовом регулировании общественных отношений.

2. Назовите функции правовых символов.

3. Расскажите о правовой позиции по поводу функции символов П.Д. Шалагинова и других названных авторов.

4. Назовите отрасли права, в которых символы применяются наиболее часто.

5. Назовите самые древние символы в праве.

 

§ 19. Юридические символы

как часть правовой культуры общества

 

Культура (лат. cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, право, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентности, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии и истории культуры. Правовая культура является предметом изучения науки права.

Культура понимается как:

- практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей;

- исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях;

- общий объем творчества человечества (Даниил Андреев);

- продукт играющего человека (Й. Хейзинга);

- совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека (Ю. Лотман);

- вся совокупность внебиологических проявлений человека;

- набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров (периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.).

Правовую культуру в словарях определяют как: общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде правовых актов. Она проявляется в поведении субъектов в процессе их взаимодействия и формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания, обучения и практики.

В зависимости от носителя правовой культуры различают ее следующие виды:

- правовая культура государства;

- правовая культура общества;

- правовая культура личности;

- правовая культура семьи;

- правовая культура группы.

Правовая культура общества является:

- разновидностью общей культуры, представляющей собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества (уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состоянию правовой системы, состоянию юридической практики и др.);

- показателем правового прогресса;

- результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права;

- отправным моментом, базой для правовой активности и в целом для правовой культуры личности.

Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана:

- содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов;

- поставить человека в центр общественного развития;

- создать ему достойные условия жизни и труда;

- обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития.

Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы и общества в целом.

Ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Право рассматривается как ценность.

Правосоциализаторская функция рассматривается через призму формирования правовых качеств личности.

Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него.

Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1) наличие правовых знаний, правовой информации;

2) превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые установки, убеждения, привычки правомерного поведения;

3) готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом, использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правовых знаний и опыта.

Правовая культура социальной группы характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем осуществления ею требований права. Правосознание и правовая активность граждан выражаются в степени освоения (знание, понимание и соблюдение) права гражданами, должностными лицами.

Каждый субъект права должен:

- признать ценность права;

- знать право;

- понимать смысл права;

- уметь толковать те или иные положения закона;

- понимать цель правового акта;

- определить сферу действия правового акта;

- уметь применять в практической деятельности приобретенные правовые знания;

- использовать правовой акт для реализации своих потребностей, а в случае нарушения прав уметь защитить свои права, свободы и законные интересы, а также интересы других людей и государства;

- уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

Для профессионала-юриста необходимо знание и понимание правовых предписаний, умение их применять. Человек - не юрист использует минимум правовых знаний, который требуется для его жизни.

Юридическая практика как элемент юридической культуры - деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений можно различать правотворческую, правоприменительную, распорядительную, интерпретационную и другие типы юридической практики, а по субъектам - законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др.

Философия XX в. в поисках основы человеческого бытия наделяет самостоятельным бытием символ и заменяет исследование мира исследованием картины мира, сводя философские проблемы к лингвистическим и пересматривая отношения субъекта с реальностью. В настоящее время сложилась такая практика, когда изучение любой сферы жизнедеятельности приводит к изучению системы ее символов.

Проблема исследования современных процессов в правовой культуре в контексте ее символических структур является одной из актуальных в современной философии культуры и права.

Успехи лингвистики, обусловленные сложившейся культурной ситуацией, привели к распространению ее методов на другие гуманитарные науки (философия, культурология, психология, социология, теория информации, право и т.д.).

Появление новых информационных технологий усилило влияние символических систем на все области реальной жизни.

Культурологическая мысль постоянно обращалась и обращается к кантовской проблематике. Сформулированная им проблема символа, культуры и человека определила путь развития всей послекантовской философии культуры (Г.В.Ф. Гегель, И. Гете, В. фон Гумбольдт, Ф. Шиллер, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер и др.). Исследованиям культурологических идей И. Канта посвящены работы В.Ф. Асмуса, М.Н. Афасижева, Е.Я. Басина, Ю.Я. Баскина, В. Виндельбанда, К. Фишера, А.В. Гулыги, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, Н.В. Мотрошиловой, Н.Н. Рубцова, К.А. Свасьяна, Ю.Н. Солонина и др.

В рамках культурно-философской парадигмы символический контекст культуры рассматривается либо как "реалистический", либо как "идеалистический", в зависимости от трактовки природы символа. Когнитивное направление в исследовании культуры (когнитивная культурология) дает возможность диалектического снятия противоречия между реалистическим и идеалистическим символизмом.

Выявлены два направления осмысления символизма культуры - "идеалистический символизм", обоснованный в концепциях И. Канта, Э. Кассирера и О. Шпенглера, и "реалистический символизм", обоснованием которого являются концепции Н.А. Бердяева и А.Ф. Лосева:

- "реалистический символизм" отображает бытие и соединяет мир духовный и мир природный; культура в таком контексте рассматривается как место отношения человека с миром, имеет объективные основания и воплощает целостность мира;

- "идеалистический символизм" отображает состояния человека, в его символах отсутствует "онтологическая обязательность"; культура рассматривается как субъективная модель объяснения мира, в рамках которой культурные целостности предстают в качестве самостоятельных образований, несводимых друг к другу, символ при этом соединяет мир человека и мир культуры.

Такой подход позволяет провести типологизацию концепций символизма культуры, в качестве критериев типологизации выступает онтологический статус символа и культуры.

Выделяют два типа символов:

- символ сознания - символ как принцип символизма, как деятельность мышления, выполняющая функцию символического оформления действительности;

- символ культуры - символ как форма воплощения идеи.

Культура - это модель объяснения мира.

Важнейшая функция символа - давать людям мотивацию, так как символ способствует формированию круга приоритетных ценностей, которые могут определять и вести социальное действие. Термин "символ" используется в отношении любого объекта, который может "служить средством передачи и восприятия смысла", ограничивая символическую деятельность сознания социальной деятельностью.

Из символов конструируются культурные и правовые системы, в которых отношения между символами моделируют отношения между элементами некоторого объекта. Существуют модели двух видов: выражающие "реальность" и "порождающие" ее.

Символ рассматривается как конкретное выражение понятий, как абстракции опыта, закрепленные в воспринимаемой форме, как конкретные воплощения идей, установок, суждений, желаний, верований, поэтому символ - это знак вообще. Знак и символ - это синонимы, все то, что выполняет обозначающую функцию. Любой знак в качестве символа в отдельности не может рассматриваться как механизм моделирования поведения, так как только весь комплекс в целом действует как модель.

Культуру можно рассматривать как процесс и как вторичную реальность. Е.Я. Режабек (см. Википедию), определяет культуру как систему метарегулятивов, организующих все виды человеческой деятельности (таким метарегулятором является правовая культура), как "аппаратурное оснащение коллективного сознания", которое обеспечивает эффективность индивидуального сознания, управляющего деятельностью человека. В этом "аппаратурном оснащении" выделяются три яруса: к "верхнему" ярусу относятся "надындивидуальные регулятивы" человеческой деятельности, "мировоззренческие смыслы", регулирующие поведение общественного человека, которые могут быть доступны сознанию только реализуясь в планах, когнициях, понятиях, когнитивных формах, образующих "средний" ярус культуры.

Самый развернутый "нижний" ярус существования культуры образует система артефактов, в которых реализуется предметная деятельность человека, стремящегося сделать окружающий мир пригодным для жизни. Эти три взаимодополняющих друг друга яруса культуры эволюционируют совместно на принципах самоорганизации.

Такой подход позволяет исследовать "преобразование мира на культурных основаниях", рассматривать культуру как "реальность осуществленных целей родового человека", а пространство культуры - как "поле общих дел, чувств и мыслей". С этой точки зрения регулятивность (в том числе и правовая) становится "орудием" и "техническим оснащением" культуры, определяющим поведение человека, а когнитивность понимается в самом широком смысле, включая такие дорефлексивные уровни, как чувственное переживание, культурные архетипы, социальные и психологические стереотипы.

 

Date: 2015-09-22; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию