Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Запад, Восток и мы
Запад есть Запад, Восток есть Восток [28]. Р. Киплинг
Кто вы? Однозначно на такой вопрос ответить трудно, потому что он нечеток. По отношению к чему или кому? Все зависит от точки отсчета. Отталкиваясь от нее, вы можете назвать себя сыном либо отцом, начальником либо подчиненным и т. д.
... Даже принадлежность, скажем, к мужскому полу – вещь относительная. По случаю анекдот: Экскурсия в Батумском обезьяннике. У одной из клеток девушка интеллигентного вида спрашивает экскурсовода‑грузина: – Простите пожалуйста, а вот этот крупный шимпанзе в центре, это … мужчина? – Мужчина – у кого деньги есть, а это – САМЭЦ!
Все определения не так уж просты и однозначны. Это целиком относится и к определению культурной принадлежности. Кто мы, русские, Восток или Запад? Варианты: Европа, Азия, Евразия, «Азиопа». Характерный пример нашей «срединности»: американцы и европейцы предпочитают куриные грудки, китайцы – крылышки, а мы нечто промежуточное – ножки. По нашему мнению, как нация мы родились в Европе, сформировались как молодой народ в заимствованной европейской культуре и традиционно считаем себя европейцами. Но сейчас большая часть нашей территории – Азия.
... Хотя за Урал мы начали перебираться всего 400–500 лет назад и к моменту распада СССР на азиатской части территории страны жило только около 10 % населения.
Кроме того, около 250 лет нашу европейскую часть контролировали азиаты (татаро‑монгольское иго).
... Иго мы, конечно, свергли, но многое у них переняли. И не только в культуре: голубоглазых блондинов среди русских осталось мало.
Говоря «Запад» в России имеют в виду Европу и Америку, а совсем не себя. Говоря «Восток» тоже подразумевают не себя, а прежде всего Среднюю Азию, Китай и Японию.
... К слову, на востоке России европейскую часть страны называют не «запад», а «материк».
По виду мы, как уже отмечалось, европейцы. Раскосых глаз и желтизны кожи нет. Но к какой же культуре мы находимся ближе психологически, по стилю мышления и образу действий? При изучении этого вопроса нас поразило вот что. И формально, и исторически русский народ принадлежит к европейской, иудеохристианской культуре. Мы получили письменность, религию, основы государственного управления из Европы, вся наша культура – дочерняя по отношению к европейской.
... Помните сакраментальный вопрос – почему Пушкин не мировая знаменитость? Короткий ответ – потому что в мировом масштабе он популяризатор.
Однако многие недоброжелательные наблюдатели (слова «русафоп» тогда еще не придумали), типа Поссевино и де‑Кюстина, отмечали копирование ритуалов без понимания их сущности. И сейчас, если приглядеться, подавляющая часть так называемых культурных различий между теми, кто имеет опыт длительного пребывания на нашей территории, и теми, кто родился, вырос или культурно сложился в США (прямым порождением Европы; по отношению к «классической» Европе США и Россия исторически выглядят как прямые и двоюродные потомки), связана в основном с различиями между американским и азиатским образом жизни. Именно этим определяются особенности нашего восприятия действительности. Именно здесь корень наших проблем при взаимоотношениях с американцами.
... Сразу существенное замечание. «Чистых» представителей разных культур сейчас практически нет. Чтобы потерять культурную девственность, в современном мире не обязательно заключать смешанный брак или уезжать в чужие края. Достаточно иметь дома телевизор. Чисто западный и чисто восточный характер – это сегодня крайности, существующие только в теории. Можно лишь быть более или менее близким к определенной культуре.
В силу исторических традиций и географического положения именно взаимодействие азиатской и западноевропейской (прообраза американской) культур всегда было для нас главным.
... Своеобразие африканцев и латиноамериканцев нас «трогает» меньше.
Различия между американской и азиатской культурами изучены подробно, и вот почему: • они наиболее сильны и их стирание, приспособление приезжих к иной культурной среде протекает тяжело; • американская экономика сегодня сильно зависит от стран Азии и наоборот; • из Азии в Америку и из Америки в азиатские страны постоянно приезжает и переезжает масса народа, и проблемы ассимиляции очень актуальны. Так вот, при изучении этих различий в теории полностью подтвердились наши личные практические впечатления: выходцы из бывшего СССР и нынешней России, по большей части, психологически ориентированы именно на азиатскую культуру! В американских пособиях по психологии, где описывается поведение азиатов, что‑то нам не подходит, но процентов на 80 (примеры будут рассыпаны по всей книге) – это прямо про нас, так и есть у нас дома.
... На это соображение можно возразить (что и делают) перечислением очень разных стран Азии. Они действительно разные, но помните генерализованный термин «азиатский способ производства»? Он не просто так возник. В столь же обобщенной форме мы говорим и о чертах азиатской психологии. Тут возникло еще одно соображение, какое‑то несимпатичное, но подтверждаемое фактами. Саудовская Аравия резко отличается от императорской Японии. Но обе наиболее вероломные и значительные, как исторически, так и просто по числу жертв, атаки на США – Перл‑Харбор и 11 сентября – были организованы из Азии. И обратите внимание, насколько они близки по своему смыслу, постановке, и политически, и психологически. Все‑таки, может быть, термин «азиатский империализм» не такой уж странный. И нам с вами в эту компанию точно не надо.
Позорно высокий процент азиатскости! И не потому, что азиаты чем‑то плохи, а потому, что мы постоянно пыжимся быть европейцами и сами ничего восточного в своем поведении не замечаем!
... Конечно, по сравнению с китайцами, – мы европейцы. Хотя кто бывал в Китае, мог наблюдать, как карикатурно похожи многие их действия на наши. Но на Западе «восточность» нашего поведения сразу заметна.
Унизительность нашего положения заключается только в несоответствии притязаний действительности. Если ты всегда остаешься самим собой и своими особенностями гордишься, это вызывает только уважение.
... Хотя быть «как все», соответствовать стандартам того сообщества, которое считаешь или в котором стремишься стать своим, гораздо проще и комфортнее. И ради этого колхозник представляется городским, подросток говорит, что ему уже восемнадцать, а Мойша называет себя Мишей. Но не забывайте, что именно из Гадкого Утенка вырастает Лебедь.
Что позорного в том, что человек, выросший в Азии, имеет азиатскую психологию? Ничего! Но не надо претендовать на то, что мы по всем параметрам европейцы. Да, мы выглядим как европейцы, но действуем скорее как филиппинцы! Так оно есть, и это не наш недостаток, а наша особенность.
... Характерный пример из опыта общения. По своей культуре и психологии очень близки нам (не удивляйтесь) – иранцы! Их поведение и образ мыслей поразительно совпадают с нашими. Но при этом они гордятся тем, что азиаты!
Татаро‑монгольское нашествие, а затем неограниченная экспансия Российской империи на Восток привели к тому, что территория до самой Японии стала нашей, но при этом европейская идентичность русских размылась. В Россию была привнесена, привита русскому народу азиатская психология. Вот это и есть источник нашей национальной «шизофрении», расщепления сознания, мучающего наш народ практически с момента его возникновения, комплекс сверхценности‑неполноценности: у нас нет никакой другой культуры (в том числе политической), кроме европейской, но понятия наши азиатские, в результате чего мы, с одной стороны, всегда не дотягиваем в своих глазах до собственного идеала, а с другой – и идеал‑то этот нам часто кажется сомнительным, поскольку реальны для нас именно «понятия».
... Отсюда и вечное ощущение, что нас дурят, и желание доказать самим себе, что все вокруг только придуриваются, а на самом деле живут по тем же понятиям.
Это не мы сейчас придумали, к сожалению. Hад этими проблемами русская интеллигенция ломала голову весь XIX век, и ничего не могла решить просто в силу неразработанности в то время инструментария общественных наук. Но люди чувствовали, а особо проницательные и формулировали так, что и сейчас лучше не скажешь. Один из любимых нами русских авторов XIX века дал чеканную, оставшуюся в русской литературе навсегда формулировку: Мы У нас чужая голова, А убежденья сердца хрупки… Мы – европейские слова И азиатские поступки. Николай Щербина, март 1860
... В двадцатом веке страна еще дальше ушла по этому пути. Ведь Россией много лет руководил кавказский диктатор, который принудительным образом подстроил жизнь всех под свои стандарты. От Европы и Америки отгораживались «железным занавесом».
Итак, мы европейцы лишь для азиатов. Представители же западной цивилизации чувствуют азиатов в нас.
... В приведенных ниже трех главах, посвященных сравнению нашего и американского менталитета, это будет отчетливо видно.
Нам очень важно понимать это и не претендовать на то, что мы являемся тем, кем на деле давно не являемся. Быть самим собой, тем более при нашей уникальности, всегда лучший вариант. Осознание реальности дает массу преимуществ. Так давайте поймем их и будем использовать! 3.2.1. Отношение ко времени Время – единственное, при обращении с чем скаредность похвальна. Т. Манн
Если хочешь иметь досуг, не теряй времени даром. Б. Франклин
Традиционно разное отношение ко времени у русских и американцев – одно из коренных наших отличий, определяющих в итоге стиль жизни и ее ценности. В этой главе, состоящей из двух разделов, последовательно рассмотрены подходы к расходованию времени в Америке и России. В Америке В Америке не тратят время зря, стремятся с максимальной продуктивностью использовать его для дела. Американские рациональность и прагматизм стали притчей во языцех. Да, потогонная система. Да, изматывает. Но это позволяет зарабатывать (от чего сами изматывающиеся никогда не откажутся, даже во имя спокойной жизни), это эффективно! Выражение «время – деньги» воспринимается и действует там буквально. Людям платят много. А когда каждый потраченный на работу час можно измерить круглой суммой, переход временных ресурсов в финансовые хорошо ощущаешь.
... Платят много, но очень дифференцировано. Твоя стоимость на рынке труда определяется тем временем, которое готовы потратить на тебя, твою продукцию или другие услуги. Наглядна стоимость артистов: чем больше народа на тебя идет, тратя каждый по два часа на концерт, тем больше ты стоишь. Остальные при расчетах, по сути, обмениваются своим временем, конвертированным в деньги, причем курс у каждого свой.
Как ни парадоксально, но работают американцы совсем не для того, чтобы накопить много денег. На старость, правда, откладывают. Но ни один разбогатевший работать не перестает. Деньги расходуют на то, чтобы обменять результаты своего труда на удобства, чтобы тратить время еще эффективнее. Пустое времяпрепровождение в Америке осуждается, а непродуктивная трата рабочего времени воспринимается там как воровство. Высшая похвала на службе звучит так: «эффективный работник». Вас оценивают не только по тому, насколько хорошо вы делаете работу, но и по тому, насколько быстро.
... Помните про оптимальное сочетание цены и качества? Можно купить маленького рака за три, или большого, но за пять. Но большого! Но за пять!
Мы постоянно взвешиваем и выбираем. Работать эффективно – значит, решать задачи при оптимальных затратах сил и времени с тем уровнем качества, какой в данном случае требуется (не абстрактно – потребителем или стандартами). Этот оптимум гибок. Уметь находить и достигать его – действительно большое искусство. Время в Америке – наиболее ценный ресурс. Здешний английский полон пословиц и поговорок о дороговизне времени, его затратах, потерях, сохранении, экономии. Из всех этих высказываний ясно, что американцы совсем не склонны время терять. Как тратить его с умом, наиболее рационально – тема десятков книг. Множество людей зарабатывает на жизнь тем, что учит других правильно использовать время. И это не просто разговоры, а практика. Именно бережное отношение ко времени, заложенное еще во времена промышленной революции XIX века, является одной из причин, по которым экономика США стала настолько продуктивной. Для понимания американской эффективности (а шире – американских ценностей и стиля жизни) важно вникнуть в истоки их образа мышления. Культурный оплот американского населения – переселенцы из Европы, переживавшей в XVIII и XIX веках бурный технический прогресс. Появились машины, механизмы, приборы, резко расширившие возможности человека. Развитие шло быстро и неуклонно. Оно вселяло веру во всемогущество разума, в светлое будущее, в то, что честный и кропотливый труд всегда даст результат. Рациональное, механистичное мышление и поведение приводили к успеху. Время представлялось простым и линейным. А значит, его можно разбить на кусочки, наполнить каждый содержанием, и желаемый результат неминуемо будет достигнут. Европа эту идиллически простую картину мира давно переросла. Ее испортили пороки, безумства и катаклизмы XX века. Америка же до сих пор во многом сохраняет инфантильную невинность XIX века. Его механистическая логика выжила здесь, как в заповеднике, и продолжает успешно развиваться. Опыт, изменяющий поведение и отношение к миру, приобретается не в период покоя. Его формируют экстремальные ситуации, связанные с угрозой выживанию.
... Не зря при подсчете стажа год войны идет за три.
А войн в США было гораздо меньше, чем где бы то ни было еще. Глобальные войны и катаклизмы прошлись как бы по касательной. Американцы до сих пор помнят гражданскую войну, хотя это было действительно давно.
... Страшный шок был от терактов 11 сентября! Но и это потрясение было локальным и лишь сплотило страну, подобно Перл‑Харбору ранее.
Поколения живут в условиях стабильного неуклонного движения вперед. Государство богатеет. Уровень жизни растет. Все перемены – к лучшему.
... Настолько там все лучше, что нам остается утешаться любимым: «За одного битого двух небитых дают», а, значит, и мы чего‑то стоим!
И американцы укрепляются в правоте своего прямолинейного, но работающего, подхода к жизни. С одной стороны он является упрощенным, но с другой – четким и определенным. Ведь только абстрагируясь от деталей и тонкостей можно выделить стержень, основу чего‑либо. Суть этого подхода, вытекающего, повторим, из механистичной логики XIX века, заключается в следующем. Считается, что все, что произойдет, зависит от нас, от наших действий. Будущее – целиком под нашим контролем. Мы можем устроить мир так, как хотим.
... Их пословица: «Когда есть желание – есть и способ».
Большинство событий имеют истоки, которые можно установить. Ничто не случается просто так. Все чем‑то вызвано. Всякое следствие имеет свою причину. Ход логического мышления здесь линеен: из А следует В, которое ведет к С, и так далее. И все это должно подтверждаться эмпирически. Логика ценится везде, в том числе и в бизнесе, много выше, чем интуиция. Будущему придается большее значение, чем прошлому. Футурология родилась здесь. Азиатской привязанности и любви к прошлому американцы не разделяют. Они уверены, что путем контролируемых изменений можно улучшить практически все.
... Это – народ эмигрантов с историей всего в несколько сотен лет. Все старое люди оставили позади, в своих прежних краях. Если бы каждый цеплялся за свое прошлое, страна бы рассыпалась. Полезнее смотреть вперед, чем назад. Весь успешный опыт их развития это подтверждает.
Будущее оптимистично. Это подтверждают примеры популярных коммерческих слоганов: «Наш продукт – прогресс»; «Лучшая жизнь для завтра». Руководители здесь нетерпеливы и не уважают тех коллег, которые пассивно принимают неудачи. Считается, что всегда есть пространство для улучшений. Для продвижения, успешной карьеры необходимо реальное улучшение показателей (статистика продаж, себестоимость и др.) на каждом рабочем месте. Более подробно о рациональности американцев будет рассказано в главе «Обращение со временем». А пока – о том, как ко времени относимся мы. Date: 2015-09-24; view: 286; Нарушение авторских прав |