Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нормы и правила поведения
Если говорить о поведении людей, то «нормальное» и «правильное» совсем не означает «оптимальное» или «верное». Скорее «принятое». Так вести себя просто договорились! 3.1.1. Истоки этикета Выдерживай и воздерживайся. Эпиктет
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. Б. Франклин
Этикет – правила поведения, принятые в определенной среде, конкретном обществе. Это наше определение несколько отличается от более классических, традиционных: • Словарь Ушакова: ЭТИКЕ\'Т, а., м. [фр. étiquette]. Установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения в высшем обществе, при дворе и т. п. • Словарь Даля: ЭТИКЕТ, м. франц. чин, порядок, светский обык. внешних обрядов и приличия; принятая, условная, ломливая вежливость; церемониал; внешняя обрядливость. Во‑первых, тем, что этикет мы понимаем как нормы и правила поведения, принятые совсем не обязательно только в высшем обществе.
... Хотя бытует легенда о том, что слово пошло не от древнегреческого «этос» (обычай, норма), а от французского etiquette – этикетка, и что ввел в обиход его Людовик XIV, раздавая гостям на придворных балах со сложными программами и церемониалом специальные этикетки‑инструкции.
Слово‑то, возможно, пришло из элитных слоев, и даже имеет привкус чего‑то возвышенного, простым людям недоступного. Однако сейчас мы трактуем его шире. Этикет – не только свод правил поведения при всевозможных церемониях. Это все принятые нормы поведения и взаимоотношений в обществе. А свои правила обхождения всегда были и есть в любой социальной группе, от знати и добропорядочных крестьян, до низов общества, бомжей и рецидивистов.
... Хотя люди попроще всегда стараются подражать поведению и утонченным манерам элиты, что в ряде случаев выглядит комично. Вспомним фильм «Женитьба Бальзаминова».
Во‑вторых, мы понимаем этикет, как вещь вариативную. Нет единого этикета. Он свой в каждой стране, каждой религии и т. д. Причем сравнивать их, выбирая, какой же лучше, нельзя. Они просто разные. Есть правила этикета родной культуры, к которым мы привыкли. Но в других культурах они могут отличаться. И находясь в чужом обществе, нужно знать его правила. Иначе будешь выглядеть там малоприлично.
... Добропорядочный и хорошо воспитанный (с наших позиций – культурный) европеец в глазах представителя племени австралийских пигмеев – дикарь, не знающий азов правил поведения. Но сам‑то он (и все европейцы вместе с ним) думает наоборот. Вот вам и конфликт цивилизаций. В качестве примера – опять‑таки фильм «Сёгун», в котором это блестяще показано на примере взаимонепонимания средневековых англичан и японцев, искренне считавших друг друга варварами.
Этикет связан с историей цивилизации, в каждой культуре и эпохе он изменяется и дополняется. Появляются все новые виды и подвиды этикета.
... Например, сейчас существует и этикет автомобилистов, и этикет общения в Интернете.
А многие старые его нормы уходят. Например, жесткий церемониал застолья с десятками наименований столовых приборов и приспособлений, своих для каждого блюда – во многом уже архаизм. Но мы увлеклись и отклонились от темы «истоки». Задача главы – объяснить, почему нормы поведения (этикет, правила, традиции, обычаи) возникают и зачем они вообще нужны. А вот зачем. Вспомним первую часть книги. Задача человека – выживать, размножаться, развиваться, совершенствоваться и совершенствовать мир. За все, способствующие этому «правильные» действия, он награждается удовольствием, а за нарушения расплачивается болью, здоровьем и даже жизнью.
... Не смотрел под ноги: споткнулся – упал – очнулся – гипс.
В принципе, все так и есть, но прямая связь действия и его результата не всегда тут же прослеживается.
... Так, первобытные люди не знали (а коты и сейчас не догадываются), что существует прямая связь между такой мелкой повседневной радостью, как секс, и такой серьезной, важной вещью, как рождение ребенка (которым без сомнения, считали первобытные, награждает Бог).
Далеко не все нарушения и неправильности в поведении очевидны и «наказываются» сразу. Многие незначительны, малосущественны. Чтобы человек почувствовал их вредные последствия, которые накапливаются постепенно, должно пройти определенное время.
... Например, сейчас вы, скорее всего, сидите. Сидячий образ жизни способствует появлению геморроя (и еще многих «нехорошестей»). Но почувствуете вы себя плохо только посидев так лет двадцать. И если бы не прочли нашу книжку и другие умные книжки, никак бы свое сидение со здоровьем не связали.
Сейчас мы знаем о вреде многого: курения, алкоголя, наркотиков, неправильного питания, плохой экологии, стрессов, беспорядочного секса и т. п. Мы же интеллигентные люди. Прессу читаем, к мнению ученых прислушиваемся.
... И многие не курят, стараются вести здоровый образ жизни, некоторые даже делают зарядку и в парилку ходят. А уж чистят зубы практически все!
Но в прежние времена публика в своем большинстве высоким образованием не отличалась. Доступа к информации, да и веры ей, не было. Тогда только продвинутая часть населения знала или предполагала, что необходимо делать для поддержания здоровья.
... Ну, например, мыть руки перед едой.
Объяснить это массам было невозможно, что на выживании человечества сказывалось отрицательно.
... В Средние века целые европейские города вымирали от массовых эпидемий. Соблюдение элементарных правил гигиены позволило бы этого избежать.
Но выход был найден. Про действия, необходимые для поддержания здоровья, народу стали, не вдаваясь в долгие объяснения, говорить: «Этого хочет Бог!»
... Господь велел совершать омовения, и вот по каким правилам и с какой регулярностью… Попробуй после этого не помой руки.
Так многие необходимые для выживания вещи были объявлены обязательными для исполнения, постепенно стали традиционными правилами, нормами культуры, этикета.
... Так произошло и с отказом от скоропортящейся свинины в жарких странах, кошерной пищей, диетами и постами, определенной регулярностью отдыха и т. д. и т. п.
Сейчас культурные, религиозные традиции и светский этикет настолько тесно переплетены, что часто неразделимы. Причем дополнены в каждой стране своей спецификой. Ими определяются и правила одежды, и нормы питания, и законы брака, и правила поведения в различных ситуациях. Причем «чужие» нормы часто воспринимаются представителями другой культуры как абсолютно дикие.
... Например, восточное многоженство для европейцев – варварство. Хотя на самом деле оно более естественно, чем наш моногамный брак. Ведь в дикой природе 15 % самцов оплодотворяют 85 % самок!
Итак, первая задача, главное предназначение норм и правил этикета (в широком понимании этого слова) – прямо способствовать выживанию народа, запрещая неправильное, вредное для здоровья поведение. Есть и вторая задача – облегчить жизнь человека, создать оптимальные условия для его функционирования и работы. Стандартизировать большинство его рутинных, повседневных действий, чтобы он мог концентрироваться на главных, творческих, созидательных вопросах, не отвлекаясь на размышления о том, как вести себя в определенных ситуациях. Ведь это уже предписано этикетом.
... Известно, если человек будет осознанно, думая, какую мышцу напрячь вслед за какой, управлять собственной ходьбой – он просто не сможет идти. Так и здесь: если будешь постоянно, исходя из логики, решать, что же теперь следует сделать или сказать, то только на это тебя и хватит. Работать будет некогда. Размышлять о чем‑то еще – тоже.
Правила этикета дают возможность людям без особых усилий использовать в знакомой им среде уже готовые формы общения с различными группами людей и в самых разных ситуациях. Все «свои» эти нормы знают, разделяют и умеют действовать в соответствии с ними.
... Скажем, в нашей культуре – войдя в помещение с людьми нужно поздороваться. Протянутую руку следует пожать. А вот предложенный бокал вина можно выпить, а можно от этого и вежливо отказаться. Написав последнюю фразу мы задумались. Не совсем так! В каждой культуре есть субкультуры. У каждой – свои правила, от которых отказываться нельзя, это невежливо, оскорбительно. Так и у нас с рюмкой водки в компании пьющих мужиков (своего рода субкультура). Не хочешь обидеть – пей. «Хорошо сидим!»
В своей, привычной среде (семья, класс, бригада, фирма, город, страна) всегда знаешь, как себя вести и чего ожидать от других.
... Кстати, в другом классе или другой фирме, даже если города и страны вы не меняли, наверняка будут какие‑то свои нюансы правил и порядков, которые раскусишь только со временем. Это и есть время адаптации.
Словом, этикет нам необходим, так как соблюдение его правил, во‑первых, способствует поддержанию здоровья, а во‑вторых, облегчает взаимодействие с другими людьми. Труднее всего нам приходится в новой, незнакомой обстановке, где нормы этикета иные. Но об этом – в следующих главах. 3.1.2. Чьи нормы хороши? Нет такого правила, которое удовлетворяло бы всех. Ливий
Какое время вам необходимо, чтобы оценить нового человека? Достаточно нескольких минут, или нужно съесть с ним пуд соли и сходить в разведку?
... Годятся любые экстремальные условия. Скажем, Высоцкий рекомендовал: «Парня в горы тяни… там поймёшь, кто такой».
Но «в горы не тянем», предпочитаем оценивать сразу, хотя и знаем, что это менее точно. Почему? Да иначе просто не успеть! Мы намеренно идем на приблизительную, но быструю оценку, иначе не сможем эффективно функционировать. Наш биологический ум способен действовать и принимать решения при недостатке информации, проскакивая недостающие ее звенья.
... Это общее свойство «живых» умов, от кошки до американца. Поставленный в такую ситуацию компьютер просто зависает.
С развитием цивилизации мы вынуждены действовать все быстрее и при все большей нехватке информации. Чем более динамично общество, тем меньше в нем времени на взвешенные раздумья, тем скорее определяются предпочтения. Известный принцип управленческой науки – принять плохое решение лучше, чем не принять никакого. Ускорение жизни, уплотнение времени – вообще один из векторов движения человечества. И в нашей стране темп жизни все ускоряется. А сегодняшняя Америка – мировой лидер по мобильности, гибкости и скорости всего, в том числе оценок. Рассмотрим, как составляют мнение о человеке и чьи нормы нормальны. В США, особенно это касается бизнеса, впечатление о человеке составляют в первые минуты контакта, и потом это впечатление уже не исправить – времени не будет.
... Помните наше: «По одежке встречают, по уму провожают». Так вот, если при встрече в Америке вы «не показались», провожать вас никто не будет. Тут натренированы оценивать сразу. Это экономически оправдано, причем в оценку заложен и процент ошибок.
Американская культура жестко ориентирована на потребителя. Любой вынужден себя постоянно «продавать». Стабильность и благополучие зависят от того, как человек выглядит, от, казалось бы, незначительных нюансов восприятия его другими. Подчеркнем – не только от этого, но в большой степени (гораздо большей, чем нам бы хотелось) именно от этого. Дальше результат зависит от шаблонов и стереотипов культуры и личного опыта. В соответствии с ними мы составляем и свое мнение о человеке.
... Скажем, крупный лысый мужчина с большим лбом и в очках воспринимается как надежный и умный, хотя размер лба с остротой ума связан мало. Человек с открытым взглядом и доброй улыбкой вызывает доверие. И мошенники этим пользуются, ловко втираясь в доверие ко многим.
Вот как воспринимаемся мы в Америке. По виду русского от среднего американца не отличишь. Такой же. Выглядит нормально.
... Правда, наши, наметанным глазом, своих русских узнают там издалека. Четко идентифицировать признаки, по которым это узнавание происходит, нам не удалось, но процент ошибок мал. Едешь, скажем, в Чикаго по Devon‑street (в просторечии «по Дивану») и видишь: «Ба, да это наш пожилой еврей отважно перебегает дорогу в неположенном месте». При проверке обычно подтверждается.
Чего мы ждем от похожего на нас человека? Поведения прогнозируемого, адекватного нашим представлениям о нормах. Тут‑то все и начинается. Выглядит как все, обычно, а поведение не такое. О сути и истоках различий в поведении – позже. А пока небольшой пример из жизни.
... Вот что говорили одному из авторов участники крупной международной конференции (CELLUCON, Братислава, 1990 год), где были широко (как всегда) представлены американцы и широко (впервые) русские. Американец: «Отличная программа, но эти русские какие‑то сумасшедшие». Русский: «Было интересно, но эти американцы все совершенно ненормальные».
Мы готовы встретить внутреннюю непохожесть, непонимание со стороны не такого как мы. Скажем, японца или сикха в чалме. Непривычные, непонятные нам поступки такого человека будут восприниматься как ИХ поступки. Мы не будем думать, что он ненормальный, скорее предположим, что, наверное, так у них заведено. Хотя причины поведенческих и физических отличий иностранцев рядового американца интересуют.
... Автору, живущему в США, приходилось, например, объяснять простым (ну, прямо как «батон» – такие тоже есть) американцам, почему некоторые новоприезжие индусы так пренебрежительно (на взгляд тех самых американцев – по‑хамски) относятся к обслуживающему персоналу. Это связано с кастово‑иерархическим характером индийского общества, где слуги – представители низших каст из поколения в поколение. А потом с ним уже как со знатоком, обсуждали вопрос, почему приезжие азиаты так странно пахнут (объяснение не в диете, а в притираниях). Не смейтесь, а то расскажем, что думают там про наши золотые зубы.
... Запахи вообще могли бы стать отдельной темой для обсуждения. Средний американец принимает душ два раза в день. Столь же часто (допустимо раз в день) меняют блузки и рубашки. Плюс (вспомните рекламу) всякие специальные защиты (дезодоранты). Если вы к этому не приучены и примете их правила не сразу, это быстро и четко почувствуют и составят о вас далеко не лестное мнение. Американцы, которые часто ездят в Европу, рассказывают, что европейцы моются реже и, о ужас, от них пахнет человеком. Американец пахнуть не должен по определению. Иное ненормально, просто на работу не возьмут.
Русские воспринимаются в Америке как недоделанные американцы вследствие своей внешней схожести с большинством жителей страны, но явных различий в поведении.
... Мы для них – на выбор: чудаковатые, невоспитанные, сумасшедшие и т. д.
Чтобы не было обидно, отметим, что это относится не только к русским, а и к представителям других наций, внешне похожим, но отличным по культурным истокам.
... Бытует мнение, что в Чикаго поляков больше, чем в Варшаве. Но, несмотря на многочисленность и длительность ассимиляции о них говорят, как о глуповатых американцах. Есть даже серия анекдотов про поляков, типа наших про чукчу.
Итак, внешняя похожесть на фоне поведенческих отличий – причина того, что нас воспринимают в Америке как людей, мягко говоря, своеобразных. Как следствие – с нами стараются не заводить деловых отношений, как со всяким, чье поведение трудно предсказуемо и, зачастую, просто неприятно. Что делать при становящихся все более частыми контактах? Либо оставаться поклонником наших норм поведения, поругивать американцев за отсутствие широты души и ждать пока тебя оценят, поймут и востребуют, либо подстраиваться под стандарты другой стороны, принимать ее порядки и правила.
... Тут нужно учесть три момента. Если вы в гостях – обычно принимаются нормы сообщества хозяев. Так что важно, вы приехали в США или наоборот… В Америке людей специально инструктируют перед деловыми поездками в страны с сильно отличающейся культурой; никого не удивляет, что там надо подстраиваться под местный стандарт. В межличностном общении, когда союз хотят продолжить, в спорных ситуациях уступает тот, кто умнее. Кто прав или кто первый начал – неважно. При контакте двух сообществ принимаются нормы более развитого. И если в плане общей культуры можно поспорить, то в бизнесе и технологиях впереди американцы, а заинтересованная в контактах и контрактах сторона – мы. Поэтому нам не зазорно принять их связанные с бизнесом нормы.
Итак, наши рекомендации по поведению в Америке: • Подстраивайтесь. Улыбайтесь. Демонстрируйте уверенность. Не показывайте сомнений. Прямо и открыто смотрите в глаза. Не ждите, что вашу скромность заметят и положительно оценят. Козыряйте. • Кому подстраиваться тяжело или даже унизительно – смело считайте, что вы – умнее и так поступаете именно поэтому.
3.1.3. Это неприлично Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ф. Ницше
Осуждают то, чего не понимают. М. Квинтилиан
В этой главе мы хотели дать обзор неприемлемого в разных странах: что там неприлично делать, говорить, носить и т. д. Но начнем с рассуждения о нормах приличия вообще. Сначала – небольшое эссе в свободном духе. О связи приятного с приличным Приятно почесать, когда чешется (см. выше определение счастья). Или сладко потянуться и зевнуть. И даже, простите, сытно икнуть, рыгнуть и пукнуть.
... Последнего слова в словарях нет, но оно ведь вам знакомо? Почему его там нет? Ведь говорить «пукать» не грубо, так мы говорим детям. Грубое слово «пердеть» [23].
Но на людях – делать вышеперечисленное нехорошо, неэтично, неприлично. Другим это будет неприятно! Как вы помните (см. главу 1.2.4. «Причины счастья. Теоретическая классификация»), удовольствие мы получаем в двух случаях: когда что‑то проникает в нас либо из нас исходит. При поглощении либо испускании чего‑то мы склонны издавать звуки! Они (практически любые) издавна считаются неприличными (ну, по крайней мере, признаком невоспитанности). Почему? Завидуем испытывающим наслаждение и не скрывающим этого! Очень приятно: • чавкать и цокать при еде, охать и ухать при поглощении горячего чая (и прочих горячительных напитков); • свободно издавать победные трубные звуки, провоцируемые пищеварением (в туалете и не только); • восклицать в оргастическом сексуальном экстазе. Но этикетом все это запрещено. Менее неприличны, а иногда даже общеприняты и неосуждаемы, выкрики при публичных акциях: • победный клич в спорте (при взятии штанги, ударе по теннисному мячу, броске диска и т. п., список вы можете продолжить). • выкрики «Браво!», «Бис!», «Эврика!», «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!» при получении эстетического удовольствия (восторг от сценического акта, художественного произведения, чужой или собственной нетривиальной мысли или творческого озарения). Туалет, секс, смачная еда – все это интимно, не для обозрения. Отсюда вывод: нормы этикета запрещают делать публично все, что нам приятно.
... Как и диетологи, рекомендующие, по сути, не есть ничего вкусного.
Итак, базовое правило этикета – не делай того, что тебе приятно, а главное, если и делаешь – делай тихонечко, скромно, не выставляй напоказ. Почему? Ну достает людей, когда другие удовольствие получают! Главное правило этикета А если серьезно, то действительно фундаментальное, общее правило этикета во всех странах – не ставить других в неловкое положение, не делать чего‑то неприятного людям.
... Если вам интересно в этот вопрос углубиться – читайте специальную литературу [24].
Хотя понятия «приятно – неприятно», как и «прилично – неприлично» очень условны и часто противоположены как для разных индивидуумов, так и в различных культурах.
... У нормального мужика‑европейца при виде жареного мяса текут слюнки, так он ему приятен. Йог при виде того же может упасть в обморок от отвращения. Полинезийки могут не только на пляже ходить обнаженными до пояса, в их культуре это приемлемо, считается нормой. А мусульманки не могут показывать посторонним ни кусочка обнаженного тела вообще нигде, кроме спальни. Неприлично!
Date: 2015-09-24; view: 524; Нарушение авторских прав |