Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коммуникативно-деятельностной системы. Язык, применяемый и изучаемый учащимися, является фактором, системообразующим саму методику обучения языку





Язык, применяемый и изучаемый учащимися, является фактором, системообразующим саму методику обучения языку.

Первой особенностью языка как знаковой системы является его целостность. Все элементы языка и его уровни сосуществуют только в единстве и взаимодействии друг с другом (В. Гумбольдт, А. А. Потебня, Ф. Де Соссюр, Л. В. Щерба). В процессе восприятия (аудирования и чтения) речь воспринимается блоками, структурами (Н. И. Жинкин). Именно как целостное единство язык предстает перед слышащим ребенком в процессе его усвоения: он целостно, неразъемно воспринимает сначала единый речевой поток, излучаемый окружающими, потом «врастает» в него, различая центральную единицу языка – предложение, далее словосочетание и затем слово. Учитывая свойство целостности, С. А. Зыков предложил дедуктивный способ знакомства глухого ребенка с языком, аналогичный естественному процессу восприятия: все языковые факты, явления, значения усваиваются не отдельно и не поочередно, а в составе синтаксических единиц – предложений, словосочетаний, диалоговых конструкций.

Второй базовой особенностью языка является его внутренняя неоднородность [110]. Согласно современной модели языка в нем выделяют три компонента: языковую способность, речевую деятельность, языковую систему.

Языковая способность – это особый тип активности человека: готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, применять новые слова в реальных ситуациях общения. Языковую способность ученые относят к видовой общечеловеческой готовности овладеть языком как способом освоения действительности. Она предполагает особые свойства языковой личности: умение угадывать встречный речевой поток, инициативность речевого порождения, чувство языка, включающее глубокое осмысление и применение норм, правил и исключений в речевых порождениях; углубленное понимание вариативности языка и стремление на ее основе построить свое индивидуальное высказывание.

Речевая деятельность. В среде психолингвистов речевая деятельность рассматривается как самостоятельный вид человеческой деятельности, которая есть средство осуществления вербального общения, знаковой формой взаимодействия между людьми. Виды речевой деятельности реализуют это общение. К ним относятся: говорение, чтение, аудирование, письмо; сюда же добавим специфические, принятые в общении с глухими и между глухими виды: слухозрительное восприятие, дактилирование, оральное чтение. Подчеркнем, что в последнем ряду нет жестовой речи, поскольку она альтернативная, невербальная (неречевая) форма общения.

Языковая система. Языковая система как структурированная система разноуровневых единиц есть средство существования, формирования и выражения речевой деятельности [33; с.79]. В методике преподавания языка она представлена в виде языковых знаний, умений и навыков: лексических, грамматических, фонетических. В коммуникативно-деятельностной системе данные знания формируются не поочередно, как уже говорилось выше, а комплексно, а также по особой логике поэтапного восхождения от речи к языку: от подражания речевым образцам, интуитивного восприятия грамматических и морфологических закономерностей к их осмыслению и инициативному применению.

Представленная модель языка «языковая способность – речевая деятельность – языковая система» методически определяет три соответствующих направления в содержании обучения языку; на всех этапах формирования речевой функции глухих учащихся предусмотрены: развитие языковой способности, формирование речевой деятельности, усвоение языковой системы (см. далее § 11.6.).

Как и в любой системе обучения глухих, важнейшим технологическим вопросом явился вопрос о выборе оптимальных средств общения и обучения глухих учащихся.

Основными средствами коммуникации в системе С. А. Зыкова приняты: устная, письменная и дактильная формы словесной речи. Они же выступают как предмет обучения в школе для глухих. Звуки речи формируются в начальных классах (подготовительный-4-ый классы); закрепляются и корригируются на всех дальнейших ступенях школьного обучения. Письменной формой речи (техникой письма и чтения) глухой ребенок овладевает в 3-4-х четвертях первого года обучения, далее она становится наряду с устной ведущей формой словесной речи для глухого учащегося. Вместе с тем, в отличие от чистого устного метода, в данной системе используется нехарактерное для слышащего большинства визуальное средство коммуникации – дактильная форма речи, которая природосообразна сенсорным возможностям глухого ребенка.

Жестовая речь исключена из коммуникативного и образовательного оборота, поскольку, по мнению автора данной системы, она, во-первых, гасит, снижает потребность ребенка овладеть словесной речью, и тормозит формирование языковой способности. Во-вторых, будучи своеобразной по лексико-грамматико-синтаксическому устройству, жестовая речь затрудняет усвоение закономерностей словесного языка, создавая языковые аберрации (отклонения, искривления).

Реальное выполнение запрета на использование жестовой речи глухими учащимися – одна из трудновыполнимых задач учебно-воспи-тательного процесса в школе для глухих. Повторим слова Л. С. Выготского: «Борьба устной речи с мимикой, несмотря на все добрые намерения педагогов, как правило, всегда оканчивается победой мимики..., потому что она есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения» [19; с. 301]. Запрет фактически действует только на уроках. Несмотря на установки учителей, в процессе неформального общения глухие дети активно пользуются жестами. К. А. Волкова в 1986 г., изучая методом хронометражного наблюдения степень использования глухими школьниками 3, 6, 8-х классов устной речи как средства общения во внеклассных условиях, установила, что в общении глухие третьеклассники послушно выполняют установки учителей и используют устную, дактильную и – только в последнюю очередь – жестовую речь; степень использования устной речи резко понижается к средним и старшим классам (которые приходятся на период подростковой автономизации самосознания): шести и восьмиклассники почти не используют устную речь вне урока [16; с. 9]. Г. А. Зайцева в 1992 г. методом анкетирования самих сурдопедагогов-практиков выявила, что в неформальном общении (коллективные мероприятия, экскурсии, спортивные мероприятия, индивидуальные беседы, разбор конфликтов) «преобладает жестовая речь (соответственно 96, 78, 68, 44, 85% утвердительных ответов респондентов)» [32; с. 122].

Date: 2015-09-24; view: 481; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию