Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Auditory-verbal метод





Восприятие устной речи на основе остатков слуха – один из важнейших компонентов процесса овладения словесной речью. Этот постулат известен и принят в сурдопедагогике с давних времен. В период индивидуального обучения глухих в ХVI-ХVIII вв. педагоги Педро Понсе де Леон, Рамирес де Каррион, Якоб Родригес Перейра делали попытки опереться на остатки слуха при обучении речи. В ХIХ в. врач Института глухонемых в Париже Жан Марк Гаспар Итар (1774-1838) выдвинул идею о возможности развития остатков слуха и с этой целью впервые ввел систематические занятия по развитию слуховой функции в институте (школе) для глухих. Эти занятия в конце ХIХ в. оформились в самостоятельное акустическое направление сурдопедагогики усилиями врача из Вены Виктора Урбанчича и врача из Мюнхена Фридриха Бецольда. Они разработали систему слуховых упражнений, были инициаторами открытия «слуховых» классов; в результате на съезде учителей глухих в Париже в 1900 г. развитие слухового восприятия было официально признано обязательной частью обучения в школах для глухих [59; с. 9]. В русле этого постановления в первой половине ХХ в. создаются самостоятельные методические системы развития слуха в период школьного обучения, в основном в недрах чистого устного метода.

С накоплением опыта слуховых упражнений, достижениями в области нейрофизиологии слуха (фазах его созревания), с появлением индустрии слуховых аппаратов с середины ХХ в. и далее оформляются инновационные методические системы развития слухового восприятия, основанные на идее как можно более раннего развития слуха. В 1958 г. в Манчестере состоялся Международный конгресс сурдопедагогов по проблемам современных образовательных средств, посвященный двум темам: ранняя педагогическая помощь и раннее развитие слуха. На конгрессе были обобщены первые достижения в области раннего вмешательства в развитие глухих и признана исключительная значимость разработки проблемы раннего развития слухового восприятия и обучения речи.

По степени разработанности теоретико-методических основ и масштабу практического распространения за рубежом выделяются два инновационных направления в раннем развитии слухового восприятия и обучения речи: верботональный метод Петара Губерины (Хорватия, Загреб) и система раннего развития слуха «auditory-verbal метод» (Эрик Веденберг, Антониус ван Уден, Армин Лёве – Германия, Уоррен Эстербрукс – Канада, Энн Дорнан – Австралия).

Указанные инновационные методические системы развития слуха неоднородны по концептуальным основаниям; они находятся в дискуссионном противостоянии, что свидетельствует об активности научно-практических поисков, с одной стороны, и об объективной сложности самой проблемы коррекции нарушенной слуховой функции. К концептуальным основаниям относятся: время и стратегия вмешательства в развитие слуховой функции, технология применения индивидуальных слуховых аппаратов, сенсорная база развития слуховой способности.

Прежде всего, отметим, что у этих методов есть концептуально общие идеи. Во-первых, под ранним вмешательством (early intervention) в развитие слуховой способности единодушно понимается диагностика и начало реабилитационной работы с ребенком до 6-8 месяцев, или, в крайнем случае, до первого года жизни, в период закладки слуховой способности, когда происходят важные процессы созревания слухового пути и слуховых центров. Именно в этот период сенсорная слухоречевая система ребенка максимально чувствительна к внешним раздражителям – речевым сигналам, что позволяет в педагогически организованных условиях получить естественное качество речевого голоса. Во-вторых, и тот, и другой метод считают важнейшим фактором развития слуховой способности раннее (с 6-8 месяцев, по мнению некоторых исследователей – с 4-х месяцев) слухопротезирование ребенка, на основе индивидуальных слуховых аппаратов или кохлеарной имплантации, причем с обязательным ношением СА на весь период бодрствования.

Различие обсуждаемых зарубежных подходов к раннему развитию нарушенной слуховой функции и формированию речи сосредотачивается в основном в концептуальной области «сенсорная база реабилитационного процесса». Верботональный метод основан на полисенсорной базе развития слуха, предполагающей комплексное использование всех сохранных анализаторов: опоры на зрение в виде чтения с губ, вибрационной и тактильной чувствительности (см. описание конкретных верботональных методик в § 9.8.). На основе психологических и нейрофизиологических исследований доказывается, что синхронная работа остаточного слуха и сохранных анализаторов, ведущим среди которых является зрительный, не подавляет, а усиливает эффективность слухового восприятия речи: различения, опознавания, распознавания устноречевого материала. Конечной целью данного метода является формирование умения воспринимать речь собеседника на бисенсорной основе, т.е. с опорой на оральное восприятие и на остаточный слух. Заметим, что слухозрительного восприятия речи придерживаются за рубежом не только адепты верботонального метода, но авторы многих программ развития слуха. Слухозрительное восприятие традиционно используется в школьной образовательной системе «чистый устный метод»; слухозрительная основа с дактильной поддержкой используется в школе при Галлодетском университете, в детских садах и школах, работающих по билингвистической и комбинированной системах. Таким образом, ориентация на формирование бисенсорного восприятия речи – одна из ведущих практик развития слуховой функции за рубежом.


Auditory-verbal метод – инновационное направление, основанное на моносенсорной базе развития слуховой функции и речи в условиях семейного воспитания. И. В. Королева, доктор психологических наук, главный специалист Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи так комментирует конечные результаты данного метода: «результаты, которые он дает, поражают: ребенок с потерей слуха 90-100 дБ, пользуясь современным слуховым аппаратом, имеет естественное звучание речи и стиль общения ребенка с нормальным слухом, т.е. при общении он не смотрит на губы говорящего, а понимает речь и отвечает на вопросы, занимаясь своим делом!» [81; с. 17].

В основе Auditory-verbal метода лежат следующие идеи.

- Ранняя диагностика потери слуха и раннее слухопротезирование в возрасте 4-6 месяцев, т.е. в оптимальный период готовности и способности для слухового восприятия речевых образцов. Только у того ребенка, с которым занимались в сензитивный слуховой период, высока вероятность сформировать естественный тембр звучания голоса.

- Суть ранней абилитации состоит в развитии слуха и речи без опоры на зрение, дактилирование и жест. Опора на зрение, указывает Армин Лёве, «формирует у детей с нарушенным слухом доминирование нежелательной сенсорной модальности». Он также считает, что «чтение с губ на ранней ступени, если оно доминирует в поведении ребёнка, следует даже запрещать... Мы никоим образом не облегчим развитие слухового восприятия речи, если звучание слова или фразы ребёнок будет ассоциировать с их видимым двигательным артикуляционным образом, а не с предметом, которое это слово обозначает» [54; с. 53, 145].

- Слух и речь развивают родители, имеющие мощнейшую поддержку: с ними занимаются аудиолог, сурдопедагог, психолог; 1-2 раза в неделю на дом приходит сурдопедагог; с возрастом ребенок и родитель посещают центр, где с ними занимаются сурдопедагог, психолог, музыкальный педагог, логопед, учитель физкультуры.

- Слуховой аппарат должен быть новейшей модификации, и ребенок должен носить его весь день, снимая только на ночь и получать утром вместе с одеждой. Тогда ребенок начинает воспринимать его «как предмет, принадлежащий к его физической сущности, к схеме тела» [54; с. 49].

Свой комментарий слухо-речевого метода И. В. Королева заканчивает на оптимистичной ноте: «Я верю, что в России этот метод станет известен и, объединенный с лучшими отечественными традициями, будет широко использоваться специалистами и родителями».

Одним из основателей Auditory-verbal метода является Армин Лёве (1958), который распространил идеи этого метода и организационно оформил систему ранней педагогической помощи как обязательную ступень непрерывного образования детей с нарушениями слуха в немецкоговорящих странах Европы. Сейчас этот метод реализуется во многих странах Европы, США, Канаде, Австралии, Японии, Бразилии и т.д. Несмотря на чрезвычайную трудо – финансово – техно – кадроемкость, аuditory-verbal метод активно расширяет масштабы своего теоретического влияния и практического внедрения в зарубежной сурдопедагогике.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте сущность понятия «сенсорная база развития слухового восприятия и обучения произношению».

2. Сравните сенсорную базу развития слухового восприятия и обучения произношению в верботональном и аuditory-verbal методах.

3. Раскройте методологические постулаты, с помощью которых авторы аuditory-verbal метода обосновывают возможность восприятия речи глухим ребенком только на слуховой основе.

4. Каков наиболее оптимальный период для формирования естественного тембра голоса у глухого ребенка?

5. Есть ли в нашей стране опыт внедрения данной системы? Если есть, то где?







Date: 2015-09-24; view: 1341; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию