Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






С недостатками слуха





Даннаясистема зародилась и получила развитие с 50-х гг. ХХ века за рубежом (Армин Леве, Германия; Петар Губерина, Югославия); в России начала экспериментально распространяться с 60-70-х гг. (Э. И. Леонгард, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, Л. И. Руленкова и др.).

Данная система основана на антропологически-психологическом подходе к воспитанию глухого ребенка, включающем следующий комплекс методологических положений.

1. Коррекция дефектной слуховой функции и ее последствий должна опираться на использование специфики фаз развития мышления и большой пластичности детского мозга. Исследованиями отечественных и зарубежных психологов и нейрофизиологов доказана особо повышенная чувствительность ребенка в первые три года жизни к корригирующему внешнему влиянию (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Э. Л. Фрухт, К. П. Печора, Г. В. Пантюхина, М. И. Лисина; Р. Болби, Д. Винникотт, М. Айнсворт, Ф. Фогель, Д. Н. Штерн). Следовательно, коррекцию дефектного слуха следует начинать с первых месяцев жизни, а не с традиционно начинающегося периода обучения в детском саду с 1,5 лет, в школе – с 7 лет.

2. Раннее становление и развитие устной словесной речи, осуществляемое в сенситивный речевой период, т.е. в естественных условиях повышенной восприимчивости к речи, аналогичных ситуации речевого развития слышащего ребенка, дает неизмеримо больший эффект, чем обучение речи после сензитивного речевого периода.

3. Необходимо использование оптимального периода готовности и способности к слуховому восприятию речевых образцов и начинать обучение устной речи с 4-6 месяцев до максимум с 8-12-го месяца жизни. А. Леве, один из основателей ранней помощи глухим детям (Германия, 1922-2001), приводит данные П. Плата, доктора медицины (Германия, 1989): «Мы знаем сегодня... что в период до рождения и, особенно в первые месяцы после рождения, и до конца первого года жизни и немного позже происходят важные процессы созревания слухового пути и слуховых центров» [54; с. 37]. Именно в этот период закладки слуховой способности важным решающим фактором являются внешние раздражители, т.е. речевые сигналы.

4. Интенсивное использование и развитие остатков слуха с применением все более совершенствующейся звукоусиливающей аппаратуры, а также с применением в показанных случаях кохлеарной имплантации дает возможность сформировать не только слухо-зрительную, но и при оптимальных условиях слуховую основу восприятия речи.

5. Даже в том случае, если для ребенка возможны слухоулучшающие операции или стратегии лечения, ранняя коррекция необходима, поскольку указанная медицинская помощь, как правило, начинается не ранее 3-5 лет и может длиться не один год; таким образом, в раннем возрасте у такого ребенка остаются нерешенными проблемы слуховой депривации.

6. Раннюю коррекцию необходимо осуществлять в условиях семейного воспитания родителями-параспециалистами при поддержке специалистов-сурдопедагогов. В этой ситуации формирование устно-речевых умений у глухого ребенка осуществляется неразрывно и параллельно с полноценным эмоциональным и социальным воспитанием; только в условиях пребывания в семье возможно обеспечить подлинно непрерывный слухоречевой режим.

Методический каркас данной системы включает в себя в обобщенном виде следующие положения.

Ранняя помощь глухому ребенку охватывает период от первых дней жизни до трех лет. Она включает:

- возможно раннее выявление и раннюю коррекцию дефекта слуха и его последствий;

- максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения слуха и началом целенаправленной педагогической помощи;

- снижение границ специального образования до первых месяцев жизни неслышащего ребенка;

- обязательное включение в коррекционный процесс родителей в роли параспециалистов.

С внедрением данной системы сурдопедагогика становится по сути своей превентивной педагогикой, потому что раннее вмешательство в значительной мере предупреждает развитие вторичных отклонений, характерных для развития ребенка в условиях слуховой депривации, позволяет более эффективно скорригировать уже имеющиеся отклонения, достичь более высокого когнитивного, эмоционального и социального развития; и, наконец, реабилитация на ранних этапах жизни неслышащего ребенка позволяет сократить средства на специальное дошкольное и школьное образование, поскольку многие реабилитированные неслышащие дети могут воспитываться и обучаться в массовых ДОУ и школах.

Практические программы раннего вмешательства («early intervention») в развитие, в том числе неслышащих детей, были разработаны и стали государственной политикой в странах США и Европы в 70-х гг. ХХ века. Так, например, в Англии действует программа, согласно которой скрининг новорожденных по слуху проводится в 11 дней, аудиометрия в – 9 недель, педагогическая программа предлагается в 11 недель, слухопротезирование в – 16 недель [30; с. 54]. В результате основанной усилиями немецкого сурдопедагога А. Леве системы ранней помощи уже сегодня в центре Европы, в немецкоязычных странах приблизительно 75% всех слабослышащих детей и 10% по аудиометрическим показателям глухих детей могут посещать массовую начальную школу [54; с. 27].

В мире постепенно закладывается общественно-правовая база ранней помощи. Так, конгрессом США издан Закон о раннем вмешательстве PL-457, принятый в 1986 г. Образована Всемирная Ассоциация психического здоровья младенцев, которая способствует развитию программ раннего психолого-педагогического вмешательства. Создан Координационный Совет Международного общества по раннему вмешательству [25; с. 128]. И самое главное: за рубежом ранняя педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии, в том числе неслышащим детям, во многих странах стала обязательной первой ступенью в системе специального образования.

В нашей стране необходимость ранней (с первых месяцев жизни) коррекционной работы с неслышащими детьми теоретически указывалась отечественными сурдопедагогами еще в начале ХХ в. (Н. М. Лаговский, Н. К. Патканова, Ф. А. Рау, Н. А. Рау). Практически на сегодня раннее вмешательство в нашей стране осуществляется в виде отдельных опытно-экспериментальных методических систем раннего обучения: в семье (Э. И. Леонгард), в детском саду (Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская и др.), в верботональных центрах (Л. И. Руленкова). Однако государственной системы ранней помощи неслышащим детям в виде обязательной первой ступени в системе специального образования в нашей стране пока нет. Началом закладки этой системы являются законодательные акты, которые определяют необходимость ранней диагностики.

- Указания Минздрава России № 103 от 05.05.92 г. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации».

- Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 29.03.1996 г. «О введении аудиологического скрининга новорожденных детей первого года жизни». Согласно данному приказу врач-неонатолог определяет риск ребенка по слуху и дает рекомендации по последующей углубленной аудиодиагностике. В сурдологических кабинетах, там, где они есть, глухие дети до года могут получать медико-психолого-педагогическую помощь.

В настоящее время в нашей стране инициативно на местах ведется поисково-экспериментальная работа по созданию практических программ комплексной ранней помощи детям с отклонениями в развитии, в том числе глухим детям. Примером может служить Санкт-Петербургская негосударственная городская социальная программа «Абилитация младенцев» Института раннего вмешательства, основанного в 1992 году [22; с. 126]. Организован центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии при Министерстве образования РФ, цель которого создание государственной системы ранней педагогической помощи; по данным Н. М. Назаровой создание этой системы в отношении к детям с нарушениями слуха планируется к 2010 году.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте методологические положения, обосновывающие необходимость ранней педагогической помощи глухому ребенку.

2. Раскройте понятия «сензитивный речевой период», «слуховой речевой период». Обозначьте их временные границы.

3. Является ли ранняя помощь глухому ребенку от 0 до 3 лет в нашей стране первой государственной обязательной ступенью специального образования?

4. Раскройте понятие «аудиометрический скрининг новорожденных». В чем его медицинская и педагогическая задачи?

5. Кто должен стать субъектами ранней педагогической помощи глухому ребенку?

Date: 2015-09-24; view: 485; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию