Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моральные проблемы





Понятно, что слепой фанатик, осуществляющий жестокий террористический акт на рациональном «автопилоте», не мучается переживанием моральных проблем. Это слепая машина для разрушения, не задумывающаяся над нравственными вопросами просто потому, что такие вопросы чужды для такой машины. Моральные проблемы возникают лишь при наличии определенного интеллектуального уровня. Неграмотные, необразованные исламисты, действующие по принципу «иншалла» («все во власти Аллаха, по милости его»), не страдают нравственными сомнениями.

Однако относительно развитых в интеллектуальном плане террористов внутренне постоянно волнует вопрос, насколько они правы в своих действиях. В описаниях того же Б. Савинкова, например, этой стороне уделяется значительное внимание. Всякий раз, готовясь к террористическому акту, террористы ищут ему нравственное оправдание. Иногда доходит до совершенных парадоксов, когда верующие христиане прибегают к совершенно иезуитской логике, считая, что, умерщвляя чье-то тело, они тем самым спасают душу своей жертвы. Впрочем, такого рода психологические парадоксы живы и поныне: исламские террористы верят, что их акции не только спасают их собственные души (подвиг во имя Аллаха), но и помогают душам своих жертв поскорее отправиться в рай. Боевики движения «Хамаз» из специальной памятки для боевиков своей организации твердо знают: «Аллах простит тебя, если ты исполнишь свой долг и убьешь неверного; в раю Аллах возьмет на себя все твои проблемы». Так, в частности, именно этим объясняли некоторые исламские теологи сущность взрывов небоскребов в Нью-Йорке, повлекших за собой тысячи жертв. Сами небоскребы рассматривались как «жертва Сатане», а погибшие под обломками люди объявлялись «избавленными от служения ложным богам». Понятно, что для глубоко религиозного террориста-фанатика все просто - его избавляет от моральных проблем сам Бог, - но все-таки и ему оказывается необходимо какое-то нравственное самооправдание.

Однако и такие самооправдания не всегда бывают достаточными, и моральные страдания могут продолжаться и после «победы», то есть успешно совершенного террористического акта. Б. Савинков так описывал восприятие «победы»:

«Внизу у Иверской нам навстречу попался мальчишка, который бежал без шапки и кричал:

- Великого князя убило, голову оторвало. <...>

В ту же минуту Дора наклонилась ко мне и, не в силах более удерживать слезы, зарыдала. Все ее тело сотрясали глухие рыдания. Я старался ее успокоить, но она плакала еще громче и повторяла:

Это мы его убили... Я его убила... Я...

Кого? - переспросил я, думая, что она говорит о Каляеве.

Великого князя».

Трудно теперь однозначно оценить, что же это реально было: психологическая разрядка после сверхсильного напряжения, банальная женская истерика или искренние переживания и раскаяние. Однако из сопоставления с другими фактами становится ясно, что последнее никак нельзя отвергать. По нашим данным, Даже убежденные в своем моральном праве на насилие террористы-мужчины обычно нелегко переживали нравственные проблемы спустя время после совершения террористических актов. Так, в частности, по свидетельству Б. Савинкова, террорист Е. Сазонов писал ему с каторги: «Сознание греха никогда не покидало меня». Даже палестинские террористы часто говорили о «тяжести на душе», хотя и объясняли свои насильственные действия внешними, вынужденными обстоятельствами.

Моральные проблемы террориста могут приобретать странный, даже вычурный характер. Только что упомянутый известный террорист И. Каляев, убийца брата царя, великого князя Сергея Александровича, психологически запредельно сложно описывал свое свидание с посетившей его в тюрьме вдовой великого князя.

«Мы смотрели друг на друга, не скрою, с некоторым мистическим чувством, как двое смертных, которые остались в живых. Я - случайно, она - по воле организации, по моей воле, так как организация и я обдуманно стремились избежать излишнего кровопролития. И я, глядя на великую княгиню, не мог не видеть на ее лице благодарности, если не мне, то во всяком случае судьбе, за то, что она не погибла.

- Я прошу вас, возьмите от меня на память иконку. Я буду молиться за вас.

И я взял иконку.

Это было для меня символом признания с ее стороны моей победы, символом ее благодарности судьбе за сохранение ее жизни и покаяния ее совести за преступления великого князя.

- Моя совесть чиста, - повторил я, - мне очень больно, что я причинил вам горе, но я действовал сознательно, и если бы у меня была тысяча жизней, я отдал бы всю тысячу, не только одну».


Стоит ли говорить, что сама вдова совершенно по-иному описывала эту встречу, на которую она пошла всего лишь затем, чтобы, что называется, взглянуть в глаза убийце своего мужа?

Обратной стороной моральных проблем является выраженная практически у всех террористов потребность в понимании, необходимость «выговориться» перед другими людьми (обычно перед «своими», но иногда и перед чужими, включая следователей). При отсутствии возможности устного общения с подходящим собеседником активно используется эпистолярный жанр. Так, тот же И. Каляев в одном из писем из тюрьмы писал товарищу: «Мой дорогой, прости, если в чем-либо я произвел на тебя дурное впечатление. Мне очень тяжело подумать, что ты меня осудишь. Теперь, когда я стою у могилы, все кажется мне сходящимся для меня в одном, - в моей чести, как революционера, ибо в ней моя связь с Боевой Организацией за гробом». В другом письме он же писал: «Я хотел бы только, чтобы никто не подумал обо мне дурно, чтобы верили в искренность моих чувств и твердость моих убеждений до конца»[174].

Однако подчеркнем еще раз: серьезные моральные проблемы присущи только лишь «идейным» террористам, причем с достаточно высоким уровнем образования и интеллектуального развития, способным к сознательной рефлексии своей деятельности. Для всех остальных типов террористов значительно более характерно наличие совершенно иной психологии, прежде всего - дорефлексивных, сравнительно примитивных «синдромов» вместо каких-либо сложных моральных проблем. Приведем в качестве примера современного терроризма слова женщин, осужденных за взрыв вокзала в Пятигорске по заданию чеченского боевика С. Радуева. На судебном процессе над С. Радуевым в Махачкале осенью 2001 года эти женщины показали, что целью взрыва для его заказчика (Радуева) было «посеять панику, а число жертв его не волновало».

«Синдром Зомби»

Автор всем известной серии блестяще экранизированных романов о британском супермене-разведчике Джеймсе Бонде Я. Флеминг писал в одном из них: «Зомби - страшные существа. Он (Зомби) внушает смертельный ужас. Его невозможно убить... Он уже мертв».

Понятие «синдром Зомби» стало особенно широко, популярным со времен первых американских фильмов-супербоевиков («блокбастеров») с А. Шварценеггером в главной роли («Коммандо» и др.). Затем у нас это понятие закрепилось за вполне определенной категорией военнослужащих в ходе афганской и чеченской войн. Заметим, что в армейской среде понятие «Зомби» имеет заметный негативно-оценочный оттенок.

Этот синдром проявляется в постоянной, причем выглядящей не нарочито, а как совершенно естественное, органичное свойство, сверхбоеготовности (сверхготовности к отражению нападения), широко разлитой враждебности с тотальным образом врага, паранойяльной постоянной устремленности к наиболее сложно организованным боевым действиям. В жизни это - своего рода «синдром бойца», постоянно нуждающегося в самоутверждении и подтверждении своей состоятельности.

По мнению специалистов-психопатологов, «сидром Зомби» можно рассматривать как «предельное выражение долговременного патологического развития личности в условиях хронического жестокого Эго-стресса», связанного с чередованием ситуаций повышенной боеготовности и боевых действий. Выраженные проявления «синдрома Зомби» можно рассматривать как «разновидность психопатоподобного синдрома с мономаниакальной параноидностью»[175].


Люди с «синдромом Зомби» постоянно живут «на войне» (иногда еще образно их называют «псами войны»). Даже когда нет боевых действий, они всячески избегают ситуаций мира и покоя, ищут и охотно сами создают обстановку боевого конфликта. Оружие - их любимая игрушка, которой они владеют блестяще. Такие люди быстро и легко формируют для себя образ врага. В преследовании врага они неутомимы, беспощадны и холодно-жестоки. В боевой ситуации они чувствуют себя как рыба в воде, как бы совершенно неуязвимыми. Такое самоощущение небезосновательно: боевых потерь среди таких лиц практически никогда не бывает, редкие же все-таки случающиеся потери обычно связаны либо с форс-мажорными обстоятельствами, либо с грубыми нарушениями ими своих собственных правил нахождения в состоянии постоянной сверхбоеготовности. Что называется, расслабляться нельзя: позволил себе расслабиться - вот и потери. Террористы из движения «Хамаз» знают: «Борьба - это постоянное напряжение всех сил. Расслабиться воин Аллаха сможет только в раю».

Прекрасная физическая и боевая подготовка, достижению и поддержанию которой подчинена вся их жизнь, обычно позволяет таким людям практически неограниченно переносить тяготы военного дискомфорта. Более того: они настолько привыкают к таким тяготам, что считают их естественными.

Соответственно, такая физическая подготовка часто парадоксально сочетается с их беспомощностью в простых житейских ситуациях. В частности, известны трудности «Зомби» в общении с противоположным полом: иногда в этих отношениях у них явно внезапно может быстро развиться заметная регрессия на уровне поведения 10-12-летнего ребенка. Однако их растерянность вместе с проявлениями сверхдоверчивости и сверхоткрытости по отношению к «своим» может столь же внезапно сменяться внешне также немотивированной и заранее непредсказуемой агрессивной враждебностью. Это часто заставляет окружающих как бы «ощущать» устрашающую ауру их деструктивной «запрограммированности». Известная непредсказуемость их предельно разрушительного поведения, как правило, резко возрастает при алкогольном и наркотическом опьянении. Хотите увидеть «Зомби»? Приходите на празднование Дня военно-десантных войск или Дня пограничника - кому что ближе. Там все наглядно.

Для людей с «синдромом Зомби» обычно характерно не атлетическое, а, напротив, диспластическое и(или) даже астеническое телосложение, однако многолетний опыт усиленных спортивных тренировок делает их гиперкомпенсированными атлетами. На лице у них нередко наблюдается парамимия. Их специфическая «звериная» пластика может внезапно (особенно при общении с лицами противоположного пола) сменяться крайней степенью моторной неловкости так называемого «закрытого диагонала» (по классификации Л. Выготского). В условиях боевого конфликта их поведение обычно характеризуется асексуальностью. В мирное время, в стабильной обстановке они испытывают заметные трудности в поиске сексуальных партнеров - возможно, в связи с их ранимостью и повышенной чувствительностью во внебоевых ситуациях. В межличностном общении их отличает очень узкий круг эмоционально насыщенных привязанностей. В мирных ситуациях у «Зомби» на первый план выходят проявления эмоциональной дисгармонии, причем «в ее структуре парадоксальность, холодность, сензитивность, брутальность и символический неологизм, характерные для шизотима, часто сочетаются с взрывчатостью, вязкостью, замедленностью (брадипсихией) и метафорической олигофазией, характерными для эпилепто,тима, то есть формируется двойственная, шизоэпилептоидная конституция. Эта дисгармония может находить (и находит) выход в противоправных действиях»[176].


Специалисты считают, что безусловно психопатологические «симптомы первого ранга» (идеи преследования, феномены ментального автоматизма, даже императивного галлюциноза) в краткосрочных эпизодах в форме «вспышек», «зарниц», «инсайта» могут выступать в качестве естественных реакций психики на чрезвычайные ситуации боевого столкновения. Они помогают эффективно участвовать в сложных боевых действиях, реализуясь в беспрекословном и бесконтрольном подчинении, мгновенном, внутренне неопосредованном (без размышлений) выполнении приказов командира, в опережающих, предвосхищающих развитие ситуации (по механизму инсайта) действиях в боевой обстановке.

Люди с заметным «синдромом Зомби» - идеальные солдаты, у которых постоянная агрессивная враждебность выступает как механизм своеобразной адаптации к внешним условиям. Они всегда «на войне», обстановка боевого столкновения - их естественная «среда обитания». В террористических организациях «Зомби» - идеальные боевики-исполнители. В криминальных формированиях это пресловутые «быки».

Одно из частных проявлений «синдрома Зомби» - так называемые рефлексы безопасности. После возвращения на родину с афганской войны автору этой книги самому пришлось в течение ряда долгих месяцев постепенно избавляться от таких «рефлексов». Первое время, например, я не мог находиться в местах скопления людей, в метро, даже на автобусных остановках - один из базовых «рефлексов безопасности» в Афганистане императивно не позволял допускать ситуаций, когда в радиусе двух-трех метров от тебя (дистанция броска тела) присутствует посторонний человек. Такое присутствие представляло собой потенциальную опасность и требовало либо выхода из ситуации (увеличения расстояния), что бывало технически просто невозможно из-за всем известной давки в нашем транспорте, либо отношения к постороннему человеку как к потенциальному противнику.

«Синдром Рэмбо»

Термин «синдром Рэмбо» возник и распространился сразу после известного цикла фильмов об американском ветеране войны во Вьетнаме, вернувшемся домой, но не сумевшего «найти себя» в мирной жизни и как бы поневоле ставшего террористом.

Мастерски сыгранная С. Сталлоне роль боевика Рэмбо создала удачный образ, а его имя вскоре стало нарицательным. Специалисты по исследованию поведения людей в чрезвычайных ситуациях считают, что «синдром Рэмбо» - это своего рода предельное выражение, результат долгосрочного формирования вполне устойчивой невротической структуры личности, раздираемой непреодолимым интрапсихическим конфликтом между стремлением к острым ощущениям и переживаниями тревоги, вины, стыда и отвращения за свое участие в них. «Ключевой характеристикой этой структуры служит либо сознание «миссии», добровольно возложенных на себя тяжелых, но благородных альтруистических обязанностей, позволяющих реализовать агрессивные побуждения без самоупрека во враждебности, либо сознание принадлежности к «корпорации», профессиональных обязанностей, позволяющих рисковать жизнью и здоровьем без самоупрека в аутоагрессивности»[177]. Это верно.

С одной стороны, почти любой террорист либо совершает революцию, либо спасает человечество, либо освобождает свой народ - его «миссия» всегда высока, масштабна и благородна. Она ставит его в особое положение, выделяет из ряда обычных людей. С другой стороны, почти любой террорист больше всего дорожит принадлежностью к своей группе, организации. При наличии негативных внешних оценок и неустойчивой самооценки ему необходимо безусловно положительное отношение со стороны хотя бы своих товарищей по организации. Это во многом как раз и дает отмеченное выше ощущение «профессиональных обязанностей», которые надо исполнять со спокойной готовностью к самопожертвованию, но без всякого рода явного или даже скрытого мазохизма в виде «аутоагрессивности».

«Миссионерство» - основной психологический стержень «синдрома Рэмбо». Он не может (хотя и умеет) убивать «просто так» - он обязательно должен делать это во имя чего-то высокого. Поэтому ему приходится все время искать и находить те или иные, все более сложные и рисковые «миссии». Вслед за просто «Рэмбо», как известно, были и «Рэмбо-2», и «Рэмбо-3», и «Рэмбо-4». Будут и еще, хотя и под другими названиями - «синдром Рэмбо» неистребим.

Люди с «синдромом Рэмбо» всегда испытывают большие трудности адаптации к спокойной, рутинной деятельности, часто переживают ощущение скуки и своей несостоятельности в обыденной жизни. Они постоянно стремятся к тому, чтобы так или иначе «взвинтить» ситуацию, других людей и самого себя, часто искусственно (хотя обычно и неосознанно) создавая сложности, которые необходимо «героически преодо-левать». Тем самым они постоянно стремятся оказаться в супер-экстремальной обстановке, в очаге какой-нибудь чрезвычайной ситуации. Важнейшими и наиболее значимыми для них характеристиками экстремальной ситуации являются «близкое по духу окружение» и «наличие правил игры». Важным для них является и «отвечать добром на зло», не отступать ни перед какой угрозой при выполнении того, что они сами считают «благородной миссией». Поэтому люди с выраженным «синдромом Рэмбо» всегда добровольцы. Они склонны к самоограничению, обычно безотказны и болезненно совестливы, даже альтруистичны по отношению к «своим»; временами они бывают просто откровенно навязчивыми - прежде всего, с частыми предложениями своей помощи. Ничего не поделаешь: как говорится, террор - дело добровольное. Часто они весьма впечатлительны и даже ранимы.

Девизом людей с «синдромом Рэмбо» является популярное ныне среди молодежи словечко «экстрим»: они во всем стремятся жить по самому высшему, экстремальному уровню. Специалисты отмечают, например, такую очень показательную деталь: особое своеобразие «синдрому Рэмбо» придает крайне выраженное стремление к сексуальной самореализации в экстремальных условиях. Так, в очагах чрезвычайных ситуаций объективно зафиксированы их сверхрискованные эскапады и сексуальные «подвиги». В спокойных, рутинных ситуациях трудности адаптации лица с «синдромом Рэмбо» часто компенсируют алкогольными эксцессами, доходящими до длительных запоев, и многообразными соматоформными реакциями.

Террорист с «синдромом Рэмбо» - это человек, стремящийся к ужасу и сеющий ужас во имя высокой цели, однако делающий это не потому, что ему дорога та или иная цель, а всего лишь потому, что по-другому он просто не умеет жить.

«Синдром камикадзе-шахэда»

Террористов-смертников, уничтожающих себя вместе со своими жертвами в ходе террористического акта, называют «камикадзе» - по аналогии с японскими самураями, жертвовавшими своей жизнью ради достижения тех или иных целей. Судя по всему, первым террористом-камикадзе в самом строгом смысле слова был Герой Советского Союза Н. Гастелло. Именно он в 1941 году направил свой горящий самолет на колонну немецких танков. Однако широко известными террористы-камикадзе стали только в ходе дальнейших событий Второй мировой войны, когда японские летчики-камикадзе на специально построенных для этих целей и оснащенных взрывчаткой планерах-»таранах» совсем небезуспешно пытались топить корабли американского военно-морского флота. Позднее термин стал применяться ко всем террористам-смертникам. Сразу же после взрывов небоскребов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, осуществленных заранее угнанными и сознательно направленными на эти небоскребы «боингами», пилотировавшимися террористами-смертниками, термин «камикадзе» реанимировался в своем первоначальном, японском значении.

К основным психологическим характеристикам данного синдрома, прежде всего, относится экстремальная готовность к самопожертвованию в виде жертвы самой своей жизнью. Террорист-»камикадзе», по тем или иным причинам, счастлив возможности отдать свою жизнь и унести с собой на тот свет по возможности наибольшее число врагов. Понятно, что для этого камикадзе психологически должен как минимум преодолеть собственный страх смерти. Именно это и происходит под влиянием тех или иных причин - психологических факторов, обладающих огромной суггестивной силой. Такими факторами могут быть некоторые идеи (например, идея патриотизма), сильные чувства (ненависть к врагу), эмоциональные состояния (так называемый кураж). Наиболее ярким в психологическом плане является комплекс состояний, испытываемый исламскими смертниками-шахэдами. «Синдром шахэда» - это особая исламская разновидность «синдрома камикадзе», наиболее актуальная именно для современного мира. Движение «Хамаз» однозначно учит своих боевиков: «Аллах велик, и ты - острие его меча. Смерть за Аллаха - дорога в рай». Психология шахэда основана на вере в религиозную идею святости «муджахетдина», «воина Аллаха», без раздумий отдающего свою жизнь во. имя Бога и вознаграждаемого за это прямо-таки немедленным попаданием в рай, где его ожидают невероятные по комфортности условия пребывания. В частности, в раю его ожидают роскошные еда и напитки (типа шербета), а также почему-то ровно семьдесят девственниц для совершенно невиданных сексуальных удовольствий.

Из сказанного следует, что «комплекс камикадзе-шахэда» включает в себя как когнитивные компоненты (идеи, связанные с конкретным представлением о вознаграждении за верность этой идее), а также компоненты эмоциональные: понятно, что вера в такую идею, как и вера вообще, представляет собой эмоциональное, а не рациональное состояние. Значит, это некоторые знания (не важно, истинные или ложные), соединенные с абсолютно незыблемой верой в них. О глубине и искренности веры смертника-шахэда можно судить хотя бы только по одной детали. Достаточно часто сталкивавшиеся на практике с шахэдами спецслужбы Израиля обнаружили, что сохранившиеся в отдельных случаях трупы исламских террористов часто обладают одной интересной особенностью: половые члены этих смертников обмотаны тряпками и, поверх тряпок, проволокой. Специальное изучение этого феномена открыло данный секрет: оказалось, что это делается шахэдами специально, как своего рода мера предосторожности для предотвра1щения непроизвольного семяизвержения от перевозбуждения в момент совершения террористического акта. Свою сперму шахэды считают необходимым беречь специально для ожидающих каждого из них семидесяти девственниц в раю. Мне доводилось сталкиваться с «синдромом шахэда» в Афганистане.

«Бессмысленное поведение, противоречащее элементарному инстинкту самосохранения, устраивает главарей террористов. Они всячески поддерживают веру в то, что смерть фанатика-самоубийцы очищает его от всех грехов и направляет прямиком в рай. Разумеется, душманский вариант камикадзе не так прост. Считается, что смерть не обязательно настигнет «шахэда» - вера и готовность к смерти могут защитить его, дать возможность совершить подвиг. Вера в эту догму очень сильна. Зарегистрированы случаи, когда все тело бандитов оказывалось испещренным изречениями из Корана, дабы, как им внушали, пуля не могла пробить его. Попав в плен, они всерьез убеждали солдат народной армии, что пуля на них не действует. По сути, это пример религиозно-патологического извращения психики. Известно немало случаев, когда смертникам для их успокоения раздают «освященные Кораном» патроны, гранаты, камни, имеющие, дескать, «сверхъестественную силу» - в безвыходном положении они могут «уничтожить всех неверных и спасти воина Аллаха»[178].

'

Важно обратить внимание на то, что готовность к собственной смерти - феномен, свойственный не только японским камикадзе или исламским шахэдам. Готовность к смерти всегда считалась крайне важным достоинством в среде террористов любых стран, народов и вероисповеданий. Так, например, именно это качество наиболее часто упоминает в своих «Воспоминаниях террориста» Б. Савинков, как бы постоянно тестируя на эту готовность к самопожертвованию то одного, то другого из числа своих товарищей по террористической деятельности. Так, в частности, об одном из боевиков Б. Савинков писал, что тот не представлял участия в терроре иначе, как со смертным концом, видя в нем искупление убийству. О другом: «Для него террор тоже прежде всего был личной жертвой, подвигом». О третьем: «Он со страстною верою относился к террору и за счастье считал быть повешенным во имя революции». Еще об одной террористке: «Она участвовала в терроре...с радостным сознанием большой и светлой жертвы». О другой: «Террор для нее... окрашивался прежде всего той жертвой, которую приносит террорист... Вопросы программы ее не интересовали... Террор для нее олицетворял революцию, и весь мир был замкнут в боевой организации».

О преданности организации террористы думают очень много. Не исключено, что это - отражение осознанной или иногда неосознанной боязни предательства. Чаще, однако, это обращение к своей немногочисленной референтной группе - ведь именно она, а часто и только она может оценить величие самопожертвования террориста-«камикадзе». «Для меня необходимое условие моего счастья, это - сохранить навсегда сознание полной солидарности с вами по всем вопросам жизни и программы, - пишет своим товарищам из тюрьмы осужденный за убийство эсеровский террорист. - Всякому обреченному на подвиг опасный, кроме всего прочего, особенно желаю передать... ответ в полном обладании всеми силами физическими и духовными, чтобы с честью до конца пронести знамя организации»[179]. Обратим внимание на формулу «по всем вопросам жизни и программы»: в ней отчетлива вера террориста в то, что это практически единые вещи. Нормальному человеку, не террористу, трудно согласиться с тем, что ценность жизни сопоставима с ценностью программы. Однако для террориста, всегда готового к самопожертвованию, смерти и мученичеству во имя своих идеалов, это именно так.

Сужение всего мира до масштабов одной организации - еще одна существенная психологическая черта «синдрома камикадзе». В патопсихологии давно известен синдром «туннельного зрения»: пребывая во власти сверхценной идеи («идефикс»), человек стремится к ней, не замечая ничего вокруг. Он видит только свой «свет в конце туннеля», игнорируя окружающий мир. Отсюда и явная интровертированность большинства террористов, их частое желание «общаться с вечностью», «посвятить свою жизнь будущему», вера в «грядущие поколения» при недооценке современников.

Б. Савинков цитирует слова одного из своих товарищей: «Я верю в террор. Для меня вся революция в терроре. Нас мало сейчас. Вы увидите: будет много. Вот завтра, может быть, не будет меня. Я счастлив этим, я горд...»[180]. Заметим, здесь умножение рядов террористов «в будущем» прямо связано с их уменьшением «завтра». Террорист-камикадзе убежден, что его смерть станет примером для нового пополнения, которое придет в организацию.

Желание умереть ради того, чтобы отнять жизнь у другого, - вот основной мотив «камикадзе». Причем наибольшее удовлетворение приносит человеку с «синдромом камикадзе» не вторая часть формулы (что было бы наиболее естественным, ведь это - цель террора), а именно первая, то есть готовность к самопожертвованию и предвосхищение грядущего удовольствия от такого самопожертвования. Именно такое желание владело любимым героем «Войны и мира» Л. Н. Толстого Пьером Безуховым, решившимся было заколоть Наполеона: «Пьер в своих мечтаниях не представлял себе живо ни самого процесса нанесения удара, ни смерти Наполеона, но с необыкновенной яркостью и с грустным наслаждением представлял себе свою погибель и свое геройское мужество»[181].

Такая странная логика возникла у Безухова как результат ощущения своей личной слабости и слабости всего народа в борьбе с французскими захватчиками на начальном ее этапе. Именно для компенсации этой откровенной слабости он и готов прибегнуть к террористическому акту, однако главным в терроре для него все-таки оказывается не достижение конкретной цели, результата, а личное «геройское мужество». То есть именно для компенсации, для повышения своей поколебленной в боях с французами самооценки ему и необходим теракт. На самом деле именно такое стремление к гиперкомпенсации через полное самопожертвование можно считать психологическим стержнем «синдрома камикадзе». Очевидно: нормальный, достаточно уверенный в себе человек дорожит своей жизнью, рассматривает ее как определенную ценность. По тем или иным причинам такой человек может оказаться среди террористов, однако он никогда не станет смертником. «Синдром камикадзе» - это подсознательное признание собственной несостоятельности. Отдать свою жизнь за что-то - это значит заведомо признать ее ценность ниже, чем это «что-то», а себя - недостойным вкусить результатов достижения этого самого «чего-то».

Искаженная самооценка, как правило, заметно искажает, в угоду себе, и многие другие компоненты психики. Обратимся к одной из приводимых Б. Савинковым биографий: верующая христианка парадоксально признает террор ради спасения своей души. Налицо совершенно искаженная мотивация: христианская вера не только не допускает террор, она активно противостоит ему. Первая заповедь Бога учит: не убий. Идти на террор ради «спасения души», нарушая первую заповедь, - для нормальной логики это даже звучит кощунственно. Для террориста это - нормально. Почему?

Потому, что психологически крайне важной для самооправдания террориста-смертника является идея необходимости, долга. Б. Савинков так, в частности, писал об одном из своих соратников: «Революционер старого, народовольческого, крепкого закала, Сазонов не имел ни сомнений, ни колебаний. Смерть Плеве была необходима для России, для революции, для торжества социализма. Перед этой необходимостью бледнели все моральные вопросы на тему «не убий»».

Террор приносит террористу парадоксальное удовольствие через его собственные страдания и, возможно, через саму смерть. Один из эсеровских террористов так писал товарищам из тюрьмы: «Моя драма закончилась. Не знаю, до конца ли верно выдержал я свою роль, за доверие которой мне я приношу вам мою величайшую благодарность. Вы дали мне возможность испытать нравственное удовлетворение, с которым ничто в мире не сравнимо. Это удовлетворение заглушало во мне страдания, которые пришлось перенести мне после взрыва. Едва я пришел в себя после операции, я облегченно вздохнул. Наконец-то все кончено. Я готов был петь и кричать от восторга».

Однако для того, чтобы «петь и кричать от восторга», прежде всего террористу приходится преодолеть собственный, естественный для всякого человека, страх смерти.







Date: 2015-09-24; view: 487; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию