Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможно ли развитие феминизма в странах с традиционной восточной культурой?





Образ женщины в исламе, мусульманки, чье тело, чувства, мысли надежно укрыты от посторонних глаз, всегда привлекал к себе внимание поэтов и писателей, ученых и журналистов и всех, кто интересуется Востоком. Проходили столетия и эпохи, одна общественная система заменяла другую, а загадочный образ мусульманки оставался неизменным. Между тем изменились положение мусульманской женщины, ее внутренний мир, но границы семьи и дома, плотное покрывало надежно скрывали эти изменения от любопытствующих взглядов. В какой бы стране она ни жила, на каком бы языке она ни говорила, кем бы ни работала, она ощущала и называла себя "муслима" (мусульманка), чувствовала свою принадлежность к единой универсальной мусульманской общине – умме, осознавала себя продолжательницей традиций, входящих к великим женщинам ислама, окружившим пророка Мухаммада18.

Однако в последнее время наблюдается настоящий бум публикаций, посвященных различным аспектам, так называемого женского вопроса в странах ислама: по правам и свободам женщины, ее участию в политике и выборных органах, социальному аспекту гендерного равноправия, феминизации экономической активности. Это связано как с активизацией ислама во всем мире, так и с ростом феминизма и усилением "женского фактора" в мировой политике. Однако большинство этих публикаций несет экстравертный характер - они связаны с изучением правового статуса женщины, ее социальных функций, экономических возможностей, семейного положения. Внутренний мир мусульманки по-прежнему остается терра-инкогнита для западных исследователей. Во многом это объясняется изоляционизмом исламской женщины, тем, что ислам ревниво защищает ее от взглядов посторонних, свято чтит границы обители, в которой она живет.

Говоря о проблеме положения женщины в мире ислама, хотелось бы отметить еще один важный факт: очень часто эта проблема становится предметом преднамеренных конъюнктурных спекуляций. Западные политологи либо ложно трактуют отношение ислама к женщине, либо стремятся показать мусульманку в темных тонах, измученную от морального давления мужчин. Читая книги, публикуемые западными исследователями по вопросу прав женщин в исламе, становишься свидетелем того, что человек, не живущий в исламском мире, не может правильно и конкретно донести до читателя всю суть данного вопроса, адекватно оценить равноправие между мужчиной и женщиной в исламе. Порой встречаешь совершенно чуждые исламу примеры равноправия мужчины и женщины, а так же неправильные толкования хадисов и Корана. Выдвигаются концепции, заключающие в себе идею возвышения женщины над мужчиной, и приводит к тому, что женщина стоит на много рангов выше мужчины. Неправда ли, это совершенно не соответствует концепции ислама, где говорится о том, что и мужчина и женщина сотворены из одного духа и равны перед Аллахом.

Так, в книге "Гендерное образование и права женщин в мусульманском контексте", Мириям Кук, профессор арабской филологии, призывает мусульманок присоединиться к мировому феминистическому движению и использует такой термин как "исламский феминизм". Странное словосочетание, не правда ли? Два совершенно противоречивых термина, "ислам", т.е. "покорность" и "феминизм" - "борьба за верховенство женщины", вдруг соединяются в одно словосочетание и требуют от читателя правильного понимания данного термина. Здесь надо отметить, что феминизм - это сугубо западная идея и никак не может пересекаться с исламским пониманием прав женщин.

Таким образом, если целью западного феминизма является обретение женщинами аналогичных с мужчинами прав во всех социальных сферах, то ислам видит свою задачу в том, чтобы они смогли в полной мере выполнить свое женское предназначение. Непонимание этого положения свидетельствует о том, насколько и в мужчинах, и в женщинах глубоко укрепились патриархальные представления. Кроме того, все глубоко убеждены в том, что внешняя, общественная, публичная деятельность гораздо важнее и значимее, чем внутренняя, личностная, духовная. А ведь Востоку, не только мусульманскому, такое понимание смысла человеческого существования несвойственно19.

Вопросом прав женщин в исламе, в свою очередь, наряду с западными исследователями, также занимаются и ученые мусульмане. В отличие от своих западных коллег суждения проблемы статуса женщины в исламе идейно отличаются. Порой можно увидеть, что приводятся похожие примеры из Корана и хадисов, касающиеся прав женщин в исламе, но их толкования совершенно не одинаковы и преследуют различные цели. Так, если обратиться к исследованиям, проводимым специалистами исламского права в Узбекистане, то можно заметить, что целью их работ является стремление показать всю красоту женщины как матери, супруги и покорной рабыни Аллаха. Привести читателя к тому, что роль женщины в мире важна и несет за собой ответственность перед обществом и Всевышним.


Изучить также суть равноправия мужчины и женщины в рамках ислама, ведь ислам, в отличие от других монотеистических религий, с самого начала совершенно определенно утверждает равенство мужчин и женщин. Они в равной мере являются творением Всевышнего. Созданы для того, чтобы выполнять равные обязанности, главной из которых является ибодат – религиозное поклонение. Их ожидает равное загробное воздаяние. При всем том, что в Коране мы встречаем общесемитский сюжет об искушении и грехопадении Адама и его супруги, в исламе отсутствует концепция вины женщины за это грехопадение. В отличие от иных монотеистических религий на представителях рода человеческого не лежит роковая вина первородного греха, так как Аллах прощает людей и возвращает их первоначальное состояние чистоты – фитру. Еще примером того, что мусульманские ученые призывают женщину к выполнению ее непосредственных обязанностей и сохранению исламских традиций, можно привести следующее высказывание из книги "Права женщины в исламе" Н. Юсуповой, занимающаяся вопросами прав женщин в исламе на протяжении нескольких лет, что любое благое дело, совершаемое женщиной, и та работа, которую она выполняет на пути служению Всевышнему, это может быть домашняя работа, воспитание детей, благоустройство дома, помощь супругу и т.д., будет оценено и вознаграждено по достоинству Всевышним в судный день.

Вышеуказанное показывает концептуальное различие между исследованиями западных и восточных ученых в области прав женщин в исламе. Становится ясным, что понимание роли современной мусульманки для западного человека кардинально отличается от понимания восточного. Восточному человеку понятно, что женщина-мусульманка не может бороться только за права женщин, ее статус и положение неотделимы от положения других членов ее личной семьи. Символом и смыслом ее политической деятельности может быть борьба за возврат к нормам, ценностям и законам раннеисламской общины. В этом смысле все западные движения феминистского толка, которые провозглашают индивидуализм, неограниченную личную свободу и полную общественную открытость, обречены на неуспех. Но самое главное, различия между западными и исламскими традициями можно увидеть, что западные люди всегда стремятся к индивидуальности, в то время когда индивид в исламе никогда не обладал и не будет обладать всей степенью индивидуальной свободы, подобно жителю западного мира, в любом случае он остается в семье, под ее присмотром и, соответственно, контролем. Так, для мусульманки интересы семьи всегда превалируют над ее личными амбициями и интересами. Собственный "персонализм" не имеет для нее такого самодовлеющего значения.

Личные устремления, карьерный рост, профессиональное совершенствование немедленно исчезают, если они идут в ущерб ее семьи. Наверное, для многих мусульман будет странным такое понятие, как борьба за права, ведь ислам как правовая система закрепляет в себе все права не только женщины или мужчины, а человека в целом. Вы согласитесь с нашим мнением, что и мужчина и женщина - это одно целое, их ни в коем случае нельзя разделять и нельзя сказать, что мужчина главнее или, что женщина главнее. Поверьте, как без мужчины, так и без женщины этот мир был бы неполноценным и у каждого из них есть своя миссия на земле, свои цели и задачи. Целесообразно если женщина в силу своих возможностей будет выполнять те задачи, которые стоят перед ней, так как никто другой не сможет выполнить это в совершенстве кроме нее. Как пишет в своей книге Абу Хамид ал-Газали "Основы духовности": "Если в вещи что-то проявлено в совершенстве, значит, ее для этого и сотворили". Только женщине дана такая ответственная участь, как быть матерью, продолжать род человеческий, воспитывать достойных личностей, хранить традиции своей семьи и всегда быть опорой для своего спутника жизни.


И, подытожив мысли, хотелось привести следующий хадис: "Если человек верует в Аллаха и в последний день, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит, а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина создана из ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, то сломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь с женщинами хорошо". (Хадис приведен Абу Даудом со ссылкой на Абдуллу ибн Омара.)

Из хадиса видно, что ислам призывает уважать женщину, любить ее и относиться к ней с уважением. И никакие феминистические идеи не могут сравниться с идеей защиты и опеки женщин со стороны мужчин. И сегодня истинная мусульманка думает о благополучии своей семьи и служении Всевышнему больше, чем о достижениях успеха в политических или же иных сферах общественной жизни, но в то же время всегда готова помочь благоустроить и развить то общество, в котором она проживает.

 

 

Заключение:

В современном мире очень детерминировано понятия «феминизм», и его относят скорее как к теории мужененавистничества и желания установления матриархата, чем теории равенства полов. Различные течения в феминизме показывают, что те, кто называет себя феминистками, подразумевают под этим множество значений. Как и в любом движении, в феминизме существуют разногласия как внутри каждой группы, так и между группами.

Разделяют макро и микро уровни изучения феминизма. Как известно, на макроуровнях изучается взаимосвязи между различными частями общества, а на микроуровне взаимодействие этих связей. То есть в макросоциальных теориях рассматривают, какое место занимает домашнее хозяйство в рамках социальных систем, разъясняя, почему положение женщин в обществе является подчиненным, а в микросоциальных исследуют способы продуцирования и воспроизводства гендера в межличностных отношениях.


К макросоциологическим теориям относятся марксистский феминизм, радикальный феминизм, функционализм, неомарксизм, теория мировых систем. К микросоциологическим – культурный феминизм, либеральный феминизм, символический интеракционизм, этнометодология.

В макроциологических теориях главным фактором выступает стратификация, классовость. Основой есть то, что гендер, как и любая другая социальная группа, имеет доминанта и пассива, то есть мужчины выступают доминантами, а женщина – пассива. Главную роль женщине выдают как семейной домохозяйке, но так же подчеркивают что это тоже труд, который делает свой большой вклад в развитие общества. В радикальном феминизме идет желание, что бы женщина лишилась этих обременяющих уз семьи, сильная критика семьи. В марксизме внимание обращается не на разрушения института семьи, а на одинаковый труд у мужчин и женщин и понятия самого неравенства полов.

Теоретики, придерживающиеся микросоциального подхода, стремятся скорее не к тому, чтобы объяснить невыигрышное социальное положение женщин, а чтобы понять гендер в рамках восприятия общества как совокупности взаимодействующих людей. Их интересует, как проявляются в процессе взаимодействия гендерные характеристики и каким образом этот процесс вызывает их. Культурный феминизм подчеркивает то, что женщина имеет свою особенную культуру и ценности, отличающейся от мужских. Основная идея это матриархальный взгляд на общество, то есть превозношение женщин над мужчинами. Либералы хотят просто показать одинаковость, ровность линий важности в разных группах, ситуациях и обществе в целом.

С одной стороны, феминистская теория говорит о крупных, устойчивых, вводящих ограничения социальных структурах патриархата, капитализма и расизма. С другой стороны, она сосредоточена на оп позиционной политике, а в методологии — на персонифицированном субъекте, таким образом утверждая значимость человеческих действий в истории и их роль для социального анализа. Социальная жизнь воспринимается как цепь актов угнетения, что осуществленных агентами, причем их обязанность воспроизводить систему господства оценивается как непременное условие, даже если эти акты можно объяснить социальными структурами.

Макро и микросоциологические теории гендера рассматривают феминизм под разными ракурсами: макросоциологические теории изучают феминизм на общественном уровне, а микросоциологические теории на уровне личностном.

 

Список используемой литературы:

1. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.

2. Г.Р. Балтанова. Мусульманка. Москва-Логос 2005, С- 36

3. Г.Р. Балтанова. Мусульманка. Москва-Логос 2005, С- 67

4. Н. Юсупова. Исломда аел хукуклари. Тошкент, 2006, С- 57

5. Г. Нуруллина. Женщина в исламе. Москва. 2003, С – 34

6. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. - М.: Едиториал УРСС, 2004. 320 с.

7. Многоликая глобализация / Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.

8. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 703 с.







Date: 2015-09-24; view: 1435; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию