Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 17. Происшествие на открытии выставки
Весенняя ночь прошла быстро. Художник, музыкант, поэт и фотограф, которые ночевали в этот раз не в высотной гостинице, а у себя на плоту, проснулись с первыми лучами солнца. – Пора готовиться к открытию нашей передвижной, вернее, плавучей выставки, – сказал Тюбик и перебрался на пристань, а затем на гранитную набережную, с таким же гранитным парапетом, над которым возвышались фонари на столбиках. Фонарей, кстати, было на набережной видимо‑невидимо. Их возвели по проекту скульпторов Столбика и Фонарикова. Довольно кургузые фонари на толстых каменных ножках торчали вдоль всей набережной. Даже большие ценители каменистого сюсюра и почитатели талантов Столбика и Фонарикова сомневались в необходимости такого количества неуклюжих осветительных приборов, которые, как сорняки в чистом поле, убегали вдоль реки за город в пустыню. Жители набережную эту частенько называли Офонаревшая. Так вот, на этой самой набережной Тюбик натянул между десятком фонарей крепкую прозрачную леску, сложил в одном месте кучку бельевых прищепок и крикнул: – Эй, Гусля, подай‑ка мне, пожалуйста, картины! Гусля принёс большую папку. В ней были рисунки и акварели Тюбика, сделанные на сушёных листиках и бересте. Гусля стал доставать картиночки. – Смотри, это же наш Цветочный город! – воскликнул он. – Какой ты молодец, что успел в момент отплытия сделать наброски! Как много коротышек нас провожало! А цветов у нас там сколько! – А вот ещё, – ответил ему Тюбик, – эту картину я сделал, когда нас встречали уже здесь, в Каменном. А это – когда мы плыли среди красивых берегов, ещё до пустыни. И он стал доставать всё новые и новые картины: портреты, пейзажи, изображения сценок, когда малыши строили плоты, устраивали бивуак, купались, боролись с водоворотом. – Отлично получается, – приговаривали Гусля и Цветик, который тоже перебрался на набережную. Художник тем временем разложил все картины в определённом порядке прямо под натянутой леской, потом взял горсть прищепок и стал развешивать свои картины, как бельё для сушки. Гусля и Цветик ему помогали, приговаривая: – Здорово ты придумал! Прямо выставка‑прачечная получилась! Утро было ясное, безветренное. И картины ровненько висели вдоль всей набережной. Можно было прогуливаться на свежем воздухе и любоваться произведениями искусства. Вскоре первые посетители передвижной выставки уже прохаживались по набережной и разглядывали красивые пейзажи и сценки из жизни (их Тюбик называл «жанровыми»). По лицам зрителей было заметно, что им нравится разглядывать на картинках виды реки, полей, леса, приятно узнавать портреты знакомых малышей и малышек. – Какое интересное и красивое искусство! – говорила одна малышка. – Совершенно другое впечатление. Не то что наш каменистый сюсюр, где одни квадратики и треугольнички. А как называется такой стиль? – спросила она у подруги. – Говорят, этот стиль называется реализмом, то есть когда всё изображается своеобразно, но правдиво. Когда река похожа на реку, дом – на дом, а малыш – на малыша. – Думаю, так правильнее писать картины. А то у нас все «Ощущения» круглые, а «Тоска» обычно какая‑то квадратная. Обе малышки заулыбались и продолжили разглядывать картины. Тюбик гордо расхаживал среди гостей выставки и был счастлив, что его работа нравится. Он стал беседовать с посетителями, разъясняя им своё мнение, для чего нужно искусство и почему он предпочитает правдивое, реалистическое изображение. Вдруг художник заметил, что некоторые начали от него отходить, перестали улыбаться и обсуждать между собой красоту его картин. Тюбик обернулся и увидел за спиной кучку малышей и малышек, которые с неприветливыми, а некоторые почти со злыми лицами осматривали выставку. Среди них был академик Грифель. Его глаза, как буравчики, сверлили картины Тюбика. Пара малышей, видимо, его любимых учеников, шептала что‑то ему на ухо; а он резко кивал головой. – Здравствуйте, коллега, – радушно сказал Тюбик. – Я вам не коллега, – отрезал Грифель. – Ваши коллеги – маляры. Но даже они красят заборы лучше, чем вы рисуете. – Почему же? – возмутился Тюбик. – Они хоть ровно кладут краску, а вы краску на холст будто ложкой кладёте. – Уважаемый, но это как раз мой стиль – широкий, размашистый мазок. Таким образом я добиваюсь нужного мне впечатления. – Это вам так только кажется. А на зрителей это должно производить впечатление жуткое. Вот, например, послушайте моих учеников. И Грифель обернулся. Но, к его удивлению, лица большинства учеников уже не выражали никакой озлобленности. Наоборот, их лица стали гораздо добрее и веселее. Все смотрели на картины Тюбика, и казалось, что в глазах зрителей отражаются изумительные пейзажи и весёлые сценки из жизни путешественников. Ученикам чудилось, будто в ушах у них звенят звонкие голоса малышей и малышек, журчит Огурцовая река и поют соловьи в прибрежных зарослях. Грифель почувствовал явную перемену, но не придал этому должного значения. Он обратился к лучшему ученику – Ластику: – Ну, Ластичек, выскажи своё мнение по поводу этой вот мазни! – Мазни? – спросил смущённый Ластик. – Почему «мазни»? – Мазни?! – переспросил Тюбик. – Да как вы смеете называть моё творчество мазнёй! Вы! Вы, который только и рисует квадратики и кружочки! Да вы‑то сами разве художник? – Это я‑то не художник?! Да я не просто художник. Я – художник‑академик! Я!.. – Да какой вы художник! Ластик решил разрядить обстановку и несмело сказал: – Думаю, учитель, вы действительно не совсем правы. Если перед нами мазня, то это очень хорошая мазня… То есть я хочу сказать, что мазня мазне рознь. Бывает мазня плохая, бывает получше, а может быть и очень хорошая мазня вроде этой – просто превосходная! – Как же мазня может быть превосходной? – удивилась ученица Акварелька. – Значит, перед нами уже не мазня. Это уже, выходит, вовсе не мазня. Ученики упрямого сюсюриста Грифеля явно были не на стороне учителя. Они не могли скрыть своей симпатии к простым и понятным картинам Тюбика. Тут Грифель сразу понял – назревает бунт. Он почувствовал, что ученики сомневаются, как и сам он засомневался после первой встречи с Тюбиком, когда схватился за карандаш и линейку. «Неужели Тюбик прав и мои ученики за него?» – думал Грифель. «А ведь Тюбик рисует гораздо интереснее и красивее нашего учителя!» – соображали начинающие художники и мысленно уже пробовали рисовать и писать красками по‑новому, по‑тюбиковски. Тюбик же в душе ликовал. Его радостное, правдивое искусство побеждало бессмысленные кружочки и прямоугольнички. Он хотел даже высказать свою радость вслух, но его перебил Грифель, пошедший в последнюю атаку: – Ваша мазня – не искусство, а просто жалкие цветные фотографии! Тюбик попытался оправдаться, но тут, растолкав всех, к Грифелю подскочил Объективчик: – А ну‑ка повтори слова «жалкие цветные фотографии»! Да знаешь ли ты, что фотография – тоже великое искусство? Ты… Ты – конус усечённый, параллелепипед, кривобокий квадрат! Здесь Грифель не выдержал: – Сам ты – штатив колченогий, негатив недопроявленный! Сейчас как тресну тебе по камере! – А я тебе сдачи дам – стукну по твоей сфере бестолковой! И малыши двинулись друг на друга. Грифель, который раньше никогда не дрался и даже не знал, как это делается, сбросил пиджак и замахал руками в разные стороны. Объективчик – тоже мирный коротышка – снял с шеи фотоаппарат и хотел положить его на чугунную ограду набережной, но в спешке промахнулся, и фотоаппарат шлёпнулся в воду. – Ой‑ё‑ёй! – закричал Объектив– чик. – Тонет! – Спасайте! – завопил кто‑то. На миг все замешкались, и только Грифель, забыв о своём обещании «треснуть по камере», бросился через ограду и нырнул в Огурцовую реку. – Теперь и его надо спасать! – снова закричал Объективчик, сразу забыв обиду. Но тут Грифель вынырнул, высоко поднимая над водой фотоаппарат. – Ура! – воскликнул Объективчик. – Спасибо! – Не стоит благодарности! – пробормотал Грифель, подплывая к ступеням, в сторонке спускавшимся к самой воде. – Какой смелый! Как здорово он нырнул! – восхищалась Кнопочка. – Да, он у нас решительный малыш, – ответил Гранитик. – К тому же – чемпион по плаванию. Когда Грифель вылез из воды и подошёл к столпившимся коротышкам, чтобы отдать аппарат Объективчику, первым к нему подошёл Тюбик и, пожав ему руку, сказал примирительно: – Я думаю, коллега, наш спор об искусстве зашёл слишком далеко. Объявляю перемирие! – Согласен, дружище, – ответил Грифель и, отдавая Объективчику фотокамеру, из которой текли струйки воды, добавил: – Примите мои извинения. Я был неправ: и ваши фотографии, и творчество уважаемого Тюбика, бесспорно, заслуживают всеобщей похвалы. Ученики Грифеля заулыбались и захлопали в ладоши. У всех стало легко на душе. – Что ж, – обратился к собравшимся Тюбик, – тогда предлагаю продолжить осмотр выставки.
|