Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности течения психосоматических расстройств у детей
Внутренняя картина психосоматических заболевания у детей формируется совсем не так как у взрослых и чем младше ребенок, тем сильнее это различие. Это происходит из-за того, что с самого рождения и до зрелость психика человека постоянно развивается и меняется. В психике детей есть качеств, которые в значительной степени влияют на возникновение и течение психосоматических заболеваний. Это такие качества, как: стеснительность, ранимость, робость, впечатлительность и недостаточное осмысление окружающего мира. Одним из исследователей этой проблематики является З. Фрейд. Воспользуемся его исследованиями и возрастной периодизацией Л. С. Выготского, для структурирования проявлений психосоматических заболеваний, зависящих от разных возрастов: -младенческий возраст (2 месяца — 1 год); - раннее детство (1—5 лет); - дошкольный возраст (3—7 лет); - школьный возраст (8—13 лет); - пубертатный возраст (14—17 лет).
Рассмотрим период раннего детства (1-5 лет). В это время ребенок начинает учиться ходить. Вместе с этим изменяется социальная среда его развития. Ребенок начинает познавать окружающие мир, сталкиваться с предметами которые ему нравятся или не нравятся. Ребенок в это время трогает все. Его сенсорные и моторные функции действуют вместе. Однако его эмоции действуют отдельно от восприятия. Главный вид деятельности ребенка в этом возрасте - предметно-манипулятивный. Эта деятельность затрагивает все сферы деятельности ребенок и больше всего игры. Игра в игры, он не думает о ролях или ситуациях, а просто пытается понять как устроены вещи или предметы. Он начинает понимать что у каждой вещи есть свое название и предназначение. Весь окружающий мир для него только фон, а словесное восприятие помогает наполнить этот фон, осознать его и тогда из него начинают появляются различные фигуры. Из-за того, что на первом плане у ребенка стоит предметно-манипулятивная деятельность, начинают меняться и те его поступки, которые он раньше совершал неосознанно. Теперь он может их контролировать. Изменяется его мотивационная сфера. Ребенок начинает относится к людям, которые его окружают так, как они относятся к нему, а уже к 3 годам начинают появляться и тонкие эмоции. Самое важное, что формируется у ребенка в этом возрасте, это то что он начинает осознавать себя в окружающем мире. Он выделил себя из этого фона. Поэтому он пытается быть самостоятельным. Сильнее всего это становится заметным в кризисе 3 лет. Ребенок во время этого кризиса начинает ко всему относится негативно, проявлять свой характер, строптивость. То, насколько сильно проявляются эти изменения, зависит от того, как понимают эту ситуацию родители и что они в ней делают. Если родители не препятствуют таким изменениям, то они протекают гладко. Если же они не дают ему самостоятельность, препятствуют его свободе, то ребенок начинает протестовать. Тогда становятся необходимыми коррекционные меры со стороны родителей. Если же их нет, то у ребенка появляются психосоматические и психопатологические расстройства, такие как ранний детский аутизм, синдром страха, синдром невропатии, гипердинамический синдром, анорексия, синдром Пика, мерицизм, слишком маленький или слишком большой вес, недержание кала и запор. Синдром невропатии. Этот синдром сопровождается раздражительностью, чрезмерной возбудимостью, быстрой утомляемостью, капризностью, пугливостью, сменой настроения и соматовегетативными симптомами, такими как рвота, запоры, плохой аппетит, обмороки. Синдром раннего детского аутизма. При этом синдроме ребенок не хочет общаться с окружающими его людьми, проявляет к ним безразличие, у него нет эмоций, он боится чего-то нового, любой новой перемене в обстановке, чрезмерно любит порядок и однообразное поведение, у него бывают сильные расстройства речи. Определить начало возникновения аутизма можно по отствутсвию "комплекса оживления", который очень сильно проявлен у нормальных детей. После этого ребенок перестает различать людей, предметы, не хочет ни с кем общаться, перестает проявлять эмоции и начинает вести себя неадекватном, что проявляется вместе с боязнью к чему-то новому. Если ранний детский аутизм появляется достаточно рано, то его наличие можно определить по однообразности его предметно-манипулятивной деятельности. Его движения становятся неуклюжими и угловатыми. Кроме того ребенок начинает разговаривать сам с собой. Гипердинамический синдром. Он определяется по наличию непоседливости, чрезмерной активности и синдромом дефицита внимания. Главные проявления гипердинамического синдрома такие: 1. Ребенок не может усидеть на месте, беспокойно двигает кистями или стопами. 2. Он не может спокойно сидеть на месте даже когда этого требуют. 3. При наличии посторонних раздражителей он сразу же отвлекается. 4. Он не может дождаться своей очереди во время игры, очень нетерпеливый. 5. Отвечает на вопросы, не выслушивая их до конца, постоянно суетится. 6. Очень невнимательный во время игр или каких-либо заданий. 7. Не закончив что-то одно, сразу же переходит к чему-либо другому. 8. Играет шумно, беспокойно. 9. У него проявлена чрезмерная болтливость. 10. Он мешает окружающим его взрослым и детям. 11. Взрослым может показаться что ребенок не слушает их. 12. Он часто теряет свои вещи дома и в школе, очень рассеянный. 13. Не думает о последствиях своих действий и поэтому его действия зачастую слишком опастные, но он совершает их не из желания получить острых ощущений. Синдром страха. Это самое типичное психосоматическое заболевание у детей этого возраста. Он имеет различные клиническое проявления. Страхи могут быть различными однообразными, бредовыми и навязчивыми. Самые частые проявления таких страхов - это боязнь темноты и другие ночные страхи. Анорексия. Это синдром потери аппетита или негативного отношения к пище при комрплении. Он относится к непровапическим синдромой. Этот синдром может быть вызван неправильным воспитанием по отношению к питанию. Неправильное питание может развиться, например, если мать рано перестанет кормить ребенка грудью. Синдром Пика. Наличие этого синдрома можно определить по тому, что ребенок есть несъедобные вещи. Например бумагу, глину и прочие несъедобные вещества. Этот синдром обычно появляется в 2-3 года. Мерицизм. При это заболевании, которое также относится к невропатическим, ребенок пережевывает пищу, глотает ее, отрыгивает и начинает пережевывать снова. Слишком маленький или слишкой большой вес. Причиной этого заболевания является то, что ребенок, например, сознательно ограничивает себя в еде. Констипация или запор. Причина запора - депрессия, эмоциональные нарушения, навязчивый страх к дефикации, порождаемый стыдливость или стеснительностью. В случае стеснительности запор возникает в школе, и в других местах вне дома, а при стыдливости происходит дома. Энкопрез или недержание кала. При этом заболевании ребенок не может контролировать дефекацию и она происходит непроизвольно. Это вызвано неумением контролировать анальный сфинктер. Это заболевания также относят к невропатическим. Дошкольный возраст (3-7 лет). В это время ребенок расширяет свой кругозор, поэтому ему становится необходимо чаще контактировать с окружающим миром в целях самопознания. Ребенок познает мир не анализируя его и пытаясь понять логически, а просто взаимодействуя с ним. Однако пока у ребенка получается это плохо. Но эта проблема разрешается при помощи игры, ведь игра заключается не в результате, а в самом действии и получить знания во время игры гораздо легче, чем во время целенаправленного их изучения. Таким образом, для детей этого возраста игра становится главной деятельностью. В игре они уже выделяют разные роли, различные ситуации, что формирует у него образно-схематическое мышление, он начинает активно запоминать новые понятия и названия. В играх с ролями, запечатлены различные социальные роли, и играя в такие игры, ребенок начинает их лучше понимать и осваивать. Делая это он не только начинает понимать какая роль ему подходит больше, но и какие роли больше подходят окружающим его детям, и тем самым увеличивается его самопознание. Теперь ребенок уже не пытается все делать самостоятельно, а учится осознавать и понимать себя. Постепенно развиваясь, ребенок начинает играть уже в игры с правилами. Такие игры мотивирует ребенка на то, чтобы достичь определенных целей, которые в социально контексте значимы для него. Это формирует его самооценку, учить ограничивать собственные желания и подчиняться запретам. Ребенок учится руководить, но не так как хочет, а так как диктуют правила. Таким образом он постигает нравственные основы общества и понимает как надо правильно себя вести в этом обществе. Игра в этом возрасте развивает память внимание и включает в работу восприятие. Благодаря игре наглядно-действенное мышление ребенка переходит в словесно-логическое, развивается моторика, понимается смысл вещей. Игра развивает ребенка. Л. С. Выготский говорил: «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития...». Игра в этом возрасте формирует у ребенка определенные психические процессы и свойства личности, которые будут ему необходимы, когда он пойдет в школу. У него полностью формируется образное мышление, он умеет оперировать со школьными задачами так, что они становятся его познавательной потребностью. Но важнее этого то, что ребенок должен быть морально готов к учебе в школе. Ему нужно быт готовым не только к получению знаний, но и к новой обстановке, новой жизни. Поэтому ребенок должен научиться контактировать со своими сверстниками и проводить время вместе с ними. В этом возрасте большое значение имеет общение ребенка со взрослыми. Он начинает относится ко взрослому с точки зрения ученика. Расспрашивает у родителей о всех интересующих его явлениях окружающей действительности, тем самыи постигая мир. А это ему сильно пригодится потом, в школе. В возрасте 6-7 лет, ребенок начинает готовится к своей новой психологической деятельности - учебной, которая будет его главной ведущей деятельностью на протяжении многих лет. Эта деятельность означает еще более интенсивое постижение окружающего мира через получение новых знаний от учителей. Поступление таких новых знаний меняет личность ребенка так, что он приобретает новые умения, знания, навыки, учится совершать умственные операции, и приобретает новые психические свойства. Переход от прежнего вида деятельности к новой осуществляется с помощью перемещение игровой деятельности в учебную благодаря применению новых, понимаемых мотивировок. Отметки в школе важны для ребенка, так как благодаря им он приобретает новое положение среди окружающих. А это формирует его самооценку. Поэтому часто можно заметить что у тех кто хорошо учится самооценка завышенная, а у других - заниженная. Поэтому ребенок должен научиться корректировать свою самооценку. Одним из способов ему в этом помочь является поощрение. Нужно хвалить ребенка при других и порицать наедине. Но это должно касаться не всего ребенка в целом, а его отдельных действий и сторон его личности. Учеба в школе изменяет психические процессы ребенка и формирует у него чувство коллективизма, товарищества, любознательности, ответственности, сомнения, удивления и удовлетворения от того, что он решил задачу правильно. Успехи в учебе дают ребенку новые силы и радость, которые помогают ему преодолевать различные трудности. Однако когда ребенок не может справится с учебой в школе, он начинает замыкаться в себе, его становится невозможно контролировать, ему становится трудно адаптироваться к новой обстановке, он нарушает школьную дисциплину, конфликтует со всеми, начинает жить другой жизнью. Все это больше всего проявляется в кризисе 7 лет и формирует психосоматические реакции. К ним можно отнести такие заболевания, как, синдром бродяжничества, синдром патологического фантазирования, рвота, запоры, боли в животе и головные боли, недержание кала. Синдром уходя и бродяжничества. При наличии этого синдрома ребенок часто уходит из дома или школы, уезжает в другие районы города или другие года, хочет сбежать от всех и отправится путешествовать. Этот синдром часто вызвать различными травмирующими ситуациями в школе или семье, от которых ребенок хочет сбежать. Синдром патологического фантазирования. При наличии этого синдрома, у ребенка активно действует воображение, причем до такой степени, что он перемешивает свои фантазии с реальностью. Наличие этого синдрома можно определить по тому, как играет ребенок. Во время игры он может надолго войти в какой-либо придуманный им фантастический образ и его трудно из него вывести. Этот синдром может быть вызван тем, что ребенку трудно общаться с окружающими его детьми или же тем, что у него сформировался шизоидный или истерический тип характера. Вообще, для детского возраста характеры 4 типа состояний, которые характеризуют его психосоматические и соматопсихические отношения: 1. Неврозы и невропатии, которые формируются без явного наличия физиологической патологии. 2. Нозогении. Они появляются при наличии соматического заболевания, которое и вызвает психическое расстройство. 3. Собственно психосоматические заболевания, которые возникают из-за различные социальных или ситуационных психотрамирующих факторов, формирующих соматические заболевания. 4. Соматогении, возникающие как реакция на соматические заболевания. Date: 2015-09-24; view: 468; Нарушение авторских прав |