Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Какой смысл вкладывается в понятие государства?
Государство как явление, как особая организация, охватывающая собой все общество, организующая и защищающая его, всегда привлекала к себе внимание юристов, философов, историков, а также представителей других общественных наук. Обращаясь к определению понятия государства, необходимо иметь в виду следующее. Во-первых, что вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство, что этим прежде всего объясняется многочисленность его определений и разных о нем представлений. А во-вторых, что сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность его восприятия в различные эпохи и разными авторами — с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его различного, многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования. Государство всегда было и остается основным институтом политической системы общества и важнейшей формой его организации. Главное назначение государства заключается в организации политической власти, в управлении обществом и защите общества. Любое государство выражает и защищает интересы двоякого рода: интересы всего общества и интересы правящих кругов. В повседневной жизни и практике деятельности государства интересы последних зачастую доминируют над интересами общества. На разных этапах развития общества государство определялось далеко не одинаково. Так, один из величайших мыслителей античности, Аристотель (384—322 гг. до н. э.), определял государство как «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли (1469—1527) определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов». Крупный французский мыслитель XVI столетия Жан Воден (1530—1596) рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Известный английский философ XVI в. Томас Гоббс (1588—1679) — сторонник абсолютной власти государства как гаранта мира и реализации естественных прав — определял его как «единое лицо, верховного 246 владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты». Создатель идейно-политической доктрины либерализма английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704) представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», т. е. большинства граждан, «входящих в государство». Он рассматривал государство как совокупность людей, «соединившихся в одно целое» под началом же установленного закона. По-разному определялось государство и другими авторами — юристами, философами, социологами, жившими в более поздний период и вплоть до настоящего времени. В одних случаях оно рассматривалось как «организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. Моль). В других — как «союз свободных людей на определенной территории под общей верховной властью, существующей для всестороннего пользования правовым состоянием» (Н. Аретин). В третьих же случаях государство определялось как «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (Л. Гумплович). В российской научной литературе разных исторических этапов и периодов понятие государства также определялось далеко не одинаково. Так, например, известным русским философом И. Ильиным государство рассматривалось как «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но и поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками». Видными дореволюционными (1917 г.) отечественными юристами В.Хвостовым и Е.Трубецким государство определялось соответственно или в качестве союза «свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти», или же в качестве объединения людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах территории»1. Нередко, особенно в послереволюционный период (после 1917 г.), государство в России представлялось как «особая организация силы», «организация насилия для подавления какого-либо класса»2. В академических изданиях и в учебной литературе оно зачастую трактовалось в строго классовом смысле, как «политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру» или же как «преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспе- Трубецкой Е. Лекция по энциклопедии права. М., 1917. С. 22. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 24. чивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства»1. В последние годы, начиная с 1985 г., когда на первый план в официальной общесоюзной, а затем российской политике и идеологии вместо узкоклассовых подходов стали выступать «общечеловеческие ценности», классовая тональность в определениях государства стала постепенно вытесняться общесоциальной тональностью. Государство вновь пытаются определять в качестве организации или института «всех и для всех». Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако крайностью является и общечеловеческий подход. Отказываясь от одной, чисто классовой крайности, осознанно или неосознанно авторы — приверженцы «общечеловеческих ценностей» и интересов впадают в другую, не менее искажающую действительность, крайность. В реалиях, в жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, и соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, проходит где-то по «золотой середине». Из этого следует, что при определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, общечеловеческие признаки и черты. В свете сказанного более приемлемым определением государства по сравнению с ранее предложенными было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Данное определение точнее других отражает не только понятие, но и социальное назначение государства как института, обслуживающего интересы и стоящих у власти классов или групп, и самого общества. Определение понятия государства является важным шагом в процессе его изучения. Однако еще более важным на этом пути является определение и рассмотрение основных черт и особенностей — специфических признаков государства, отличающих его как от догосударственной (первобытнообщинной) организации общества, так и от существующих наряду с государством негосударственных (партийных, общественных и др.) организаций. Date: 2015-09-24; view: 478; Нарушение авторских прав |