Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации





1. Под избирательным правом понимается система правовых норм, ус­танавливающих и юридически закрепляющих порядок формирования (выбо­ров) выборных государственных органов.

Источниками избирательного права в Российской Федерации явля­ются Конституция России, конституции республик — субъектов Россий­ской Федерации, уставы краев, областей и других субъектов Федерации,

Cronin Th. Direct Democracy: The Politics of the Initiative, Referendum and Recall. Cam­bridge, 1989. P. 1-24.


специальные «избирательные» законы, принятые на уровне Федерации, а также на уровне субъектов Федерации.

На уровне Российской Федерации действуют, например, Федераль­ный закон «О выборах Президента Российской Федерации», Федераль­ный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исходные, принципиально важные положения о выборах сформули­рованы в Конституции России. В ней, в частности, закрепляется, что гра­ждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (п. 2 ст. 32) и что выборы производят­ся «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (п. 1 ст. 81).

Согласно Конституции «не имеют права избирать и быть избранны­ми граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащие­ся в местах лишения свободы по приговору суда» (п. 3 ст. 32).

Конституционные положения, касающиеся выборов, находят свое прямое отражение и развитие в обычных законах, посвященных процессу формирования выборных государственных органов.

Так, например, в Федеральном законе «О выборах депутатов Государ­ственной Думы» в порядке реализации и детализации конституционных положений закрепляется, что депутаты Государственной Думы Федераль­ного Собрания Российской Федерации избираются гражданами Россий­ской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федера­ции в выборах является добровольным.

В Законе закрепляются также и другие положения, касающиеся изби­рательных прав граждан Российской Федерации. В частности, устанавли­вается, что: а) гражданин Российской Федерации, достигший на день вы­боров 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы; б) депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший на день выборов 21 года; в) гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подго­товки и проведения выборов за пределами территории Российской Феде­рации, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной Думы и г) не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда (ст. 3).

В Законе «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» указывается на то, что: а) кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов; б) выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющи­ми в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. «О полити­ческих партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдви-


гать списки кандидатов; в) политическая партия вправе выдвинуть в со­ставе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии (ст. 7).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государст­венная Дума состоит из 450 депутатов.

Закон весьма обстоятельно определяет статус кандидатов в депутаты, закрепляет их права и обязанности.

Все зарегистрированные кандидаты в депутаты, отмечается в Законе, обладают равными правами и несут равные обязанности.

В соответствии с Законом:

после регистрации кандидат в депутаты не вправе использовать пре­имущества своего должностного положения в интересах избрания;

после регистрации кандидат в депутаты по личному заявлению осво­бождается от работы, военной службы и военных сборов со дня регистра­ции до дня официального опубликования общих итогов выборов. В тече­ние этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию;


кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе ад­министрации (работодателя), переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность, а также направ­лен в командировку, призван на военную службу и военные сборы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации;

кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам админист­ративного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Ге­нерального прокурора Российской Федерации. Давая такое согласие, Ге­неральный прокурор РФ немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата.

Закон о выборах депутатов Государственной Думы предоставляет всем гражданам России и формируемым ими общественным объединени­ям право на свободное проявление предвыборной агитации в соответст­вии с действующим законодательством. Статья 10 Закона в связи с этим провозглашает, что граждане Российской Федерации, общественные объ­единения вправе в любых допускаемых законом формах и законными ме­тодами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосо­ванию «за» или «против» того или иного кандидата.

Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, гарантируются равные условия доступа к средствам массо­вой информации для проведения предвыборной агитации.

Наряду с названными положениями Закон также закрепляет порядок финансирования выборов депутатов Государственной Думы и принцип глас­ности при их подготовке и проведении.


Согласно ст. 11 финансирование мероприятий, связанных с подготов­кой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществ­ляется за счет средств федерального бюджета.

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандида­тов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирова­ния своей избирательной кампании. В случаях, предусмотренных Феде­ральным законом, региональное отделение политической партии, выдви­нувшей федеральный список кандидатов, вправе по решению уполномо­ченного уставом политической партии руководящего органа политиче­ской партии создать избирательный фонд для финансирования избира­тельной кампании политической партии.

В соответствии с Законом подготовка и проведение выборов депута­тов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.

Все решения избирательных комиссий, органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и про­ведением выборов, подлежат опубликованию.

В Законе о выборах депутатов в Государственную Думу, равно как и в других аналогичных законах, действующих на уровне субъектов Россий­ской Федерации, по общему правилу не только декларируются избира­тельные права граждан, порядок и принципы проведения выборов, но и устанавливаются их юридические гарантии.

Кроме того, следует заметить, что в России действует особый Феде­ральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», посвященный решению данных вопросов.


В этом весьма важном нормативно-правовом акте констатируется, что «государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм из­бирательного права и права на участие в референдуме».

Настоящий Федеральный закон, говорится далее в этом акте, опреде­ляет основные гарантии реализации гражданами России конституцион­ного права на участие в референдуме Российской Федерации, референду­ме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также пра­ва избирать и быть избранным в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, иные федеральные государственные органы и государственные орга­ны субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в орга­ны местного самоуправления.

Важно подчеркнуть, что настоящий Федеральный закон имеет пря­мое действие и применяется на всей территории Российской Федерации и что он не только не исключает, а, наоборот, всячески предполагает ус­тановление гарантий избирательных прав граждан и в других законах.

2. Избирательное право Российской Федерации, так же как и избира­тельное право любой иной страны, регулирует и закрепляет избиратель­ную систему.


Под избирательной системой России понимается предусмотренный Кон­ституцией и другими законами Российской Федерации порядок формирова­ния выборных органов государства и избрания выборных должностных лиц.

Избирательная система Российской Федерации включает в себя поря­док избрания Президента России, депутатов Государственной Думы, пре­зидентов республик — субъектов Российской Федерации, губернаторов краев, областей и других субъектов Федерации, депутатов законодатель­ных органов субъектов Российской Федерации, депутатов и должностных лиц на уровне местного самоуправления.

Основные принципы построения и функционирования избиратель­ной системы закреплены в избирательном праве.

Так, согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­дерации» принципы проведения в России выборов и референдумов за­ключаются в следующем.

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосо­вании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на ос­нове всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосова­нии.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референ­думе является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление.


4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее предела­ми, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выбо­ров в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представитель­ства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказы­вать содействие ее гражданину в реализации установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, иными федеральными законами избирательных прав при проведении вы­боров в федеральные органы государственной власти и реализации права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Проведение выборов одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.

6. Проведение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления од­новременно с проведением референдума субъекта Российской Федера­ции, местного референдума регулируется законами субъекта Российской Федерации.

7. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.


Аналогичные принципы провозглашаются и развиваются также и в других законодательных актах, посвященных российской избирательной системе.

Подготовка и проведение выборов осуществляется избирательными комиссиями, которые играют ключевую роль в избирательной системе.

Согласно законодательству России под избирательными комиссиями понимаются коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, кото­рые установлены федеральным законом, законом субъекта Российской Феде­рации, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.

На избирательные комиссии возлагается также контроль за соблюде­нием избирательных прав граждан.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, независимы от органов государственной власти и органов местного само­управления.

Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномо­чий, обязательны для государственных органов, органов местного само­управления, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц.

Подготовка и проведение выборов в Российской Федерации осущест­вляется следующими комиссиями: Центральной избирательной комисси­ей России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федера­ции, территориальными (районными, городскими и др.) избирательными комиссиями и участковыми избирательными комиссиями.

Для проведения выборов и подсчета голосов избирателей при выбо­рах депутатов Государственной Думы или других представительных орга­нов образуются избирательные участки.

Избирательные участки образует глава местной администрации по согласованию с соответствующей территориальной избирательной комис­сией не позднее чем за 50 дней до дня выборов с учетом местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для избирателей.

Избирательные участки для граждан Российской Федерации, пребы­вающих на территории иностранного государства, образуют руководите­ли дипломатических представительств или консульских учреждений Рос­сийской Федерации на территории страны их пребывания.

Все выборы проводятся в соответствии с действующим законодатель­ством и на основе существующих списков избирателей. В выборах имеют право принимать участие граждане России, достигшие 18 лет.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов в Госу­дарственную Думу» список избирателей составляет участковая избира­тельная комиссия на основании данных, представляемых по установлен­ной форме главой местной администрации. Периодическое уточнение списка зарегистрированных избирателей по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года осуществляет глава местной администрации. Дан­ные об избирателях глава местной администрации направляет в избира­тельную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Списки


избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования.

Список избирателей — военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в рай­оне расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный ча­стью первой настоящей статьи.

Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в са­наториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационар­ных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временно­го пребывания избирателей, составляются на основании данных, пред­ставляемых руководителями указанных учреждений.

Список избирателей по избирательному участку, образованному либо на судне, находящемся в день выборов в плавании, либо на полярной станции, составляется на основании данных, представляемых капитаном судна либо руководителем полярной станции.

Список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется на основа­нии данных, представляемых либо руководителем соответствующего ди­пломатического представительства, консульского учреждения Россий­ской Федерации, либо командиром воинской части, расположенной за пределами Российской Федерации.

Законом особо регулируется порядок включения граждан в списки избирателей, порядок ознакомления избирателей со списками избирате­лей, порядок голосования, подсчета голосов и порядок обнародования результатов выборов.







Date: 2015-09-24; view: 319; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию