Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общество - социология - личность 3 page
Натурализм в социологии имел место в расово-антрополошческом направлении, взгляды представителей которого (Жан Гобино, Шарль Лстур-но, Франция) основывались на утверждении, что социальное поведение целиком обусловлено биологической наследственностью, что оно — результат действия расовых и антропологических факторов. Именно в рамках этого f гаправления были предприняты попытки доказать превосходство одной расы над другой и вредность расовых смешений. Схожие идеи были в дальнейшем использованы, и весьма активно, в реакционных целях (фашизм). Это же касается и ряда выводов, имеющих геополитический характер и сделанных представителями географического направления. Речь идет о концепции жизненного пространства, которая должна определять политику государства (Ф. Ратцель, Германия; Р. Челлен, Швеция). Разумеется, географическое направление оставило социологии и иные идеи, более плодотворные. Они касаются роли географической среды и се отдельных компонентов (климата, почв, ландшафта и др.) в развитии конкретных типов общества (И. Мечников, Россия). Плодотворной оказалась и триединая формула определяющих факторов человеческой жизни, выдвинутая французским социологом Ф. Ле Пле: место обитания, труд, семья. § 3. К. Маркс и его роль в социологии В противоположность О. Конту, Г. Спенсеру, представителям натурализма и других течений социологии, которые обнаруживали источни- Гумплович Л. Социология и политика М., 1895. С 34 Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 33 ки социальных изменений за пределами общества и человека и рассматривали их в виде многочисленных естественных факторов воздействия на социальные процессы, Карл Маркс (1818—1883) в своих социологических воззрениях пришел к совершенно иным выводам. Их основой стало материалистическое понимание исторического процесса. Существо нового подхода состояло в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора. В качестве главного вида общественных отношений Маркс выделил отношения экономические, наиболее сильно влияющие па все остальные структуры. В рамках материалистического понимания истории центральное место занимало учение об общественной формации. По существу, это была одна из первых в истории социологии системных концепций общества. Понятием «формация» Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития. Смена формаций происходит, по Марксу, вследствие разрешения противоречий между производительными силами и производственными отношениями в результате усиления классовой борьбы и осущест вления социальной революции. Однако в этих кажущихся прозрачными логических посылках кроется несколько противоречий, вскрытых практикой обществентюго развития. По Марксу, производственные отношения, базирующиеся на частной собственности, сковывают производительные силы и, наоборот, общественная собственность открывает простор для их развития. Исторический процесс этого не подтвердил. Далее, по Марксу, с развитием производительных сил при капитализме классовая борьба должна усиливаться, ибо это развитие означает расслоение общества, усиление бедности подавляющего большинства населения и его борьбу за социальное равенство. Однако и это не подтвердилось. На самом деле процессы оказались другими: производительные силы развивались в одних случаях на базе частной собственности, в других — общественной, но там, где они были более развитыми, революций не происходило. Эти противоречия известный французский социолог Р. Арон, кстати, очень высоко оценивший творчество Маркса, назвал «двусмысленностями марксистской социологии»*. В социологической теории Маркса присутствует не только экономический, иоисоциальный детерминизм, объясняющий механизм взаимодействия общества и личности. Марксов подход историчен и заключается в рассмотрении на каждом этапе социального ' Арон Р Этапы развития социологической мысли М, 1993 С 189—199. Раздел I. Введение в социологию
развития специфики взаимодействия общества и личности, которое имеет особый характер, обусловленный совокупностью жизненных обстоятельств конкретной общественной формации. При этом человек анализировался Марксом не только как объект социального действия, но и как его субъект, способный активно видоизменять свою среду. Несмотря на то что Маркс не был социологом в строгом и узком смысле слова, более того, ни разу даже не использовал сам этот термин, значение его идей для развития социологии сегодня общепризнано, причем не только отечественными, но и зарубежными учеными. Приведем точку зрения американского социолога К. Дуба: «Во-первых, в работах Маркса подчеркивалось значение экономических факторов, определяющих социальную жизнь... Вторая ключевая идея Маркса состоит в том, что системы веры и мысли — это продукты той эпохи, в которой они локализованы... Третья главная идея — это концепция отчуждения труда. Столетие спустя после того, как Маркс писал об этом, социологи продолжают использовать его концепцию» К Если речь зашла об оценке Маркса в работах по социологии, изданных за рубежом, то отметим, что во многих из них единодушно подчеркивается его громадное влияние на последующее развитие социологической мысли. При этом четко проводится идея: без Маркса не было бы таких гигантов социологии, как Вебер и Дюркгейм. И это несмотря на то, что оба они не приняли его учение. Именно с Марксом связывается прокладывание столбовой дороги социологии. ' Для социологии имеет большое значение акцент на изучении не общества или человека вообще, аконкретного общества, конкретного человека. Сформулировав такой подход, Маркс неоднократно применял его в процессе социально-теоретического анализа. Для последующего развития социологии ценны идеи Маркса, касающиеся изучения человека. Они привели его к выводу о том, что, поскольку условия своей жизни человек меняет сам, нужно сделать их действительно человеческими. Весь вопрос в том, как это сделать. Маркс считал, что основной способ должен быть революционным. Однако эта позиция вызывает серьезные возражения. Опыт показал, что все без исключения революции, несмотря на гуманные лозунги и задачи, которые они ставят, оказываются антигуманными. Можно, следовательно, говорить о противоречии между целями и средствами их достижения при решении проблемы человека в учении Маркса. К. Маркс стремился к глубокому изучению реальных социальных образований, прежде всего рабочего класса, интересовавшего его как 1 Doob Chr. Sociology: An Introduction. N.Y., 1985. P. 9. Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 35 революционера, как идеолога этого класса гораздо больше, чем иные элементы социальной структуры общества. В конце концов он подошел к необходимости конкретно-социологического исследования ра-, бочего класса, о чем свидетельствует составленная им «Анкета для рабочих» (к сожалению, опрос по ней не был проведен). § 4. Психологическое направление в социологии К концу XIX в. в социологии возникает психологическое направление, оказавшее сильное влияние на ее развитие. Появление нового направления было связано с успехами психологии, особенно экспериментальной. Кроме того, психология, которая еще в начале XIX в. изучала лишь индивида, к концу столетия исследует уже социальные процессы и поведение групп (общностей) людей. Своеобразный биологический редукционизм, сведение многообразия социальных явлений к биологическим, более не устраивал социологию. Как реакция на неудовлетворенность этим редукционизмом, с одной стороны, и как проявление интереса к проблемам мотивации человеческого поведения и его психологическим механизмам, с другой, в социологии и возникло психологическое направление. Некоторые исследователи объясняли психологизацию социологических теорий стремлением социологов «увести» общественное сознание от обострившихся противоречий общественного развития, особенно в сфере производства, к социально-психологическим факторам. Нам кажется, что такое объяснение носит больше идеологический, чем научный характер, и должно быть скорее отвергнуто, чем принято. Нужно иметь в виду логику развития социологической науки, которая испытывала воздействие теоретической мысли в целом. И если в рамках последней психология добилась во второй половине XIX — начале XX в. определенных результатов, то это не могло не сказаться на развитии пограничной с ней области научного знания — социологии. Именно тогда началось их совместное движение к новым успехам, продолжающееся и по сей день. Психологическое направление, сформировавшееся на рубеже веков, имело сложную структуру. Выделим психологический эволюционизм, групповую психологию и психологию подражания, интеракци-онизм (направление, изучающее межличностное взаимодействие). Психологический эволюционизм Психологический эволюционизм представлен прежде всего трудами двух американских социологов — Л. У орда и Ф. Гиддингса. Раздел I. Введение в социологию
В учении Лестера Уорда (1841—1913) центральным звеном стала концепция социальных сил1, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии человека». Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются, то понятно, что базой социологии у Уорда становится не биология, как, скажем, у Г. Спенсера, а психология. Первичной социальной силой выступают желания, прежде всего голод, жажда, половые потребности, обеспечивающие продолжение рода. Это первичные социальные силы-желания. На их основе возникают более сложные, вторичные, — интеллектуальные, моральные и эстетические. Если первичные желания объясняют индивидуальное, личное поведение человека, то вторичные могут быть использованы для анализа поступательного развития общества, в основе которого они лежат. Главной среди вторичных социальных сил является интеллект. Базой удовлетворения первичных желаний выступает труд. Но он не всегда может решить эту задачу, ибо не все зависит от человека. Отношения, в которые он включен, оказываются часто «выше» его самого. Л. Уорд внес заметный вклад в развитие социологии прежде всего стремлением доказать, что в социальной эволюции, носящей активный характер, ведущую роль играет психология человека, его воля. Говоря о значении Уорда, необходимо также отметить, что он стал одним из основателей Американской социологической ассоциации и ее первым президентом (1906—1908). Франклин Гиддипгс (1855—1931) создал одну из первых социологических кафедр в США (Колумбийский университет, 1894). В работе «Основания социологии» он рассматривал общество как «психическое явление, обусловленное физическим процессом». Отсюда следовало, что социология «должна соединить в себе как субъективное, так и объективное объяснения»^. В этом союзе главной оказывается субъективная, психологическая сторона. Не случайно одним из центральных понятий, которым оперирует Гиддингс, является «социальный разум». В понимании социальных процессов для американского социолога главное — не объективная характеристика, а субъективные признаки, среди которых одно из ведущих мест занимает чувство солидарности. Именно этот признак был положен Гиддингсом в основу дифференциации классов. Он выделял «социальный класс» (состоящий из людей, активно защищающих свое общество), «несоциальный класс» (люди, равнодушные к общественным делам и характеризующиеся ' См. Уорд Л Психические факторы цивилизации. М., 1897; Он же. Очерки социологии. М.,1901. 2 Гиддингс Ф. Основания социологии. М., 1898. С 14. Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. 37 индивидуализмом в поведении), «псевдосоциальный класс» (бедняки, стремящиеся жить за счет общества), «антисоциальный класс» (в основном преступники). Приведенная точка зрения дает представление о роли психологических характеристик социальных процессов, хотя понятно, что с ней можно успешно полемизировать. Групповая психология и теория подражания Идеи групповой психологии активно развивал французский теоретик Гюстав Лебоп (1841—1931). Он одним из первых разработал понятие толпы, или массы, под которой понимал группу людей, собравшихся в одном месте, воодушевленных общими чувствами и готовых идти куда угодно за признанным ими лидером1. Лебон делил толпу на однородную и разнородную. Разновидностями первой являются, по его мнению, классы, касты, секты, второй — парламентские собрания, уличные толпы и др. В любом случае толпа для Лебона — разрушительная, иррациональная, бессознательная сила, ее поведение регулируется законом «духовного единства толпы». В толпе человек теряет свое индивидуальное мышление, заражаясь общим настроением. Он превращается из простого человека в «человека толпы», теряет чувство реальности и оказывается подверженным влиянию лидера и окружающих значительно сильнее, чем в обычных условиях. Причем чем дольше человек находится в толпе, тем больше он теряет себя, подчиняясь влиянию и толпы, и лидера. Не принимая основную концептуальную линию Лебопа, отождествлявшего парод с иррациональной толпой, мы вместе с тем должны согласиться с постановкой им теоретических проблем анонимности, психического заражения и внушаемости человека, находящегося в толпе. Эти проблемы не только не потеряли актуальности, но нашли наглядное подтверждение в нашем обществе в условиях демократизации, когда многочисленные формы «митинговой» активности получили самое широкое распространение. Другой французский социолог Габриель Тард (1843—1904) рассматривал социологию как коллективную психологию2. Простое социальное отношение трактовалось им как стремление человека или группы людей передать желания. Основным социальным процессом Тард считал подражание, которое характеризовал как своего рода гипнотизм. Теорию подражания он распространял на сферы межличност- ' См.: Лебон Г Психология пародов и масс. М.,1896; Он же. Психолсяические законы эволюции народов. М, 1906 2 См.: Тард Г. Законы подражания СПб., 1892; Он же. Общественное мнение и толпа М, 1902; Он же. Личность и годна. СИб.,1903 Раздел I Введение в социологию
ных и групповых взаимодействий. Наиболее типичным видом подражания является подражание низших слоев высшим. Источник социального прогресса, по Тарду, — изобретение, трактуемое предельно широко: от технических нововведений до оригинальных общественно-политических идей. Оно, так же как и подражание, является предметом социологического изучения. В качестве основных методов социологии французский теоретик выделял археологический и статистический методы. Первый базируется на анализе исторических документов, второй используется для получения информации о процессах подражания. Для этого Тард составлял кривые распространения подражательных актов и потоков. Использование второго метода позволило ему провести социально-статистические исследования преступности, которые получили высокую оценку его современников. Г. Тард одним из первых обратил внимание на возрастание роли коммуникативных средств — печати (-особенно газет), телефона, телеграфа. Он рассматривал их как фактор социального контроля. Впоследствии эти и другие идеи Тарда получили развитие в исследованиях массовых средств коммуникации, теориях «массового общества», социальной психологии. Интеракционизм Взгляды Г. Лебона и Г. Тарда способствовали зарождению интеракцио-низма, сторонники которого рассматривали личность не как изолированный индивид, а как социальное существо, принадлежащее к той или иной общественной группе и выполняющее несколько социальных ролей. Следовательно, в интеракционизме противопоставление личности и общества уступает место их взаимосвязи и взаимодействию. Одним из основателей и наиболее крупных представителей данного направления был профессор Мичиганского университета Чарльз Кули (1864—1929). В его учении личность и общество взаимодействовали в рамках различных социальных групп1. Кули первым ввел их классификацию, рассмотрев понятие первичных групп и вторичных общественных коллективов. Первичной группой американский ученый считал ассоциацию и кооперацию индивидов, непосредственно (лицом к лицу) взаимодействующих друг с другом. Ее образуют люди, поддерживающие устойчивые отношения, характеризующиеся, как правило, пониманием, интересом и взаимной симпатией. Примеров таких групп можно привести много, но наиболее типичными являются семья, детский игровой коллектив, студенческая группа. 1 См Кули ЧХ. Человеческая природа и социальный порядок М, 2000 Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 39 Исследуя поведение личности в рамках таких групп, Кули различает и выделяет самосознание их членов (то, что я думаю о себе), социальное сознание (то, что я думаю о других) и общественное сознание (то, что в группе думают обо мне и о группе в целом). По существу, самосознание, социальное и общественное сознание тесно связаны и отражают реальное взаимодействие членов группы и общества в целом. Что касается вторичных общественных коллективов (к ним Кули относит классы, нации, партии, социальные институты и др.), то они образуют социальную структуру общества. При этом индивид выступает обезличенно, лишь как носитель определенных функций. Следует отметить, что на базе интеракционизма в XX столетии в западной, прежде всего американской, социологии возникла концепция символического интеракционизма (подробнее о ней будет сказано в'следующей главе). Завершая характеристику психологического направления социологии, следует сказать, что оно позволило сделать науке новый важный шаг по пути приближения к конкретным проблемам личности, социальной группы, общества. Именно этому направлению социология обязана возросшим интересом к изучению внутреннего мира человека, социально-психологических отношений между людьми и общностями. Вместе с тем, преодолев биологический редукционизм, сторонники психологического направления преувеличивали роль и значение психологического фактора в социальных процессах. § 5. Классическая немецкая социология На рубеже XIX—XX вв. появились новые, крайне важные социологические концепции, которые привели к профессионализации социологии, выходу ее па принципиально иной уровень теоретического развития. Значительную роль в данном процессе сыграло творчество крупнейших немецких социологов: Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера. Несмотря на существенные различия, между ними есть и немало общего, того, что позволяет рассматривать их идеи в рамках единого направления — классической немецкой социологии. В этом названии видна явная аналогия с немецкой классической философией, представленной именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. То, что сотворили «великие немцы» в конце XVIII — первой половине XIX в. для философской науки, может быть, не в той степени, но было воспроизведено (по уровню и силе воздействия) в социологии почти на столетие позднее. Каковы же общие черты классической немецкой социологии, представленные в творчестве Тенниса, Зиммеля, Вебера? Во-первых, это была фор- Раздел I Введение в социологию
мальная, «классификационная» социология, построенная на стремлении рассматривать социальные процессы и отношения в рамках многообразных и детальных классификаций социальных форм (особенно активно это делали Теннис и Зиммель). Во-вторых, классическая немецкая социология стала теоретической основой для возникновения и развития эмпирической социологии в XX в. В-третьих, следует отметить подлинную энцик-лопедичность немецких социологов, их чрезвычайно широкие научные интересы и глубокий след, который они Ьставили как в социологии, так и в смежных социально-гуманитарных науках. В-четвертых, основной «клеточкой» общества социологи (прежде всего Зиммель и Вебер) считали взаимодействие и социальное действие. В-пятых, благодаря их усилиям социология институционализировалась, т.е. превратилась в одну из наиболее значимых форм социальной деятельности. Научные труды и практическая деятельность Тенниса, Зиммеля, Вебера пробудили громадный интерес к социологии, способствовали формированию социальной потребности в ее развитии. Рассмотрим кратко взгляды каждого из них. Фердинанд Теннис Фердинанд Теннис (1855—1936), один из основателей формальной школы, пытался создать в социологии единую и логически стройную систему понятий, представить эту пауку как многоуровневую. Теннис различал чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая — в состоянии динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Поэтому эмпирическая социология называлась им социографией. Сам Теннис проводил эмпирические (социографические) исследования, касающиеся преступности, самоубийств, развития промышленности, демографических изменений, деятельности политических партий и др. Как видно, круг интересов немецкого социолога был достаточно широким. Причем некоторые из его исследований оказались весьма скрупулезными. Так, анализируя преступность в выборке на 3500 человек, Теннис собирает сведения о каждом из них в исправительных учреждениях и архивах полиции, интересуется происхождением, семейными условиями, образованием, профессией, фактическим занятием, местом проживания, характеристикой типа поселения, профессией отца и пр. Но главное в творчестве немецкого социолога — учение о социальных отношениях и социальных связях. Он разработал новый подход к пониманию общества, а также того, в каких формах представлена социальная жизнь. Учение Тенниса изложено в книге «Общность и общество» (1887), принесшей ему известность в мире ученых-социологов. Ав-
Глава 2 Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в 41 тор сопоставляет два типа общества, два типа социальных связей — общинные и общественные. Первые определяются психологическими характеристиками — душевной близостью и склонностью, эмоциями, привязанностями, личными переживаниями, вторые — характеристиками рационального плана, такими, как выбор, обмен, торговля. Первый тип отношений присущ преимущественно патриархально-феодальным обществам, второй — капиталистическим. Ф. Теннис выделяет три типа форм социальной жизни: 1) социальные отношения; 2) группы; 3) корпорации или объединения. Первые имеют объективный характер. Если они охватывают более чем двух участников, то создают «социальный круг». Он представляет собой ступень перехода от социальных отношений к группе. Сама группа образуется тогда, когда объединение индивидов считает это необходимым для достижения какой-либо конкретной цели. Наконец, если та или иная форма социальной жизни приобретает внутреннюю организацию, т.е. люди начинают выполнять определенные функции, она становится корпорацией. Следует отмет ить и чисто практическую, социальную и политическую, деятельность Тенниса — ученого, демократа и антифашиста, конституционалиста и социал-реформиста. Он активно поддерживал рабочее движение, выступил в защиту Кильской стачки (1896^1897). В последние годы жизни, работая в условиях фашистского режима, он, в отличие от многих коллег, покинувших Германию, остался в стране и мужественно отстаивал антифашистские позиции. Бесстрастный ученый и яростный политик — таким помнят Тенниса люди. Оценивая значение творчества Ф. Тенниса для развития социологии, нужно иметь в виду, что оно способствовало ее самоопределению и институционализации. Это была плодотворная попытка и интересный пример разработки социологии как науки, анализирующей свой предмет посредством многообразных аналитических построений, независимо от его содержательных характеристик. Георг Зиммель Георг Зиммель (1858—1918) акцентировал внимание на формах социального взаимодействия людей, имеющих «сквозной» для человечества характер. Он анализировал прежде всего такие формы, как конфликт, конкуренция, подчинение, авторитет, договор и др. Трудно переоценить значимость этих идей для становления современной социологии1. Уделяя большое внимание классификации социальных форм, Зиммель не уходил от социологического анализа их содержания. Под послед- См. Зиммель Г Избранное М, 1996 Т 1,2 Раздел I. Введение в социологию ним он понимал прежде всего структуру социального взаимодействия. В этом смысле особый интерес вызывает «формально-содержательный» анализ таких социальных процессов, типов и моделей развития (это одна из его классификаций социальных форм), как мода (пример социального процесса), аристократ и бедняк (примеры социальных типов), взаимосвязь между количественным расширением группы и качественным усилением индивидуальности (пример модели развития). Основной «клеточкой» общества Зиммель считал взаимодействие. Он писал, что «общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а также множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, к сочетанию и согласованию внутренних состояний, то есть к оказыванию воздействий и, в свою очередь, их восприятию. Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство, "общество"»1. Значение Зиммеля в социологии состоит в том, что он одним из первых привлек внимание к микросоциальным процессам, из которых, собственно говоря, и складываются макросоциальные, крупномасштабные образования. Изучение этих процессов он считал едва ли не самой важной задачей социологии. Зиммель оказался тонким и наблюдательным теоретиком взаимодействия его различных видов. Вклад Зиммеля в развитие социологии дал основание многим исследователям поставить его в один ряд с М. Вебером. Макс Вебер Макс Вебер (1864—1920) — один из наиболее выдающихся представителей социологической науки за всю историю ее существования. Его труды2 оказали и продолжают оказывать глубокое влияние на последующее развитие социологической мысли. В основе социологии Вебера лежит его учение об идеальных типах. Идеальный тип — теоретическая конструкция, отражающая не объективную реальность, а результат мышления, исследовательской деятельности ученого. Это — образ-схема, способ систематизации и упорядочения конкретного материала, познаваемого исследователем-социологом. Идеально-типические конструкции — это узловые понятия, которые от- 1 См.: Зиммель Г. Общение: пример чистой или формальной социологии // Социол. 2 См.: Вебер М. Избр. произв. М.,1990; Он же. Избранное. Образ общества. М., 1994. Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX — начале XX в. ражают важнейшие явления и процессы, к примеру «капитализм», «церковь», «город», «религия», «христианство», «экономический человек». Возникает принципиальный вопрос, на который Вебер не мог не ответить: из чего вытекает и каким образом конструируется идеальный тип — из реальности, существующей независимо от социолога, или из его мышления? Понимая возникшее противоречие, Вебер подразделяет идеальные типы на исторические и социологические. Исторический идеальный тип отражает живую историю и из нее формирует понятия, социологический же создает конструкт как продукт деятельности ученого. Учение Вебера об идеальных типах, построенное на таких интерпретациях понятий, является основой его «понимающей социологии*. Date: 2015-09-24; view: 399; Нарушение авторских прав |