Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемные задания





1.Петр I умер в 1725 г. В отсутствие сына российский трон, по логике вещей, должна была занять либо его дочь Елизавета, либо внук Петр Алексеевич - сын трагически погибшего царевича Алексея. Но никто из, казалось бы, законных преемников на престол не взошел. Императрицей стала вдова Петра I — Екатерина I.

Почему?

 

2.После смерти Петра его вчерашние соратники — «верховники» - члены Верховного тайного совета, созданного в 1726 г. в помощь правлению Екатерины I, приступили к критике петровской политики, в значительной мере подвергли ревизии его наследство.

Почему так произошло? Неужели все они не за совесть, а за страх были единомышленниками царя-реформатора?

 

3. Екатерина II нанесла значительный удар по церкви и её имуществу. Согласно «Манифест о секуляризации монастырских земель в Российской империи» (1764) и «Указу об уложении штатов» штаты предусматривались только для 200 из 954 существовавших тогда православных монастырей. Секуляризацию (передачу церковного имущества государству) пережили лишь 385 монастырей. В Новгороде из 70 больших монастырей, восходящих к XV в. и ранее, сохранилась только половина.

Почему, не будучи атеисткой, Екатерина II так обошлась с церковью?

 

Вариант 2: Европеизация России и идеи просвещённого абсолютизма

XVIII век в истории человечества – «столетье безумно и мудро». Его называют веком Просвещения, «веком разума». В это время был осуществлён третий духовный переворот (после Возрождения и Реформации), покончивший со средневековой системой ценностей. Эпоха Просвещения утвердила новые политические нормы (естественные права человека, общественный договор о разделении властей и т.д.) и новые нравственные ориентиры.

По своему характеру Просвещение было явлением интернациональным. По словам И. Канта, это был «…выход человечества из состояния своего несовершеннолетия, т.е. неспособности пользоваться своим рассудком без руководства кого-то другого». В век Просвещения возрождается атеизм и материалистическое понимание мира. Человек вновь, как и во времена античности, становится мерой всех вещей. В трудах ученых, философов содержалось убеждение в том, что все существующее в мире не только может, но и должно быть объяснено человеком, его разумом. Знаменитая максима Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую», – являлась единственной аксиомой.

Культ разума, веру в его безграничные возможности мыслители Просвещения, в первую очередь французские просветители, не просто унаследовали от своих предшественников, они сделали его достоянием общества, во всяком случае, образованных его слоев. Рационалистический метод познания был распространён и на человеческое общество: здесь, также как и в природе, должен царствовать закон, разумный порядок.

Первые шаги по пути просвещения нации были сделаны Петром Великим. Екатерина II, считая себя продолжательницей дел Петра I, также пыталась строить свою внутреннюю политику на идеологии Просвещения. Ее реформы способствовали модернизации российского общества и, в первую очередь, развитию науки и культуры. В ходе российской модернизации были опробованы на практике многие идеи просвещения. Сложное переплетение идеологии просвещения и практических нужд самодержавной власти придавало двойственность и противоречивость политике Петра I и Екатерины II. При этом следует помнить, что поддержка либеральных идей в России была пока очень слабой. Ввести конституцию в XVIII в. не удалось ни могущественным членам Верховного тайного совета в 1730 г., ни Екатерине II. А ведь в основе её «Наказа» депутатам Уложенной комиссии лежало не только противопоставление законной монархии деспотическим режимам, где единственным законом являлась изменяющаяся воля властелина, но и идеи неписанной английской конституции, трактовавшей принцип разделения властей в пользу королевской власти (с ее принципами Екатерина была знакома по произведениям монархиста У. Блекстона). Однако все эти предложения не находили поддержки у большинства дворян, которые всё ещё ощущали себя служилым сословием и стремились лишь облегчить и сделать более прибыльными условия службы. Твердые законы, не изменяемые одной лишь волей самодержца, его устным распоряжением, нужны были, как ни странно, самой императорской власти для укрепления её преемственности и стабильности.

В истории России эпоха просвещенной императрицы Екатерины II была чрезвычайно важна: трудно представить себе, как мог бы возникнуть в XIX веке тот потрясающий расцвет русской культуры, если бы неурядицы престолонаследия после Петра I не вынесли на вершину власти этого «Тартюфа в юбке и короне», как называли русскую императрицу её современники на Западе. Личность Екатерины II оказала не меньшее влияние на ход российской истории, чем личность Петра I, которого некоторые историки относят к числу «просвещенных» монархов.

Вопросы к теме V (2)

 

1. Петровские преобразования - начало модернизации и сближения России и Европы.

2. Просвещенный абсолютизм Екатерины II и российское общество.

3. Российское просвещение и российские просветители XVIII в.

 

Date: 2015-09-24; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию