Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. 1. Готовясь к первому вопросу, выясните причины отставания России от передовых стран Европы и обратите внимание на предпосылки





1. Готовясь к первому вопросу, выясните причины отставания России от передовых стран Европы и обратите внимание на предпосылки, которые подготовили реформы Петра I.

Практическое задание: Подберите материал, характеризующий хронологические рамки, содержание и результаты петровских реформ.

Излагая военную реформу, подумайте:

· как изменился принцип комплектования армии;

· какие появились новые рода войск и как шла подготовка офицерских кадров;

· как создавался российский военный флот (приложение 1 0).

Определите основные направления социально-экономических преобрзований. Подумайте в чем была специфика петровских мануфактур; как развивалась торговля и финансовая система; какое значение имела «Табель о рангах»? (приложение 8).

Используя фактический материал, расскажите о реформе государственного
устройства, создании коллегий, Сената, Священного Синода. Обратите внимание на превращение церкви в составную часть государственной машины русского самодержавия (приложение 9).

Наиболее радикальными, во многом изменившими традиционный уклад высших слоев российского общества, были преобразования в области культуры и быта. Выясните, что нового появилось в жизни дворян петровской эпохи. Какие из этих новшеств сохранились до наших дней? Как вы оцениваете суть этих перемен? Прав ли, по – вашему, Н.М.Карамзин, сказавший, что по вине Петра I «мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России»?

Уясните себе, что в результате петровских преобразований на смену средневековой традиционалистской, основанной на религиозном мировоззрении культуре, пришла новая культура. Ее отличительными чертами были: светскость, рационалистическое начало, открытость и демократизм. Вместе с тем, единая православная культура допетровских времен раскололась на «цивилизацию» – культуру дворянских верхов, и «почву» – культуру широких народных масс. Раскройте,

· какие реформы были осуществлены в области просвещения,

· какие изменения произошли в быту и нравах российского общества,

· как культурные преобразования отразились в облике новой российской столице – Санкт-Петербурге,

· почему произошел раскол русской культуры и в чем он выразился.

Оценка преобразований, проведенных Петром 1, была и остается одной из
сложных проблем отечественной исторической науки. Приведите наиболее распространенные историографические характеристики деятельности и личности Петра I, оценки значимости его преобразований.

Выскажите свою точку зрения на личность Петра I и его роль в истории России.

2. При рассмотрении второго вопроса подумайте:

· что явилось причиной дворцовых переворотов?

· с чьей помощью очередные претенденты на престол осуществляли свои замыслы?

· какой была внутренняя политика России в этот период?

Практическое задание: на основе материалов таблицы «Дворцовые перевороты (1725–1762)» дайте личностную характеристику российских правителей этого времени (приложение 11).

Переходя к эпохе Екатерины II, охарактеризуйте состояние российской экономики во второй половине XVIII в.: развитие мануфактурного производства, изменения в земельных отношениях, развитие товарно-денежных отношений и укрепление всероссийского рынка. Какие указы Екатерины II способствовали развитию всех этих процессов?

Почему царствование Екатерины II определятется как «эпоха просвещенного абсолютизма»? Что такое «просвещенный абсолютизм» и в чем выражалась эта политика? (приложение 12).

Что представляла собой социальная политика Екатерины II? Почему вторую половину XVIII в. называют «золотым веком» российского дворянства? Как расширялись привилегии дворянства с одной стороны, и усиливался крепостной гнет, с другой? Приведите наиболее яркие примеры.

Практическое задание: Подготовьте таблицу, раскрывающую ход и отметьте характерные особенности крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Особо подчеркните, что ответом на эту крестьянскую
войну стало усиление дворянской диктатуры.

3. Отвечая на третий вопрос, уясните, в чем заключались и чем определялись геополитические интересы России в XVIII в.

Необходимо отметить, что XVIII в. для России прошел под знаком войн, завершившихся замечательными победами новой русской армии и русского оружия. Северная война (1700-1721) ознаменовала рождение Российской империи. Успехи русской армии в Семилетней войне (1756-1763), когда русские войская впервые вошли в Берлин (1760), упрочили её международный авторитет. Две победоносные русско-турецкие войны (1768-1774, 1787-1791) в
правление Екатерины II принесли России, с одной стороны, новые территории
, а с другой — объективно способствовали началу освобождения балканских народов от османского ига.

Практическое задание: Составьте таблицу основных войн, в которых участвовала Россия в XVIII в.

Какие военные действия предпринял Петр I для утверждения присутствия России на Черном море? Каковы их итоги?

Назовите основные этапы Северной войны и наиболее значительные победы русской армии в ней. Чем завершилась Северная война и какое значение она имела для укрепления престижа России на международной арене?

В чем выразился имперский характер внешнеполитических действий Петра I? Какими успехами и неудачами был отмечен внешнеполитический курс России после Петра I?

Как можно охарактеризовать внешнюю политику России во второй четверти XVIII века?

Чем было вызвано участие России в Семилетней (1756-1763) войне и каковы ее итоги?

Какие дипломатические и военные шаги предприняла Екатерина II для укрепления влияния России в Европе? Почему особую остроту приобрел польский вопрос?

Как проходила борьба за выход к Черному морю и обеспечение безопасности южных границ? Расскажите о походах П.А. Румянцева, А.В.
Суворова, Ф.Ф. Ушакова. Назовите условия Кючук-Кайнарджийского (1774) и
Ясского (1791) мирных договоров. Важно запомнить, что результатом успешных действий армии и
флота России стало присоединение Крыма (1783).

Охарактеризуйте результаты внешнеполитического курса России к концу XVIII в.

Date: 2015-09-24; view: 426; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию