Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология и физиология эмоций. Методы изучения эмоциональных процессов





Функции эмоций

Физиологические проявления эмоций

«Периферическая» теория Джемса-Ланге

Теория Э. Клапареда

Двухфакторная теория Шехтера (эксперимент, критика, эксперимент Л.Лазаруса)

Таламическая теория У.Кэннон и Ф.Бард

Теория Дж.Хьюлингз-Джексон

Физиологические исследования мозга

Теория рудиментарных эмоций

Теория эмоций С.Л. Рубинштейна

Биологическая теория эмоций П.К.Анохина

Классификация методов изучения эмоций Я. Рейковского

Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной.

Функции эмоций: оценки, мобилизации, следообразования, сигнализации мотивационного состояния из этой функции следует функция поддержания и прекращения специфических форм деятельности, компенсации информационного дефицита, коммуникации

Физиологические проявления эмоций в изменении: Сердечно-сосудистой системы, Дыхательной системы, Пищеварительной системы, Желез внутренней и внешней секреции, Биохимических показателей, КГР, Температуры тела, реакции зрачка, мигания, Электроэнцефалографии, Электромиографии

«Периферическая» теория эмоций Джемса-Ланге

Была выдвинута независимо У. Джемсом и Г. Ланге. После восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает ее как ощущение физиологических изменений в организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Схема: стимул → телесное изменение → ощущение.

Ланге большое внимание уделял сосудодвигательной системе.

Практическое применение: полиграф – техническое устройство, основанное на методе сопряженных моторных реакций: между физиолог реакцией и ее осознанием некоторый временной зазор, в котором можно поймать аффективные стимулы.

Критика:

· Исследования Маранона. Введенный адреналин вызывал органические изменения, сообщали о сердцебиении, коме в горле, дрожи и т.п., состояние проявилось, но собственно эмоции не было.

· Опыты Кэннона и Шеррингтона. Кэннон – кошки, перерезал симпатические нервы(от органов к коре), Шеррингтон – собаки, перерезал блуждающий нерв и спинной мозг. Реакции сохранялись.

· Клинические наблюдения Вильсона. Расхождение между эмоцией как субъективного переживания и эмоцией как внешней реакцией: больной печален внутренне и при этом смеется.

Теория Э. Клапареда.

Есть чувства и эмоции. Чувства - первичные адаптивные и целесообразные оценки любой ситуации, которые следуют сразу же за наблюдением. Эмоция – вторичные образования, которые могут иметь неадаптивный характер. Между событием и периферическим телесным переживанием вставляется чувственная оценка. Эмоция может не возникать, если сдержать переферическое телесное переживание, а чувственная оценка необходима, она обеспечивает приспособление к ситуации.

 

Двухфакторная теория эмоций.Шехтер и К°

Эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки.

Факторы, обуславливающий возникновение эмоций: 1) Автономное возбуждение, физиологические и поведенческие реакции. 2) Содержание эмоциогенной ситуации.

Физиологический компонент выполняет энергетическую функцию, а когнитивный предает эмоциональную окраску (содержание), направленность.

 

Эксперимент Шехтера и Зингера (1962): Результат: дезинформированные или не получившие информации более склонны имитировать настроение и поведение, а субъекты, точно знавшие действие эпинефрина, относительно устойчивы, в группе плацебо дезинформация к имитации не привела. Вызванное автономное возбуждение оценивается субъектом в связи с ее содержанием и эмоция зависит от этого содержания. Только с учетом этих двух факторов возникает эмоция.

Критика

1. Р.Зайонц. В некоторых случаях эмоция возникает задолго до осознания содержание ситуации.

2. Л.Лазарус. Содержание эмоций определяется не автономным возбуждением, а особенностями субъективного восприятия ЭГС, которые могут совершаться осознанно или нет.

Эксперимент Лазаруса. После просмотра у 1-ой группы (документальный фильм) эмоции ужаса и автоматического возбуждения были выражены сильнее.

 

Таламическая теория У.Кэннон и Ф.Бард.

Физиологические изменения и субъективные переживания – результат активности мозговых структур (в первую очередь таламуса), параллельно развивающиеся процессы. Бард с эмоциями связана лимбическая системы. Э лектрическим воздействием на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями.

 

Теория Дж.Хьюлингз-Джексон. 1959 год.

Трехуровневая модель взаимодействия различных отделов мозга в переработке эмоциональной информации. Простые рефлекторные нервные пути связывают органы чувств с гипоталамусом, а тот, в свою очередь, под контролем коры головного мозга. Низшие уровни отвечают за возникновение физиологических коррелятов эмоций, а корковые – за переживание и анализ эмоциональных состояний.

 

Физиологические исследования мозга.

Р. Дэвидсон – ЭЭГ при просмотре приятных и неприятных видеоклипов. В первом случае повышение активности в левой лобной области коры, во втором – в правой.

Б.Шифф, М.Ламон – произвольное сжатие мышц левой половины лица (сигнал в правое полушарие) вызывало у испытуемых снижение эмоционального фона, а сжатие мышц правой стороны лица – повышение.

Дж.Е. Леду - Хирургическое удаление миндалины у подопытных животных вызывает разрушение нормальной эмоциональности. По сути, подтверждение теории Кэннона-Барда.

 

Теория рудиментарных эмоций Т. Рибо, Г. Спенсер, Томкинс, П. Экман.

Эмоции являются остаточными проявлениями аффектов, сопровождавших полноценные биологические реакции. Выразительные движения, сопровождающие страх – рудиментарные реакции при бегстве и обороне и т.д..

 

Теория С.Л. Рубинштейна.

Эмоция – это нечто связанное с возбуждением участков в подкорковых структурах – реакция на стимул, чувства – до стимула, то что может быть вербализовано, а значит – осознано. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребностей. Конкретная форма существования потребности, в результате появляется стремление к тому, что даст удовлетворение потребности (предмету), предмет доставляет или не доставляет удовлетворение, рождается чувство по отношению к нему. Эмоции различаются полярностью – «+» или «-».

 

Биологическая теория эмоций П.К.Анохина

Все поведения 2 стадии: 1.стадия формирования потребностей и основных влечений – эмоции напряжения; 2. стадия удовлетворения. Положительные эмоции от удовлетворения какой либо потребности возникают только если обратная информация о результатах действия свидетельствует о его успешном выполнении и совпадает с акцептором. Несовпадениебеспокойство и поиск новой комбинации действий, для положительного результата и полноценной эмоции удовлетворения. Распространяется на все эмоции, высшие.

 

Классификация методов изучения эмоций Януша Рейковского:

· Проявление в физиологических состояниях, реакциях (во время интеллектуальной задачи меряют КГР). (диагностика аффектов – детектор лжи, работа Лурия –– сопряженная моторная методика. Объединяются словесные ассоциации и моторные показатели (когда человек слышит эмоционально заряженное è сильнее нажимает на рычаг)

· Экспериментальное изучение влияния эмоций на познавательную деятельность (нейтральные и эмоционально окрашенные слова в тахистоскопе, для негативных слов порог восприятия выше, чем для нейтральных)

· Изучение экспрессии, внешних проявлений. (Идентификация эмоций по выражению лица FAST П. Экмана, Круговая шкала описания мимики Вудвортс, Шлоссберг)

· Самоотчет, рефлексия, феноменологический анализ состава эмоций

 

Можно привести пример из истории, диагностика Любви-заболевания Авиценной – наваждение, человек может впасть в меланхолию, часто мучает бессонница, в поведении нет логики, неровный пульс.

 

Date: 2015-09-24; view: 1408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию