Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоциональные состояния. Эмоциональная регуляция. Проблема совладания
План Теория стресса Г.Селье Теория Л.Лазаруса, совладание ПТСР Фрустрация Типы реакции на фрустрацию (Левитов) Исследование фрустрации К. Левина и Т. Дембо Тревога Стадии развития тревоги по Березину Аффект Эмоция – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям. Эмоция представляет собой единство трех составляющих: физиологической, субъективной и экспрессивной. Классификация эмоциональных переживаний по форме их проявления: · Эмоциональные реакции – возникают непроизвольно на определенные события в среде и проявляются как переживания страха, гнева, удивления и т.д. · Эмоциональные состояния (к ним относят и фрустрацию, и стресс) – это продолжительные по времени переживания: беспокойство, тревога, обида и т.д. Эмоциональные отношения проявляются как симпатия или антипатия к кому-то (чему-то), интерес, дружеские чувства и т.д. Теория стресса Г. Селье Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование. Общий адаптационный синдром. «триада стресса»: 1)Надпочечники увеличиваются в размере и темнеют; 2)Атрофия вилочковой железы (тимуса); 3)Изъязвление внутренней поверхности желудка. 3 стадии ОАС: 1) Реакция тревоги. общая устойчивость к стрессу ниже нормы. Происходят гормональные изменения. 2) Фаза сопротивления. Признаки тревоги практически исчезают, уровень сопротивляемости значительно выше. Восстановление запасов гормонов. Адаптация – нормальное функционирование; 3) Фаза истощения. При длительном действии стрессора запасы адаптационной энергии истощаются. Признаки реакции тревоги, нарастают, индивид погибает. Два типа стресса: Дистресс – неприятен и наносит вред организму. Эустресс – положительный, способствует мобилизации. Соотношение эмоций и стресса. Г лавной составляющей психологического - стресса эмоциональное возбуждение. Специфичность реагирования при стрессе: 1) высокая устойчивость к стрессу; 2) низкая, при этом у одних деятельность улучшается, у других ухудшается вплоть до срыва. Оценка напряженности – оценка деятельности: ухудшение или улучшение. Напряженность характеризуется по двум признакам: 1. Характер нарушений в деятельности (тормозная форма, импульсивная – увеличение количества ошибочных, генерализованная – резкое ухудшение исполнения, двигательная дискоординация и т.д., полный срыв деятельности). 2. Сила, стойкость этих нарушений. Теория Л. Лазаруса. Физиологический и психологический стресс. Стрессоры – неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Вредность - от характера психологических структур. Важен прошлый опыт. Характер и структура стрессовой реакции зависят от психологического защитного механизма, выступающего в качестве посредника. Виды стрессов: 1) Физиологический стресс. 2) Психологический стресс, это стресс, вызванный психологическими стрессорами: А) Информационный стресс Б) Эмоциональный стресс Выделял 2 вида совладания: А) Проблемно-ориентированный – попытки улучшить отношения "человек-среда" путем изменения когнитивной оценки ситуации Б) Эмоционально-ориентированный – мысли и действия, направленные на снижение физического или психологического влияния стресса. Отрицание, мысленное или поведенческое дистанцирование, юмор, поиск положительных эмоций и ощущений и т.д. Петухов. Психологический стресс: эмоциональный стресс (предел напряженности за которым эмоции мешают деятельности) и операциональный (такой уровень напряженности, который оптимален и даже необходим для выполнения деятельности). Посттравматическое стрессовое расстройство. ПТСР – нарушение психики у лиц, перенесших экстремальные ситуации и получивших психическую травму. Симптомы: 1)Повторяющиеся переживания травматической ситуации, которые провоцируются внешними стимулами (по принципу ассоциаций). Проявления: - Аффективные картины(возможны галлюцинации), - Навязчивые мысли. 2)Кошмары, соответствующие тематические сны. 3)Рост тревожности. 4)Социальная дезадаптация, чрезмерная раздражительность, гнев, страх. 5)Депрессивные состояния. 6)Неврозы, вегетативные расстройства. 7)Нарушение психических процессов: чувства времени, восприятия. Фрустрация. Фрустратор – внешняя причина. Фрустрация – провоцируемое фрустратором состояние ограничения, невозможности достижения желаемого. Ф. когда организм встречает более или менее непреодолимое препятствие удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Проблема: выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности. Трудности: 1) вполне преодолимые, хотя для их преодоления требуются огромные усилия (не про Ф); 2) непреодолимые (борьба с раком). Явления фрустрации наиболее изучено в отношении к барьерам деятельности. Фрустрация различается по психологическому содержанию, направленности, длительности. Фрустрация может быть: типичной для характера человека/нетипичной, выражающей возникновение новых черт характера/эпизодической, преходящей. Типы реакций на фрустрацию (Левитов): 1) Толерантность. 2) Агрессия 3) Фиксации(Стереотипность/Прикованность к фрустратору/Капризное поведение/Уход в отвлекающую деятельность) 4) Депрессия 5) Регрессия 6) Эмоциональность 7) Репрессия (подавление(вытеснение)) 8) Отрицание 9) Рационализация 10) Изоляция Исследование К. Левина и Т. Дембо Типы реакций на состояние фрустрации: 1)Агрессия. На себя или вовне. 2)Регрессия: Эмоциональная, Инструментальная – повторение одних и тех же, способов поведения. Познавательная – ситуативное снижение уровня познавательного развития(от понятий к комплексам). 3)Уход – отказ от активности: А) Замещение(позитивный) – попытка найти другой объект. Б) Рационализация(негативный) – переход от эмоционального к рациональному способу рассуждения.. Окончательно преодолеть фрустрацию нельзя, необходимо на эмоциональном уровне. 4)Фантазирование – выход в ирреальный план – попытка сделать внутренний барьер полупроницаемым. Тревога Нет единого определения тревоги. Хорни. Тревога – реакция на опасность (реальную или воображаемую). Березин: Тревога – эмоциональное состояние, ощущение неопределённой опасности, неоправданной угрозы, результат воздействия фрустрации, механизм психического стресса (наиболее полное определение). Хекхаузен выделял: - Тревогу (актуальное состояние) - Тревожность (личностная черта)
Стадии развития тревоги (Березин) Управляет гипоталамус. Если его стимулировать у животного, настороженность, страх, паника. Тревожность человека – это единое функциональное явление. Стадии: 0. ощущение внутренней напряжённости; 1. гиперстезические реакции: повышается значимость ранее нейтральных стимулов, субъективное увеличение силы раздражителей, неадекватное поведение, нарушение адаптации; 2. тревога – ощущение непреодолимой угрозы; 3. страх – если объективные причины тревоги не осознаются – происходит опредмечивание подходящим объектом; 4. ощущение неотвратимости катастрофы, вызывается интенсивностью тревоги; 5. тревожно-боязливое возбуждение, возникает необходимость в разрядке, которая ведёт к неорганизованной активности, это вершина нарушения адаптации. Аффект Ярко выраженные, кратковременные, непроизвольные (и неконтролируемые) защитные реакции организма в ситуации жизненной опасности (в жизненно важной ситуации). Характеристики аффекта: Date: 2015-09-24; view: 786; Нарушение авторских прав |