Содержание материала дисциплин, вынесенного на СРС
| Неделя семестра
| Количество часов
| Форма
контроля
|
Модуль 1
| |
Раздел 1
| Проблемы развития психики.
| |
|
|
Тема 1.1
| «Развитие психики животных» (по работе А.Н. Леонтьева) (семинар-беседа по вопросам).
Что такое раздражимость? Как возникает психическое отражение? Что А.Н. Леонтьев вкладывает в понятие «биологический смысл»? Как этот биологический смысл связан с деятельностью животного? Отличие смысловых связей, образующих механизм самого поведения от связи, с помощью которых оно осуществляется. В чём заключаются опыты Аббо? Как связаны отражение и деятельность?
Какую форму чувствительности имеет животное на первой стадии развития? Как идёт развитие органов чувствительности и органов движения? К чему приводит развитие органов чувствительности и органов движения?
Что такое сетевидная нервная система? Как возникает «узловая нервная система»? Как происходит усложнение деятельности в пределах общенго её типа? Какое противоречие возникает на стадии перцептивной психики?
|
|
| Устный опрос. Проверка дом.задания.
|
Тема 1.2
| «Развитие психики животных» (по работе А.Н. Леонтьева) (семинар-беседа по вопросам) продолжение.
Какие взаимоотношения между инстинктивным и индивидуально изменчивыми формами поведения?
В чём заключались опыты Г. Блесса, А.Н. Леонтьева, Ф.И. Басина, Фабра? Каковы критерии развития психики?
Какие изменения происходят в строении деятельности на стадии перцептивной психики? Какие анатомо-физиологические изменения происходят на стадии перцептивной психики? Что такое навык? Понимание навыка В.П. Протопоповым? Имеют ли животные представления? Проблема возникновения и развития обобщённого отражения вещей? Исследование интеллектуального поведения Кёллером. Отметьте характерные особенности интеллектуальной деятельности обезьян. Какие точки зрения на механизм интеллектуального поведения вы знаете? В чём заключается двухфазность интеллектуальной деятельности?
В чём заключается форма психического отражения на стадии интеллектуального поведения? В чём отличие психики животных от психики человека?
|
|
| Устный опрос. Проверка дом.задания. Тестирование по разделу.
|
Тема 1.3
| «Проблемы развития высших психических функций» (Л.С. Выготский «Историческое развитие высших психических функций»)
Проблема психического развития ребёнка (традиционная точка зрения и точка зрения Л.С. Выготского). Переход от низшей формы к высшей..Социальное происхождение высших психических функций и их развитие путём интериоризации
|
|
| Устный опрос.
|
Тема 1.4
| Основные функциональные блоки мозга (концепция А.Р. Лурия)
1. Блок регуляции тонуса и бодрствования
Оптимальное состояние мозга. Какие два процесса есть в коре головного мозга и какие у них особенности? Где находятся аппараты поддерживающие тонус коры?Кто и когда обнаружил особое нервное образование?Строение ретикулярной формации: восходящая и нисходящая ретикулярная формации.Назначение ретикулярной формации: активизирующее и ормозящее.Неспецифическая ретикулярная формация Первый источник активации
Второй источник активации – ориентировочный рефлекс.
Источник активности человека. Аппараты нисходящей ретикулярной формации.
2. Блок приёма, переработки и хранения информации
Функции второго блока. Где расположен второй блок?
Функциональные особенности аппаратов этого блока.
Первичные отделы (зоны) коры.Вторичные, гностические зоны коры.Иерархическое строение модальных зон.
Полимодальная деятельность и зоны перекрытия (третичные зоны) и их значение. Законы построения коры второго блока Закон иерархического строения корковых зон; Закон убывающей специфичности; Закон прогрессивной латерализации функций.
3.Блок программирования, регуляции и контроля форм деятельности.
Место расположения аппаратов третьего блока. Подготовка двигательных импульсов.Исполнительный аппарат мозговой коры.Отличие третьего блока от второго.
Что является существенной частью блока.Влияние лобных долей на аппараты 1-го блока.Аппараты третьего блока и поведение.Функции лобных долей.Акцептор действия.
Регуляция сознательной деятельности.
|
|
| Устный опрос.
Подготовка презентация и их защита.
|
Тема 1.5
| Общее представление об основных физиологических механизмах функционирования мозга.
Психика и ее функции. Формы проявления психики.
Сеченов И.М. О рефлекторном характере психики.
Учение И.П. Павлова об условных рефлексах.Ухтомский А.А.Учение о доминанте. Характеристики доминанты.
Рефлекторное кольцо (Бернштейн Н.А.). Функциональная модель П.Н.Анохина.
|
|
| Устный опрос. Проверка домашнего задания
|
Модуль 2
|
Раздел 2
| Ощущение и их основные механизмы.
|
|
|
|
Тема 2.1
| Ощущения и их основные механизмы (обсуждение рефератов со взаимным рецензированием по ниже указанным статьям).
Леонтьев А.Н. Проблема возникновения ощущений. (В кн. Проблемы развития психики М.,1972, с. 5-152)
Шеррингтон Ч. Рецепция раздражителей.//Хрестоматия по ощущению и восприятию. МГУ., М., 1975, с. 9-19.
Бернштейн Н.А. Две функции рецепции. //Там же, с. 28-35.
Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализаторы. //Там же, с. 35-42.
Джелдард Ф.А. Сенсорные шкалы. // Там же, с. 253-260.
Самойлов А.Ф. И.М. Сеченов и его мысли о роли мышц в нашем познании природы. //Там же.
Хогберг Дж. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и рецептивные поля. //Там же.
Принцип сенсорных коррекций (Бернштейн Н.А.) //Там же.
|
|
| Устный опрос. Проверка дом.задания.
|
Тема 2.2
| Ощущения и их основные механизмы (продолжение).
Ощущения как форма отражения реальности. Классификация ощущений: а) по модальностям;
б) по положению рецепторов: Ч.Шеррингтон. Рецепция раздражителей.в) генетическая классификация (Хед).
Интермодальные ощущения.
|
|
| Устный опрос. Проверка домашнего задания
|
Тема 2.3.
| Психофизиологические механизмы формирования ощущений.
Соколов Е.Н. Рефлекторные механизмы действия раздражителя на анализатор. Бернштейн Н.А. О построении движений (уровни построения и рефлекторное кольцо).Дж.Хохберг. Единицы мозговой активности, клеточные ансамбли и перцептивные поля.
А.Л.Ярбус. Движение глаз при восприятии сложных объектов.
|
|
| Устный опрос. Проверка
|
Тема 2.4.
| Психофизика сенсорных процессов.
Пороги ощущения и их изменения. (Кравков С.В.)
Закон Бугера-Вебера. Закон Фехнера. Макаров П.О. Об основном психофизическом законе. Закон Стивенса.
Джелдард Ф.А. Сенсорные шкалы. Адаптация, ее виды и механизмы. Понятие сенсибилизации, ее основные факторы. Синестезии и их особенности. Понятийный диктант по теме «Ощущения».
|
|
| Устный опрос. Тестирование
|
Модуль 3
|
Раздел 3
| Восприятие и его основные свойства
| |
|
|
Тема 3.1
| Восприятие и его основные свойства.
Восприятие как форма отражения реальности. Отличие восприятия от ощущения. Виды восприятия.
Характеристики восприятия. Ч.Осгуд. Значение термина «восприятие».Дж.Брунер. О перцептивной готовности.
Коффка К. Восприятие: введение в гештальттеорию.
А.В.Запорожец. Развитие восприятия и деятельность.
|
|
| Устный опрос. Проверка домашнего задания
|
Тема 3.2
| Сложные формы восприятия.
Восприятие пространства (восприятие формы, величины, взаимного расположения предметов, восприятие удаленности и глубины предметов, восприятие направления) Р.Вудвортс. Зрительное восприятие глубины.
Иллюзии восприятия.Восприятие движения.Восприятие времени.Понятийный диктант по теме «Восприятие».
|
|
| Устный опрос. Проверка дом.задания.
|
Модуль 4
|
Раздел 4
| Внимание и его характеристики.
| |
|
|
Тема 4.1
| Внимание и его характеристики.
Н.Н.Ланге. Исторический очерк теории внимания.
Л.С.Рубинштейн. Внимание. Определение внимания. Природа внимания.Виды внимания.Свойства внимания.
У.Джемс. Внимание. Т.Рибо. Психология внимания.
Н.Н.Ланге. Внимание.Гальперин П.Я. Проблема внимания.
Д.Н.Узнадзе. Установка у человека.
|
|
| Устный опрос. Тестирование
|
ИТОГО по дисциплине
|
|
|
|