Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Платить – так всем летчикам





 

Видимо, мысль о материальном стимулировании Сталину понравилась, и он решил впредь премировать летчиков и наземный персонал не только за бомбардировки Берлина. Теперь речь шла уже не о вознаграждении относительно небольшой группы элитных летчиков, бомбивших Берлин, а о распространении этого опыта на все советские ВВС.

19 августа 1941 года Сталин подписал приказ «О порядке награждения летного состава военно‑воздушных сил Красной Армии и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков»[6].

В приказе подробнейшим образом регламентировался порядок награждения летчиков всех видов авиации. Так, летчиков‑истребителей за три сбитых вражеских самолета было приказано представлять к награждению орденом, за три следующих сбитых – ко второму ордену. За 10 сбитых самолетов противника летчиков‑истребителей следовало представлять к высшей награде – званию Героя Советского Союза (позднее количество необходимых для этого сбитых самолетов увеличилось, и во второй половине войны для получения Золотой Звезды требовалось 15 побед).

Столь же подробно регламентировался и порядок награждения летчиков, штурманов и стрелков‑радистов в других видах авиации. Им первый орден полагался за два сбитых самолета противника, а за восемь – звание Героя. Но прежде всего учитывалось количество успешных дневных и ночных боевых вылетов. Помимо правительственных наград предусматривалось и материальное вознаграждение.

Так, за один сбитый самолет противника летчикам‑истребителям полагалась денежная награда в размере 1000 рублей (столько же получал и любой член экипажа разведчика или бомбардировщика, лично сбивший самолет).

Подробнейшим образом регламентировались расценки за различные виды вылетов:

– за выполнение 5 боевых вылетов на уничтожение войск противника летчик‑истребитель получал денежную награду 1500 рублей;

– за выполнение 15 боевых вылетов летчик‑истребитель представлялся к правительственной награде и получал денежную награду 2000 рублей;

– за выполнение 25 боевых вылетов летчик‑истребитель представлялся ко второй правительственной награде и получал денежную награду 3000 рублей;

– за выполнение 40 боевых вылетов летчик‑истребитель представлялся к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза и получал денежную награду 5000 рублей [7].

От представления к званию Героя за 40 боевых вылетов быстро пришлось отказаться – слишком много Героев бы пришлось награждать.

За уничтожение самолетов противника на аэродромах летчики‑истребители премировались и представлялись к правительственной награде:

– за успешное выполнение 4 боевых вылетов на уничтожение самолетов противника на его аэродромах летчик‑истребитель получал денежную награду 1500 рублей;

– за успешное выполнение 10 боевых вылетов днем или 5 вылетов ночью летчик‑истребитель представлялся к правительственной награде и получал денежную награду 2000 рублей;

– за успешное выполнение 20 боевых вылетов днем или 10 вылетов ночью летчики‑истребители представлялись ко второй правительственной награде и получали денежную награду 3000 рублей;

– за успешное выполнение 35 боевых вылетов днем или 20 вылетов ночью лица летного состава представлялись к высшей правительственной награде – званию Героя Советского Союза и получали денежную награду 5000 рублей.

Наибольшие выплаты были связаны с представлением к званию Героя Советского Союза (5000 или 3000 рублей в зависимости от того, за что представляли к званию). 5000 рублей полагались представленному к званию Героя за десять сбитых самолетов противника. А вот в ближнебомбардировочной и дальнеразведывательной авиации

 

«за 40 заданий днем или 15 заданий ночью каждое лицо из состава экипажа представляется к званию Героя Советского Союза и получает 3000 рублей»[8].

 

Почему представленный к званию Героя истребитель получал 5000 рублей, а бомбардировщик или разведчик 3000 рублей, понять сложно. Также непонятно, почему летчикам‑истребителям было приказано платить по 1000 рублей за каждый сбитый самолет противника, а вот в ближнебомбардировочной и штурмовой авиации по мере увеличения количества сбитых самолетов размер их оплаты урезался по мере возрастания. В ближнебомбардировочной и штурмовой авиации летчик, штурман или стрелок‑радист, лично сбивший 1 самолет противника, получал денежную награду 1000 рублей; 2 самолета противника – представлялся к правительственной награде и получал 1500 рублей; 5 самолетов противника – представлялся ко второй правительственной награде и получал 2000 рублей; 8 самолетов противника – представлялся к званию Героя Советского Союза и получал денежную награду в 5000 рублей.


Получается какая‑то дискриминация бомбардировщиков и штурмовиков. Неужели в августе 1941 года, в период господства люфтваффе в воздухе, Сталин думал об экономии, о том, чтобы сбившие несколько «мессеров» пилоты, штурманы и стрелки‑радисты бомбардировщиков и штурмовиков слишком уж не обогатились? Получается, что думал.

Были установлены и расценки за успешное выполнение заданий по разведке противника:

 

«За 10 боевых заданий днем или 5 боевых заданий ночью каждое лицо из состава экипажа получает денежную награду 1000 рублей»[9].

 

Кроме того, для летчиков была предусмотрена денежная награда за сбережение материальной части и полеты без поломок и аварий:

 

«Летчики, независимо от стажа и командной категории, за каждые 100 полетов, за исключением полетов по кругу, без всяких летных происшествий – получают награду 5000 рублей»[10].

 

Не был забыт и наземный персонал:

 

«За быстрый и качественный восстановительный ремонт самолетов личный состав походных авиаремонтных мастерских премировать денежной наградой в размере 500 рублей за каждый восстановленный самолет»[11]. Кроме того, «технический состав, обслуживающий самолеты, получает денежную награду в размере 3000 рублей при условии безотказной работы материальной части и при отсутствии невыходов ее в полет за каждые 100 самолето‑вылетов»[12].

 

Но это были деньги, которые предстояло поделить участникам ремонта и обслуживания самолетов. Приказом было предусмотрено, что

 

«руководящий инженерный состав получает 25 % денежной награды от общей суммы премирования технического состава части»[13].

 

«Расценки» на сбитые самолеты противника для истребителей впоследствии были принципиально скорректированы в «Приказе о действиях истребителей по уничтожению бомбардировщиков противника». Потребовалось добиться от пилотов прежде всего уничтожения вражеских бомбардировщиков.

Приказ № 0489 от 17 июня 1942 года гласил:

 

«На всех фронтах наши летчики‑истребители при встречах с воздушным противником в большинстве случаев в первую очередь атакуют истребителей противника, а затем уже его бомбардировщиков. Эта привившаяся тактика действий в нашей истребительной авиации совершенно неправильна… основная и главная задача наших истребителей заключается в том, чтобы в первую очередь уничтожить вражеских бомбардировщиков, не дать им возможности сбросить свой бомбовый груз на наши войска, на наши охраняемые объекты. Надо понять, наконец, что, уничтожая бомбардировщиков противника, наши истребители этим самым уменьшают ударную силу авиации противника и наносят ему наибольший материальный ущерб»[14].

 

Чтобы летчики это лучше поняли, было приказано:

 

«В целях поощрения боевой работы летчиков‑истребителей установить с 20 июня с. г. денежную награду в следующих размерах:

– за каждый сбитый бомбардировщик противника выплачивать 2000 рублей;


– за каждый сбитый транспортный самолет противника выплачивать 1500 рублей;

– за каждый сбитый истребительный самолет противника выплачивать 1000 рублей.

На звание Героя Советского Союза представлять таких летчиков‑истребителей, которые собьют в воздушных боях 10 истребителей противника или 5 бомбардировщиков. Выплату за сбитые самолеты противника производить в случаях подтверждения этого наземными войсками, фотоснимком и докладами нескольких экипажей.

Установленные ранее размеры вознаграждения за сбитые самолеты – отменить»[15].

 

Таким образом, бомбардировщик оценивался вдвое дороже истребителя, транспортный самолет дороже в полтора раза. Самолеты‑разведчики противника пока в рублях не оценивались. Но 1000‑рублевая самолетная «уравниловка» 1941 года кончилась.

Возможность подтвердить уничтожение самолета противника у советских пилотов была далеко не всегда. Далее мы увидим, как это сказалось на оценке эффективности действий советских пилотов.

В тот же день, 17 июня 1942 года, был подписан приказ № 0490. В нем было сказано:

 

«Наши штурмовые авиачасти по вине авиационных и общевойсковых командиров совершенно не используют или плохо используют штурмовики Ил‑2 в качестве дневных бомбардировщиков, а посылают эти самолеты для действия по противнику только с боекомплектом для пушек, пулеметов и с подвеской эресов. Мы можем и должны значительно увеличить наши бомбардировочные дневные удары по противнику, но для этого надо немедля покончить с вредной практикой недооценки самолетов Ил‑2 как дневных бомбардировщиков и добиться того, чтобы ни один самолет Ил‑2 не вылетал в бой без полной бомбовой нагрузки». Было приказано «установить для летчиков‑штурмовиков денежное вознаграждение в размере 1000 рублей за каждые 4 вылета с полной бомбовой нагрузкой при выполнении боевого задания по бомбометанию и штурмовым действиям по живой силе противника или по танкам и мотоколоннам»[16].

 

То есть один вылет летчика‑штурмовика с полной бомбовой нагрузкой – 250 рублей.

Принцип материального поощрения мог использоваться и, так сказать, с обратным знаком. Платить за любой вылет, независимо от его результативности, Сталин не собирался. И о том, чтобы за бесполезные вылеты не платили, он позаботился.

В «Приказе об установлении понятия боевого вылета для истребителей» № 0685 от 9 сентября 1942 года было сказано:

 

«…предусмотрены для летного состава в качестве поощрения денежные вознаграждения и правительственные награды за боевые вылеты с выполнением боевой задачи. Этот приказ в авиачастях извращен на фронтах. Боевым вылетом неправильно считают всякий полет на поле боя, независимо от того, выполнена или нет истребителями возложенная на них боевая задача. Такое неправильное понятие о боевом вылете не воспитывает наших истребителей в духе активного нападения на самолеты врага и дает возможность отдельным ловкачам и трусам получать денежное вознаграждение и правительственные награды наравне с честными и храбрыми летчиками. В целях ликвидации такой несправедливости и для того, чтобы поощрять только честных летчиков, а ловкачей и трусов выявлять, изгонять из рядов наших истребителей и наказывать их, приказываю:


1. Считать боевым вылетом для истребителей только такой вылет, при котором штурмовики и бомбардировщики при выполнении боевой задачи не имели потерь от атак истребителей противника.

2. Засчитывать сбитыми самолетами за летчиками только те самолеты противника, которые подтверждены фотоснимком или донесением наземного наблюдения.

3. Выплату за боевые вылеты и представления к правительственной награде впредь производить, строго руководствуясь пунктами 1 и 2 настоящего приказа.

4. Летчиков‑истребителей, уклоняющихся от боя с воздушным противником, предавать суду и переводить в штрафные части в пехоту.

5. Приказ объявить всем истребителям под расписку.

Народный комиссар обороны И. Сталин»[17].

 

При том, что творилось во фронтовом небе в сентябре 1942 года, вряд ли вопрос о том, будет ли вылет признан боевым и оплачен, имел для летчиков принципиальное значение. Но, тем не менее, о материальном вознаграждении и лишении его в случае необходимости Сталин не забывал.

Для летчиков очередные коррективы в расценки за боевые успехи были определены в «Положении о наградах и премиях для личного состава военных воздушных сил Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО. ВВС военно‑морского флота за боевую деятельность и сохранение материальной части», которое Командующий Военными воздушными силами Красной Армии маршал авиации Новиков подписал 30 сентября 1943 г.[18]

Согласно этому документу, члену экипажа за каждый сбитый самолет типа бомбардировщик, разведчик или транспортный полагалось 1500 рублей. За каждый сбитый самолет прочих типов – 1000 рублей. Таким образом, премия за сбитый бомбардировщик «урезалась» с 2000 рублей (согласно приказу № 0489 от 17 июня 1942 года) до 1500 рублей. Бомбардировщик приравняли к разведчику и транспортному самолету.

Трудно понять, почему не был выделен в отдельную категорию знаменитый немецкий самолет разведчик «Фокке‑Вульф‑189», из‑за своего внешнего вида прозванный «рама». Упоминания о том, как нелегко было его уничтожить, часто встречаются в воспоминаниях летчиков. Например, Герой Советского Союза Георгий Гордеевич Голубев, летавший в паре с Александром Покрышкиным, писал в мемуарах об этом самолете: «Наши летчики хорошо знают «раму»: машина не скоростная, но маневренная, ее геометрические размеры невелики. В силу всего этого сбить «Фокке‑Вульф‑189» очень трудно»[19].

Его ведущий, трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин, разделял мнение своего ведомого о «раме»: «Она подолгу висела над артпозициями и окопами, корректируя огонь своей артиллерии. Наши пехотинцы не знали, что предпринять против этого наводчика. Они связывали с „рамой“ все неприятности: внезапные артиллерийские обстрелы, налеты „юнкерсов“, тяжелые потери, неудачные контратаки. И если наш истребитель сбивал ФВ‑189, ему аплодировали все, кто наблюдал за боем. Летчики тоже считали за большую удачу свалить корректировщика на землю» [20]. Но оценена эта «большая удача» особой премиальной суммой не была.

Предусматривалась оплата за пораженные паровозы противника. Летчику и штурману, входящим в состав экипажа, за каждый уничтоженный паровоз или вызванное крушение поезда противника каждому по 750 рублей. Всем остальным членам экипажа – каждому по 500 рублей.

Впервые появились расценки на самые высокооплачиваемые с этого момента цели – морские:

Таким образом, один потопленный миноносец или подводная лодка (10 000 рублей) «стоили» пяти бомбежек Берлина (2000 рублей) для пилота, штурмана, бортмеханика, десяти для стрелка‑радиста или воздушного стрелка (1000 рублей).

Потопленная баржа для пилота и штурмана (1000 рублей) стоила двух танков наводчику орудия или противотанкового ружья (500 рублей – см. ниже).

 







Date: 2015-09-24; view: 300; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию