Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использования подвижных игр в развитии ловкости у детей старшего дошкольного возраста





 

Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Е.Н.Водовозова, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

По определению отечественных психологов Льва Семеновича Выготского, Александра Владимировича Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. (А.В.Запорожец). Многие исследователи констатируют, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, школой управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния. Подвижная игра также — незаменимое средство развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Воспитанию психофизических качеств, в том числе ловкости, у детей дошкольного возраста посвящены экспериментальные работы Елены Николаевны Вавиловой, Н.А.Ноткиной, Т.В.Артамоновой и др. Авторы подчеркивают важность использовании подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости. Подвижные игры широко используются в режиме дня дошкольного учреждения, именно в играх и через игры реализуется физический потенциал ребенка, именно игры способствуют совершенствованию двигательных навыков и развитию физических качеств, в частности, ловкости. Основной путь воспитания ловкости у детей — овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Это приводит к увеличению двигательного опыта и положительно сказывается на функциональные возможности двигательного анализатора. Для чего целесообразным будет использование подвижных игр.

В играх закрепляются двигательные навыки, которые становятся более точными, координированными, дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное воздействие на состояние нервной системы ребенка. Определяя значение подвижной игры в жизни дошкольника, Ефим Аронович Аркин, писал, что наряду с простыми действиями, ребенок выполняет более сложные движения, которые требуют творческой работы ума, изобретательности, сознательной целенаправленности. Двигательная активность и двигательная одаренность ребенка, приобретенные им в подвижных играх умения и ловкость определяют не только его физическое положение, но и социальное место, которое он способен занять в детском коллективе. Воспитанию психофизических качеств, в том числе ловкости, у детей дошкольного возраста посвящены экспериментальные работы Е.Н.Вавиловой, Н.А.Ноткиной, Т.В.Артамоновой, В.А.Гуляйкина и др. Авторы рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, полагая, что подвижные игры способствуют формированию умения точно выполнять двигательные действия в изменяющихся условиях среды, но экспериментальные данные не приводятся. По мнению В.К.Бальсевича, у детей дошкольного возраста воспитание ловкости происходит в процессе обучения новым движениям, при развитии способностей точно воспринимать пространство и время, соизмерять свои усилия с двигательными задачами, сохранять равновесие. Полезно предлагать ребенку упражнения в движениях из необычных исходных положений, с усложнением ритма, в неожиданных ситуациях, выполняемых необычным способом. Упражнения, направленные на воспитание ловкости, вызывают быстрое утомление, поэтому они не должны быть продолжительными и выполняться на фоне утомления. Старшие дошкольники уже сравнительно хорошо владеют многими двигательными умениями, осваивают спортивные упражнения и элементы спортивных игр. У них более высокая координация движений, точны мышечные усилия, улучшаются пространственные и временные ориентировки. В связи с этим расширяется круг движений, которые можно использовать с целью развития ловкости. Широко используются упражнения с разнообразными предметами, более сложные их сочетания, больше движений, выполняемых мелкими группами мышц, в особенности кистью. В целях развития ловкости как способности перестраивать движения в соответствии с меняющейся обстановкой можно использовать игры, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета (пробежать, перепрыгнуть, подлезть, повернуться). Введение новых элементов или неожиданные сочетания основных движений также совершенствуют ловкость:

• Не опоздай.

В зале расставляются скамейки. Дети прыгают или бегают вокруг них. По сигналу надо быстро пролезть под скамейкой и встать на нее.

• Обеги мяч.

Несколько детей толчком двух рук катят мяч в прямом направлении и бегут за ним, обегая мяч змейкой.

• Не задень веревку.

Воспитатель и один из детей вначале только качают, потом вращают длинную веревку. Дети поочередно выполняют:

- прыжки через качающуюся веревку на двух и одной ноге, с ноги на ногу, стоя лицом или боком к веревке.

- бег под вращающейся веревкой, начиная его с угла или с прямого разбега.

- прыжки через вращающуюся веревку по одному или по двое.

Подвижные игры:

«Проведи мяч».

На полу расставляются в ряд предметы. Ребенок должен провести мяч ударами об пол, обходя предметы змейкой.

«Лови, убегай».

Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Он бросает мяч ребенку, называя его имя. Тот, кого назвали, ловит мяч и перебрасывает его обратно. Когда воспитатель бросает мяч вверх, то все убегают в заранее установленное место. Воспитатель старается попасть в убегающих. После этого все снова встают в круг.

«Через болото». На одной стороне площадки 4-5 детей, у каждого по две фанерки или дощечки. На другой стороне (расстояние 6-8м.) — берег. Играющие должны перебраться через болото, наступая только на дощечки и перекладывая их впереди себя.

На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5-7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 кг, у девочек — с 20,4 до 43 кг. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 м с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 с, у девочек — с 2,6 до 2,2 с. Время бега на 10 м с обеганием препятствий у мальчиков с 7,2 до 5,0 с, у девочек — с 8,0 до 5,5 с. Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 601,3 м до 884,3 м, девочки — с 454,0 м до 715,3 м.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают. Более высокие увеличения ловкости от 3-х до 4-х лет. В оценке физической подготовленности дошкольников особое место занимает вопрос нормативов. В большинстве программ дошкольного образования определены конкретные результаты тестов для детей каждой возрастно-половой группы. Но ориентируясь на норматив в оценке физической подготовленности дошкольников как отмечает О.С Филиппова [15, с.416].

Необходимо учитывать, что нормативы должны обновляться через каждые 5 лет, быть региональными, учитывать индивидуальные особенности детей. С учетом региональных особенностей детей-саха авторы пособия «Народная азбука физического воспитания дошкольников в республике Саха/Я/» А.В.Анохина, Д.С.Алаас, Ю.П.Баишев игры на развитие психофизических качеств классифицированы следующим образом:

Игры для развития координационных способностей

• Кто устойчивей (халбас харата)

Два участника стоят на гимнастической скамейке или на узкой полоске (ширина 8-10см.) лицом друг к другу, держась за кисти рук. По сигналу пытаются столкнуть соперника со скамейки. Также можно бить хопом (большим мячом) или подушками. Бить можно по туловищу и ногам.

• Путаница (булкуур)

Играющие дети стоят по кругу. Ведущий, называя те или иные части тела, путая детей, показывает другие части тела. Игроки должны правильно сориентироваться и показать только названную часть тела. Например, сказать «глаза», показать брови и т.д. Если ребенок показал неправильно — выходит из игры.

• Снег и вихрь (Хаар уонна холорук)

По команде «Хаар» все игроки медленно кружатся, как только звучит слово «тустэ» все приседают.

• Меткий охотник (Бэргэн булчут)

Площадку делят на две половины. «Звери» пасутся на одной площадке» «охотник» подкрадывается с другой. Прицеливаясь, он 5-10-тью мячами стреляет в «зверей», стараясь попасть в любую часть тела. Побеждает самый меткий охотник.

Игры для развития силовых способностей

• Прыжки над жесткой травой (хороң от үрдүнэн ыстаныы)

Игрок принимает стойку, согнувшись и обняв ноги под коленями. Руки — в замок. И в этом положении перепрыгнуть линию или несколько линий. Можно через предмет высотой 5 см., не теряя исходного положения.

• Волк и жеребята (бөрө уонна кулунчуктар)

На игровой площадке есть несколько «пастбищ», где могут укрыться «жеребята» от волка, «жеребята» бегают по «лугу», а «волк» гоняется за ними. При приближении «волка» к одному или другому «жеребенку», тот может укрыться в ближайшем «пастбище». «Жеребята» не успевшие укрыться и которых поймал «волк» отходят в сторонку.

• Петушиный бой (бөтүүктэһии)

На площадке начертить круг. Количество кружочков зависит от количества играющих. Игроки парами находятся в кругу лицом друг к другу, принимая положение стойки на одной ноге, руки сомкнуты скрестно перед грудью. По сигналу игроки пытаются сбить друг друга за пределы круга, или вынуждая встать на обе ноги.

Игры подвижности и ловкости

• Собери бусы (хоруонка тиһиитэ)

На площадке стоят разноцветные стойки, а на полу лежат обручи разных цветов. По команде 4 участника, или вся команда, собирают обручи того же цвета, как и стойка, и складывают их на стойку. Победителями считаются те, кто быстро и правильно выполнил задание.

• Рыбаки (балыксыттар)

Вся игровая площадка, воображаемая водная среда, делится на две части, где на одной части плавают рыбки, на другой опускают рыбаки невод, «рыбаки» держат «невод» над полом высотой 10-15 см и длиной в игровую площадку. Затем «рыбаки» начинают медленно передвигаться вперед для ловли «рыбок». Рыбы должны проскользнуть ее, перепрыгивая через сеть. Кто заденет сеть, считается пойманным и выбывает из игры.

• Комаромахалка (дэйбиир)

Дети выбирают салку, у которого дэйбиир, а остальные дети свободно бегают по площадке. Задача салки коснуться дэйбиирем любой части тела детей и не дать возможность им убежать.

• Водопой из проруби (ойбонтон уулааһын)

Положение в широкой стойке, руки за спиной. Не сгибая ноги, наклониться, доставая лбом стоящего на полу кубика. Сначала достать кубики, стоящие пирамидкой, затем постепенно убирать по одному кубику, если ребенок правильно выполняет упражнение. Победу присуждают тому, кто коснулся лбом пола и принял исходное положение.

• Капкан (Сохсо)

На полу, по всей игровой площадке размером 6x10, разбросаны обручи разного цвета, это «капканы» (расстояние между ними 80-100см). Дети «зверята» выходя на прогулку, должны бегать осторожно, не наступая на «капканы». Те, кто наступят на «капканы» считаются пойманными.

Как утверждают авторы данного пособия на развитие ловкости у детей, также оказывают большое влияние национальные виды игр и упражнений. Национальные прыжки развивают телесную ловкость, ловкость передвижений. Виды национальной борьбы развивают телесную ловкость, предметную ловкость, ловкость в единоборствах. Метания как виды двигательной активности воспитывают ловкость передвижений и предметную ловкость. Кроме того, эти упражнения оказывают региональное и глобальное влияние на организм. По мнению Н.К.Шамаева Якутские национальные подвижные игры способствуют своевременному развитию ловкости. (27)


Date: 2015-09-24; view: 1451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию