Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные научные исследования в области развития физических качеств у детей дошкольного возраста





 

В основе работ отечественных и зарубежных ученых Ф.Лагранж, П.Ф.Лесгафт, Е.А.Аркин, Н.А.Бернштейн и др. лежит принцип целесообразности движений, т.е. умение человека рационально использовать имеющиеся двигательные навыки и проявлять психофизические качества в разнообразных видах деятельности с минимальным усилием и максимальной эффективностью. Достижения современной науки и техники преобразуют условия жизни и деятельности человека, что в свою очередь оказывает влияние на социальный заказ общества в области физического воспитания. Эти изменения касаются не столько количественной, сколько качественной стороны. Все большее значение приобретают такие психофизические качества, как быстрота и точность движений, их своевременность, согласованность и экономичность, хорошо развитая кинестезия.

Двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна, поэтому процесс физического воспитания направлен на формирование у дошкольников рациональных, экономных, осознанных движений, накопления двигательного опыта и сознательного его использования в повседневной жизни (П.Ф.Лесгафт). На протяжении долгих тысячелетий эволюции животных имело место безостановочное усложнение и увеличение двигательных задач, решение которых было жизненно важным в борьбе особей за существование. Неумолимая жизненная необходимость двигаться все проворнее, точнее, ловчее была ведущим началом в развитии мозга

и всех его вспомогательных органов (Н.А.Бернштейн). По мнению специалистов Н.А.Бернштейна, В.С.Фарфеля, И.М.Туревского ловкость обеспечивает достижение успеха в таких видах деятельности, где необходимо быстро осмысливать и регулировать свои действия, координационно приспосабливаться к решению непредвиденных задач. Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [13, с.84]. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще не достаточно изучены. В настоящее время широко обсуждаются вопросы генетической и социальной обусловленности уровня работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств: ловкости, выносливости, силы быстроты и т.д. Это тема многих исследований, потому довольно распространенной является точка зрения и взаимообусловленности социальных и биологических факторов в развитии детей. Сегодня проблема воспитания является наименее разработанной. Если о силе, быстроте и выносливости уже существует достаточно ясное представление относительно их проявлений, возрастной динамики и контроля, то категория «ловкость» не имеет даже полного определения. Анализ психолого-педагогической, медико-биологической и специальной литературы выявил неоднозначность в понимании и трактовке термина «ловкость». Большинство ученых определяют ловкость, как сложное физическое качество (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев,Н.Ф.Зимкин). Другие (И.М.Туревский, Т.В.Артамонова) рассматривают ловкость как комплекс психических и моторных способностей. Третья группа исследователей отоджествляют ловкость с координационными способностями (А.А.Гужаловский, В.И.Лях, Г.А.Решетнева), допускается также точка зрения, что ловкости вообще не существует (Ю.Ф.Змановский). Одним из первых сущность ловкости попытался определить Ю.Лагранж. Он писал: «Ловкость зависит прежде всего от точного согласования мышц, совершающих движение, управляет же мышцами и согласует их действие мозг». Далее автор обосновывает мнение, что данное психофизическое качество следует развивать с раннего возраста, предоставляя необходимую работу мозгу. Наиболее глубоко данную проблему изучал выдающийся психофизиолог Н.А.Бернштейн. Ученый определяет ловкость как способность справиться с возникшей двигательной задачей:

1. правильно. 2. быстро. 3. рационально, 4. находчиво.

Основываясь на теории уровневого построения движений Н.А.Бернштейн доказывает, что ловкость тесно связана с работой коры больших полушарий и является качеством упражняемым. Что подтверждено исследованиями ученых, что каждый новый, хорошо освоенный двигательный навык повышает общий уровень ловкости. Ученые, работавшие над проблемой воспитания психофизических качеств и ловкости, в частности, рассматривают ее как наиболее совершенную форму движений человека, в которой сочетаются целесообразность и экономичность. Ловкость — это завершающий этап овладения ребенком движениями. Она формирует у детей точность, ритмичность, согласованность отдельных движений, ориентировку в пространстве, чувство равновесия, умение подчинять свои действия внезапным изменениям обстановки. В основе данного психофизического качества лежит подвижность двигательного навыка, успешное освоение которого способствует совершенствованию и овладению новыми, более сложными движениями. С психологической точки зрения, как утверждают исследователи, ловкость зависит от полноценного восприятия собственных движений и окружающей обстановки, инициативности. Она тесно связана с быстротой и точностью сложных двигательных реакций. Исследователями В.С.Фарфель, Н.А.Фоминым, В.И.Лях, С.М.Михайловой установлено, что при отсутствии специальной тренировки в возрасте от 6-13 лет ловкость не только прекращает процесс развития, но и нередко ухудшается. Что обязывает педагогов целенаправленно развивать данное психофизическое качество у детей дошкольного возраста. По мнению В.М.Зациорского специфичность ловкости определяется качественно отличными навыками в различных видах деятельности человека, поэтому развитию данного вида качества способствуют разнообразные упражнения, которые включают элемент новизны и представляют определенные координационные трудности. Существенное значение в воспитании данного качества имеет избирательное совершенствование способности точно воспринимать свои движения в пространстве и времени, поддерживать равновесие, рационально чередовать напряжение и расслабление [13, с.87]. Как утверждает Николай Климович Шамаев основным условием воспитания ловкости является новизна изучаемых упражнений. Повторение хорошо освоенных действий воспитанию ловкости не содействуют. Длительные перерывы в упражнениях приводят к потере способностей. Наиболее благоприятные условия для развития и воспитания ловкости дошкольный и младший школьный возраст. И что если был упущен этот период то после окончания школы ловкость практически не поддается совершенствованию.


Известно, что ловкость возрастает при овладении новыми движениями, так программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено последовательное усложнение основных движений.

В содержание работы по развитию ловкости в старших группах включаются:

1. изменение скорости, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;

2. применение различных исходных положений;

3. выполнение согласованных действий несколькими участниками;

4. более сложные сочетания основных движений;

5. усложнение условий игры;

6. упражнения в кружении, динамическом равновесии;

7. спортивные игры и упражнения.

Основу ловкости составляет осознанное представление структуре движении, его пространственно-временных характеристик, технике движения. Большое значение имеет обыгрывание навыка в различных условиях, что способствует отработке сенсорных коррекций и улучшению тренированности выполняющих движение мышц По мнению А.Ц.Пуни, автоматизированное действие «осознанно по слов», т.е ребенок может объяснить последовательность выполняемого упражнения. При правильном методическом обучении эта способность приобретается в старшем дошкольном возрасте. (15 с.71). Степень осознанности выполнения физического упражнения у детей шестого года жизни можно выявить, предложив ребенку ответить на ряд вопросов:


1. Скажи, как называется упражнение, которое ты только что выполнил?

2. Можешь ли ты рассказать, как оно выполняется?

3. Как ты понимаешь, что такое исходное положение?

4. Как ты думаешь, что значит, принять правильное исходное положение? Зачем это нужно?

5. Научи меня выполнять какое - нибудь упражнение. Расскажи, как оно выполняется.

6. Скажи, правильно ли я выполнила твое упражнение? (педагог сознательно допускает ошибку- принимает другое и.п. для рук, ног и др.) Может быть есть ошибки? Почему движение не получилось?

Как показывают наблюдения, большинство детей выполняют физические упражнения неосознанно. Дети старшего дошкольного возраста не имеют четко представления о структуре движения, не знают исходных положений и не понимают взаимосвязи между правильно принятым исходным положением и качественным выполнением движения, не умеют варьировать выполняемое движение. Большинство детей сочетание движения показом и комментариями воспитателя или молча показывают упражнение. Причина этого явления видится в том, что при обучении детей физическим упражнениям воспитатели чаще прибегают к механическому показу, мало обращаются к сознанию дошкольников, не раскрывают зависимость между правильно принятым исходным положением и конечным результатом движения.

Изучение теоретического аспекта проблемы подтверждает: ловкость детей шестого года жизни включает следующие компоненты: осознанность выполнения движений с использованием двигательного опыта, быстрота усвоения нового, координация движений, быстрота реакции на сигнал.

На основе вышесказанного можно сделать вывод: не только особенности нервной системы детей дошкольного возраста влияют на проявление ловкости, но и методика проведения физкультурно - оздоровительной работы в целом. Методические ошибки, допущенные при обучении физических упражнений оказывают большее отрицательное влияние на воспитание данного психофизического качества.

Сформированные двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение. Благодаря этому есть возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Следовательно, правильно организованное педагогическое воздействие по целенаправленному формированию и совершенствованию физических качеств оказывает положительное влияние на здоровье ребёнка, на работоспособность организма, умственное развитие.








Date: 2015-09-24; view: 3676; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию