Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы развития творчества





Известно множество методов улучшения и развития как индивидуального, так и группового творчества и производства новаторских идей. В бизнесе они применяются ко всем сферам, начиная с маркетинга и продвижения продукта и заканчивая стратегическим менеджментом. Что касается остальных сфер человеческой деятельности, то эти методы используются в образовании (для стимулирования творческого потенциала учащихся), науке (для генерации научных гипотез), государственном управлении (для создания более эффективных служб) или правительственных структурах (для определения стратегических направлений развития).

В качестве наиболее распространенных методов можно назвать следующие:

1. перебор свойств и внесение в список;

2. построение сценариев незавершенных процессов;

3. форсированные отношения;

4. персонификация;

5. методики ввода-вывода;

6. синектика;

7. метод мозговой атаки;

8. мозговой штурм;

9. метод Дельфи

10. метод фокальных объектов

В основе применения всех этих методов лежат общие принципы творческого производства идей. Во-первых, творчество легко блокируется оценкой и критикой. Процесс генерации идей должен быть отделен от процесса их оценки и выбора лучшей идеи. Во-вторых, творчеству препятствует переизбыток опыта, знаний или экспертной квалификации. В группах, где происходит создание идей, должны обеспечиваться разнохарактерность и присутствие различных дисциплин. В-третьих, в этих группах не должны участвовать агрессивные, склонные к доминированию, навязыванию своего мнения люди. В-четвертых, маленькие группы очень сильно зависят от модератора, а в больших нет спонтанности. Оптимальный размер инновационной группы — порядка двенадцати человек. Наконец, результаты деятельности группы зависят от рабочих условий. Требуется тихая, приятная и расслабляющая атмосфера, без внешних воздействий и наблюдателей.

Метод фокальных объектов

Неожиданные результаты может дать применение метода фокальных объектов (МФО), впервые предложенного в 1926г. и усовершенствованного Ч.Вайомингом в 50-х годах прошлого века.

Поиск решения ведется в следующей последовательности:

а) выбор фокального объекта (формулировка проблемы);

б) выбор двух и более случайных объектов, ассоциативно или по смыслу не подходящих к фокальному объекту (например: если фокальный объект «окно», то случайными объектами не могут быть «подоконник» или «шторы»);

в) выделение характерных признаков случайных объектов (внешний вид, устройство, назначение, ассоциативные признаки);

г) генерирование идеи путем перенесения (наложения) признаков случайных объектов на фокальный объект, который при этом оказывается как бы в «фокусе» переноса;

д) творческое развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций;

е) оценка полученных идей и отбор полученных решений.

 

Пример применения МФО приведен в таблице 1

 

Таблица 11 – Поиск новых моделей методом фокальных объектов

 

Проблема Случайный объект Свойства случайного объекта Идеи
Совершенство- вание компьютерной клавиатуры Горы Снежная лавина Регулирование температуры клавиш
Высокие Регулирование высоты клавиш
Реки Прозрачные реки Прозрачные клавиши
Кошка Мяукает Звуковые клавиши
Мягкий мех Мягкие клавиши

 

Задание 5.1

По методу фокальных объектов (МФО) усовершенствуйте, объект или процесс, предложив не менее 5 новых разработок. Случайные объекты выбрать произвольно, для каждого взять пять признаков.

Вопросы для обоснования новой модели:

- Что получилось?

- Каким образом или где это можно использовать?

- Кому это будет нужно?

- Будет ли эффект от внедрения?

 

Задание 5.2

Ознакомиться с возможными действиями менеджера и ответить на вопросы.

Важная задача менеджера - максимально задействовать творческий потенциал коллектива. Для этого менеджер может осуществлять следующее действия.

1. Предлагать сотрудникам работу, способствующую их об­щению.

2. Проводить с коллективом совещания" советоваться с ним по делам фирмы.

3. Сохранять неформальные группы в коллективе, не мешаю­щие функционированию фирмы.

4. Создавать условия для социальной активности работника.

5. Предлагать сотрудникам более содержательную творческую работу.

6. Обеспечивать им обратную связь в соответствии с достиг­нутыми результатами.

7. Оценивать и поощрять вое положительные достижения каждого сотрудника.

8. Привлекать подчиненных к формулировке целей фирмы и выработке решений.

9. Делегировать подчиненным часть своих прав и полномочий.

10. Обеспечивать продвижение инициативных подчиненных по служебной лестнице.

11. Организовывать постоянную подготовку и переподготовку сотрудников для повышения их компетентности.

12. Открывать для подчиненных возможности развития их потенциала.

13. Представлять сотрудникам сложную и ответственную работу, которая потребовала бы от них полной самоотдачи.

14. Постоянно развивать у подчиненных творческое начало в работе.

Вопросы:

1. Какие действия менеджера по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и почему?

2. Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать менеджер, чтобы добиться роста производительности и повышения активности труда подчиненных?

 

Для того чтобы более полно использовать творческий потенциал коллектива, необходимы:

• безоговорочная поддержка руководством инновационных идей. Ценностные установки руководителей во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, осо­бой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;

• всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в
продуктах, процессах, организационных методах). В этом менеджеры видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими нетривиальные идеи;

• высокое качество постоянное совершенствование коммуни­каций. Когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образу­ются новые информационные комбинации и связи на каждом
уровне управления, возникает большая вариантность решений. Поэтому инновационные структуры усиливает циркуляцию ин­формации между подразделениями и отдельными сотрудниками.
Во время «мозговой атаки» соблюдается непременное условие: никто не имеет права подвергать критике высказанные точки зрения. Свобода мнений и выдвижение идей должна быть гарантирована системой, поощряющей многообразие и несхожесть идей;

• применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены во все фазы внедрения инновации и принятия решения. Такое участие предупреждает
сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности;

• использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности, и, кроме того, множество мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство фирмы поддерживает в них чувство социальной значимости защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста.

Вопросы:

3. Какие действия менеджера по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и
почему?

4 Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать менеджер, чтобы добиться роста производительности и повышения активности труда подчиненных?

Date: 2015-09-24; view: 3008; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию