Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методы развития творчества
Известно множество методов улучшения и развития как индивидуального, так и группового творчества и производства новаторских идей. В бизнесе они применяются ко всем сферам, начиная с маркетинга и продвижения продукта и заканчивая стратегическим менеджментом. Что касается остальных сфер человеческой деятельности, то эти методы используются в образовании (для стимулирования творческого потенциала учащихся), науке (для генерации научных гипотез), государственном управлении (для создания более эффективных служб) или правительственных структурах (для определения стратегических направлений развития). В качестве наиболее распространенных методов можно назвать следующие: 1. перебор свойств и внесение в список; 2. построение сценариев незавершенных процессов; 3. форсированные отношения; 4. персонификация; 5. методики ввода-вывода; 6. синектика; 7. метод мозговой атаки; 8. мозговой штурм; 9. метод Дельфи 10. метод фокальных объектов В основе применения всех этих методов лежат общие принципы творческого производства идей. Во-первых, творчество легко блокируется оценкой и критикой. Процесс генерации идей должен быть отделен от процесса их оценки и выбора лучшей идеи. Во-вторых, творчеству препятствует переизбыток опыта, знаний или экспертной квалификации. В группах, где происходит создание идей, должны обеспечиваться разнохарактерность и присутствие различных дисциплин. В-третьих, в этих группах не должны участвовать агрессивные, склонные к доминированию, навязыванию своего мнения люди. В-четвертых, маленькие группы очень сильно зависят от модератора, а в больших нет спонтанности. Оптимальный размер инновационной группы — порядка двенадцати человек. Наконец, результаты деятельности группы зависят от рабочих условий. Требуется тихая, приятная и расслабляющая атмосфера, без внешних воздействий и наблюдателей. Метод фокальных объектов Неожиданные результаты может дать применение метода фокальных объектов (МФО), впервые предложенного в 1926г. и усовершенствованного Ч.Вайомингом в 50-х годах прошлого века. Поиск решения ведется в следующей последовательности: а) выбор фокального объекта (формулировка проблемы); б) выбор двух и более случайных объектов, ассоциативно или по смыслу не подходящих к фокальному объекту (например: если фокальный объект «окно», то случайными объектами не могут быть «подоконник» или «шторы»); в) выделение характерных признаков случайных объектов (внешний вид, устройство, назначение, ассоциативные признаки); г) генерирование идеи путем перенесения (наложения) признаков случайных объектов на фокальный объект, который при этом оказывается как бы в «фокусе» переноса; д) творческое развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций; е) оценка полученных идей и отбор полученных решений.
Пример применения МФО приведен в таблице 1
Таблица 11 – Поиск новых моделей методом фокальных объектов
Задание 5.1 По методу фокальных объектов (МФО) усовершенствуйте, объект или процесс, предложив не менее 5 новых разработок. Случайные объекты выбрать произвольно, для каждого взять пять признаков. Вопросы для обоснования новой модели: - Что получилось? - Каким образом или где это можно использовать? - Кому это будет нужно? - Будет ли эффект от внедрения?
Задание 5.2 Ознакомиться с возможными действиями менеджера и ответить на вопросы. Важная задача менеджера - максимально задействовать творческий потенциал коллектива. Для этого менеджер может осуществлять следующее действия. 1. Предлагать сотрудникам работу, способствующую их общению. 2. Проводить с коллективом совещания" советоваться с ним по делам фирмы. 3. Сохранять неформальные группы в коллективе, не мешающие функционированию фирмы. 4. Создавать условия для социальной активности работника. 5. Предлагать сотрудникам более содержательную творческую работу. 6. Обеспечивать им обратную связь в соответствии с достигнутыми результатами. 7. Оценивать и поощрять вое положительные достижения каждого сотрудника. 8. Привлекать подчиненных к формулировке целей фирмы и выработке решений. 9. Делегировать подчиненным часть своих прав и полномочий. 10. Обеспечивать продвижение инициативных подчиненных по служебной лестнице. 11. Организовывать постоянную подготовку и переподготовку сотрудников для повышения их компетентности. 12. Открывать для подчиненных возможности развития их потенциала. 13. Представлять сотрудникам сложную и ответственную работу, которая потребовала бы от них полной самоотдачи. 14. Постоянно развивать у подчиненных творческое начало в работе. Вопросы: 1. Какие действия менеджера по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и почему? 2. Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать менеджер, чтобы добиться роста производительности и повышения активности труда подчиненных?
Для того чтобы более полно использовать творческий потенциал коллектива, необходимы: • безоговорочная поддержка руководством инновационных идей. Ценностные установки руководителей во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений; • всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в • высокое качество постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом • применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены во все фазы внедрения инновации и принятия решения. Такое участие предупреждает • использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности, и, кроме того, множество мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство фирмы поддерживает в них чувство социальной значимости защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста. Вопросы: 3. Какие действия менеджера по увеличению творческой отдачи в работе подчиненных вы считаете главными и 4 Какие еще меры, по вашему мнению, может предпринимать менеджер, чтобы добиться роста производительности и повышения активности труда подчиненных? Date: 2015-09-24; view: 3077; Нарушение авторских прав |