Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление поведением персонала организацииСитуация «Поведение личности в группах» Общие положения Анализ отношений в коллективе и изучение процессов взаимодействия руководителя с подчиненными могут осуществляться на основе социометрических измерений, которые позволяют дать количественные и качественные оценки человеческих отношений, имеющих место в группе на основе взаимных симпатий и антипатий. Полученные результаты руководитель может использовать для анализа социально-психологического климата в группе, проведения деловой оценки кадров управления и разрешения социально-психологических конфликтов. К методикам, в основе которых лежат проводимые социометрические измерения, относится методика Дж. Морено (см.: Жуп-лев А.В. Эффект горизонта: Руководитель и кадры. – М., 1989), позволяющая определить степень сплоченности группы, установить имеющие место симпатии — антипатии между членами группы, выявить очаги неформальной сплоченности или разобщенности в группе. Исходными данными для проведения расчетов являются результаты социометрического опроса, при котором каждому опрашиваемому вручается социометрическая анкета (или карточка). Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о правилах заполнения карточки (см.: Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Фереги. – М., 1990). В зависимости от целей (в нашем примере цель состоит в анализе социально-психологического климата в группе) в социометрической карточке перед каждым членом группы ставится вопрос: «С кем бы вы хотели (не хотели) работать вместе?» Отвечая на вопрос, каждый участник определяет свое отношение к другим членам группы. Участники опроса фиксируют свои ответы в социометрической карточке (табл. 8.1), которая заполняется каждым членом группы индивидуально и не подлежит оглашению.
Таблица 4 – Социометрическая карточка
+ – положительный выбор (желание вместе работать); - – отрицательный выбор (нежелание вместе работать); 0 – нейтральный выбор. Результаты опроса заносятся в групповую матрицу (табл. 8.2), которая позволяет наглядно представить первичную информацию и упростить математическую обработку собранных данных. Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которой по строкам помещены ответы каждого из опрошенных членов группы (по дихотомическому критерию). Постановка задачи Используя исходные, предложенные преподавателем данные: а) оцените степень сплоченности группы; б) выявите «социометрические позиции» членов группы по признакам симпатии – антипатии; в) выявите существующие внутригрупповые подсистемы, или очаги неформальной сплоченности, разобщенности группы. Методические указания и решение ситуации Количественными характеристиками межличностных отношений являются социометрические индексы, которые можно разделить на Таблица 5 – Групповая социометрическая матрица
два класса. Первый класс – персональные социометрические индексы, отражающие индивидуальные социально-психологические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. Второй класс – групповые индексы, характеризующие группу в целом. Структура анализируемых групповых отношений может быть наглядно представлена и в графической форме, в виде социограммы (рис. 8.1). Визуальный анализ социограммы позволяет судить о сложившихся взаимоотношениях в группе в аспекте того, как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается. Представленная социограмма может быть упрощена (и соответственно, упрощен проводимый анализ групповых отношений), если отдельно представить существующие «положительные» (рис. 8.2) и «отрицательные» (рис. 8.3) связи. По количеству отданных выборов можно судить о степени и характере потребности отдельных членов и группы в целом в общении. В нашем примере члены группы, стоящие в списке под № 1, 3 – 6, проявляют умеренную потребность в общении (два-три отданных выбора из пяти возможных). Денисов (№ 2) обнаруживает по результатам анализа наименьшую потребность в общении.
Рис. 1 Социограмма групповых отношений
Рис. 2. Положительные выборы Рис. 3. Отрицательные по критерию выборы по критерию Рис. 8.3. Отрицательные выборы по критерию По количеству полученных выборов можно судить о характере и степени влияния того или иного члена группы на других коллег по работе. Используя данные табл. 8.2 и сопрограммы, можно сделать вывод о том, что наивысшим статусом в группе обладает Гусев (№ 3) – три положительных выбора. Члены группы – Гусев, Новиков и Зимин образуют неформальную группу, выбирая друг друга. Глазунов (№ 1) и Давыдов (№ 6) испытывают взаимную неприязнь. Из социограммы видно, что в сложившихся отношениях сотрудники (№ 2, 3 и 6) могут работать в единой рабочей группе, так как имеют замкнутый контур положительных выборов. Единая рабочая группа с учетом сложившихся отношений не может быть сформирована из сотрудников № 1, 3 и 6. Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов. Используя исходные данные, можно получить следующие соотношения.
Таблица 6
По полученным результатам группа характеризуется средней степенью сплоченности (57% составляют нейтральные выборы и только 33% положительных выборов). Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности группы (Iгр). Он рассчитывается как отношение разности взаимоположительных и взаимоотрицательных выборов по группе к общему количеству всех возможных выборов:
(1)
где ВП – число взаимоположительных выборов в группе; ВО – число взаимоотрицательных выборов в группе; N – число членов группы, участвовавших в опросе. В нашем примере
Полученное значение Iгр подтверждает ранее сделанный вывод о невысоком уровне сплоченности группы:
(2)
Анализ уровня связанности группы по выделенному критерию следует проводить, используя индекс социометрической когерентности (Iког). Данный индекс можно рассчитать как отношение количества отданных (или полученных) выборов к общему количеству всех возможных выборов:
(3)
где К0 – число отданных выборов по группе; Кп – число полученных выборов по группе; N – число членов группы, участвовавших в опросе. В нашем примере Сплоченность группы может быть изменена с помощью индекса взаимности (Iв). Сплоченность группы проявляется прежде всего в количестве взаимоположительных связей, поэтому индекс сплоченности рассчитывается по формуле
(4)
В нашем примере Это невысокое значение межгрупповой взаимности. Наиболее распространенными персональными социометрическими индексами являются социометрический статус члена группы, индекс эмоциональной экспансивности и индекс объема взаимодействия. Социометрический статус (CI) отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:
(5)
где Кin – количество голосов (выборов), полученных i-м членом группы. Одновременно принято исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся частями общего социометрического статуса индивида:
(7)
где C+I, (C-i) – положительный (отрицательный) социометрический статус i-го члена группы; Кi+n – количество положительных выборов, полученных i-м членом группы; Кi-n – количество отрицательных выборов, полученных i-м членом группы. Для характеристики степени активности каждого члена группы, его отношения к окружающим можно использовать индекс эмоциональной экспансивности (Еi), исчисляемый по формуле
(7)
где Ki0 – количество выборов (голосов), отданных i-м членом группы. Аналогично рассчитываются индексы положительной и отрицательной экспансивности:
(8)
где Е+i (Е-i) – положительный (отрицательный) индекс эмоциональной экспансивности; К0i(+) – количество положительных выборов, отданных i-м членом группы; К0i(-) – количество отрицательных выборов, отданных i-м членом группы. Дополняет эти социометрические показатели индекс объема взаимодействия (Ai), который характеризует каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта:
(9)
где Ki(+)n – количество положительных выборов, полученных i-м членом группы; Ki(-)n – количество отрицательных выборов, полученных i-м членом группы. В табл. 8.3 приведены расчетные значения указанных выше персональных социометрических индексов для нашего примера. Если расположить полученные значения индекса взаимности членов группы в порядке убывания, то можно сформировать относительные оценки авторитетности. Социометрические соотношения довольно динамичны вследствие изменчивости отношений людей, их взглядов, восприятия происходящих событий и т.д. В этой связи не следует абсолютизировать возможности и результаты социометрического анализа. Их следует рассматривать как первичную информацию для более содержательного анализа отношений в рабочем коллективе.
Таблица 7 - Значения персональных социометрических индексов
|