Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление поведением персонала организации





Ситуация «Поведение личности в группах»

Общие положения

Анализ отношений в коллективе и изучение процессов взаимо­действия руководителя с подчиненными могут осуществляться на основе социометрических измерений, которые позволяют дать ко­личественные и качественные оценки человеческих отношений, имеющих место в группе на основе взаимных симпатий и анти­патий. Полученные результаты руководитель может использовать для анализа социально-психологического климата в группе, про­ведения деловой оценки кадров управления и разрешения соци­ально-психологических конфликтов.

К методикам, в основе которых лежат проводимые социомет­рические измерения, относится методика Дж. Морено (см.: Жуп-лев А.В. Эффект горизонта: Руководитель и кадры. – М., 1989), позволяющая определить степень сплоченности группы, устано­вить имеющие место симпатии — антипатии между членами груп­пы, выявить очаги неформальной сплоченности или разобщенно­сти в группе.

Исходными данными для проведения расчетов являются ре­зультаты социометрического опроса, при котором каждому опра­шиваемому вручается социометрическая анкета (или карточка). Социометрическая карточка начинается с обращения, в котором объясняются цели опроса, его смысл и формулируется просьба об участии в опросе. Далее четко излагается информация о правилах заполнения карточки (см.: Как провести социологическое иссле­дование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Фереги. – М., 1990).

В зависимости от целей (в нашем примере цель состоит в анализе социально-психологического климата в группе) в социометрической карточке перед каждым членом группы ставит­ся вопрос: «С кем бы вы хотели (не хотели) работать вместе?» Отвечая на вопрос, каждый участник определяет свое отношение к другим членам группы. Участники опроса фиксируют свои от­веты в социометрической карточке (табл. 8.1), которая заполня­ется каждым членом группы индивидуально и не подлежит огла­шению.

 

Таблица 4 – Социометрическая карточка

 

 

 

Кто выбирает Кого выбирают среди членов группы Количество отданных выборов  
Глазу­нова Дени­сова Гусева Нови­кова Зимина Давы­дова  
+ - Всего  
Глазунов   + -     -        

 

+ – положительный выбор (желание вместе работать);

- – отрицательный выбор (нежелание вместе работать);

0 – нейтральный выбор.

Результаты опроса заносятся в групповую матрицу (табл. 8.2), которая позволяет наглядно представить первичную информацию и упростить математическую обработку собранных данных. Социометрическая матрица представляет собой таблицу, в которой по строкам помещены ответы каждого из опрошенных чле­нов группы (по дихотомическому критерию).

Постановка задачи

Используя исходные, предложенные преподавателем данные: а) оцените степень сплоченности группы; б) выявите «социометрические позиции» членов группы по признакам симпатии – антипатии; в) выявите существующие внутригрупповые подсистемы, или очаги неформальной сплоченности, разобщенности группы.

Методические указания и решение ситуации

Количественными характеристиками межличностных отноше­ний являются социометрические индексы, которые можно разделить на

Таблица 5 – Групповая социометрическая матрица

 

N п/п Кто выбирает Кого выбирают Количество отданных выборов
                    + Всего
  Глазунов   +          
  Денисов           +      
  Гусев   +   + +        
  Новиков     +   +        
  Зимин     + +          
  Давыдов   +            
Количество + полученных выборов — Всего              
             
             

 

два класса. Первый класс – персональные социометри­ческие индексы, отражающие индивидуальные социально-психо­логические свойства личности, проявляющиеся в отношении к членам группы. Второй класс – групповые индексы, характери­зующие группу в целом.

Структура анализируемых групповых отношений может быть наглядно представлена и в графической форме, в виде социограммы (рис. 8.1). Визуальный анализ социограммы позволяет судить о сложившихся взаимоотношениях в группе в аспекте того, как члены группы выбирают и кого, кто более активно выбирается, кто чаще отвергается.

Представленная социограмма может быть упрощена (и соответ­ственно, упрощен проводимый анализ групповых отношений), если отдельно представить существующие «положительные» (рис. 8.2) и «отрицательные» (рис. 8.3) связи.

По количеству отданных выборов можно судить о степени и ха­рактере потребности отдельных членов и группы в целом в общении. В нашем примере члены группы, стоящие в списке под № 1, 3 – 6, проявляют умеренную потребность в общении (два-три отданных выбора из пяти возможных). Денисов (№ 2) обнаруживает по результатам анализа наименьшую потребность в общении.

 

Рис. 1 Социограмма групповых отношений

 

 

Рис. 2. Положительные выборы Рис. 3. Отрицательные по критерию выборы по критерию

Рис. 8.3. Отрицательные выборы по критерию

По количеству полученных выборов можно судить о характере и степени влияния того или иного члена группы на других коллег по работе.

Используя данные табл. 8.2 и сопрограммы, можно сделать вывод о том, что наивысшим статусом в группе обладает Гусев (№ 3) – три положительных выбора. Члены группы – Гусев, Новиков и Зимин образуют неформальную группу, выбирая друг друга. Глазунов (№ 1) и Давыдов (№ 6) испытывают взаимную не­приязнь. Из социограммы видно, что в сложившихся отношениях сотрудники (№ 2, 3 и 6) могут работать в единой рабочей группе, так как имеют замкнутый контур положительных выборов. Единая рабочая группа с учетом сложившихся отношений не может быть сформирована из сотрудников № 1, 3 и 6.

Сплоченность группы может быть охарактеризована соотно­шением положительных, отрицательных и нейтральных выборов. Используя исходные данные, можно получить следующие соот­ношения.

 

Таблица 6

 

Всего получено выборов по группе   В том числе  
положительных отрицательных нейтральных
шт. % шт. % шт. % шт. %
               

 

По полученным результатам группа характеризуется средней степенью сплоченности (57% составляют нейтральные выборы и только 33% положительных выборов).

Интегральную характеристику сплоченности в группе можно получить с помощью индекса сплоченности группы (Iгр). Он рас­считывается как отношение разности взаимоположительных и взаимоотрицательных выборов по группе к общему количеству всех возможных выборов:

 

(1)

 

где ВП – число взаимоположительных выборов в группе;

ВО – число взаимоотрицательных выборов в группе;

N – число членов группы, участвовавших в опросе.

В нашем примере

 

 

Полученное значение Iгр подтверждает ранее сделанный вывод о невысоком уровне сплоченности группы:

 

(2)

 

Анализ уровня связанности группы по выделенному критерию следует проводить, используя индекс социометрической когерентности (Iког). Данный индекс можно рассчитать как отношение ко­личества отданных (или полученных) выборов к общему количе­ству всех возможных выборов:

 

(3)

 

где К0 – число отданных выборов по группе;

Кп – число полученных выборов по группе;

N – число членов группы, участвовавших в опросе.

В нашем примере

Сплоченность группы может быть изменена с помощью индекса взаимности (Iв). Сплоченность группы проявляется прежде всего в количестве взаимоположительных связей, поэтому индекс сплоченности рассчитывается по формуле

 

(4)

 

В нашем примере

Это невысокое значение межгрупповой взаимности.

Наиболее распространенными персональными социометричес­кими индексами являются социометрический статус члена груп­пы, индекс эмоциональной экспансивности и индекс объема вза­имодействия.

Социометрический статус (CI) отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

 

(5)

 

где Кin – количество голосов (выборов), полученных i-м членом группы.

Одновременно принято исчислять положительный и отрица­тельный статусы, являющиеся частями общего социометрического статуса индивида:

 

(7)

 

где C+I, (C-i) – положительный (отрицательный) социометрический статус i-го члена группы;

Кi+n – количество положительных выборов, полученных i-м чле­ном группы;

Кi-n – количество отрицательных выборов, полученных i-м членом группы.

Для характеристики степени активности каждого члена группы, его отношения к окружающим можно использовать индекс эмоциональной экспансивности (Еi), исчисляемый по формуле

 

(7)

 

где Ki0 – количество выборов (голосов), отданных i-м членом группы.

Аналогично рассчитываются индексы положительной и отри­цательной экспансивности:

 

(8)

 

где Е+i-i) – положительный (отрицательный) индекс эмоциональной экспансивности;

К0i(+) – количество положительных выборов, отданных i-м членом группы;

К0i(-) – количество отрицательных выборов, отданных i-м членом группы.

Дополняет эти социометрические показатели индекс объема взаимодействия (Ai), который характеризует каждого члена группы одновременно и как субъекта выбора, и как объекта:

 

(9)

 

где Ki(+)n – количество положительных выборов, полученных i-м членом группы;

Ki(-)n – количество отрицательных выборов, полученных i-м чле­ном группы.

В табл. 8.3 приведены расчетные значения указанных выше персональных социометрических индексов для нашего примера.

Если расположить полученные значения индекса взаимности членов группы в порядке убывания, то можно сформировать от­носительные оценки авторитетности.

Социометрические соотношения довольно динамичны вслед­ствие изменчивости отношений людей, их взглядов, восприятия происходящих событий и т.д. В этой связи не следует абсолюти­зировать возможности и результаты социометрического анализа. Их следует рассматривать как первичную информацию для более содержательного анализа отношений в рабочем коллективе.

 

Таблица 7 - Значения персональных социометрических индексов

 

 

 

№ п/п Члены группы Социометрический статус Эмоциональная экспансивность Индекс объема
положи­тельный отрица­тельный общий положи­тельная отрица­тельная общая дей­ствия
  Глазунов   0,2 0,2 0,2 0.4 0,6 -0,2
  Денисов 0,4   0,4 0,2   0,2 +0,4
  Гусев 0,6 0,2 0,8 0,6   0,6 +0,4
  Новиков 0,4   0,4 0,4   0,4 +0,4
  Зимин 0,4   0,4 0,4   0,4 +0,4
  Давыдов 0,2 0,2 0,4 0,2 0,2 0,4  

Date: 2015-09-24; view: 937; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию