Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На рынке совершенной конкуренции
Для определения прибылей или убытков фирма должна знать, как изменяется общий, средний и предельный доход, чтобы сопоставить с аналогичными видами издержек. Характер изменения общего, среднего и предельного дохода на различных типах рынка определяется ценой, по которой продается продукция. Главная особенность совершенной конкуренции состоит в том, что цена для фирмы является постоянной величиной, Р = const. Каждая отдельная фирма продает любое количество продукции, по сложившейся отраслевой рыночной цене и не может повлиять на цену. Цена в отрасли устанавливается в результате взаимодействия отраслевого спроса D и предложения S (Рис. 5.1). Цена S1 S S2 Цена
12 12 D1 10 10 D 8 8 D2 D
10тыс ед Q 10ед Q Рис. 5.1 Равновесная цена Рис.5.2 График спроса в отрасли для фирмы Предположим, что в отрасли действует 1000фирм, каждая из которых производит 10единиц какого-либо товара. Тогда отраслевое предложение равно 10тыс.ед. В результате взаимодействия отраслевого спроса и предложения устанавливается отраслевая цена, например, 10дол. Объемы производства отдельной фирмы столь незначительны, что увеличение или сокращение производства не может повлиять на отраслевое предложение и отраслевую цену. Если одна фирма увеличит или уменьшит производство на 1 единицу, то объем отраслевого предложения практически не изменится, а значит, отраслевая цена останется на прежнем уровне. Поэтому любое количество фирма продает по существующей цене - 10дол. Если отдельная фирма повысит цену, то не сможет продать ни одной единицы продукции, так как все остальные фирмы продают по данной цене; если снизит, то поступит нерационально, так как весь объем она могла бы продать по более высокой рыночной цене. Поэтому при любом объеме производства цена Р = const. График спроса D для отдельной фирмы выглядит как горизонтальная линия (Рис. 5.2). Изменение отраслевого предложения и цены может произойти, если всефирмы в отрасли увеличат или уменьшат производство. Например, если каждая фирма в отрасли увеличит производство на 1ед., тогда отраслевой объем возрастет на 1000ед., график предложения сместится вниз (S2), цена снизится. При сокращении производства на 1000ед. предложение сократится, график предложения сместится вверх(S1), цена возрастет. График спроса для отрасли поэтому выглядит обычно, как нисходящая линия, что характеризует закон спроса. График спроса D для каждой фирмы (Рис.5.2) сместится вниз при более низкой цене(D2) или вверх при боле высокой цене(D1). Постоянная цена определяет все особенности фирмы в условиях совершенной конкуренции СК, в том числе особенности общего, среднего и предельного дохода. Рассмотрим, как изменяется общая выручка (общий доход), средний доход и предельный доход в условиях совершенной конкуренции на основе таблицы (табл. 5.1) и по графику (Рис. 5.3). Таблица 5.1. Изменение цены, общего, среднего и предельного дохода на рынке совершенной конкуренции
1. Общий доход (TR – total revenue) – это выручка, полученная от продажи некоторого количества продукции по данной цене TR = P Q. Общий доход возрастает равномерно, т.к. цена – постоянная величина; увеличение TR происходит только за счет возрастания объема производства. Каждая проданная единица увеличивает TR на величину цены. График TR выглядит как прямая восходящая линия; угол наклона определяется ценой (Рис.5.3). При более низкой цене угол наклона графика уменьшается, при более высокой цене угол наклона возрастает. Цена MR MR TR TR MC MC
10 AR=MR=P=D 10 MR=Р
Q Qoptim Q Рис. 5.3. Общий, средний, Рис. 5.4. Правило максимизации предельный доход прибыли Р (=MR) = MC Общий доход TR фирма учитывает, чтобы сопоставить с общими издержками ТС и так определить общую прибыль или убытки при данном количестве продукции. 2. Средний доход (AR – average revenue) – это доход в расчете на единицу продукции: AR = = = P На любом типе рынка средний доход равен цене AR = P. Но в условиях совершенной конкуренции средний доход является постоянной величиной, так как цена – постоянная величина AR = P = const. График среднего дохода AR (Рис. 5.3) совпадает с графиком спроса D, т.к. каждая точка на этом графике показывает величину цены P, по которой продается каждая единица продукции, а, следовательно, и величину среднего дохода AR, равного P = 10дол. Фирма сопоставляет средний доход AR со средними издержками АС, чтобы определить прибыль или убытки на единицу продукции. Если известна прибыль (убытки) на единицу, то, умножив эту величину на количество, можно определить величину общей прибыли (убытков) при данном объеме производства. 3. Предельный доход (MR - marginal revenue) – дополнительный доход от продажи каждой дополнительной единицы продукции. Иными словами, это прирост общего дохода в расчете на одну дополнительную единицу продукции: MR= , то есть MRn = DTR=TRn - TRn-1/DQ. Величина предельного (дополнительного) дохода MR определяется ценой, по которой продается каждая дополнительная единица продукции. Поскольку цена остается постоянной величиной, то каждая проданная единица добавляет к общему доходу величину, равную цене и эта величина является постоянной, в нашем примере равна 10дол. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции MR = P = const. График MR совпадает с графиком D и AR и показывает, сколько добавляет к общему доходу каждая дополнительная единица продукции, на сколько возрастает общий доход TR. Значение предельного дохода MR. Фирма определяет предельный доход MR, чтобы сопоставить с предельными издержками МС. Если каждая следующая дополнительная единица добавляет к доходу больше, чем она добавляет к издержкам, то есть если MR > MC, то фирма увеличивает производство, производит эту дополнительную единицу, так как прибыль будет возрастать (а если есть убытки, то они будут уменьшаться). Если дополнительная единица добавляет к доходу меньше, чем она добавляет к издержкам, то есть MR < MC, то фирма отказывается от ее производства, так как прибыль будет уменьшаться, убытки увеличиваться. Сопоставление предельного дохода MR и предельных издержек МС позволяет определить оптимальный объем производства, то есть объем, при котором прибыль максимальна (или убытки минимальны). Для этого надо рассмотреть, как изменяется предельный доход MR и предельные издержки MC при изменении (увеличении) производства. Date: 2015-09-24; view: 500; Нарушение авторских прав |